С замиранием сердца ожидала просмотра мультфильма, который в 2014 году был отмечен спецпризом на кинофестивале «Берлинале» как лучший короткометражный анимационный фильм. «Мой личный лось» был при этом единственной работой от России, попавшей на указанный фестиваль, и было крайне интересно «узнать своего героя» – за что Россия была награждена и похвалена. Трейлер обещал вдумчивую, меланхоличную историю о детской мечте, а конкурсное жюри отметило, что мультфильм великолепно раскрывает человеческую природу и сделан с большим мастерством и тонким чувством юмора. Что же имеем по факту?
Анимация, музыка и подача хороши и самобытны, сдержанно сообщая, что российская мультипликация жива и здорова, что, конечно, не может не радовать. Однако что с содержанием?
Мультфильм начинается с образа матери, испытывающей неприязнь к своему ребенку, что уже несколько сбивает воодушевление от просмотра российского анимационного триумфатора. Ребенок плачет и отправляется из рук матери на руки отцу, и далее героиня появляется лишь единожды: укрывает одеялом простуженного сына и уходит, больше ни разу не возвращаясь. Безотрадный лик русской матери, ничего не сказать.
Основная часть истории изображает будничные и праздничные выгулы мальчика Миши отцом: совместные рыбалка, посещение зоопарка, выезд за город, поход к стоматологу, поход в театр… Отец – этакий стереотипный большой русский мужчина-медведь, суров, молчалив, и если что-то и произносит, то поучение сыну не отвлекаться, сидеть смирно и мертво, а тепло по отношению к нему со скрипом проявляет лишь под «допингом»… Куда уж прогрессивному российскому искусству, «достойному» зарубежных наград, без алкогольного акцента.
В веренице выходов с отцом мальчик обретает по-детски наивную, чистую мечту – хочет увидеть лося, который где-то близко, за указателями или уводящей в лес тропой, но всё никак не покажется. Мечта становится для Миши главной отрадой дублирующихся в одиночестве и отрешенности дней. Личный лось всё где-то рядом, вот-вот готовый выйти на свет, но манящая мечта пересекает годы и возрастные этапы, почему-то так и не сбываясь. Мальчик давно вырос. Отец постарел. А лось так и не появился.
К финалу происходит своеобразный момент истины, трогающий сердце: выросший Миша видит дома у отца вывешенный на стенку его детский рисунок с лосём-мечтой – и, да! Это значит, отец всё же любил его, что не всегда было ясно. Значит, всё же уважал его и уважал его сокровенную мечту. Вот оно! На душе теплеет. И на полпути к духовному катарсису зритель вместе с неуклюже выросшим Мишей, приблизившимся, кажется, к пониманию чего-то очень-очень важного… врезается в сочувственно разделенную с главным героем прекрасную мечту! Авария в темном переулке – лось лежит мертвый, сбитый машиной Миши. Финальная сцена: бар, безутешный главный герой и его никогда не исполненная мечта. Вернее, исполненная мертворожденной.
Т.е., в двух словах, «Мой личный лось» – история о никогда не достигнутой, раздавленной – и метафорически, и буквально – мечте. История о навсегда потерянной надежде, при этом щемяще вплетенной в сцены узнаваемого русского быта. Русский человек (Миша = медведь, символ России) сам убил свою заветную мечту! «Не суждено» – вот такое впечатление производит эта 16-минутная лента, если вычленить из неё основной посыл, что и было радостно оценено европейским жюри в специальный приз «зрительских симпатий» и 2500 евро.
Высказываясь просто с точки зрения российского гражданина, искренне верящего в свое государство и своих соотечественников – образы русской жизни, завязанные на чудовищные, траурные истории, и выставленные на мировую кинематографическую сцену для оценки – это ничто иное, как информационные преступления! Имея талант и средства, выбирать вместо трансляции своим согражданам и мировому киносообществу светлых идей исполнения мечты, веры, надежды, доброты, патриотизма, вместо огромного количества прекрасных вариантов избирать направление «убийства мечты» и русской безнадежности – это катастрофа, позор и фактически предательство своей Родины.
Было очень больно осознать, за что конкретно похвалили российскую работу, причем столь качественно исполненную технически, за рубежом. Награды обманчивы.
Для желающих ознакомиться с данным мультфильмом-триумфатором:
Данная статья, как и сам мультфильм служат наглядным примером того, как работает система кинопремий. Рекомендуем ознакомиться с видеообзорами проекта Научи хорошему “Системный взгляд на Российский кинематограф” и “Системный взгляд на современный кинематограф”, чтобы получить целостное представление о современном кинематографе, институте кинопремий как инструменте бесструктурного управления, и понять, на достижение каких целей сегодня направлено это управление.