... в единстве сила ...
Зарегистрироваться
24.05.17  

Двигатель

Белорусское машиностроение

2011-05-26 21:28 |

Тесное экономическое сотрудничество РБ и РФ лишает белорусские машиностроительные предприятия стимулов к структурной перестройке для адаптации к условиям мирового рынка.

В текущей ситуации можно с полным основанием утверждать, что индустриальному комплексу Белоруссии до сих пор так и не удалось в полной мере преодолеть последствия кризисного 2009 г. В первую очередь это утверждение следует отнести к флагманам отечественного машиностроения и металлообработки.

Для чтобы предметно показать масштабы катастрофы постигшей крупнейшие предприятия данной отрасли, обратимся к примеру Минского автозавода, который наряду с другими гигантами белорусского машиностроения (МТЗ, БелАЗом, Гомсельмашем, ММЗ) занимает особое место в белорусской экономике и играет важную роль в производстве национального ВВП.

Однако еще более важно то обстоятельство, что от стабильной работы МАЗа зависит не только выживание заводов-смежников, на которых насчитывается около 100 тыс. работников, но и сохранение социальной инфраструктуры, обеспечивающей занятость еще около 300 тыс. чел. Подчеркивая значение Минского автозавода для страны глава президентской администрации Владимир Макей однажды назвал его «национальным достоянием».

Однако сегодня это системообразующее предприятие на поставлено на грань выживания, что подтверждают результаты продаж его продукции в 2009 г. В натуральном выражении сбыт грузовиков за рассматриваемый период сократился примерно в 2,5 раза, с 22.000 до 8.900-9.000 ед. В то время как БелАЗ после падения спроса на свою продукцию в том же году, расширил свои рынки сбыта засчёт стран дальнего зарубежья. И уже сегодня за его самосвалами образовалась очередь заказчиков и предприятие в спешном порядке наращивает выпуск грузовиков.

Возвращаясь к МАЗу стоит отметить, что реализация автомобилей на основном для МАЗа рынке – российском – снизилась почти в 8,5 раза, c 12.070 до 1.400-1.500 ед. Однако падение объемов сбыта продукции МАЗа в Украине оказалось еще более катастрофическим, без малого в 13 раз: с 2.411 до 180-190 шт.

На этом фоне ситуацию с поставками в прочие страны СНГ можно рассматривать как вполне терпимую, ведь они снизились за 2009 г. «всего» в 3,4 раза, с 1.183 до 350-360 шт. Еще более благополучным в данном контексте следует считать состояние дел с отгрузкой минских большегрузов в государства дальнего зарубежье. Экспорт туда снизился в каких-то 2,5 раза, с 1.648 до 670-680. А удельный вес этих поставок даже вырос с 7,5% до 7,6%.

В то же время возросла в общей отгрузке Минского автозавода доля продукции, поставленной белорусским субъектам хозяйствования. И тем не менее, подобный «успех» не вызвал особой радости у высшего менеджмента предприятия, ведь в большинстве случаев оплата этой автотехники откладывалась на неопределенное время. Что, вследствие ряда особенностей национального бухучета (в соответствии с которыми реализованной считается отгруженная продукция), породило парадоксальную ситуацию, когда прибыль и налоги на нее насчитывались даже при отсутствии реальной денежной выручки. И такого рода ситуация, в той или иной мере, была характерна для основной массы машиностроительных заводов РБ.

На этом мрачном фоне итоги работы белорусской промышленности в 2010 г., если принять во внимание данные официальной статистики, выглядят безоговорочно положительными. Так общий объем промпроизводства в прошлом году не только превысил (почти на 11%) уровень 2009 г., но и превзошел (примерно на 8%) отметку докризисного 2008 г. Но при более детальном рассмотрении даже официальные статданные не дают особого повода для эйфории, т.к. рубежей докризисного 2008 г. достигнуть так и не удалось (объем производства не превысил и 85%).

Подобным же образом складывалась ситуация и в основных подотраслях машиностроительного комплекса. Так, для тракторного и сельхозмашиностроения значения рассматриваемых показателей составили 113% и 93%, автомобилестроения - 118% и 66%, станкостроительной и инструментальной промышленности - 98% и 71% соответственно. Существенно более успешно шли дела в электротехнической промышленности (236% и 168,13%), приборостроении (113% и 124%) и на предприятиях производящих бытовые приборы и машины (130% и 121%).

Возникновение положительных тенденций в работе индустриального сектора белорусской экономики, в основном, было связано с благоприятным для нее изменением конъюнктуры на внешних рынках. И прежде всего, на российском.

Исходя из вышеизложенного, c большой степенью уверенности можно утверждать, что основной причиной взлетов и падений спроса на белорусскую машиностроительную продукцию в России являются изменения объемов валютной выручки последней от экспорта нефти и газа. Но движение только на Восток, по пути наименьшего сопротивления чревато серьезными издержками. Прежде всего, в условиях, практически гарантированного сбыта наши предприятия лишаются стимула к структурной перестройке и совершенствованию рыночной стратегии для выхода на альтернативные рынки. А ведь как показывает практика недавних лет, Россия весьма чувствительна к скачкам конъюнктуры на мировых рынках сырья и энергоносителей. Что является перманентной угрозой стабильности работы белорусской экономики вообще и ее машиностроения, в частности.

По материалам Александра Алесина

Ещё обзоры:

бизнес

Оптимизация онлайн бизнеса – синхронизация с 1С

бизнес

О говорящих ссылках

бизнес

Душа требует праздника!

Назад

Достойное

  • неделя
  • месяц
  • год
  • век

Двигатель

Лучшее видео

Наша команда

Двигатель

Лента

Англия – главный паразит планеты
Статья| позавчера 22:34

Опрос

Какое будущее ждёт Россию в этом столетии?

Блоги на Разумей.ру

Статьи и обзоры

Двигатель

Кольчуга

 


© 2010-2017 'Емеля'    © Первая концептуальная сеть 'Планета-КОБ'. При перепечатке материалов сайта активная ссылка на planet-kob.ru обязательна
Текущий момент с позиции Концепции общественной безопасности (КОБ) и Достаточно общей теории управления (ДОТУ). Книги и аналитика Внутреннего предиктора (ВП СССР). Лекции и интервью: В.М.Зазнобин, В.А.Ефимов, М.В.Величко, В.В.Пякин.