Вход

Двигатель

Образование — государственный приоритет

14 ноября 2016 в 15:20 | Емеля |Сергей Ушкалов | 1740 | 0

Мы живём в переломную эпоху, когда идёт смена технологических укладов. Чтобы проводить стратегическое планирование развития тех или иных отраслей и сфер жизни общества, необходимо чётко понимать, куда идёт мир и что в нём будет востребовано завтра. Совокупность прорывных технологий будет коренным образом менять мир. К примеру, сегодня на стыке биоинженерных и информационных технологий компанией "Майкрософт" начата разработка биологического компьютера. От того, в каком направлении будут двигаться эти технологии, будет зависеть не только развитие промышленности, техники, но и здоровье людей, и их жизнедеятельность.

В этой связи на первый план выходят качество образования, создание новых образовательных программ в учебных заведениях и направлений исследования в науке, отвечающих современному вектору развития нашей цивилизации; необходимо определить приоритеты в развитии образования и науки. Новому министру образования и науки России Ольге Юрьевне Васильевой предстоит сделать первые шаги в этом направлении и стать локомотивом назревших изменений.

Говоря об образовании и его влиянии на развитие общества и государства, хочется обратить внимание на советский опыт. Советская власть пришла в Россию с учебником, карандашом и бумагой и поставила перед собой задачу победить неграмотность. Борьба с безграмотностью уже через 10 лет привела к созданию советской инженерной школы, развитию авиации, машиностроения, а через 30 лет — к созданию советской школы ядерной физики (одной из лучших в мире) и к прорыву в космос.

Что мы наблюдаем в настоящий момент в нашем дошкольном образовании, средней и высшей школе? Мы наблюдаем ситуацию, которую можно назвать "демографической бомбой замедленного действия", и вот почему.

Святейший патриарх Кирилл, выступая на пленарном заседании V Общецерковного съезда по социальному служению, касаясь темы рождаемости и борьбы с абортами, сказал: "Как мы думаем возродить Россию при самом мизерном демографическом росте? Я часто слушаю дебаты в правительстве, на других высоких форумах — чаще всего говорят об экономике, финансах. А я по простоте душевной задаю вопрос: а для кого экономика, финансы, если мы будем так сокращаться?".

В связи со стабилизацией экономической ситуации в стране в начале 2000-х годов стала улучшаться и рождаемость. Увеличение доходов населения и государственная поддержка рождаемости путём выдачи материнского капитала привели к её росту. Так, если в 2000 году коэффициент рождаемости на 1000 населения составлял 9%, то в 2013 уже 13,3 %: столько детей появлялось на свет в 1990 году, до развала СССР.

Несмотря на то, что достичь уровня последнего советского всплеска рождаемости 1986 — 1988 гг. не удалось (тогда коэффициент был равен 16%), всё же впервые с 1991 года был зафиксирован естественный прирост населения России. Кстати, повышательная волна рождаемости того периода была связана с положительными ожиданиями от политики Горбачева: люди ждали перемен к лучшему. Нынешний же затяжной экономический кризис и отсутствие перспектив на скорый рост экономики, падение доходов населения однозначно негативно отразятся на рождаемости и уже привели к увеличению смертности. По итогам 2015 года смертность увеличилась на 12 тыс. человек. Происходит процесс сокращения количества граждан трудоспособного возраста.

В 90-х годах прошлого века многие детские сады и школы были бездумно переданы государственным и муниципальным организациям, а то и просто проданы коммерческим структурам. Как следствие, в 2000-х годах государство оказалось не готово к росту рождаемости. Родители столкнулись с очередями в детские сады, которые до сих пор существуют, несмотря на то, что частично детские сады были возвращены государством и стали выполнять свойственные им функции. Новые детские сады строятся в мизерных количествах, и это при том, что в стране возводится огромное количество жилья.

Жилищное строительство стимулируется как государством, так и банками через различные ипотечные программы финансирования. Как правило, строительство ведут частные компании. За исключением некоторых регионов, государственные и муниципальные власти, выделяя землю под застройку, не обязывают застройщика вкладываться в социальную инфраструктуру. Так появляются микрорайоны, в которых нет детских садов и школ.

Моё детство и юность прошли в СССР. Ясли, детский сад и школа были в пяти минутах ходьбы от моего дома. И ни одно из детских дошкольных учреждений, в которые я когда-то ходил, сегодня не используется по прямому назначению, тогда как микрорайон пополнился десятком высотных многоквартирных домов. В то же время в микрорайоне ни одной новой школы построено не было.

Сегодня очереди на определение ребёнка в детский сад не дают одному из родителей выйти на работу из отпуска по уходу за ребёнком, а это создаёт финансовые трудности для семьи.

Смею предположить, что наши системы среднего и высшего образования также не готовы к увеличению количества учащихся, так как школы последние 25 лет мы тоже не строили. Более того, за эти годы по стране почти в два раза сократилось число школ, в первую очередь — за счёт учебных заведений общеобразовательного уровня, расположенных в сельской местности. В скором времени недостаточное количество школ приведёт к учебе в две, а то и в три смены. Переполненность школ и, как следствие, неудобный график учёбы скажутся на качестве образовательного процесса и на здоровье ребенка.

Премьер-министр России Дмитрий Медведев распорядился выделить в текущем году 50 миллиардов рублей на ремонт старых и строительство новых школ. Развитие школ закреплено за регионами, но в связи с кризисом центром принято решение оказать в этом помощь. Планируется за 10 лет создать 6,5 млн. новых учебных мест. Эта мера действительно является неотложной. Ввиду кризиса в экономике государственный бюджет будет дефицитным, вследствие чего уже сейчас началось сокращение бюджетных мест в ВУЗах, а также их укрупнение за счёт слияния. Эта ситуация напоминает ликвидацию детских садов в 1990-х годах. Обучение в региональном ВУЗе стоит сейчас от 60 000 руб. в год, в некоторых престижных московских и санкт-петербургских учебных заведениях — в три, а то и в четыре раза дороже. Как правило, студент, который учится платно, не получает общежитие. Это влечёт дополнительные расходы на его содержание со стороны родителей и становится трудноразрешимой проблемой, учитывая, что доход среднестатистической российской семьи не превышает 40 тысяч рублей в месяц, и то при условии что семья — полная. В итоге возможность получения качественного образования для подавляющего большинства молодёжи становится всё менее реальной. Негативно сказывается и крайне низкий размер студенческих стипендий, особенно в региональных вузах. Такая политика отсекает огромное количество выпускников школ от получения качественного образования.

Но главная проблема состоит в том, где будут в итоге работать выпускники. Новых предприятий мы тоже не построили, а советское наследие развалили и растащили. Экономика у нас теперь сырьевая, мы продаём газ и нефть другим странам, а для обслуживания нефтегазовой отрасли много квалифицированного персонала не требуется. Целое поколение, получившее дипломы экономистов, юристов и психологов уже отрабатывает свои навыки в продажах "сковородок", "утюгов" и т.д., но для экономики и развития страны в этом пользы немного. Такая подготовка кадров в высшей школе стала одним из структурных ограничений нашего развития, так как, к примеру, оборонная промышленность, которая тянет за собой большой сектор экономики, испытывает острый кадровый голод. Также на сегодняшний день дефицит кадров испытывает сельское хозяйство, которое, вследствие санкций, наложенных на Россию, и ответных мер со стороны РФ получило большой импульс развития. Возросшие производственно-сбытовые возможности сельхозпредприятий не покрываются кадровыми ресурсами. Зачастую агропромышленные фирмы вынуждены специально привозить работников из городских центров. Особенно нехватка квалифицированных кадров сказывается на предприятиях мясной и молочной промышленности, в первую очередь, недостаёт специалистов-технологов, что резко ограничивает возможности производить продукты на высоком технологическом уровне — сыры, колбасы, способные по качеству заместить на прилавках импортные аналоги.

Поэтому нужно определить приоритеты в подготовке кадров в системе высшего образования. Для этого на первый план должна выйти программа социально-экономического развития страны. Исходя из этой программы уже будет определяться развитие системы среднего и высшего профессионального образования. Нужно выбрать приоритетные прорывные отрасли народного хозяйства и готовить для них специалистов, в этой связи увеличить финансовую поддержку наиболее перспективных научных школ, пополняя их кадрами из студентов, аспирантов и т.д.

Сейчас муссируется тема повышения пенсионного возраста. Не надо тешить себя иллюзиями, что это только разговоры. У государства нет другого пути, кроме увеличения пенсионного возраста, иначе налоговая нагрузка на молодёжь будет неподъёмной. Но одним повышением пенсионного возраста проблему не решить, в стране должен быть уверенный экономический, а также демографический рост.

Отсюда следует, что снижение численности людей трудоспособного возраста ввиду высокого уровня смертности в этой группе вкупе с ростом численности пенсионеров и детей приведёт к сильному повышению социальной и налоговой нагрузки на молодёжь. К этому прибавится недоступность качественного образования, отсутствие возможностей для самореализации и работы по специальности. Мы рискуем получить молодое поколение, которое, почувствовав на себе все промахи социальной политики в стране, просто откажется поддерживать это государство, а зарубежные НКО и спецслужбы им в этом помогут. Все "цветные революции" осуществлялись молодёжью, недовольной политикой государства.

Что касается мер материальной поддержки рождаемости, то их недостаточно, нужен комплекс мер, чтобы население воспринимало их как существенную и последовательную помощь, а не как разовую и незначимую в масштабах жизни семьи выплату. Необходимо обеспечить достаточное количество детских садов, школ, доступность высшего образования, возможность найти работу по специальности. Особенно важна система работы социальных лифтов общества. Мы много говорим о необходимости новой идеологии. Программа прорывного развития страны, концепция построения "государства будущего" может стать той самой объединяющей идеей, которая будет способна сплотить страну для рывка, как это произошло в советском обществе во времена индустриализации 20 — 30-х годов ХХ века.

Демографическое состояние в стране отражает её цивилизационное положение в целом. Разрушение ценностных, социальных оснований государства и отсутствие привлекательного проекта будущего неизбежно ухудшает демографическую ситуацию. Сложившуюся напряжённость в образовательной инфраструктуре необходимо разрешать не на региональном, а на федеральном уровне: покрывать потребность в детских садах, школах, бесплатных местах в вузах.

Изменения в системе образования должны быть направлены на стимулирование инноваций в науке. Необходим план согласованных действий образовательной и промышленно-структурной политики, в котором будут учитываться направления перспективных разработок, развитие производств и требуемые для них научные и производственные кадры. Это позволит построить сбалансированную систему образования, науки и внести свой вклад в создание будущего, которое рождается уже сегодня. Задачи образования, конечно, гораздо шире чисто экономических. Нельзя отводить на второй план культурную, воспитательную, познавательную и ряд других задач образования, которые формируют общество, определяют его интересы.

Образование — национальный приоритет, и только при этом условии Россия будет суверенным и сильным государством, которое способно достойно ответить на угрозы и вызовы современного мира. Здесь уместно вспомнить слова, произнесённые Иосифом Виссарионовичем Сталиным в 1931 году: "Мы отстали от передовых стран на 50–100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет. Либо мы это сделаем, либо нас сомнут".

Источник

12345  5 / 7 гол.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь

Нет комментариев

 

СССР

Достойное

  • неделя
  • месяц
  • год
  • век

Наша команда

Двигатель

Комментарии

Олег Низамов
15 апреля в 17:41 4
Вальтер Железный
14 апреля в 00:04 3
Вальтер Железный
13 апреля в 23:45 5
СБ СССР
2 апреля в 19:42 1
СБ СССР
20 марта в 20:56 14
Агафонов
15 марта в 16:02 26
Александр Суворов
14 марта в 18:05 5
Александр Суворов
14 марта в 17:03 3
Агафонов
13 марта в 20:12 26
Александр Суворов
12 марта в 20:11 3
Емеля
10 марта в 21:38 3
Александр Суворов
10 марта в 18:12 2
Александр Суворов
10 марта в 16:28 3
Александр Суворов
9 марта в 16:35 1
Агафонов
8 марта в 19:16 7

Лента

Не от Емельяна ли потоп?
Статья| 15 апреля в 21:19
Дом, разделившийся в себе.
Видео| 15 апреля в 13:29
Рубанул боярин так рубанул!
Статья| 9 апреля в 21:40
Взаимоотношения с Жизнью
Статья| 2 апреля в 09:35
Терроризм и теория единого поля
Статья| 27 марта в 14:10
О чём поют финансы ? Часть 2.
Видео| 20 марта в 20:00
Марш, марш отсюда, русские?!
Статья| 20 марта в 12:21
О чём поют финансы?
Видео| 15 марта в 22:27
Секреты Геральдики
Статья| 9 марта в 16:26
Большие игры в мере и вне её
Аналитика| 9 марта в 10:50
Троица и тяга взаимная
Статья| 7 марта в 08:31

Двигатель

Опрос

В войне ХАМАС с Израилем вы на стороне ...

Информация

На банных процедурах
Сейчас на сайте

Популярное

 


© 2010-2024 'Емеля'    © Первая концептуальная сеть 'Планета-КОБ'. При перепечатке материалов сайта активная ссылка на planet-kob.ru обязательна
Текущий момент с позиции Концепции общественной безопасности (КОБ) и Достаточно общей теории управления (ДОТУ). Книги и аналитика Внутреннего предиктора (ВП СССР). Лекции и интервью: В.М.Зазнобин, В.А.Ефимов, М.В.Величко.