«Единая Россия» в Госдуме поспешно приняла в первом чтении (19 октября) законодательные изменения в порядок участия Российской Федерации в деятельности МВФ. Правки вносятся не только в закон о Центральном Банке, но даже в Постановление Верховного Совета, который уже 17 лет как расстреляли из танков.
Какое нам дело до МВФ?
Казалось бы, чем вызвана такая законодательная активность? Объяснение простое: МВФ срочно понадобились деньги, причем немалые, и самый лучший министр финансов Алексей Кудрин спешит им на помощь.
О каких же деньгах идет разговор?
В пояснительной записке указано, что речь может идти о привлечении средств в размере 100% и более от квоты, которая для России составляет почти 9,5 млрд. долларов, из которых сегодня использовано менее двух. Далее, говорится, что в ближайшее время российская квота может быть повышена, что означает еще несколько миллиардов долларов дополнительных вливаний. Наконец, Россия собирается принять участие в финансировании деятельности антикризисного фонда МВФ объемом 600 млрд. долларов. Министр финансов пояснил, что речь в ближайшей перспективе может идти о 15 млрд. долларах, которые пойдут на покупку облигаций Фонда, если у МВФ будет потребность в кредитных ресурсах. Финансироваться все это будет за счет валютных резервов страны. В общей сложности участие России в деятельности фонда в ближайшие год-полтора может достигнуть 20-25 млрд. долларов.
Деньги вложим, а что взамен?
Какие же выгоды от этих вложений Россия может получить? Может быть, России предоставят особые льготы в МВФ? Ничего подобного!
Квота России в МВФ сегодня составляет всего 2,7%. Для сравнения - квота США составляет 17%. Для принятия ключевых решений в деятельности МВФ по уставу необходимо не менее 85% голосов. В результате США в одиночку может блокировать любое решение, а страны БРИК - Бразилия, Россия, Индия и Китай, имея в сумме менее 10% голосов, никак повлиять на политику фонда не смогут, даже если объединят усилия. Повышение квоты стран БРИК на 5 и более процентов могло бы создать более справедливые условия для участия этих стран в МВФ, однако позиция западных государств во главе с США, продолжающих гнуть свою линию, идет вразрез с упомянутыми принципами - речь идет об увеличении квоты лишь на 3%. Таким образом, многомиллиардные расходы России и других стран БРИК по увеличению доли в МВФ могут ни к чему не привести.
Нашими деньгами станут кредитовать Грецию и Исландию
Второе направление вложений в МВФ еще интереснее. Речь идет о покупке облигаций валютного Фонда.
Кстати, отмечу, что облигации МВФ совсем не случайно не соответствуют требованиям, предъявляемым к обязательствам иностранных эмитентов, в которые инвестируются валютные активы Банка России. Ведь на что пойдут средства антикризисного фонда? Верно, на кредитование наиболее проблемных заемщиков, таких как Греция, Венгрия, Исландия и прочих настоящих и будущих банкротов.
Таким образом, фактически облигации МВФ обеспечены долгами наименее надежных заемщиков в мире, причем процентная ставка по этим кредитам установлена гораздо ниже рыночной. Если помните, в США крупнейшие финансовые потрясения вызвали ценные бумаги, обеспеченные ипотечными долгами класса саб-прайм. В данном же случае мы имеем финансовый инструмент, в котором упакованы долги заемщиков уровня саб-прайм в квадрате, а то и в кубе!
Нас МВФ кредитовал под 4-6% годовых, а мы их будем кредитовать - под 0,2%
Наверное, по таким рисковым бумагам должна быть какая-то особенная доходность? Она мизерна. Действительно, как выяснилось на заседании Комитета по финансовым рынкам в Госдуме, доходность составляет аж 0,2% процента в год. Подумать только, это втрое выше доходности, полученной ЦБ от размещения долларовых активов в прошлом году. Проблема только в том, что в последнюю пару лет вложения в золото ежегодно приносят доходность в сотню раз выше, составляя 20 и более процентов, и политика Федерального резерва не позволяет усомниться в продолжении такой тенденции и в будущем. Однако, для нашего министра финансов это такие мелочи, ведь именно его признали лучшим в этом году!
Кстати, стоит напомнить, что по кредитам МВФ, привлеченным Россией в 1992-1998 годах, ставка составляла 4-6% годовых, что гораздо выше тех 0,2%, которые нам предлагают сегодня. Причем выдача кредитов Фонда сопровождалась принятием условий, выполнение которых в итоге довело страну до дефолта.
Читаем из пояснительной записки, что еще предусматривают статьи соглашения МВФ, к которым мы присоединились: «Покупка облигаций МВФ, финансирование программ помощи развитию, списание задолженности беднейших стран и другое». Посмотрите, как удобно придумано, сначала покупаем облигации МВФ, затем посредством займов финансируем программы помощи, а после этого списываем задолженность. Другое, надо понимать, также подразумевает регулярные вливания за счет российских валютных резервов. Сразу видно, что в МВФ работают настоящие профессионалы!
Нашими деньгами спасаем от позора главных финансовых ростовщиков
Замечу, что со стороны МВФ такая настойчивость понятна. Пару недель назад стало известно, что Греция просит продлить сроки выплаты займов МВФ. Когда в прошлом году Дубайский фонд просил отсрочку выплаты своих долгов, инвесторы расценили это как угрозу дефолта. Дефолт же Греции и других должников подорвет позиции МВФ, чего в Фонде, естественно, не хотят.
Непонятно лишь, почему мы так рвемся в это болото и горим желанием инвестировать десятки миллиардов долларов, если даже начинающему инвестору очевидно, что будет большой удачей вернуть 20-30% вложений в облигации МВФ через пару-тройку лет? Только лучший в мире министр финансов знает ответ на этот вопрос.
Фракция КПРФ голосовала против данного законопроекта.