Зарегистрироваться
21.10.19

Двигатель

От несостоятельности существующих макроэкономических моделей до концептуальной прогностики видения экономики будущего (Часть II)

2019-08-13 17:28 | Сергей Новосадов |Новосадов Сергей Александрович | 332 | 3

1.2. Аналитический обзор современного развития экономики в тактической и стратегической перспективе

Говоря о прогностике развития экономики в тактической и стратегической перспективе, в первую очередь, необходимо, исходя из приоритетов управления, сформулированных нами выше, проанализировать, тенденцию развития всего мирового социума.

Опираясь на имеющиеся в открытом доступе источников, кратко выделим основные направления [6]:

1. Концепция нового мирового экономического порядка.

Данная концепция нового мирового экономического порядка (НМЭП), разработана ООН. Суть нового мирового порядка состоит в том, чтобы создать такую социальную систему, при которой одни, наименее развитые страны, должны зависеть от дру­гих, наиболее развитых.

Между «богатыми» и «бедными» странами усиливается разрыв. Первые борются за власть и привилегии, обеспечивающие им процветание, а вторые - за равенство возможностей их развития. По мнению американских футурологов, США как сверхдержава, которой уготована?  роль мирового лидера, должна готовиться к использованию своих вооруженных сил для предотвращения тотального коллапса мирового порядка или, по крайней мере, для защиты специфических интересов американских граждан в отсутствие международного правового регулирования.

В основе нового «мирового порядка» должен лежать «новый экономический порядок». Это означает переход от межгосудар­ственного взаимодействия к межотраслевому[1]. Комментируя данное направления, отметим, что видится тенденция перехвата государственного управления, как института обеспечивающего более или менее устойчивое развитие общества, кланово-корпоративными структурами, стремящимися к мировому господству.

2. Модель мирового развития.  Концепция будущего мирового развития Д. Медоуза (разработана в 1972 году).

Исходя из возросших многочисленных проблем, автором предлагается следующую модель мирового порядка. Человечество идет навстречу катастрофе, избежать которую можно только приняв меры по ограничению и регулированию роста производства и изменению критериев прогресса. Он предупреждает, что материальный рост не может продолжаться до бесконечности и требует отказаться от наращивания количества в пользу качества. Рост численности населения на нашей планете может угрожать самому существованию человеческого рода (прогноз до 2001 года, однако можно его экстраполировать и на более длительный срок (прим. авт.).

За 20 лет работы и наблюдения за этими тенденциями мирового развития пришли к следующим выводам:

- Если существующие на настоящий момент времени тенденции роста населения мира, индустриализации, загрязнения окружающей среды, необеспеченности продуктами питания и истощения ресурсов сохранятся неизменными, то уже в течение следующего столетия человечество подойдет к пределам роста. Наиболее вероятным результатом будут довольно резкое и неуправляемое падение, как численности населения, так и промышленного производства.

- Имеется возможность изменить эти тенденции и установить экологически и экономически стабильное состояние, которое может поддерживаться и в далеком будущем.

Состояние глобального равновесия можно спроектировать таким образом, чтобы основные материальные потребности каждого человека на Земле удовлетворялись, и реализовывался его индивидуальный личностный потенциал.

С нашей стороны, добавим, что при рациональном и генетически обусловленном подходе к социальным, политическим, экономическим проблемам, влияющих на глобальные процессы по выстраиванию общества справедливости, основанном на взаимном уважении рас и цивилизаций, базирующихся на фундаментальном мировоззрении сущности смысла жизни, ресурсы Земли способны прокормить в разы более того населения, которое  имеется сейчас.

3. Модель мирового развития Д. Несбитта и П.Эбурдена.

По мере вступления в новое тысячелетие наиболее важными, основными тенденциями, определяющими нашу жизнь, представляются следующие: глобальный экономический бум 90-х годов; возрождение искусств; возникновение социализма со свободными рыночными отношениями; универсальный образ жизни и культурный национализм; приватизация; подъем тихоокеанского региона; десятилетие прихода женщин на руководящие посты; расцвет биологии; религиозное возрождение в новом тысячелетии; триумф личности.

Самые удивительные открытия XXI века будут сделаны не благодаря развитию науки и техники, а благодаря тому, что по-новому будет осмыслено само понятие человек. Чем шире горизонты нашего познания, тем выше достижения науки и техники, тем больше мы начинаем ценить личность. Апокалипсис или золотой век? Выбор за нами.

 Вся наша деятельность, которая и определит наш выбор, дает ответ на другой вопрос: что значит быть человеком?

4. Концепции Римского клуба.

Особенностью его прогнозов является характеристика места и роли человека в будущих социальных системах. А. Печчеи пишет, что именно в человеке заключены источники всех наших проблем, на нем сосредоточены все наши стремления и чаяния, в нем все на­чала и все концы, и в нем же все основы наших надежд. И если мы хотим ощутить глобальность всего сущего на свете, то в центре этого должна стать целостная человеческая личность и ее возможности. Основная задача — изучение человеческого фактора, человека, личности. А. Печчеи предлагает:

1. Проведение «человеческой революции», которая якобы приведет к моральному и духовному возрождению человечества и поднимет чувство «глобальной ответственности». Основные ее этапы:

-  этическое, философское и гуманистическое обновление человеческой мысли и культуры в целом;

- разработка желаемых «альтернативных будущностей», выполняемая, прежде всего молодыми людьми;

- движение за инновационное обучение на широкой общественной базе.

2. Осуществление политико-структурных изменений социальных систем в сторону их большей управляемости. Трансформация напряженности «Восток-Запад» в активное сотрудничество; самоперестройка развивающихся стран с целью их органической интеграции в мировую систему.

3. Разработка и принятие программ глобальных действий на основе добровольной коалиции наций.

Глобальные противоречия предлагается разрешить через реформы сознания, изменение структуры ценностей.

5. Региональные модели. «Китай -2000г.».

Имеются модели регионального уровня: латиноамериканские, «Малых тигров» (Южная Корея, Гонконг, Тайвань, Сингапур и т. п.) и другие. Есть модели развития отдельных стран: Японии, Швеции и т. д.

Любопытна в этом плане модель «Китай-2000 г.», предполагающая его развитие в 10 областях: население страны: сегодня и завтра; решение проблем экономического развития; энергетические программы и ресурсы; коммуникации и транспорт; развитие сельского хозяйства; решение проблем водоснабжения; потребление и консервация природных ресурсов; лесные ресурсы; состояние минеральных ресурсов; перспективы производства и потребления продуктов питания.

Однако хочется отметить, что данная модель отражает только региональные проблемы и способы их преодоления. Современный объективный процесс глобализации, заставляет страны формировать экономику и политику глобального характера, поскольку в рамках планетарного масштаба, мы уже не сможет эффективно существовать в одиночку, а также выжить в будущем.

6. Будущее современной России.

В настоящее время идет поиск новой модели будущего развития России, появилось много прогнозов относительно ее перспектив. Здесь четко обозначились две точки зрения:

- строить в России такое же общество и экономику, как на Западе (метод «списывания», аналогии);

- самобытное развитие России как региональной цивилизации, с созданием в ней Евро-Азиатского блока.

Спор этот не новый, он в определенной степени является про­должением диалога между двумя ветвями философии - западниками и славянофилами.

В основе построения прогнозов развития современного российского общества лежит ряд парадигм, определяющих следующие подходы:

Основные среди них:

Цивилизационный подход. Направление прогнозов на его базе связано с тем, что XXI век — век постиндустриального развития и суть будущих преобразований именно в этом. Кроме того, будущее России определяется Евро-Азиатским типом цивилизации.

Формационный подход. Социально-экономическое будущее России связывается с капиталистической или социалистической формацией общественного строя. Причем формы реализации той и другой весьма многообразны и вариативны.

Конвергенционный подход. Суть его в интеграции успехов, положительных результатов развития капитализма и социализма, что обеспечит такое качественное состояние общества, которое в центр своего развития поставит личность. Близок к этому такой подход, по которому общественные отношения в современном мире характеризуются противоречивым взаимодействием коллективистских и индивидуалистских тенденций. Россия развивалась наиболее эффективно, когда в ней доминировали коллективистские общественные отношения. Сейчас в развитии России упор сделан на индивидуалистские общественные отношения. Между тем признано, что в XXI веке наиболее эффективными будут те социальные системы, в которых будут оптимально сочетаться те и другие общественные отношения. Однако хочется отметить, что такая попытка представить теорию конвергенции уже была озвучена в начале 20 века русско-американским социологом Питиримом  Сорокиным, голландским эконометриком Ян Тинбергеном, американским экономистом-институционалистом Джон Гэлбрейтом и некоторые другими. Современное состояние политики и экономики России и Запада, говорит о провале данной теории.

Рыночный тип общества. Суть будущего развития России связывают с рыночным капитализмом или рыночным социализмом. Если рассматривать данный подход с аналогией предыдущего, а они связаны, то перспектива не вызывает оптимизма.

Политические критерии. За основу социального будущего бе­рется тип политического режима: демократический, авторитарный, тоталитарный, монархический и др. Хочется отметить, что для России, переживший в своем историческом развитии и монархию (от Рюриковичей до Романовых), и тоталитаризм Ленина (диктатура пролетариата), и авторитаризм Сталина (Хотя это совсем не так, как представляют его современные либералы), и демократический централизм Хрущева, Брежнева (КПСС), это уже не подойдет.  Необходимо новым государственникам, вырабатывать новый политический тип не «режима», а справедливого управления, основанного на концепции добронравия, основанной на диктатуре совести.

Религиозные мифологии. Социальное будущее России связывают чаще всего с христианством, а отдельных религиозных групп — с исламом. Имеется объединенная система прогнозов развития российского общества, в которых авторы считают идеальным такое состояние, которое было в России либо в XIX веке, либо до 1917 года, либо до 1991 года. Это не прогноз будущего, а уход в прошлое, которое представляется этим авторам идеальным.

Комплексный прогноз. Он ориентирован на такую социальную систему, в центре которой стоит человек, его гармоническое развитие. В основе его лежат гуманистические идеи, ценности.

Проведенный короткий социально-политический экскурс по предлагаемым вариантам мирового развития, явно свидетельствует о двух взаимоисключающих, на первый взгляд  парадигмах.

Первая англо-саксонская, опирающаяся на ортодоксальную часть истеблишмента, построенная на концепции расового доминирования одной нации над другой, которая вообще отвергает и даже не рассматривает вопрос о выравнивании расовых иерархий. Поэтому все к чему она будет способна, так это только решения своих интересов исключительно силовыми способами, что и отразилось в термине новый мировой порядок.

Вторая, как ни странно тоже англо-саксонская, но выстроенная в русле либерально-демократическом. Здесь под предлогом гуманизма, и заботе о человеке, в виду того, что математически доказано учеными работающих на тот же Римский клуб, что ядерная война приведет к взаимному уничтожению, тех кто ее начнёт, старается переформатировать существующую толпо-элитарную систему управления, в новый вид.  Что это за новый вид?

В первую очередь как это упоминалось выше, решение глобальных противоречий через реформы сознания, изменение структуры ценностей, а также  ответ на вопрос: что значит быть человеком? При этом предполагается, свое мировоззрение на это явление.

Один из вариантов данного направления, был озвучен в докладе на Совете Федерации М.В. Ковальчуком, директором Национального исследовательского центра «Курчатовский институт». В частности он говорит, что сегодня возникла реальная технологическая возможность в процессе эволюции человека цель – создать принципиально новый вид. Подвид homo sapiens «служебного человека». Свойство популяции «служебного» человека простое [9]:

- ограниченное самосознание, и когнитивно это реализуется элементарно;

- управление размножением;

- дешевый корм, это генно-модифицированные продукты.

А главное, что этому помешать уже никто не может, это развитие науки. За счет чего это делается, и делается уже сейчас? Он дает ответ:

- изменение самосознания, и как бы приучать людей, что не надо размножаться и продолжать свой род, убирать национальные особенности;

- ломать системы базовых моральных принципов (это ключевой вопрос) и создание альтернативных ценностей, которые не вписываются в настоящую жизнь;

- абсолютизация свободы личности (ключевое звено теории гедонизма прим. авт.).

С нашей мировоззренческой позиции, такой подход к «очеловечиванию» необходимо всячески избегать и более, того выступать с резкой критикой и аргументированной фактологией. Почему? Да потому, что автор спрашивает, а какое место в данном новом экономическом и политико-социальном порядке займем мы? И пока время не упущено надо принимать необходимые меры. Он, заметьте, не отрицает и не критикует данное явление, а лишь намекает на то, что России необходимо занять в данном вопросе свою позицию или нишу, да и то не последнюю. О критике и о видении в этом зла, для большинства населения страны, он ничего не говорит.

Рассматривая вопрос о Китайской региональной экономической модели будущего, то исходя из историко-общественного развития, философско-религиозного контекста, с нашей позиции, современное китайское чудо, создано исключительно из концепции «новый экономический порядок». Вся экономика вписана в стратегию мирового постиндустриального развития. Китай исполняет роль мировой фабрики по производству всего. И это будет происходить до того момента, пока это не будет выгодно транснациональному капиталу.

Поэтому поднебесная, в ближайшее время не даст миру какой-то новой модели экономического развития. При кажущемся экономическом благополучии, где рост ВВП, составляет 7-8% в год, у Китая еще очень много внутренних социальных и экономических проблем, и главная, по нашему мнению, все возрастающий разрыв по доходам среди богатых и бедных.   

Литература:

6.      Концепция будущего мирового развития. Статья [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://studopedia.ru/17_39303_kontseptsiya-budushchego-mirovogo-razvitiya-d-medouza.html (дата входа 01.06.2016).

9.      Доклад директора Курчатовского института М. Ковальчука в Совфеде. [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://sobolev-sv.livejournal.com/835845.html (дата обращения 20.06.2016).

[1] По нашему пониманию, роль государственного как внутреннего, так и внешнего регулирования должно отойти на второй план. Главным приоритетом здесь выступает роль транснациональных корпораций в налаживании межгосударственных экономических отношений (прим. авт.).

Источник

12345  0 / гол.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь

3 комментария

  • Павел Рябцев
    2019-08-13 18:12
    Цитата из текста " По нашему пониманию, роль государственного как внутреннего, так и внешнего регулирования должно отойти на второй план. Главным приоритетом здесь выступает роль транснациональных корпораций в налаживании межгосударственных экономических отношений (прим. авт.)."


    Как это понимать? Гражданин-поэт сдался бизнес-власти?
    Ответить
    • Сергей Новосадов Павел Рябцев
      2019-08-15 18:04
      Здравствуйте уважаемый оппонент! 
      Большая просьба, не вырывайте предложения из контекста. Сначала прочитайте внимательно. В сноске дается наше разъяснение по концепции мирового порядка сформированной в ООН. К нашей позиции это никакого отношения не имеет, но врага надо знать в лицо! Всего вам хорошего. 
      Ответить
  • Dr ИнКоГниТо
    2019-08-14 10:10
    Витиевато и сложно о простой потере адекватности:
    http://worldcrisis.ru/crisis/2121687 - Экономическая «адекватность». Ч.1.
    http://worldcrisis.ru/crisis/2140929 - Экономическая «адекватность». Ч.2.
    http://worldcrisis.ru/crisis/1967376 -  Институциональная экономика.

    Да и противопоставлять капитализм и социализм спорно, весьма спорно:
    http://worldcrisis.ru/crisis/2525239 - Маркс. Карл Маркс. Революционер или реакционер?


    Ответить
efimovfree

Новости Разумей.ру

Назад

Достойное

  • неделя
  • месяц
  • год
  • век

Наша команда

Двигатель

Лента

Рукописи войны 1812 года
Видео| вчера 14:09
Глобальный Предиктор
Видео| 2019-10-17 11:44
Армянская сказка
Видео| 2019-10-17 07:30
Каким образом делать дело
Статья| 2019-10-16 12:41
Россия — щедрая душа
Видео| 2019-10-16 09:08

Двигатель

Опрос

По сообщениям прессы от 15 июля В.А.Ефимов признал свою вину по предъявленным ему обвинениям. Какая возможная подоплёка случившегося?

Блоги на Разумей.ру

Информация

На банных процедурах
Сейчас на сайте

Популярное

 


© 2010-2019 'Емеля'    © Первая концептуальная сеть 'Планета-КОБ'. При перепечатке материалов сайта активная ссылка на planet-kob.ru обязательна
Текущий момент с позиции Концепции общественной безопасности (КОБ) и Достаточно общей теории управления (ДОТУ). Книги и аналитика Внутреннего предиктора (ВП СССР). Лекции и интервью: В.М.Зазнобин, В.А.Ефимов, М.В.Величко, В.В.Пякин.