Практика применения ДОТУ на предприятии. Анализ
День добрый! По запросу читателя публикую усеченный вариант анализа ситуации на предприятии. Эта записка является дополнением к ранее выпущенной работе. Изначально в цикле статей я не планировал углубляться в анализ документов (ввиду больших временных затрат на оформление материала). Если такой формат будет интересен (в чем я сомневаюсь), то в дальнейшие записки будут внесены изменения. Все данные публикуются с искажением (используются коэффициенты понижения/ повышения) для сохранения коммерческой тайны.
Блок 1. Основные показатели
Продажи:
Видно, что за май-сентябрь компания продает 60% объема, такая сезонность объясняется нишей компании (поставка строительного материала). Можно заметить, что вход в сезон и выход из него очень резкие, при этом производство не покрывает потребностей продаж в пиковые месяцы. Финансовая нагрузка возрастает в апреле-мае, когда нужно закупать сырье на будущие месяцы, кроме того на этот период приходиться закрытие дорог. С учетом того что кредиторская задолженность оборачивается за 30-40 дней, то при закупке сырья в апреле, расплачиваться за него придется в мае, однако рост продаж еще не обеспечивает необходимых поступлений, так как при среднем сроке оборачиваемости ДЗ в 20 дней, деньги будут приходить в начале июня. Кроме того предприятию желательно делать запас готовой продукции перед сезоном так как из таблицы «Блок 1» видно что в зимние месяцы у производства большие резервы. В октябре организация выплачивает дивиденды, а также финансирует закупку оборудования для последующих периодов.
В зимние месяцы деятельность компании убыточна. Изменение денежного потока и Чистая прибыль показаны в виде % от продаж текущего месяца. Соответственно этому финансировать закупку дополнительного сырья зимой практически невозможно без привлечения заемных средств. Денежный поток – следствие сезонности, в периоды кассовых разрывов компания привлекает овердрафты. Рентабельность компании колеблется от 6 до 9% в зависимости от года.
Коэффициент хранения остатков изменяется согласно сезонности, так как есть минимально необходимый уровень остатков (для поддержания глубины основных позиций). Отмечу, что многие производители держат 50% от месячного объема продаж на складе, такова специфика отрасли. Высвобождение из оборота денежных средств в размере 10% от складских запасов, а на следующий год 20% позволит сократить количество заемных средств, а также формировать закладку.
Блок 2. Производство
Из производственной таблицы видно, что коэффициент использования оборудования достаточно высокий (предельным считается 85%, но он редко достижим). Простои по причине «нет заказа» связаны с сезонностью. Работать можно над пунктом 3, в частности переходы на любом оборудовании отнимают производительность, поэтому одна из подзадач проекта будет связана с работой над ритмичностью производства. Определением оптимального цикла производства одного типа продукции на одном рабочем центре. Первая причина отклонений в этом проекте разбираться не будет (только в рамках регламентации)
Блок 3. Страховые запасы
В данной таблице отражен объем страховых запасов сырья с измененными коэффициентами. Из-за разнотипности оборудования некоторые производственные центры производят ограниченный тип номенклатуры, при этом данный филиал может продавать эту продукцию. Определение оптимальной схемы расположение оборудования позволит снизить количество страховых запасов и высвободит дополнительные денежные ресурсы.
Блок 4. Заинтересованные лица
Текущая схема взаимодействия:
Основные проблемы в схеме взаимодействия:
Блок 5. Предпочтения клиентов.
Анализ ожиданий клиентов производился на основе регулярно проводящихся опросов (1 раз в квартал). В сезон для большинства клиентов на первом месте скорость поставок, при этом они готовы платить на быструю доставку продукции. Поэтому компанией еще в 2011 году было принято решение сделать ставку на короткие сроки. Отсюда вытекает одно из ключевых ограничений проекта: при сокращении остатков готовой продукции скорость поставок должна сохраняться и даже увеличиться, срыв из-за ошибок внедрения обойдется компании в потерю всей чистой прибыли.
Блок 6. Анализ спроса.
Анализ спроса осуществляется на основании следующих источников:
В данной статье я изложил краткий разбор аналитических данных. При этом предпочел не выкладывать теоретические модели на основании которых проводился сбор информации её анализ. Если вам интересно читать такие разборы, то они будут включаться в последующие публикации.