Прошел год после публикации в «Известиях» 4 октября 2011г. программной статьи Владимира Путина «Новый интеграционный проект для Евразии – будущее, которое рождается сегодня». За это время число скептиков, оценивших идеи тогдашнего кандидата в президенты РФ в качестве чисто пропагандистских, значительно поубавилось. Хотя критиков этого проекта по-прежнему немало. Но даже им приходится признавать – Евразийский союз обретает черты реального межгосударственного объединения.
За год созданы рабочие органы объединения, сформирована его законодательная основа, определены задачи на ближайшие годы. Интеграция, словом, из лозунгов и призывов входит в будничную рабочую колею. Это, конечно, не означает, что нет проблем и недостатков, угрозы забюрокрачивания благой цели. Просто уровень решения вопросов по истечении года стал качественно иным.
Иным стало и отношение к Евразийскому союзу в мире. Ведь сам Таможенный союз трех стран - России, Казахстана и Белоруссии – только за прошлый год нарастил совместный товарооборот на 40%, а в нынешнем году уровень роста предполагается еще значительнее. На подходе ко вступлению в ЕврАзЭс – Киргизия и Таджикистан. Вот как оценивает движение России на центральноазиатском направлении CristianScienceMonitor (США) в своей публикации от 21.9.12:
«Растущее влияние России совпадает с путинским планом по созданию Евразийского союза из бывших советских государств, который должен стать противовесом США и восстановить экономические и стратегические связи, потерянные Россией при развале СССР 20 лет назад. Москва все более обеспокоена угрозой возникновения хаоса в регионе в связи с запланированным уходом войск НАТО из Афганистана в 2014 году».
Далее издание отмечает, что Путину удалось решить сразу две проблемы – он заключил новое соглашение с киргизским лидером Алмазбеком Атамбаевым, которое усилит военное и экономическое присутствие России в этой республике, и решить вопрос об уходе американцев с военной базы Манас через два года без пролонгации соглашения о дальнейшем присутствии здесь войск США. Конечно, оценивается все это как победа России.
Прошло всего две недели (6.10.12), как британское агентство Рейтер вынуждено было в свою очередь констатировать:
«Россия продлила военное присутствие в Таджикистане на 30 лет, стремясь защитить южные границы после ухода из Афганистана войск НАТО. Путин, известный своей критикой действий Вашингтона и НАТО в Афганистане, выразил, тем не менее, сожаление по поводу их ухода и подтвердил готовность к сотрудничеству с альянсом в афганских делах. Его визит в Таджикистан последовал сразу после поездок к соседям по региону в сентябре. Он побывал в Казахстане и Киргизии. Российский лидер наращивает присутствие Москвы в Центральной Азии, где борются за влияние также США и Китай».
Мировые СМИ в последнее время с некоторым удивлением констатируют, что Россия без особого шума возвращает свои позиции в центральноазиатском регионе, чего от нее не могли ждать еще несколько лет назад. Американская телекомпания CNN отмечает (27.9.12), что Евразийский союз, инициатором которого выступил Владимир Путин, он хочет превратить во внешнеполитическую и экономическую альтернативу, а, может быть, и в конкурента Европейского союза. Более того, указывается здесь же, российские интеграционные усилия выходят далеко за рамки экономического сотрудничества и включают основательную военную составляющую, предназначенную для ограничения проникновения в регион Запада. А Обама, находящийся в плену своих ложных представлений, ничего не может серьезного противопоставить ни в тактике, ни в стратегии китайской и российской мощи в Азии, а, следовательно, и во всем мире:
«Несмотря на отвратительное поведение России во внутренней и внешней политике, Белый дом считает, что перезагрузка дала «очень позитивные результаты». И «стратегическое убеждение» Китая, и «перезагрузка» с Россией имеют между собой нечто общее: и та, и другая пусты и бессодержательны».
Согласитесь, если отбросить вовлеченность CNN в нынешние американские предвыборные дела, то, в сухом, как принято говорить, остатке присутствует вполне здравая и обоснованная мысль: Москва – это сегодня игрок, проводящий свою стратегическую политику на мировой арене. Ведущие центры силы имеют сейчас дело уже не с тем, кто сдает свои позиции, как это было в конце 80-х- начале 90-х годов, и не с тем, кто стоял в роли просителя у дверей МВФ, как это происходило 15 лет назад. У России теперь есть четко различимый вектор интересов в Центральной Азии, а на днях заговорили о нечто подобном и в отношении Кавказа после поражения Саакашвили на выборах в Грузии.
Десятки западных изданий поместили комментарии, где в качестве стратегического победителя назван президент России. Приведем мнение Генри Майера, обозревателя агентства Bloomberg (CША):
«Российский президент Владимир Путин, по-видимому, выиграет от поражения на выборах поддерживаемого Соединенными Штатами президента Грузии Михаила Саакашвили, который довел свое государство до войны с Россией в 2008 году. Путин, который 4 года назад угрожал повесить Саакашвили «за яйца» и отказался от любых контактов с 44-летним юристом, получившим образование в США, теперь будет иметь возможность взаимодействовать с миллиардером Бидзиной Иванишвили, сделавшим свое состояние в России. Тот уже обещал наладить отношения Грузии со своим могущественным соседом».
То, что Россия укрепляет свои позиции на юго-восточном и южном направлениях – не прихоть и не реванш имперского сознания, а жизненная необходимость. Реальный конфликт в Сирии с явной перспективой его углубления и расширения, а также потенциальный иранский конфликт вызовут уже в ближайшее время мощные волны военного противостояния и террора. Они двумя стрелами ударят по нашей стране через Кавказ и Центральную Азию. Москва поэтому идет единственно верным путем, укрепляя здесь свое влияние. Евразийский союз, кроме того, - это то межгосударственное образование, которое призвано, укрепившись, стать одним из ведущих мировых центров силы и влияния в ближайшие 5-10 лет, когда грянет глобальный мировой экономический, и не только, кризис.