Вход

Двигатель

Лукашенко: Нефтегазовые баталии закончены

27 апреля 2017 в 21:46 | Емеля |Молодёжная аналитическая группа | 1462 | 0

Президент РФ Владимир Путин 3 апреля встретился с президентом Беларуси Александром Лукашенко, в ходе встречи были обсуждены двусторонние отношения и хозяйственные разногласия в нефтегазовой сфере. Согласно итогов встречи, было сказано, «что все спорные вопросы решены».

Как сообщил президент РФ Владимир Путин по итогам переговоров со своим белорусским коллегой Александром Лукашенко, Москва и Минск договорились о том, как будет урегулирован нефтегазовый спор. Стороны нашли возможность взаимных уступок, договорились, как будет идти работа в этой сфере не только в 2017 году, но и в 2018—2019 годах.

Энергетический «конфликт», как его называют некоторые, между Россией и Беларусью, тянувшийся последние 15 месяцев, получил неожиданно быстрое разрешение после встречи глав государств. Итоги переговоров у наблюдателей оставили смешанное впечатление: после ограничения поставок нефти со стороны России, угроз Минска резко повысить тарифы на транзит нефти, претензий, излитых Александром Лукашенко в адрес Москвы в ходе февральской многочасовой конференции, теперь со стороны России на Беларусь вновь проливается золотой дождь. Что это было? Давайте разбираться.

В ЧЁМ СУТЬ И ПРЕДЫСТОРИЯ НЕФТЕГАЗОВЫХ СПОРОВ РОССИИ И БЕЛАРУСИ?

 

Энергетическое сотрудничество между Россией и Беларусью, по мнению экспертов, имеет ярко выраженный конфликт интересов нетто-экспортера и нетто-импортера энергоресурсов, который нередко приводил к осложнению двусторонних отношений. Наиболее острые противоречия в поставках российской нефти в Беларусь, происходившие в 2006—2007 годах и 2009—2010 годах, приводили к резкому обострению политических отношений между странами, блокированию транзита российской нефти в ЕС.

В марте 2006 года глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что цены на газ для Беларуси с 2007 года будут повышены до «соответствующих европейскому уровню». Контракт на поставку российского газа в Беларусь в 2007 году должен был быть заключён до конца 2006 года. Переговоры по поставкам газа несколько раз переносились.

В ходе переговоров, состоявшихся 26 декабря 2006 года, «Газпрому» и белорусской стороне не удалось договориться о цене на российский газ для Беларуси в 2007 году.

Глава «Газпрома» Алексей Миллер по итогам встречи с вице-премьером Белоруссии Владимиром Семашко заявил, что Беларуси были сделаны очень выгодные предложения — 75 долларов за тысячу кубометров (оплата денежными средствами) и 30 долларов — оплата акциями «Белтрансгаза». Беларусь настаивала на своих условиях — 75 долларов за тысячу кубометров, из которых 45 долларов оплачиваются деньгами, а 30 долларов — акциями «Белтрансгаза».

27 декабря 2006 года глава Газпрома Алексей Миллер подтвердил, что в случае незаключения контракта с Беларусью у компании не будет оснований поставлять газ этой стране. Контракт на поставки и транзит газа из РФ был подписан в Москве за две минуты до наступления нового года — 31 декабря 2006 года в 23 часа 58 минут. В соответствии с пятилетним контрактом, цена на российский газ в 2007 году составила 100 долларов за тысячу кубометров, формула цены с 1 января 2008 года была определена как соответствующая формуле цены при поставках российского газа в Европу, скидки от рыночной цены на 2008, 2009 и 2010 годы — 67%, 80% и 90% соответственно. Алексей Миллер заявил, что с постепенным повышением цены к 2011 году стоимость газа для Беларуси выйдет на европейский уровень.

В начале декабря 2006 года глава правительства РФ Михаил Фрадков подписал постановление, в соответствии с которым поставки нефти в Беларусь будут облагаться вывозной пошлиной, как и для стран, не входящих в Таможенный союз. С 1999 года, когда Россия и Беларусь подписали документ о создании Союзного государства, российская нефть, как и другая продукция, поставлялась соседям беспошлинно и соответственно стоила потребителям (нефтеперерабатывающим заводам) дешевле. Своё решение российская сторона объяснила тем, что Беларусь расторгла межправительственное соглашение, по которому 85% пошлины на экспорт, в частности, нефтепродуктов, произведённых в Беларуси из российского сырья, должны быть зачислены в российский бюджет, и лишь 15% — в бюджет Беларуси.

С 1 января 2007 года Беларусь ввела пошлину (на январь она была установлена на уровне 45 долларов за тонну нефти) на транзит российской нефти через свою территорию в Европу, что привело к прекращению поставок нефти по нефтепроводу «Дружба» в Польшу и Германию в ночь с 7 на 8 января, в Словакию — 8 января.

10 января правительство Беларуси отменило решение о взимании пошлины, 11 января поставки нефти в Европу возобновились в полном объёме, а 12 января правительства России и Беларуси по итогам двухдневных переговоров подписали соглашение по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов.

 

С 15 февраля 2007 года была повышена стоимость транзита российской нефти по территории Беларуси более чем на 30%. Повышение тарифов в Минэкономики Беларуси объяснили тем, что прежние тарифы не менялись с 1995 года. Таким образом, отметили в Минэкономики, Беларусь унифицировала транзитную ставку по прокачке нефти с аналогичной российской ставкой.

В июле 2007 года между Россией и Беларусью опять возникли разногласия из-за несвоевременной оплаты Беларусью голубого топлива. Цена для Беларуси на российский газ с начала года была повышена с 46,68 доллара до 100 долларов за тысячу кубометров. Однако Минску была предоставлена отсрочка по платежам — в первом полугодии 2007 года он оплачивал 55% поставок газа, а с июля должен был перейти на 100%-ную оплату и погасить к 23 июля весь долг. В отведённый срок «Белтрансгаз» не произвёл платёж, и «Газпром» предупредил Минск о сокращении поставок на 45% — до фактического уровня оплаты с 1 августа в случае неперечисления средств. В итоге Беларусь выделила средства из резервного фонда и в течение недели несколькими частями переправила их на счета «Газпрома».

В июне 2010 года между Москвой и Минском возник очередной газовый спор. Беларусь с начала 2010 года платила России за газ не по контракту, а по установленной ею в одностороннем порядке цене, в результате чего задолжала около 200 миллионов долларов.

15 июня президент РФ Дмитрий Медведев заявил, что даёт Беларуси пять дней, чтобы определиться с оплатой, а «Газпром» назвал дедлайн — 21 июня, после которого в случае неурегулирования ситуации поставки могут быть ограничены.

21 июня «Газпром» начал вводить ограничения в поставках газа Беларуси. 22 июня, когда поставки были сокращены уже на 30%, президент Беларуси Александр Лукашенко объявил, что поручил прекратить транзит газа из РФ в Европу. 23 июня «Газпром» довёл ограничения поставок газа Беларуси за долги до 60% от плановых объёмов. При этом глава российского газового холдинга Алексей Миллер сообщил, что транзит газа через территорию республики европейским потребителям осуществляется в полном объёме и потребители российского газа не испытывают с его поставками никаких проблем. Утром 24 июня «Газпром» сообщил, что Беларусь погасила долг, и поставки газа республике возобновлены в полном объёме. Деньги для расчёта с «Газпромом» за поставленный газ одолжил Беларуси президент Азербайджана Ильхам Алиев.

В конце марта 2010 года правительство Беларуси обратилось в Экономический суд СНГ с просьбой запретить России взимать таможенные пошлины на нефтепродукты, поставляемые в Беларусь. Белорусская сторона сослалась на межправительственное соглашение о свободной торговле от 13 ноября 1992 года и протокол о введении режима свободной торговли между Беларусью и Россией от 6 января 1995 года, которым установлено, что стороны не применяют пошлины во взаимной торговле.

Позиция белорусской стороны состояла в том, что единственным исключением из режима беспошлинной торговли является сырая нефть, часть которой облагается экспортной пошлиной в соответствии с белорусско-российским межправпротоколом от 27 января 2010 года, которым определены условия поставки российской нефти в Беларусь в 2010 году. Москва заявила, что исковые требования не имеют правовой природы, поскольку РФ имеет право даже в рамках Таможенного союза применять экспортные пошлины.

8 октября 2010 года Экономический суд СНГ дал Беларуси и России три месяца на решение спора по пошлинам на нефтепродукты вне суда.

9 декабря по итогам встречи глав государств Таможенного союза глава Минэкономразвития РФ Эльвира Набиуллина заявила, что РФ с 1 января отменит пошлины на нефть для Минска при ратификации им документов по ЕЭП (Единое экономическое пространство), экспортные пошлины на нефтепродукты будут взиматься на внешних границах ТС, и Беларусь согласилась полностью перечислять их в российский бюджет.

30 декабря Беларусь официально заявила о выполнении внутригосударственных процедур по вступлению в силу соглашений о формировании Единого экономического пространства.

С начала 2016 года длится очередной нефтегазовый спор между двумя странами. Минск заявил о несправедливости цены на российский газ и в одностороннем порядке стал платить за него по меньшей цене. К осени 2016 года долг Беларуси за российский газ составил 270—300 миллионов долларов. Минск долг не признал. Россия в свою очередь снизила беспошлинные поставки нефти в Беларусь, связав это как с недоплатой за газ, так и с недопоставками нефтепродуктов в РФ. Последним штрихом в развитии нефтегазового спора стало постановление министерства антимонопольного регулирования и торговли Беларуси от 28 сентября, которым в одностороннем порядке были повышены тарифы на транзит российской нефти в среднем на 50%. Постановление должно было вступить в силу с 11 октября 2016 года. В Москве это решение назвали незаконным. 10 октября стороны объявили о достижении компромисса. Согласно договоренностям, Москва должна была восстановить объёмы беспошлинных поставок нефти в соседнюю страну, а Минск отменить решение о росте тарифов на её транспортировку. Однако спор остался открытым.

С 1 февраля 2017 года в Беларуси вступило в силу постановление министерства антимонопольного регулирования и торговли о повышении тарифов (МАРТ) на транспортировку российской нефти по территории республики. Тарифы на транспортировку нефти до ОАО «Нафтан» были повышены на 11,76%, по остальным направлениям — на 7,7%. Ранее МАРТ пояснял, что Беларуси и РФ удалось согласовать только тарифы на транспорт нефти до Новополоцкого НПЗ, остальные тарифы Беларусь установила без согласования с РФ, пользуясь своим правом в соответствии с положениями межправсоглашения с РФ. Новые тарифы будут действовать с 1 февраля и до конца 2017 года.

30 марта 2017 года нефтегазовый спор обсудили премьеры двух стран. По итогам встречи глава российского Минэнерго Александр Новак рассказал, что Беларусь не готова погасить долг в 700 миллионов долларов без предоставления существенных преференций со стороны России.

Вот эту проблему и решали 3 апреля 2017 года президенты двух стран. И хотя в Санкт-Петербурге в этот день произошёл страшный теракт, встреча состоялась и лидеры стран пришли к общему решению.

СПАД ЭКОНОМИКИ КАК ФАКТОР НЕФТЕГАЗОВОГО СПОРА

Беларусь зависит от российских энергетических субсидий, которые, как ни считай, измеряются десятками миллиардов долларов. Несырьевой экспорт как был, так и остался завязан на российский рынок — 88% экспорта пищевой продукции и 69% экспорта машиностроения в 2016 году было направлено в Россию.

 

Поскольку на данный момент отмечен спад экономики, поэтому в поиске быстрых антикризисных решений выбор пал на российский газ. Поводом стало низкое снижение контрактной цены на 2016 год — всего на 5%, до $132,8 за 1 тыс. куб. м, из-за чего дифференциал с европейскими странами резко снизился, что, по мнению белорусской стороны, было несправедливо (а справедливо было раньше, в 2012—2014 годах, когда разница достигала $260 за 1 тыс. куб. м?). Апеллируя к справедливой цене $70—80 за 1 тыс. куб. м, белорусские предприятия в одностороннем порядке снизили уровень оплаты. Фактический уровень оплаты, по оценке экспертов, составлял в прошлом году около $110 за 1 тыс. куб. м.

 

Надо отметить, что переработка российской нефти является одним из столпов белорусского бюджета. Беларусь импортирует российскую нефть по сниженной стоимости — за вычетом экспортной пошлины. В 2014 году Польша, например, импортировала российское сырье почти по $700 за тонну, а Беларусь — лишь за $337, получая чистую субсидию на каждой тонне нефти в $226 (часть разницы возвращалась в российский бюджет в виде пошлин на экспорт нефтепродуктов). В итоге только за последние пять лет чистые потери бюджета России от беспошлинных поставок нефти в Беларусь составили $19 млрд.

Беларусь также получила бонус за изменение налогового режима — право оставлять себе все пошлины от экспорта нефтепродуктов. В 2015 году белорусский бюджет получил $1,3 млрд экспортных пошлин на нефтепродукты (9% доходов консолидированного бюджета Беларуси), в 2016 году — $0,6 млрд (8%).

НЕФТЬ И ГАЗ НЕ ДОЛЖНЫ ССОРИТЬ РОССИЮ И БЕЛАРУСЬ

 

РФ и Беларусь 13 апреля подписали документы, урегулирующие разногласия между странами в нефтегазовой сфере.

Документы были подписаны сразу после заявления «Газпрома» о получении долга от Беларуси за поставленный в 2016—2017 годах газ в полном объёме в 726,2 миллиона долларов. Стороны договорились о понижающих коэффициентах к действующей формуле цены на газ для Беларуси и восстановлении поставок нефти из РФ в Беларусь до уровня 24 миллионов тонн ежегодно. Однако многие параметры договоренностей не раскрыты.

 

Вопросы по газу

Условия цены на российский газ для Беларуси в 2018—2019 годах будут определяться протоколом, который 13 апреля подписали председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер и вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко. При этом на 2017 год цены будут рассчитываться по условиям действующего контракта. Конкретные параметры изменений в формуле цены неизвестны, «Газпром» раскрыл лишь то, что стоимость газа для Беларуси по-прежнему останется привязанной к ценам на газ в ЯНАО.

Вице-премьер РФ Аркадий Дворкович подтвердил, что цена на российский газ для Беларуси с 2018 года составит менее 130 долларов за тысячу кубометров и что конкретный размер скидки озвучит «Газпром».

Кроме того, по его словам, стороны в ближайшие месяцы будут решать вопрос о создании общего рынка газа и электроэнергии. Согласно подписанным документам, стороны должны разработать предложения по программе формирования общего рынка газа Евразийского экономического союза к 2025 году до 2018 года.

Договоренности по нефти

РФ и Беларусь также договорились о поставках российской нефти в Беларусь в период с 2017 по 2024 год в размере 24 миллионов тонн в год трубопроводным транспортом. При этом РФ может увеличить поставки нефти в Беларусь свыше 24 миллионов тонн начиная с 2021 года, говорится в протоколе о внесении изменений в соглашение между странами по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов.

image5  

Новый уровень взаимоотношений

Между Россией и Беларусью стартовал новый этап отношений. Минск полностью выплатил долг Газпрому, который ранее даже не хотел признавать, — таким образом, разрешен принципиальный спор, который очень долго отравлял отношения России с ближайшим союзником.

Как мы видим, угрозы тех белорусских экспертов, которые ещё в конце марта нагнетали антироссийскую истерию и говорили о том, что Россия, мол, является единственной страной, заинтересованной в том, чтобы дестабилизировать Беларусь, оказались явной и беспардонной ложью, так как именно Россия и стала той страной, которая в очередной раз протянула руку помощи братскому белорусскому народу и серьёзно стабилизировала как экономическую, так и общественно-политическую ситуацию в стране как минимум на среднесрочную перспективу, если белорусское руководство вновь не допустит каких-бы то ни было форс-мажорных обстоятельств.

Совсем не удивительно молчание этих экспертов последние недели на тему белорусско-российских отношений — все их предыдущие, идущие в рамках натовского интеллектуального программирования, прогнозы оказались полностью несостоятельны, опровергнуты жизнью и волей двух братских народов. Поэтому сейчас они взялись за освоение новых для себя «глубин» мировой геополитики и начали заниматься пропагандой ещё одной «свежей» идеи — что, мол, Россия является той единственной страной, которая заинтересована в дестабилизации Сирии. Как говорится, без комментариев. Страны меняются, а методичка остаётся одна и повторяется как старая заезженная и порядком уже опостылевшая пластинка.

Достигнутые политико-экономические договоренности, а главное — восстановленное доверие между лидерами двух стран, позволяют Москве и Минску более плотно и ответственно подойти к вопросам укрепления общей системы безопасности на западном направлении евразийского экономического союза, что особенно важно в контексте наращивания определенными кругами США и Европы агрессивной милитаристской риторики.

Также важным итогом нефтегазовых баталий стало подписание президентом Беларуси Таможенного кодекса ЕАЭС. Это первых шаг с новому этапу интеграций, в рамках которого всё больше полномочий будет переводиться на надгосударственный уровень управления. А это путь к минимизации подобных торговых войн между странами-участниками Союза.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

 

Таким образом, в весьма корректной форме Москва смогла доказать Минску, что необходимо соблюдать подписанные соглашения. Любые отношения, тем более между государствами, имеют смысл только тогда, когда между партнёрами существует доверие. А доверие основывается на уверенности в соблюдении имеющихся договорённостей. Стоит выразить надежду на то, что подписанные Москвой и Минском соглашения, таким образом, откроют новую главу не только в белорусско-российских отношениях, но и в деле евразийской интеграции.

У белорусско-российских отношений должна быть стратегия развития, и вот в этом направлении надо работать.

 

В качестве завершающего штриха хочется вспомнить свежую историю с открытия Паралимпийских игр в 2016 году, когда белорусский спортсмен под угрозой дисквалификации всей сборной вынес флаг России, отстранённой от Игр в Рио.

Андрей Фомочкин наглядно показал, какими должны быть отношения народов России и Беларуси, без политических выпадов.

А противоречия в энергетической сфере временны и решаемы, поэтому излишне горячиться здесь не надо.

Источник

12345  4.75 / 8 гол.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь

Нет комментариев

 

СССР

Достойное

  • неделя
  • месяц
  • год
  • век

Наша команда

Двигатель

Комментарии

СБ СССР
вчера в 20:21 5
Агафонов
15 марта в 16:02 26
Александр Суворов
14 марта в 18:05 5
Александр Суворов
14 марта в 17:03 3
Агафонов
13 марта в 20:12 26
Александр Суворов
12 марта в 20:11 3
Емеля
10 марта в 21:38 3
Александр Суворов
10 марта в 18:12 2
Александр Суворов
10 марта в 16:28 3
Александр Суворов
9 марта в 16:35 1
Агафонов
8 марта в 19:16 7
Кирилл_Москва
15 февраля в 10:18 2
Александр
14 февраля в 16:29 4
Александр Вершинин
13 февраля в 06:32 1
Алексей Михайлович
8 февраля в 18:40 1
Алексей Михайлович
7 февраля в 21:47 1

Лента

О чём поют финансы?
Видео| 15 марта в 22:27
Секреты Геральдики
Статья| 9 марта в 16:26
Большие игры в мере и вне её
Аналитика| 9 марта в 10:50
Троица и тяга взаимная
Статья| 7 марта в 08:31
Фильм "ЗАМЫСЕЛ" (2019)
Видео| 6 марта в 12:32
Неумеха? В руководители!
Статья| 3 марта в 13:28
Взгляды на мiр
Статья| 28 февраля в 23:15
У вас лопаты есть? Улыбайтесь!
Статья| 25 февраля в 12:07

Двигатель

Опрос

В войне ХАМАС с Израилем вы на стороне ...

Информация

На банных процедурах
Сейчас на сайте

Популярное

 


© 2010-2024 'Емеля'    © Первая концептуальная сеть 'Планета-КОБ'. При перепечатке материалов сайта активная ссылка на planet-kob.ru обязательна
Текущий момент с позиции Концепции общественной безопасности (КОБ) и Достаточно общей теории управления (ДОТУ). Книги и аналитика Внутреннего предиктора (ВП СССР). Лекции и интервью: В.М.Зазнобин, В.А.Ефимов, М.В.Величко.