А есть статистика…
В 1991 году преемником Госкомстата СССР стал Росстат. Структура унаследовала методологию, которая в Советском Союзе разрабатывалась на протяжении десятилетий. И на протяжении последних двадцати с лишним лет ее непрерывно «реформировали», а на самом деле ломали через колено, приспосабливая к «ценностям» так называемой рыночной экономики.
Что лежало в основе фундамента советской экономической и статистической науки? Постулат, что стоимость, богатства, материальные и прочие блага создаются только в реальном секторе экономики. А торговля, финансы, сфера обращения лишь перераспределяют их.
Так было. На протяжении четверти века в эту методологию ежегодно что-то вносили, что-то изменяли напрочь. Уже выяснилось, что общественный продукт создают именно торговля, а также банки, реклама… Что стоит за этими утверждениями легко объяснить на примере так называемого эффекта кружки пива. По существующим нормам какую-то часть объема кружки должна занимать пена, но не более 10%. При вышеназванных же раскладах выходит, напротив, 90% пены.
По специфике своей вузовской подготовки я американист. И на протяжении десятков лет наблюдал за структурой ВВП США. И, да, там тоже каждый год что-то «подкручивают» и «химичат» в статистике. На сегодняшний день там реальный сектор экономики создает только 22% ВВП, остальное - пена. Мы тоже пошли по этому пути, но у нас положение еще не настолько вопиющее, на «пиво» приходится где-то 40%.
На деле, конечно, то, что сейчас выдает Росстат - крайне далеко от истины, это какие-то сюрреалистические картинки. Ведомство выполняет компенсирующую функцию, транслируя обществу о том, что экономика у нас хотя бы не падает. И ежегодно от нее требуют всевозможных приписок.
В тисках «квадратной мили»
Люди, управляющие финансовым сектором России, работающие в нем на не последних должностях, живут на своей волне. У них особая логика. Отличная от нормальной. Они словно мухи, которые ходя по потолку, у них совершенно перевернутое восприятие действительности, чтобы восстановить его, им нужно спуститься на пол. Один мой знакомый, работавший в этих структурах, сказал, что между собой они называют это «квадратной милей», пространством со своими законами физики и мышления. Восстановиться можно только покинув этот тесный мир. У него получилось. А некоторые, даже по выходу из него, не могут вернуться в адекватное состояние.
Я сам десять лет проработал в Центробанке, и вынужден признаться, что это крайне вредное производство. Если ты там находишься пусть даже пять дней в неделю и периодически не выходишь на «свежий воздух», у тебя начинает банально «ехать крыша». К счастью, я тогда получил благословение на регулярные выходы во внешний мир от самого Геращенко, который, правда, довольно быстро ушел оттуда.
Эти люди оторваны от реальности, у них свой довольно замкнутый круг общения и довольно циничные представления о мире. Думаю, подобный настрой там формируется не случайно, идет тщательный и очень грамотный отбор тех, кому будет позволено попасть в пространство «квадратной мили». Помнится, мне была поставлена задача, и на ее реализацию я полтора года искал грамотных специалистов в Москве и за ее пределами. В итоге мне не удалось провести через службу безопасности ни одного человека! Доходило до примитивных кляуз, подлогов, людей специально поливали черной краской, чтобы кадровая служба потом говорила мне: «Ну мы же не можем взять людей с таким прошлым!» Думаю, по своим человеческим качествам они просто не вписывались в формируемый там круг людей.
«Спасительница российской экономики»
После решения Центробанка снизить процентную ставку западная пресса стала называть Эльвиру Набиуллину чуть ли не «спасительницей российской экономики». Я категорически не согласен с таким определением. Это понижение напоминает смену смертельного приговора с «расстрелять трижды» на «расстрелять дважды». А в итоге все равно - «расстрелять». Наша экономика с подобными ставками не выживет.
В России складывается любопытная комбинация. По сути, Центробанк должен действовать в тандеме с правительством, но у нас эти институты тянут одеяло на себя: Набиуллина борется с инфляцией, Силуанов - балансирует бюджет. А реальной экономикой никто не занимается.
Про главу Центробанка говорят, что, вот, она идейная, ей поставлена задача борьбы с инфляцией, и она все силы и умения кладет на нее. Но, на мой взгляд, Эльвира Набиуллина - идейная, но «усеченно». Вот, любопытно, она считает себя при этом еще и законопослушной? И вспоминает про 75-ю статью Конституции, согласно которой ЦБ отвечает еще и за стабильность денежной единицы? И почему только инфляция? На западе, например, еще и с дефляцией борются. Один из показателей финансовой стабильности - это валютный курс. А в этом вопросе у нас сплошные провалы и обвалы. Вот и выходит, либо вы выполняете конституционные задачи в соответствии с 75-й статьей, либо признайтесь, что занимаетесь развитием валютного рынка, где мы наблюдаем колебания курса в районе рубля и более в течение операционного дня.
Россия сейчас - просто заповедное место для международных финансовых спекулянтов. У нас такие процентные ставки! И используя разные кривые схемы, проводя суммы через нерезидентов, за счет высокой ставки рефинансирования здесь зарабатываются гигантские прибыли: если на Западе 2% и 3%, то в России можно получить и 15%, и все 20%. Но, правда, вечно этот заповедник существовать не может.
Появление так называемых народных ОФЗ - это сигнал к тому, что рай для спекулянтов скоро прикажет долго жить, процентные ставки по депозитам начнут снижаться, некоторые банки уже дают по годовым депозитам процентные ставки больше, чем по трехлетним. Банки чувствуют, куда ветер дует, и начинают «соломку стелить». И будут пытаться загонять рядовых клиентов с депозитов в фондовый рынок, что чревато: понижение ставки по депозитам стимулирует хозяев денег избавлять общество от наличных. Начнется процесс выстраивания электронно-банковского концлагеря, что фактически приведет к полному запрету наличных.
Почему финансовой элите России сладок Запад и неприятен Крым
Существующая структура управления нашей экономикой была заложена в начале 90-х годов. Вокруг того же Чубайса, который занимался этим, а на деле ломал нашу экономику об колено, крутились агенты ЦРУ и не только - формировали такую модель управления, которая выгодна нашему геополитическому противнику. И она продолжает существовать. Ее пытались перестраивать, но не получается пока. Если и есть изменения, то они косметические.
Я думаю, здесь и наш президент крайне ограничен в своих возможностях. Это, конечно, мои предположения, но логика развития событий подсказывает, когда-то была заключена некая конвенция о разделе сфер влияния: олигархи согласились на нейтралитет, в свою очередь президент не влезает в экономику. Это, мол, наша епархия, в финансово-экономический блок мы назначаем своих людей, а вы, пожалуйста, не портите нам обедню. Я вижу, что Путин за «красную черту» не заходит, он четко выполняет эти условия. Такие же выводы делают многие мои коллеги.
Также хочу отметить, что подбор кадров в финансовую элиту России ведется с участием наших геополитических оппонентов, у меня достаточно вещдоков на сей счет. Потому-то эти люди так сильно зависимы от Запада и, возможно, они полностью управляемы. Помните знаменитую встречу с известным «другом России» Бжезинским в США, когда тот сказал: «Вы говорите «наша элита», это еще надо подумать, чья элита, если 500 млрд долларов российского происхождения лежат на счетах американских банков»? На самом деле, как говорится в Евангелии, «там, где богатство ваше, там и сердце ваше».
Крымский инцидент стал своего рода лакмусовой бумажкой, показавшей насколько мы несуверенны. Достаточно вспомнить американский закон FATKA - закон о налогообложении иностранных счетов, согласно которому все банки мира обязаны предоставлять в США регулярные отчеты о том, что они не обслуживают уклонистов от американских налогов. Едва этот закон был принят, как европейские банки быстро выстроили свои отношения с американской налоговой, заключив с ней двусторонние отношения. В России же МИД около года говорил что FATKA - это закон, который нарушает наш суверенитет, и мы будем его просто игнорировать. Потом российская налоговая служба начала вносить коррективы в налоговые документы с учетом американского закона. Еще через некоторое время начались переговоры с налоговой США, хотели выстроить такую же двустороннюю европейскую модель, чтобы налоговая России отчитывалась бы перед налоговой США, и могла бы получать соответствующую информацию от американской стороны.
Помню где-то 2,5 года назад у Медведева проходило совещание, был поднят и этот вопрос, и кто-то из Минфина спросил - нужно, чтобы соглашение с американцами было симметричным или ассиметричным, «это будет улица с двусторонним или односторонним движением»? Медведев сказал тогда, что «нам улицы с двусторонним движением не нужно»... Меня тогда это просто поразило». Через некоторое время двустороннее соглашение вообще рассыпалось из-за событий вокруг Украины, американцы отказались подписывать его. И сейчас мы пребываем в крайне позорном состоянии. Теперь каждый российский банк, который в своей деятельности выходит за пределы российского экономического пространства, напрямую посылает отчетность в США. Наши коммерческие банки теперь в первую очередь отчитываются перед ФРС, потом перед американской налоговой системой, и в последнюю очередь перед Центробанком...