Правда постепенно вылезает и вылезает наружу. И обратно ее не затолкать. "Герой" Стрелков плавно превращается, плавно превращается.... в элементарного Гиркина.
На этот раз высказался бывший глава МГБ ДНР Андрей Пинчук. Он в интервью много о чем рассказал, но я приведу информацию только о Гиркине. Там есть кое-что новое и для меня. Например, я слышал только намеки о деятельности Гиркина в Крыму. Не знал, что его там принудительно разоружали. И что с ним связана история о единственной перестрелке со смертельным исходов в Крыму. Не знал, что он из Крыма просто вынужденно сбежал в Донбасс, чтобы загладить Крым. Загладил, нечего сказать...
Далее выдержки из интервью. Черный жирный курсив - вопросы корреспондента. Красный жирный - мои выделения. То, что для меня является основным.
"Что вы думаете о деятельности Стрелкова?
Есть такая штука под названием «альтернативная история»: ига не было, Чингисхан был молдаванином и так далее. К сожалению, в информационной сфере была создана альтернативная история, практически не имеющая отношения к тому, что происходило и происходит в Донбассе. В ней есть этот великий герой Игорь Стрелков, могучий былинный доброволец, который начал войну…
Но его показывали по телевизору.
Совершенно верно. Игорек, несомненно, какой-то свой вклад внес, но какой? Говорят, мол, Стрелков начал войну, был министром обороны. Но он зашел на Донбасс в середине апреля, а процессы шли с конца февраля — ополчение уже было создано.
Мало кто помнит, что Стрелков был даже не первым, а вторым министром обороны. Первым был Игорь Хакимзянов, которого взяли в плен под Мариуполем, где он находился до сентября 2014 года. Стрелков пробыл на Донбассе ровно четыре месяца. Они были важными, но не единственными — война идет три года. Стрелков настоящий и тот, которого показывали по телевизору, — две большие разницы.
Какой он — настоящий Стрелков?
Несомненно, он патриот — в том виде, в каком он сам хотел бы быть. Но у этого человека огромное количество комплексов и совершенно экзальтированное мировосприятие. Стрелков на Донбассе никогда не был единоличным военачальником, командовавшим всем ополчением. Он отвечал исключительно за славянско-краматорскую агломерацию, причем Краматорск он тоже не контролировал, там были другие командиры (в основном Хмурый). Да и Славянск он контролировал постольку поскольку. В Горловке находился Безлер, в Донецке — Бородай, в ряде населенных пунктов — другие не менее известные и авторитетные командиры.
Игорь Стрелков — один из многих. Просто для медийки это было удобно: он полковник, выходец из спецслужб, у него отрицательная харизма, на белогвардейца похож, усики подкручивает… Поэтому его совершенно целенаправленно крутили.
Кто организовал волну его медийки? Это человек, который к нам сейчас сидит спиной <показывает на Александра Бородая, бывшего премьер-министра ДНР, сидящего за соседним столиком в кофейне>. Ему должно быть за это стыдно.
И как — ему стыдно?
Ну, иногда. Он создал Игоря Стрелкова — затащил в Крым, отправил в Донецк.
Стрелков не хотел ехать?
Объясняю, в чем дело. В Крыму он оказался организатором некрасивой истории, связанной со штурмом топографической воинской части. Группа, в которую входил я, под руководством генерала Антюфеева разоружала батальон, которым руководил Стрелков. Он вообще-то ждал ареста и понимал, что за эту историю, если дать ей правильную юридическую квалификацию, ему придется ответить. Поэтому в Донбасс Стрелков не просто хотел, а бежал, поскольку понимал, что ему сейчас может стать нехорошо.
В Донбассе он тоже неоднозначную репутацию заработал.
Очень неоднозначную. Понимаете, проблема Игоря в том, что есть искусственно надутый мыльный пузырь под названием Игорь Иванович Стрелков, а внутри этого пузыря находится человек со своими слабостями по имени Игорь Всеволодович Гиркин. Это два разных человека, сильно друг от друга отличающихся.
Взорвал этот пузырь (после чего забрызгало всех, кто стоял рядом) сам Гиркин. Свою суровую репутацию, которую ему создали искусственно, он уничтожил.
На Донбассе он действительно контролировал передовую линию фронта. Подконтрольные ему подразделения держали и оттягивали на себя силы украинской армии — даже не столько армии, сколько добровольческих батальонов. Но он оказался слаб, сломался, у него наступил психологический кризис.
Когда это произошло?
5 июля 2014 года. Он оставил Славянск. К этому можно относиться по-разному, но связано это было не с каким-то военным расчетом, а с психическим переутомлением Гиркина.
Ему все надоело — и он, так сказать, свалил?
Абсолютно верно. Причем свалил очень некрасиво, оставив людей, которые ему доверились, мирных жителей, бросив документы, паспорта ополченцев, не вывезя их (до сих пор некоторые ополченцы ходят без паспортов, потому что они в Славянске и Краматорске остались). Гиркин бросил там оружие.
Из Славянска вышло пять колонн. Первая прорубает путь, последняя принимает на себя удары противника (что и произошло). Командир, как с тонущего корабля, должен уходить последним. А он вышел в самой безопасной колонне — второй, доехал до Донецка, сел в бункер, защищенный от обстрелов, и фактически оттуда не выходил, пока его Бородай не вывез из города в полуневменяемом состоянии."
Ну и еще пара фрагментов, где упоминается Гиркин.
"Вы приехали в Донецк в ночь с 5 на 6 июля. Какую ситуацию вы застали на месте, с чем вам пришлось иметь дело?
Не просто иметь дело, а создавать МГБ с нуля. Мой приезд совпал с приходом из Славянска большой группировки Стрелкова. До этого Донецк находился в относительно безопасном положении, за исключением аэропорта, в котором шли бои. Из-за решения Гиркина город оказался на передовой.
Когда я приехал, Донецк был в шоке. Туда прибыло около пяти тысяч человек, с оружием, некоторые в тяжелом состоянии — ведь они вышли с фронта. Из большого европейского города Донецк превратился в прифронтовой.
Вы занимали должность министра безопасности ДНР до марта 2015 года. Чем занималось ваше ведомство при вас? Трудности были?
Трудности были все, которые только можно придумать. У нас ничего не было — ни людей, ни оружия, ни техники, ни здания, потому что в строении с бункером сидел Стрелков. Все приходилось создавать с нуля. И создали достаточно быстро. Так что на первом этапе — это создание ведомства."
Очередной командир из ДНР о нем рассказал. А сколько таких рассказов еще впереди... Наверняка есть что сказать и Захарченко и Безлеру и Ходаковскому и Кононову и многим другим. Ждём-с.