Саммиты стран-членов ОДКБ и Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в Кремле неожиданно превратились в бенефис Александра Лукашенко. Выйдя на пресс-конференцию, белорусский лидер устроил настоящую обструкцию российским журналистам, обвинив их в предвзятом отношении и переходе на личности. "Даже если весь мир выступит против, я все равно стану президентом, если захочу", - заявил он. Путин прокомментировал опешившим СМИ этот каминг-аут: "Теперь вы увидели, как непросто нам живется".
Кремль никогда не встречает партнеров по военному союзу с пустыми руками. В мае перед днем Победы лидерам стран ОДКБ устроили экскурсию в Национальный центр управления обороной, где дали понаблюдать за тренировкой всех видов войск РФ, включая силы ядерного сдерживания. На этот раз к саммиту был приурочен запуск ракеты-носителя "Ангара А5", которая, как сообщил Владимир Путин, "будет использоваться не только для нужд экономики, но и для укрепления обороноспособности России, а значит, и всех участников ОДКБ. "Имеются в виду системы о предупреждении о ракетном нападении, разведки, навигации, связи и ретрансляции различных сигналов", - пояснил он.
На саммите выяснилось, что к старым задачам, которые стоят перед ОДКБ на протяжении последних десятилетий (борьба с терроризмом, наркотрафиком, техногенными катастрофами и киберпреступностью), добавились новые вызовы. Это во-первых, перспектива появления у границ Таджикистана боевиков Исламского государства. (Во вторник Владимир Путин предупредил о возможном захвате ряда афганских провинций и призвал в этом случае принять "адекватные, превентивные меры").
Во-вторых, более агрессивная политика НАТО в Восточной Европе в связи с последними событиями на Украине. Северо-атлантический союз не только увеличил свое присутствие в регионе, но и пытается всеми доступными способами дестабилизировать ситуацию в самих странах ОДКБ. Косвенными признаками этого, по данным секретаря организации Николая Бордюжи, является "непропорциональное увеличение численности сотрудников западных посольств и прежде всего США", а также "активизация деятельности многочисленных финансируемых через западные гранты неправительственных организаций". Чтобы противостоять угрозам, военное руководство стран ОДБК задумалось о создании единой системы противовоздушной обороны (ПВО), которая "накроет" всех участников договора. Пока такая система действует только у России и Беларуси. Ведутся переговоры о ее создании с Казахстаном и Киргизией.
Александр Лукашенко во вторник заявил, что Беларусь подтверждает свои обязательства в рамках всех интеграционных объединений. "При этом мы не приехали в Москву с протянутой рукой, чтобы просить что-то взамен чего-то", - поспешил заверить он. Двусторонняя встреча батьки с Путиным Кремлем не анонсировалась, однако президенты успели переговорить с глазу на глаз перед пленарным заседанием совета коллективной безопасности ОДКБ (Журналисты заметили, что после приветствия ВВП пригласил Лукашенко в особый кабинет, где они находились более 10 минут). После этого тет-а-тета на лице батьки появился лихорадочный румянец, с которым он пришел на следующее, не менее важное для Кремля мероприятие - Высший Евразийский экономический совет.
Протокол предусматривал, что все члены совета выступят с кратким вступительным заявлением, однако этой возможностью успел воспользоваться только Владимир Путин, не нашедший в процессах евразийской интеграции никаких проблем. Александр Лукашенко заявил, что не будет говорить на совете: все, что он думает о ЕАЭС и других аспектах российско-белорусских отношений журналисты, по его словам, смогут услышать на совместной пресс-конференции лидеров. ВВП сначала немного опешил, но быстро нашелся. "Мы уже бурно и активно обсудили детали нашей работы, нашли все компромиссы и развязки. Может быть, действительно, нет необходимости выступать сейчас и можно отложить все заявления до пресс-конференции?" - предложил он не менее обескураженным Назарбаеву, Саргсяну и Атамбаеву.
Зачем Лукашенко рвался на пресс-конференцию, стало понятно уже через несколько минут. Большая часть его пламенного выступления была посвящена российским журналистам, которые неправильно интерпретируют его действия и за глаза обвиняют батьку в тех смертных грехах, которые он не совершал. "Вот тут появились сообщения, что у Лукашенко в 2015 году выборы, поэтому, мол, пришла пора его отстроить. Не волнуйтесь! Лукашенко не тот человек, которого можно отстроить. Даже если весь мир выступит против Лукашенко, он все равно станет президентом, если этого захочет. Нравлюсь я вам, или нет - терпите! И не надо переходить на личности!" - по мере выступления голос батьки срывался на крик, на который его коллеги реагировали по-разному. Путин хихикал, Назарбаев сидел с непроницаемым лицом, а Саргсян был откровенно обескуражен. Армянский президент даже не нашелся, что сказать, когда подошла его очередь делать заявление, хотя именно вступление Армении в ЕАЭС изначально считалось главным "гвоздем программы".
Накал страстей попытался несколько сбавить Алмазбек Атамбаев, объявивший, что вчера была самая длинная ночь в году, а с 23 декабря "свет начинает побеждать ночь". Но присутствовавшие на пресс-конференции представители СМИ продолжали находиться в легком шоке. "Мы специально попросили Александра Григорьевича поднять остроту дискуссии, чтобы он показал, как всем нам не просто живется", - ехидно улыбаясь, прокомментировал Путин. После этого президенты поднялись со своих мест, и не дожидаясь встречных вопросов журналистов, удалились за золоченные двери.