Вход

Двигатель

Референдум 1996 года в Республике Беларусь — событие, которое изменило страну

28 ноября 2016 в 15:22 | Емеля |Молодёжная аналитическая группа | 4038 | 0

24 ноября 1996 года, в Республике Беларусь состоялся второй в истории независимого государства референдум, который явился знаковым и судьбоносным, как показали события в дальнейшем, для стабилизации политической и социально-экономической ситуации в стране.

Каковы были предпосылки проведения референдума и каково его историческое значение, расскажем в данной статье.

Выходом из кризиса между ветвями власти — исполнительной и законодательной —  стал референдум 26 ноября 1996 года.

На суд белорусских граждан были представлены вопросы относительно внесения изменений и дополнений Президента в Конституцию страны: отмена смертной казни; введение частной собственности на землю; два проекта изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь 1994 года. Аграрии и коммунисты (Верховный Совет) предложили свой проект Конституции,  упразднявший президентский пост вообще. Референдум позволил разрешить противостояние законодательной и исполнительной властей мирным путём, вследствие этого удалось избежать дестабилизации политической ситуации, что и послужило в последующем, как показывают сегодняшние события, принятию действенных мер по развитию экономики страны и повышению уровня и качества жизни населения.

Предпосылки проведения референдума. Конфликт исполнительной и законодательной власти

К 1996 году в Беларуси обострились противоречия между президентом и парламентом и страна вступила в полосу политического кризиса. В августе 1996 года президент Александр Лукашенко предложил провести референдум по внесению изменений и дополнений в Конституцию, существенно расширяющих права президента и превращающих республику из парламентско-президентской в президентскую, а также по ряду других вопросов, имевших большой общественный резонанс и подогреваемых со стороны прозападной либеральной оппозиции.

Верховный Совет назначил проведение референдума на 24 ноября 1996 года и также вынес вопрос о внесении изменений в конституцию, превращающих республику в чисто парламентскую (то есть упразднение поста Президента) и ряд других вопросов на суд населения страны.

Проводя последовательную политику, Президент А.Г. Лукашенко не отказывался от своих предвыборных обещаний улучшить жизнь народа. Он был сторонником социальных завоеваний, достигнутых нашим обществом в советский период.

В этом плане рассматривался и вопрос о рыночных преобразованиях. По мнению А.Г. Лукашенко, не следовало проводить реформы ради реформ, вводить рынок ради рынка, осуществлять приватизацию ради приватизации.

Цель одна: не воровство, не жульничество должны определять будущее белорусской нации — реформы должны проводиться таким образом, чтобы единственным источником благосостояния человека стал активный созидательный труд, будь то в государственном или же частном секторах экономики, будь то в материальной или же духовной сферах общества. В этом духе А.Г. Лукашенко поставил задачу и перед законодательной властью. И поэтому он считал, что наше законодательство должно защищать интересы честно трудящихся людей, а не спекулянтов и «прихватизаторов», а также —  не следовать слепо указкам Запада в ущерб суверенитету страны.

Именно такая принципиальная позиция явилась главной причиной разногласий и конфронтации между законодательной и исполнительной ветвями власти Республики Беларусь в 1996 году.

Заметки на полях

Верховный Совет Республики Беларусь 13-го созыва, выборы которого длились полгода (с мая по декабрь 1995 года), приступил к работе лишь в январе 1996 года.

Предыдущий референдум в Беларуси прошёл 14 мая 1995 года. Четыре президентских вопроса (о союзе с Россией, об официальном статусе русского языка, о советской государственной символике и о праве Президента распускать парламент) получили по официальным данным 75 — 80 % поддержки.

Семён Шарецкий в США 

В том же году в Беларуси прошли и парламентские выборы. В новом составе парламента относительное большинство (47,5 %) получили коммунисты и Аграрная партия, лидер которой Семён Шарецкий стал спикером (в 1996 году Семён Шарецкий сыграет не последнюю роль в очередном политическом кризисе. Разрешать этот кризис вновь придётся при помощи референдума).

Он сразу заявил, что выступает за рыночные реформы, сохранение суверенитета и неприкосновенность демократической Конституции (по факту это значило переход к парламентской республике и упразднение поста президента), а белорусское общество должно консолидироваться вокруг национальной идеи, которая, по сути, носила характер радикального национализма (в первую очередь, разрыв связей с Россией).

С этого момента начались постоянные конфликты Александра Лукашенко с парламентом. Одним из ключевых вопросов стала интеграция с Россией.

В ответ на подписание 2 апреля 1996 года Россией и Беларусью Договора о создании Союза Суверенных Республик, оппозиция организовала 26 апреля акцию «Чернобыльский шлях», в которой приняло участие более 50 тысяч человек (в том числе и украинские националисты), которые вышли на улицы Минска для демонстрации несогласия с политикой Лукашенко, а также почтения памяти лидера чеченских террористов Джохара Дудаева.

Таким образом, к моменту проведения референдума, Верховный Совет и её спикер вошли в противостояние как к исполнительной власти (практически дестабилизируя её деятельность), так и к белорусскому народу, выражая и реализуя при этом интересы Запада, тем самым не предпринимая никаких конструктивных шагов к консолидации общества.

Политическая ситуация в стране к моменту проведения референдума

Период был сложный. Президенту, пытавшемуся вывести страну из экономического кризиса, приходилось порою срочно принимать нестандартные, неординарные решения, брать ответственность на себя. В этих условиях исполнительная власть рассчитывала на помощь законодательной власти.

Верховный Совет РБ, ноябрь 1996 года. На переднем плане — С.Шарецкий 

Но Верховный Совет не стал себя обременять заботами о житейских нуждах рядовых граждан, государства, а начал законотворчество с обсуждения второстепенных вопросов — определения статуса депутатского корпуса. Формирование фракций, руководящих органов растянулось на несколько месяцев. Согласно регламенту, депутаты должны были сформировать фракции в соответствии с политическими партиями, представителями которых они были и которые их выдвигали в депутаты.

Но в Верховном Совете восторжествовали принципы либерализма. Многие депутаты, за исключением коммунистов, не только отказались от своей «партийной принадлежности», но и от своих предвыборных обещаний избирателям. В результате вместо сплоченных, организованных фракций, совместными усилиями разрабатывающих и принимающих научно обоснованные и жизненно необходимые законодательные акты, образовались автономные, не терпящие друг друга группы парламентариев, а именно:

  • национал-радикалы, «денно и нощно» боровшиеся за «абсолютную суверенность» Беларуси и за её полную изоляцию от «имперской России»;
  • рыночники-радикалы, отстаивавшие идею невмешательства государства в экономические процессы (вернее, идею рыночной стихии);
  • левые силы, растерявшие свой идеологический багаж и утратившие всякую идеологическую инициативу;
  • «новые белорусы», чётко уловившие смысл эпохи первоначального накопления капитала и поставившие индивидуально-эгоистические цели превыше всего;
  • депутаты, стремившиеся использовать депутатскую трибуну для «раскрутки» своего имиджа с целью активного наращивания политического капитала и стремительного продвижения по служебной лестнице;
  • случайные люди, и по уровню образования, и по уровню своего интеллекта не способные мыслить в масштабах государства;
  • интеллигентные люди с масштабным политическим мышлением, оказавшиеся не только в меньшинстве, но и в непривычной для них среде, где торжествовали не интеллект и разум, а нахрапистость и наглость.

Как и бывает в таких случаях, инициативой в Верховном Совете завладели не депутаты-конструктивисты, а депутаты-крикуны, депутаты-политиканы. Стало очевидным, что на плодотворное законотворчество, а тем более на сотрудничество с Главой государства Верховный Совет этого созыва не настроен. Он оказался недееспособным. Верховный Совет не только не принимал законы, необходимые для выведения страны из кризиса, но и сам в немалой степени способствовал политическому противостоянию в обществе. Поскольку действующая Конституция не позволяла исполнительной власти оказывать какое-либо влияние на Верховный Совет, нужно было срочно предпринимать неординарные меры.

В этой ситуации с инициативой выступил Президент Республики Беларусь А.Г Лукашенко. В июле 1996 года он публично высказал идею о намерении провести в республике референдум по изменению отдельных положений Конституции, а в августе 1996 года на встрече с представителями общественности в Гродненской области «дал старт» предстоящему референдуму.

Для всенародного обсуждения 31 августа в печати опубликован проект Конституции Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями Главы государства. Был также опубликован и вынесен на всенародное обсуждение проект Конституции Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями, предложенными депутатами фракций ПКБ и Аграрной партии (проект Верховного Совета).

9 октября на республиканском совещании работников агрокомплекса Александр Лукашенко так определил свою программу:

«Безуспешные попытки наладить конструктивное сотрудничество с Верховным Советом… только в результате конституционной реформы мы сможем уйти, наконец, от бесконечных бессмысленных политических баталий наверху и сосредоточиться на проблемах, которые больше всего волнуют наших людей… Именно в сильной власти сегодня спасение для нашего государства и экономики… При слабом Президенте наши доморощенные либералы и дерьмократы, под разговоры о всеобщем благе всех нас без штанов оставят в собственной стране».

19 октября Всебелорусское народное собрание (около 6 тысяч «представителей народа и трудовых коллективов») поддержало идею проведения президентского референдума. В тот же день на площади у Минского оперного театра оппозиция провела разрешённый митинг протеста, при этом спровоцировав столкновения с милицией.

Референдум 1996 года и его исторические итоги

Вопросы, инициированные Президентом Республики Беларусь:

  1. Перенести День независимости Республики Беларусь (День Республики) на 3 июля — день освобождения Беларуси от гитлеровских захватчиков в Великой Отечественной войне.
  2. Принять Конституцию Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями (новая редакция Конституции Республики Беларусь), предложенными Президентом Республики Беларусь А. Г. Лукашенко.
  3. Выступаете ли Вы за свободную, без ограничений, покупку и продажу земли?
  4. Поддерживаете ли Вы отмену смертной казни в Республике Беларусь?

Вопросы, инициированные депутатами Верховного Совета Республики Беларусь:

  1. Принять Конституцию Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями, предложенными депутатами фракций коммунистов и аграриев.
  2. Выступаете ли вы за то, чтобы руководители местных органов исполнительной власти избирались непосредственно жителями соответствующей административно-территориальной единицы?
  3. Согласны ли Вы, что финансирование всех ветвей власти должно осуществляться гласно и только из государственного бюджета?

Результаты голосования по каждому вопросу, который вынесен на республиканский референдум Президентом Республики Беларусь, следующие:

  • за одобрение вопроса «Перенести День независимости Республики Беларусь (День Республики) на 3 июля — день освобождения Беларуси от гитлеровских захватчиков в Великой Отечественной войне» проголосовали 5 450 830 человек, или 88,18 %; против проголосовали 646 708 человек, или 10,46%; 83 925 бюллетеней в части этого вопроса признаны недействительными;
  • за принятие Конституции Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями (новая редакция Конституции Республики Беларусь), предложенными Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко проголосовали 5 175 664 человека, или 70,45%; против проголосовали 689 642 человека, или 9,39%; 316 157 бюллетеней в части этого вопроса признаны недействительными;
  • за одобрение вопроса «Выступаете ли вы за свободную, без ограничений, покупку и продажу земли?» проголосовали 948 756 человек, или 15,35%; против проголосовали 5 123 386 человек, или 82,88%; 109 321 бюллетень в части этого вопроса признаны недействительными;
  • за одобрение вопроса «Поддерживаете ли вы отмену смертной казни в Республике Беларусь?» проголосовали 1 108 226 человек, или 17,93%; против проголосовали 4 972 535 человек, или 80,44%; 100 702 бюллетеня в части этого вопроса признаны недействительными.

Результаты голосования по каждому вопросу, который вынесен на республиканский референдум депутатами Верховного Совета Республики Беларусь, следующие:

  • за принятие Конституции Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями, предложенными депутатами фракций коммунистов и аграриев, проголосовали 582 437 человек, или 7,93%; против проголосовали 5 230 763 человека, или 71,2%; 368 263 бюллетеня в части этого вопроса признаны недействительными;
  • за одобрение вопроса « Выступаете ли вы за то, чтобы руководители местных органов исполнительной власти избирались непосредственно жителями соответствующей административно-территориальной единицы?» проголосовали 1 739 178 человек, или 28,14%; против проголосовали 4 421 866 человек, или 69,92%; 120 419 бюллетеней в части этого вопроса признаны недействительными;
  • за одобрение вопроса «Согласны ли вы, что финансирование всех ветвей власти должно осуществляться гласно и только из государственного бюджета?» проголосовали 1 989 252 человека, или 32,18%; против проголосовали 4 070 261 человек, или 65,85%; 121 950 бюллетеней в части этого вопроса признаны недействительными.

Основным итогом референдума 1996 года и важной вехой в дальнейшем развитии суверенного белорусского государства явилось принятие проекта Конституции Республики Беларусь, предложенного Президентом страны.

Внесение изменений в Основной Закон — Конституцию — позволило обеспечить эффективную деятельность исполнительной, законодательной и судебной властей, а также Главы государства в интересах белорусского народа. Проведение референдума 1996 года явилось единственным легитимным способом устранить те конституционные положения, которые находились в противоречии с правовыми нормами, общественными потребностями и задачами создания экономически стабильного, социально ориентированного, правового государства.

Следует отметить, что именно референдум 1996 года позволил разрешить существовавшее на тот момент противостояние законодательной и исполнительной властей мирным, цивилизованным путем, благодаря чему удалось избежать дальнейшей дестабилизации политической ситуации, погасить в большей мере националистические выступления (хотя и сегодня имеют место, но не в такой мере, как в 1996 году).

В соответствии с новой редакцией Конституции Республики Беларусь вместо однопалатного Верховного Совета было сформировано двухпалатное Национальное собрание. Оно состоит из Палаты представителей и Совета Республики. Президент является руководителем государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Руководителем исполнительной власти является премьер-министр правительства, расширены права и полномочия Совета Министров.

День Республики перенесён на 3 июля

Важное значение имел вопрос о Дне Республики, вынесенный на референдум. Дело в том, что Декларация Верховного Совета 12-го созыва, провозгласившая 27 июля днём суверенитета, а затем и независимости Беларуси, не только порывала с историческими традициями нашего народа, но по существу пыталась деформировать историческую память белорусов. Общеизвестно, что именно 27 июля 1942 года фашист Вильгельм Кубе «даровал» местным коллаборантам бело-красно-белый флаг и герб «Погоня» в качестве «национальных» символов Беларуси.

Именно в этот день — 27 июля (случайно или преднамеренно) 1990 года была принята Декларация о государственном суверенитете Беларуси. С этим днём и с этим документом большинство народа связывает шаг не только к независимости Беларуси, но и к развалу великого и могучего государства — Советского Союза.

Утверждение Верховным Советом этих символов в качестве государственных вызывало у старшего поколения, и особенно у ветеранов Великой Отечественной войны, проливавших свою кровь в боях с фашистскими захватчиками, чувство горечи и негодования. Необходимо было срочно исправлять промахи предыдущей законодательной власти, которая принимала законы, не только не посоветовавшись с гражданами, но зачастую вопреки мнению граждан.

Таким образом, вопрос о переносе празднования Дня Республики с 27 июля на 3 июля — День освобождения Беларуси от немецко-фашистских оккупантов — находился в прямой связи с референдумом 1995 года, положившим начало пересмотру некоторых поспешно принятых законодательных актов, идущих вразрез с мнением нашего народа, восстановлению его подлинных святынь, что, несомненно, служило делу консолидации общества и утверждению национального самосознания.

Национализм может превратить Беларусь во вторую Украину

Известный белорусский мыслитель первой половины XX века Иван Лукьянович Солоневич писал:

«Первая решающая черта всякой самостийности есть её вопиющая бездарность».

Эти слова применимы и к сегодняшним белорусским «самостийникам». Очень показательно в данном случае письмо бывшего председателя Верховного Совета Беларуси Семёна Шарецкого, написанное им в 1999 году (живёт за границей) президенту США Биллу Клинтону, премьер-министру Великобритании Тони Блэру и президенту России Борису Ельцину с призывом «в соответствии с принципами Заключительного акта ОБСЕ уважать независимость и суверенитет Беларуси».

Как подчеркивал в своём письме премного обиженный на нынешнее белорусское руководство господин Шарецкий, пришло, видите ли, время выполнять свои обязательства, поскольку…

«независимости Беларуси в результате действий властей угрожает реальная опасность».

И какая же? Оказывается, именно Союзный договор, который, дескать,

«направлен на инкорпорацию Беларуси в другое государство вопреки нормам международного права».

Смешно, не правда ли? В письме также указывалось, что складывающаяся в Беларуси ситуация ни больше, ни меньше, как

«представляет собой угрозу для международного мира и безопасности».

Своим западным покровителям Семён Шарецкий сделал «медвежью услугу». Он фактически озвучил то, о чём почему-то никогда вслух не говорилось, но что всегда подразумевалось политиками ЕС в отношении постсоветского пространства.

А именно — сохранение его в дезинтеграционном состоянии, маскируя действительную цель политики ЕС риторикой на тему соблюдения прав человека и демократии.

Причём к самим правам человека и демократии евробюрократы подходили сугубо избирательно. Те руководители или политические группы в постсоветских республиках, которые выступали за интеграцию, зачислялись в разряд диктаторов, нарушителей прав человека и врагов демократии. А те, кто кричал о какой-то мифической «имперской угрозе», якобы исходящей от России, и о своём «европейском выборе», квалифицировались как «демократические» и «правовые».

Поскольку Президент Беларуси Александр Лукашенко всегда был последовательным сторонником интеграции на постсоветском пространстве и строительства Союзного государства, то, разумеется, согласно дезинтеграционной логике руководства ЕС белорусский лидер, законно избранный огромным большинством народа, был обвинён в нарушении прав человека и ущемлении демократии.  

Стоит лишь отделить политическую евродемагогию от европрактики, сразу станет очевидно, что никакого отношения реальная политика Евросоюза к демократии и правам человека не имеет.

Посмотрите, кого на постсоветском пространстве поддерживают Евросоюз и США? Неофашистские организации в странах Прибалтики, бандеровцев в Украине, последователей румынского фашиста Иона Антонеску в Молдове, антироссийский режим в Грузии, так называемых «правозащитников» в России и так называемую оппозицию в Беларуси. При этом новым членам ЕС достаётся именно вся грязная работа по дальнейшему продвижению «евродемократии» на Восток. И если кто-то в Беларуси или в другой республике думает, что именно его страну ждут в Европе с распростёртыми объятиями и мечтают облагодетельствовать, то он жестоко ошибается. Достаточно посмотреть на пример Прибалтики, где уже практически уничтожены национальные промышленность и сельское хозяйство, пенсионеры и просто малоимущие граждане поставлены на грань выживания, а молодёжь просто бежит в более благополучные страны работать кем придётся, то есть, в основном, — прислугой. Вот вам и все благоденствие на западных задворках.

Необходимо отметить, что многие эксперты по Беларуси и её политике и обществу отмечают, что белорусская оппозиция, (а значит, и всевозможные радикальные группы как её часть) спонсируются на деньги США и ЕС через различные гуманитарные, благотворительные и тому подобные фонды. По мнению политолога Николая Малишевского, Запад поступает здесь так же, как в своё время на Украине. Москва предоставляет Минску скидки на энергоносители и другие преференции в экономической сфере, а Запад занимается переделкой мозгов общества и политической «элиты», их мировоззрения и восприятия себя в окружающем мире. И здесь нет ничего оригинального, поскольку именно подобным образом США и ЕС оторвали от России Украину. Переформатирование мировоззрения молодёжи —  это оружие пострашнее атомной бомбы и инструмент влияния, который посильнее экономических связей. При этом спонсоры белорусской оппозиции этого даже не отрицают. Примечательна статья в Deutsche Welle еще от мая 2013 года, где автор заявляет, цитируем:

«Евросоюз не прекращал финансовой помощи Белоруссии даже в самые прохладные периоды отношений. Счёт идет на миллионы евро, которые направляются не только в адрес независимых НПО, но и на программы по борьбе с наркотиками, нелегальной миграцией, на проекты регионального развития, поддержку сотрудничества экологической, гуманитарной и образовательной сферах».

Ничего не отрицается, всё весьма прозрачно.

Распространением антирусских настроений в Беларуси следует озаботиться нашей стране, учитывая горький опыт Украины,  поэтому надо  начать действовать для предотвращения националистической угрозы, которая имела место ещё и в 1996 году в преддверии проведения референдума.

Послесловие

Как показали итоги, сторонников проведения референдума оказалось значительно больше, чем его противников. И оппозиция, несмотря на свое активное противостояние плебисциту, не смогла убедить граждан в его нецелесообразности. Тем не менее, от идеи срыва референдума она так не отказалась.

Обсуждение дополнений и изменений к действующей Конституции 1994 года носило открытый, демократичный характер. Опубликованные в печати тексты двух разных по своим концептуальным подходам проектов Конституции с изменениями и дополнениями активно и заинтересованно обсуждались в средствах массовой информации, на собраниях трудовых коллективов, т.е. всенародно.

В целом подготовка к проведению референдума активизировала политическую жизнь в Беларуси. Идеологическая борьба вокруг предстоящего референдума значительно повысила теоретический интерес различных слоёв населения к ключевым вопросам экономической и политической жизни нашей страны, а также и к самому референдуму как одной из самых демократичных форм волеизъявления народа.

Республиканские референдумы 1995 — 1996 годов сыграли важную роль в коренном обновлении внутренней и внешней политики Беларуси. Это обновление можно охарактеризовать как отказ от антинародного и антинационального курса, который был навязан нашей республике в результате развала СССР.

Началось восстановление национального вектора развития Беларуси. Как бы ни изощрялись определённые «исследователи» в оценке нашего народа, факт остаётся фактом: в белорусском обществе оказалось гораздо больше умных и добрых людей, чем глупых и злых. В самом деле, если бы человек заботился только о себе, он никогда не вышел бы из стадии животного состояния, хотя некоторые и сегодня стремяться оскотиниться, и прогресс человечества был бы невозможен. В том, что белорусское общество сумело не поддаться на посулы лжепророков, и заключается мудрость белорусского народа, который во время господства умственных крохоборов, трясущихся над заимствованными мыслишками из пропагандистской литературы западных резонеров, сохранил веру в человеческий прогресс. Другого и быть не могло. Все, для кого такие понятия, как истина, совесть, справедливость, Родина — не разменная монета на рыночном аукционе, —  всегда вместе со своим народом.

Источник

12345  5 / 7 гол.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь

Нет комментариев

 

СССР

Достойное

  • неделя
  • месяц
  • год
  • век

Наша команда

Двигатель

Комментарии

Анна Новикова
вчера в 11:41 1
Александр Вершинин
26 марта в 05:49 1
СБ СССР
20 марта в 20:56 14
Агафонов
15 марта в 16:02 26
Александр Суворов
14 марта в 18:05 5
Александр Суворов
14 марта в 17:03 3
Агафонов
13 марта в 20:12 26
Александр Суворов
12 марта в 20:11 3
Емеля
10 марта в 21:38 3
Александр Суворов
10 марта в 18:12 2
Александр Суворов
10 марта в 16:28 3
Александр Суворов
9 марта в 16:35 1
Агафонов
8 марта в 19:16 7
Кирилл_Москва
15 февраля в 10:18 2
Александр
14 февраля в 16:29 4
Александр Вершинин
13 февраля в 06:32 1
Алексей Михайлович
8 февраля в 18:40 1
Алексей Михайлович
7 февраля в 21:47 1

Лента

Терроризм и теория единого поля
Статья| позавчера в 14:10
О чём поют финансы ? Часть 2.
Видео| 20 марта в 20:00
Марш, марш отсюда, русские?!
Статья| 20 марта в 12:21
О чём поют финансы?
Видео| 15 марта в 22:27
Секреты Геральдики
Статья| 9 марта в 16:26
Большие игры в мере и вне её
Аналитика| 9 марта в 10:50
Троица и тяга взаимная
Статья| 7 марта в 08:31
Фильм "ЗАМЫСЕЛ" (2019)
Видео| 6 марта в 12:32
Неумеха? В руководители!
Статья| 3 марта в 13:28
Взгляды на мiр
Статья| 28 февраля в 23:15

Двигатель

Опрос

В войне ХАМАС с Израилем вы на стороне ...

Информация

На банных процедурах
Сейчас на сайте

Популярное

 


© 2010-2024 'Емеля'    © Первая концептуальная сеть 'Планета-КОБ'. При перепечатке материалов сайта активная ссылка на planet-kob.ru обязательна
Текущий момент с позиции Концепции общественной безопасности (КОБ) и Достаточно общей теории управления (ДОТУ). Книги и аналитика Внутреннего предиктора (ВП СССР). Лекции и интервью: В.М.Зазнобин, В.А.Ефимов, М.В.Величко.