Фильм «Отряд самоубийц» прославился в России ещё до своей премьеры, благодаря самой назойливой и вездесущей рекламной кампании, которая бывает только у голливудских творений. Частота упоминаний очередной сумасшедшей бригады супергероев, особенно в соцсетях, была настолько высокой, что наплыв зрителей в кинозалы был гарантирован. Что скрывать, значительная часть граждан нашей страны воспринимает кинематограф исключительно как развлечение, и по этой причине этим людям можно скормить любую «киноконфету», главное, чтобы обложка была яркая и ажиотажа побольше.
В этой рецензии мы постараемся разъяснить, какие поведенческие матрицы и образы были загружены в головы почти 5 миллионов россиян, посмотревших фильм в кинотеатре.
Итак, столкнувшись с очередным мировым злом, в схватке с которым гибнет даже сам Супермен, американское правительство решает, что надо действовать по принципу «против лома нет приёма, если нет другого лома» и обратиться за помощью к самым отъявленным преступникам, которые заточены в самой суровой и охраняемой тюрьме мира. И вот убийцы, чудовища и откровенные социопаты, обладающие уникальными способностями и в совершенстве владеющие искусством убийства, становятся на защиту мира. На всякий случай всем новоявленным героям вшивают в шею микрочип с бомбой и предупреждают, что в случае чего, им не сносить головы.
В команду худших из худших попали следующие персонажи: Дедшот (сверхталантливый киллер), Харли (псих-маньячка), огненный человек Эль Дьябло (человек-огонь, жжёт за деньги, однажды, неосторожно обращавшись с огнем, случайно убил свою жену и детей), чудовище Убийца Крюк (смесь человека и рептилии, по совместительству каннибал), капитан Бумеранг – (грабитель награбленного), специализированный наемник Слипкнот (которому предстоит доказать, что микрочипы в шеях героев работают исправно), и ещё несколько второстепенных героев.
Можно ли в кино сделать злодея привлекательным и заставить зрителя симпатизировать ему? Легко! Для этого надо просто придумать злодею какую-нибудь сентиментальную предысторию, сравнить его с ещё большим отребьем, на фоне которого наш мерзавец будет смотреться не так уж плохо. И вдобавок сотворить с ним какую-нибудь вселенскую несправедливость. Именно это и было проделано в фильме «Отряд самоубийц», только не с одним антигероем, а сразу с целым отрядом упырей.
Весь фильм пропитан идеей, что злодеи стали таковыми из-за того, что с ними поступают плохо, несправедливо. У каждого из них есть своя печальная и трогательная история, слушая которую по ходу фильма зритель должен «понять и простить» этих маньяков. Ведь они стали злом не по своей воле, а вроде как под давлением жизненных обстоятельств (обманка в том, что в жизни выбор в сторону зла – это всегда решение человека, а в фильме эту логику можно свободно исказить, чем и пользуются сценаристы). К тому же, как выясняется по сюжету, маньяки не столь плохи, есть и хуже них – это американское правительство и военные, которым наши герои, в частности киллер Дедшот, даже читают нотации.
69-ая минута. Разговор киллера Дедшота и военного куратора их отряда, после того как Дедшот понял, что куратор его обманывал:
Дедшот: Приятель, ты не слышишь меня запертый в своем храме солдатской нравственности. Но такой двуличный как ты не выдержал бы на улице и секунды!
Военный: И это говорит мне тот, кто убивает за деньги?
Дедшот: Я не прячу туз в рукаве!70-ая минута. Дедшот (об Аманде Уолкер – женщине-управленце из нац. безопасности, только что убившей своих же подчиненных)
Дедшот: Боже! Невероятно жестокая тетка!
Военный: Да, ты привыкнешь.
Дедшот: И это я злодей?! (кивая на Аманду) Вот кто преступник!
В середине фильма зритель узнаёт, что беспринципное правительство само приложило руку к созданию суперзла, которое и пришлось побеждать, и теперь пытается переложить ответственность перед обществом на Отряд Самоубийц. Отряд же, как бы это дико ни звучало – весьма возмущен попранием своей репутации и стремится спасти свою «честь».
Даже в финале в качестве награды за спасение мира они получили устное сухое «спасибо» и уменьшение срока отбывания наказания на десять лет. Учитывая, что каждый осужден пожизненно, это выглядит злой шуткой, что вызывает их «справедливое» возмущение.
72-ая минута:
«- Мы почти выполнили миссию, вопреки тому, что от нас ожидали. Плохо, что они обвинят во всем этом нас, не допустят, чтобы люди узнали правду… Тем более… мы же злодеи».102-минута, Харли поясняет, почему не стремится спасать мир (это оказывается уловкой, и она на самом деле его спасает):
«- Нам нет места в этом мире. Они (имеется в виду – всё общество) ненавидят нас!»
Обратите внимание на передергивание смыслов: не «я в нем злодейка-преступница, которую закономерно отвергает общество, а: «общество меня ненавидит, так что же я буду за него сражаться?!».
Тем самым, показанные во всей красе полнейшими отморозками, главные герои картины уже к середине фильма предстают в образе жертв коварного общества, которое их ненавидит, жертв интриг «нормальных людей». Авторы усердно пытаются представить их в виде очаровательных и ярких персонажей с чувством юмора и умением работать в команде. Очевиден расчет на то, что дружба и взаимопомощь самоубийц должна вызывать сочувствие зрителя, тем более у каждого злодея имеется грустная предыстория, которая должна его оправдать.
Как уже было отмечено, доминирующий подтекст фильма в том, что зло раньше было добром и стало злом не по своей вине и желанию, а из-за неких печальных и неподконтрольных для него событий. Создатели фильма создают каждому герою оправдательную биографию, которая должна показать – герой таковым стал из-за внешних обстоятельств. Он не виноват – виноваты все вокруг, и виновато, естественно, общество, вечно осуждающие люди. Лебединая песня падшего ангела!
Харли была юным начинающим психиатром, но влюбилась в своего пациента, безумного Джокера. Фильм переполнен флэшбеками, открывающими перед зрителем их безумную во всех смыслах любовь. Эль Дьябло, как и Крюк, получили свою сверхсилу поневоле, и не могут её сдерживать. Убийца Катана стала такой после того, как отомстила за своего мужа и забрала волшебный меч, питающийся душами жертв.
В финале фильма авторы, чтобы окончательно обелить маньяков, показывают нам мечту каждого из них. Мечты об обычной жизни, воскрешении погибших близких, о большой и хорошей семье – естественные мечты каждого человека, в контексте фильма выглядят как откровение, как оправдание злодеям. Не они такие – их таковыми сделало общество, мир или сама природа. Это отличная отговорка, которую сейчас используют извращенцы всех мастей. В реальности их сделали такими сценаристы и продюсеры Голливуда, чтобы размыть понятия добра и зла в глазах зрителей.
Всего женщин в истории пять, раскрытых образов три, но образ, которому уделено больше всего внимания, – это, конечно, Харли Квин. Она была и осталась главным рекламным брендом фильма – её пытаются показать как нечто интересное, забавное и привлекательное во всех смыслах. Однако, что на самом деле несет в себе этот образ?
Будущий психиатр Харли влюбляется в заключенного в пациента сумасшедшего дома – маньяка Джокера и приносит ему оружие, с помощью которого он убегает, оставив за собой десятки трупов. Джокер за это совершает над Харли дикий обряд посвящения, во время которого она умирает и воскресает от его поцелуя. После этого героиня окончательно становится такой же, как её возлюбленный и даже приобретает новый цвет волос. Сюжетная линия с Джокером, возникающим, как черт из табакерки, и усердно тратящим экранное время то на тоску по любимой, заточенной в тюрьму, то на попытки вернуть её, занимает чуть ли не четверть фильма (судя по сообщениям в прессе, часть сцен с Джокером были ещё и вырезаны из финальной версии фильма).
В одном из флэшбеков видно, что легкомысленное поведение главной героини абсолютно не порицается её возлюбленным Джокером, а даже поддерживается. В этой сцене Джокер «дарит» её своему новому знакомому, которого она тут же и пытается соблазнить. Когда тот отказывается от подарка, объясняя свою позицию тем, что «она твоя женщина», влюблённая парочка убивает его за такое «оскорбление». При этом не стоит забывать, что Харли – дама «с приветом», слышит голоса, радуется, что скоро кто-то умрет, после очередного боя её даже останавливали от самоотверженного избиения уже давно мертвого трупа.
К сюжету фильма эти сцены не имеют никакого отношения, однако вносят в фильм новый оттенок, направленный на зрительниц женского пола. «Злая романтика темной любви», которая ведет Харли к победам, несколько раз за фильм спасает её от гибели и в финале вызволяет из тюрьмы. Страстные речи, признания, постоянные упоминания друг о друге в разлуке и свадьба-инициация Харли, превращающая её в копию Джокера, смотрится, как попытка вызвать романтические чувства у самых юных зрительниц. Тем самым фильм продолжает тенденцию по формированию и зрительниц неосознанной тяги к плохим парням. Подробно эта тема рассмотрена в отдельной статье.
В итоге основной женский образ в фильме – это образ сумасшедшей шлюхи, неадекватной девицы, абсолютно без каких-либо моральных ориентиров. Много сцен, где Харли снимают сзади, камера акцентирует внимание на её мини-шортах, а точнее, макси-трусах. Естественно, её положительно воспринимает зритель, ведь она спасает мир, шутит, считается красавицей. Девочки, посмотревшие этот фильм, будут хотеть быть похожими на неё, а мальчики будут думать, что это идеал женщины.
Как ни странно, страх наряду с брезгливостью и стыдливостью является одним из естественных барьеров против проникновения всего чужеродного внутрь личности. Именно он включает глубинные механизмы противодействия той или иной опасности в жизни.
У каждого чувства есть функция. Если чувство «убрать», функция перестанет выполняться, возникнет «провал» в целостности алгоритма приспособления к среде индивида. Эволюционно, функция страха – защита, генерация стратегий противодействия опасности. И не важно, насколько реально то, от чего психический аппарат себя вот так защищает. По наивности многим кажется, что раз им что-то мешает, какое-то чувство, значит, его надо убрать. Не всегда им удаётся увидеть, что это чувство выполняет лишь роль индикатора, сигнала от «системы» о том, что ты идешь не туда.
Привыкание к страху есть не что иное, как утрата этого древнейшего механизма самосохранения. Сознательная победа над страхом отличается от привыкания к страху тем, что в долю секунды спрессовывается анализ ситуации, выбор альтернативы и само действие в первом случае, и полное бездействие во втором. Именно это различие призван скрыть туманный термин «толерантность». Как брезгливость – это барьер для проникновения различного рода нечистот, стыдливость – барьер для блуда, так и страх – последняя линия обороны для проникновения всего тёмного и злого. Ведь даже поддавшись искушению, в одну минуту можно испугаться и одуматься.
Огромное количество фильмов ужасов, триллеров и кровавых боевиков уже не одно десятилетие старается снять этот последний кордон. Один из основных подтекстов данного фильма: «Страшного не надо бояться!» Ведь в фильме приведены истории героев, в которых любое зло оправдывается тем, что есть еще более злое зло! Нормальная психика естественным образом отторгнет убийство и жестокость, но когда это делает человек в образе клоуна с накрашенным улыбающимся ртом и нелепыми зелеными волосами, который, оказывается, ещё и умеет по-настоящему любить, шкала ценностей начинает давать сбой.
То же самое и с образом его подруги – внешне милого, наивного дитя, с трогательными разноцветными хвостиками, внутри которого уживаются похотливая проститутка и жестокий убийца. В том же ракурсе показан и киллер Дедшот: вот он убивает по заказу, а в следующей сцене прогуливается с милой маленькой дочерью, и теперь он уже предстает в глазах зрителей любящим отцом, которому не дают общаться с обожаемым ребенком. Иными словами, откровенные маньяки, поданные в привлекательной обёртке, транслируют с экрана: «Зла не надо бояться!» На этот тезис работает и официальный девиз фильма «Justice has a bad side» («У справедливости есть плохая сторона»).
Насилие: Все главные герои – это маньяки, получающие удовольствие от убийств (по ходу фильма звучат фразы по типу «Ура, умрёт много людей»). Насилие в фильме показано, как средство достижения любой цели.
Наркотики: Все герои много употребляют алкоголь и иногда принимают более тяжёлые наркотики. Один из персонажей в шутку считает магический вихрь своей галлюцинацией от таблеток.
Секс: Единственный яркий образ женщины – образ девушки «легчайшего» поведения. В связи с этим множество шуток фильма завязано именно на эту тему.
Мораль:
Фильм «Отряд самоубийц» продвигает несколько основных идей:
Что интересно, фильм абсолютно отчётливо работает на формирование негативного образа американского правительства и американских спецслужб. По всей видимости, это объясняется тем, что Голливуд в большей степени выступает в качестве инструмента глобальных, а не региональных элит, то есть занимается глобальной политикой. Представление американского правительства в качестве главной причины возникновения глобальных угроз можно расценить как очередное свидетельство того, что процесс с «закрытием» однополярного мира и развенчанием «американской мечты» находится в активной фазе.