Зарегистрироваться
23.01.20

Двигатель

От несостоятельности существующих макроэкономических моделей до концептуальной прогностики видения экономики будущего (Часть II)

2019-08-13 17:28 | Сергей Новосадов |Новосадов Сергей Александрович | 365 | 3

1.2. Аналитический обзор современного развития экономики в тактической и стратегической перспективе

Говоря о прогностике развития экономики в тактической и стратегической перспективе, в первую очередь, необходимо, исходя из приоритетов управления, сформулированных нами выше, проанализировать, тенденцию развития всего мирового социума.

Опираясь на имеющиеся в открытом доступе источников, кратко выделим основные направления [6]:

1. Концепция нового мирового экономического порядка.

Данная концепция нового мирового экономического порядка (НМЭП), разработана ООН. Суть нового мирового порядка состоит в том, чтобы создать такую социальную систему, при которой одни, наименее развитые страны, должны зависеть от дру­гих, наиболее развитых.

Между «богатыми» и «бедными» странами усиливается разрыв. Первые борются за власть и привилегии, обеспечивающие им процветание, а вторые - за равенство возможностей их развития. По мнению американских футурологов, США как сверхдержава, которой уготована?  роль мирового лидера, должна готовиться к использованию своих вооруженных сил для предотвращения тотального коллапса мирового порядка или, по крайней мере, для защиты специфических интересов американских граждан в отсутствие международного правового регулирования.

В основе нового «мирового порядка» должен лежать «новый экономический порядок». Это означает переход от межгосудар­ственного взаимодействия к межотраслевому[1]. Комментируя данное направления, отметим, что видится тенденция перехвата государственного управления, как института обеспечивающего более или менее устойчивое развитие общества, кланово-корпоративными структурами, стремящимися к мировому господству.

2. Модель мирового развития.  Концепция будущего мирового развития Д. Медоуза (разработана в 1972 году).

Исходя из возросших многочисленных проблем, автором предлагается следующую модель мирового порядка. Человечество идет навстречу катастрофе, избежать которую можно только приняв меры по ограничению и регулированию роста производства и изменению критериев прогресса. Он предупреждает, что материальный рост не может продолжаться до бесконечности и требует отказаться от наращивания количества в пользу качества. Рост численности населения на нашей планете может угрожать самому существованию человеческого рода (прогноз до 2001 года, однако можно его экстраполировать и на более длительный срок (прим. авт.).

За 20 лет работы и наблюдения за этими тенденциями мирового развития пришли к следующим выводам:

- Если существующие на настоящий момент времени тенденции роста населения мира, индустриализации, загрязнения окружающей среды, необеспеченности продуктами питания и истощения ресурсов сохранятся неизменными, то уже в течение следующего столетия человечество подойдет к пределам роста. Наиболее вероятным результатом будут довольно резкое и неуправляемое падение, как численности населения, так и промышленного производства.

- Имеется возможность изменить эти тенденции и установить экологически и экономически стабильное состояние, которое может поддерживаться и в далеком будущем.

Состояние глобального равновесия можно спроектировать таким образом, чтобы основные материальные потребности каждого человека на Земле удовлетворялись, и реализовывался его индивидуальный личностный потенциал.

С нашей стороны, добавим, что при рациональном и генетически обусловленном подходе к социальным, политическим, экономическим проблемам, влияющих на глобальные процессы по выстраиванию общества справедливости, основанном на взаимном уважении рас и цивилизаций, базирующихся на фундаментальном мировоззрении сущности смысла жизни, ресурсы Земли способны прокормить в разы более того населения, которое  имеется сейчас.

3. Модель мирового развития Д. Несбитта и П.Эбурдена.

По мере вступления в новое тысячелетие наиболее важными, основными тенденциями, определяющими нашу жизнь, представляются следующие: глобальный экономический бум 90-х годов; возрождение искусств; возникновение социализма со свободными рыночными отношениями; универсальный образ жизни и культурный национализм; приватизация; подъем тихоокеанского региона; десятилетие прихода женщин на руководящие посты; расцвет биологии; религиозное возрождение в новом тысячелетии; триумф личности.

Самые удивительные открытия XXI века будут сделаны не благодаря развитию науки и техники, а благодаря тому, что по-новому будет осмыслено само понятие человек. Чем шире горизонты нашего познания, тем выше достижения науки и техники, тем больше мы начинаем ценить личность. Апокалипсис или золотой век? Выбор за нами.

 Вся наша деятельность, которая и определит наш выбор, дает ответ на другой вопрос: что значит быть человеком?

4. Концепции Римского клуба.

Особенностью его прогнозов является характеристика места и роли человека в будущих социальных системах. А. Печчеи пишет, что именно в человеке заключены источники всех наших проблем, на нем сосредоточены все наши стремления и чаяния, в нем все на­чала и все концы, и в нем же все основы наших надежд. И если мы хотим ощутить глобальность всего сущего на свете, то в центре этого должна стать целостная человеческая личность и ее возможности. Основная задача — изучение человеческого фактора, человека, личности. А. Печчеи предлагает:

1. Проведение «человеческой революции», которая якобы приведет к моральному и духовному возрождению человечества и поднимет чувство «глобальной ответственности». Основные ее этапы:

-  этическое, философское и гуманистическое обновление человеческой мысли и культуры в целом;

- разработка желаемых «альтернативных будущностей», выполняемая, прежде всего молодыми людьми;

- движение за инновационное обучение на широкой общественной базе.

2. Осуществление политико-структурных изменений социальных систем в сторону их большей управляемости. Трансформация напряженности «Восток-Запад» в активное сотрудничество; самоперестройка развивающихся стран с целью их органической интеграции в мировую систему.

3. Разработка и принятие программ глобальных действий на основе добровольной коалиции наций.

Глобальные противоречия предлагается разрешить через реформы сознания, изменение структуры ценностей.

5. Региональные модели. «Китай -2000г.».

Имеются модели регионального уровня: латиноамериканские, «Малых тигров» (Южная Корея, Гонконг, Тайвань, Сингапур и т. п.) и другие. Есть модели развития отдельных стран: Японии, Швеции и т. д.

Любопытна в этом плане модель «Китай-2000 г.», предполагающая его развитие в 10 областях: население страны: сегодня и завтра; решение проблем экономического развития; энергетические программы и ресурсы; коммуникации и транспорт; развитие сельского хозяйства; решение проблем водоснабжения; потребление и консервация природных ресурсов; лесные ресурсы; состояние минеральных ресурсов; перспективы производства и потребления продуктов питания.

Однако хочется отметить, что данная модель отражает только региональные проблемы и способы их преодоления. Современный объективный процесс глобализации, заставляет страны формировать экономику и политику глобального характера, поскольку в рамках планетарного масштаба, мы уже не сможет эффективно существовать в одиночку, а также выжить в будущем.

6. Будущее современной России.

В настоящее время идет поиск новой модели будущего развития России, появилось много прогнозов относительно ее перспектив. Здесь четко обозначились две точки зрения:

- строить в России такое же общество и экономику, как на Западе (метод «списывания», аналогии);

- самобытное развитие России как региональной цивилизации, с созданием в ней Евро-Азиатского блока.

Спор этот не новый, он в определенной степени является про­должением диалога между двумя ветвями философии - западниками и славянофилами.

В основе построения прогнозов развития современного российского общества лежит ряд парадигм, определяющих следующие подходы:

Основные среди них:

Цивилизационный подход. Направление прогнозов на его базе связано с тем, что XXI век — век постиндустриального развития и суть будущих преобразований именно в этом. Кроме того, будущее России определяется Евро-Азиатским типом цивилизации.

Формационный подход. Социально-экономическое будущее России связывается с капиталистической или социалистической формацией общественного строя. Причем формы реализации той и другой весьма многообразны и вариативны.

Конвергенционный подход. Суть его в интеграции успехов, положительных результатов развития капитализма и социализма, что обеспечит такое качественное состояние общества, которое в центр своего развития поставит личность. Близок к этому такой подход, по которому общественные отношения в современном мире характеризуются противоречивым взаимодействием коллективистских и индивидуалистских тенденций. Россия развивалась наиболее эффективно, когда в ней доминировали коллективистские общественные отношения. Сейчас в развитии России упор сделан на индивидуалистские общественные отношения. Между тем признано, что в XXI веке наиболее эффективными будут те социальные системы, в которых будут оптимально сочетаться те и другие общественные отношения. Однако хочется отметить, что такая попытка представить теорию конвергенции уже была озвучена в начале 20 века русско-американским социологом Питиримом  Сорокиным, голландским эконометриком Ян Тинбергеном, американским экономистом-институционалистом Джон Гэлбрейтом и некоторые другими. Современное состояние политики и экономики России и Запада, говорит о провале данной теории.

Рыночный тип общества. Суть будущего развития России связывают с рыночным капитализмом или рыночным социализмом. Если рассматривать данный подход с аналогией предыдущего, а они связаны, то перспектива не вызывает оптимизма.

Политические критерии. За основу социального будущего бе­рется тип политического режима: демократический, авторитарный, тоталитарный, монархический и др. Хочется отметить, что для России, переживший в своем историческом развитии и монархию (от Рюриковичей до Романовых), и тоталитаризм Ленина (диктатура пролетариата), и авторитаризм Сталина (Хотя это совсем не так, как представляют его современные либералы), и демократический централизм Хрущева, Брежнева (КПСС), это уже не подойдет.  Необходимо новым государственникам, вырабатывать новый политический тип не «режима», а справедливого управления, основанного на концепции добронравия, основанной на диктатуре совести.

Религиозные мифологии. Социальное будущее России связывают чаще всего с христианством, а отдельных религиозных групп — с исламом. Имеется объединенная система прогнозов развития российского общества, в которых авторы считают идеальным такое состояние, которое было в России либо в XIX веке, либо до 1917 года, либо до 1991 года. Это не прогноз будущего, а уход в прошлое, которое представляется этим авторам идеальным.

Комплексный прогноз. Он ориентирован на такую социальную систему, в центре которой стоит человек, его гармоническое развитие. В основе его лежат гуманистические идеи, ценности.

Проведенный короткий социально-политический экскурс по предлагаемым вариантам мирового развития, явно свидетельствует о двух взаимоисключающих, на первый взгляд  парадигмах.

Первая англо-саксонская, опирающаяся на ортодоксальную часть истеблишмента, построенная на концепции расового доминирования одной нации над другой, которая вообще отвергает и даже не рассматривает вопрос о выравнивании расовых иерархий. Поэтому все к чему она будет способна, так это только решения своих интересов исключительно силовыми способами, что и отразилось в термине новый мировой порядок.

Вторая, как ни странно тоже англо-саксонская, но выстроенная в русле либерально-демократическом. Здесь под предлогом гуманизма, и заботе о человеке, в виду того, что математически доказано учеными работающих на тот же Римский клуб, что ядерная война приведет к взаимному уничтожению, тех кто ее начнёт, старается переформатировать существующую толпо-элитарную систему управления, в новый вид.  Что это за новый вид?

В первую очередь как это упоминалось выше, решение глобальных противоречий через реформы сознания, изменение структуры ценностей, а также  ответ на вопрос: что значит быть человеком? При этом предполагается, свое мировоззрение на это явление.

Один из вариантов данного направления, был озвучен в докладе на Совете Федерации М.В. Ковальчуком, директором Национального исследовательского центра «Курчатовский институт». В частности он говорит, что сегодня возникла реальная технологическая возможность в процессе эволюции человека цель – создать принципиально новый вид. Подвид homo sapiens «служебного человека». Свойство популяции «служебного» человека простое [9]:

- ограниченное самосознание, и когнитивно это реализуется элементарно;

- управление размножением;

- дешевый корм, это генно-модифицированные продукты.

А главное, что этому помешать уже никто не может, это развитие науки. За счет чего это делается, и делается уже сейчас? Он дает ответ:

- изменение самосознания, и как бы приучать людей, что не надо размножаться и продолжать свой род, убирать национальные особенности;

- ломать системы базовых моральных принципов (это ключевой вопрос) и создание альтернативных ценностей, которые не вписываются в настоящую жизнь;

- абсолютизация свободы личности (ключевое звено теории гедонизма прим. авт.).

С нашей мировоззренческой позиции, такой подход к «очеловечиванию» необходимо всячески избегать и более, того выступать с резкой критикой и аргументированной фактологией. Почему? Да потому, что автор спрашивает, а какое место в данном новом экономическом и политико-социальном порядке займем мы? И пока время не упущено надо принимать необходимые меры. Он, заметьте, не отрицает и не критикует данное явление, а лишь намекает на то, что России необходимо занять в данном вопросе свою позицию или нишу, да и то не последнюю. О критике и о видении в этом зла, для большинства населения страны, он ничего не говорит.

Рассматривая вопрос о Китайской региональной экономической модели будущего, то исходя из историко-общественного развития, философско-религиозного контекста, с нашей позиции, современное китайское чудо, создано исключительно из концепции «новый экономический порядок». Вся экономика вписана в стратегию мирового постиндустриального развития. Китай исполняет роль мировой фабрики по производству всего. И это будет происходить до того момента, пока это не будет выгодно транснациональному капиталу.

Поэтому поднебесная, в ближайшее время не даст миру какой-то новой модели экономического развития. При кажущемся экономическом благополучии, где рост ВВП, составляет 7-8% в год, у Китая еще очень много внутренних социальных и экономических проблем, и главная, по нашему мнению, все возрастающий разрыв по доходам среди богатых и бедных.   

Литература:

6.      Концепция будущего мирового развития. Статья [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://studopedia.ru/17_39303_kontseptsiya-budushchego-mirovogo-razvitiya-d-medouza.html (дата входа 01.06.2016).

9.      Доклад директора Курчатовского института М. Ковальчука в Совфеде. [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://sobolev-sv.livejournal.com/835845.html (дата обращения 20.06.2016).

[1] По нашему пониманию, роль государственного как внутреннего, так и внешнего регулирования должно отойти на второй план. Главным приоритетом здесь выступает роль транснациональных корпораций в налаживании межгосударственных экономических отношений (прим. авт.).

Источник

12345  0 / гол.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь

3 комментария

  • Павел Рябцев
    2019-08-13 18:12
    Цитата из текста " По нашему пониманию, роль государственного как внутреннего, так и внешнего регулирования должно отойти на второй план. Главным приоритетом здесь выступает роль транснациональных корпораций в налаживании межгосударственных экономических отношений (прим. авт.)."


    Как это понимать? Гражданин-поэт сдался бизнес-власти?
    Ответить
    • Сергей Новосадов Павел Рябцев
      2019-08-15 18:04
      Здравствуйте уважаемый оппонент! 
      Большая просьба, не вырывайте предложения из контекста. Сначала прочитайте внимательно. В сноске дается наше разъяснение по концепции мирового порядка сформированной в ООН. К нашей позиции это никакого отношения не имеет, но врага надо знать в лицо! Всего вам хорошего. 
      Ответить
  • Dr ИнКоГниТо
    2019-08-14 10:10
    Витиевато и сложно о простой потере адекватности:
    http://worldcrisis.ru/crisis/2121687 - Экономическая «адекватность». Ч.1.
    http://worldcrisis.ru/crisis/2140929 - Экономическая «адекватность». Ч.2.
    http://worldcrisis.ru/crisis/1967376 -  Институциональная экономика.

    Да и противопоставлять капитализм и социализм спорно, весьма спорно:
    http://worldcrisis.ru/crisis/2525239 - Маркс. Карл Маркс. Революционер или реакционер?


    Ответить
efimovfree

Новости Разумей.ру

Назад

Достойное

  • неделя
  • месяц
  • год
  • век

Наша команда

Двигатель

Лента

Трезвость в Конституцию
Видео| вчера 19:45
Возвращаемся в настоящее
Статья| 2020-01-20 23:42
Зачем назначен Мишустин
Видео| 2020-01-18 09:51
Сладкая жизнь
Видео| 2020-01-14 22:41

Двигатель

Опрос

С закрытием самодостаточного социально-хозяйственного проекта "СССР" мир незаметно перешёл на стадию глобальной интеграции средств производства и распределения. Какая функция отведена в ней для России в отношении её территории, ресурсов и населения?

Блоги на Разумей.ру

Информация

На банных процедурах
Сейчас на сайте

Популярное

 


© 2010-2020 'Емеля'    © Первая концептуальная сеть 'Планета-КОБ'. При перепечатке материалов сайта активная ссылка на planet-kob.ru обязательна
Текущий момент с позиции Концепции общественной безопасности (КОБ) и Достаточно общей теории управления (ДОТУ). Книги и аналитика Внутреннего предиктора (ВП СССР). Лекции и интервью: В.М.Зазнобин, В.А.Ефимов, М.В.Величко, В.В.Пякин.