Вход

Двигатель

Дети в нашем обществе

8 сентября 2014 в 12:05 | Емеля |Молодёжная аналитическая группа | 1097 | 0

Часть 1. Место детей в нашем обществе

Если мы попытаемся определить место детей в нашем обществе, — то иногда, к сожалению, можно прийти к такому выводу, что в современном обществе вообще нет места детям. Взрослые заняты вопросами добывания средств существования или, по-другому, работой, где проводят почти ⅔ своего времени; развлекательная индустрия, в основном, удовлетворяет пожелания платёжеспособной части населения; средства передвижения (автомобили, автобусы, поезда и самолёты) ориентированы, опять же, на взрослых. Сделать что-то самостоятельно ребёнку в городе довольно сложно, да, и порой, небезопасно, так как сама среда враждебна к нему.

В результате выстраивания таких отношений в обществе формируется своеобразная пирамида рабства или зависимости, когда маленький человек — ребёнок почти полностью зависит от другого человека — взрослого. Такая модель поведения оправдывает себя пока ребёнок маленький и требует заботы и опеки, но основная ловушка нашего времени заключается в том, что мы «застреваем» на определённых моделях поведения. Довольно часто можно видеть 18-летнего молодого человека, опекаемого родителями так же, как заботятся о 5-летнем малыше.

В каких моделях поведения могут застрять люди во время своего взросления?

Ребёнок, пока растёт, проходит несколько стадий развития своей психики. Так, после рождения его психика во многом аналогична психике представителей животного мира — ребёнок управляется в основном инстинктивными программами разного уровня.

Далее, ребёнок начинает как обезьянка копировать поведение окружающих. Причём, конечно, в первую очередь, он копирует поведение и повадки своих родителей, однако он с лёгкостью перенимает модели поведения вообще всех окружающих. Если какой-то дядя Вася пришёл пьяным к отцу, и тот принял его радушно, то у ребёнка может сформироваться первый положительный стереотип к выпивке: «Если я буду пьяным как дядя Вася, то отец будет рад». Поэтому в этот период очень важно следить за тем, какой пример родители подают своим детям и как они относятся к поведению окружающих. Дети, по сути, в этот период перенимают стереотипы и программы поведения, принятые в данной социокультурной среде.

Особенностью этого этапа является прямое копирование без нравственных оценок копируемого поведения. Это подобно тому, как мы записываем программы в память нашего компьютера, чтобы потом ими пользоваться.

В какой-то момент у ребёнка просыпается и начинает активно развиваться интеллект (начало этого этапа характеризуется тем, что ребёнок начинает говорить о себе в первом лице — «я хочу», а не «Вася хочет»). Этот период характеризуется тем, что ребёнок начинает творчески подходить к собственной психике — самостоятельно вырабатывать модели своего поведения, экспериментировать с пределами дозволенного родителями и пределами поведения в окружающем мире (это можно охарактеризовать словами: «как будто специально шкодит»).

В этот период ребёнок активно занимается оценкой окружающего на основе сформировавшихся на предыдущем этапе нравственных установок и стереотипов.

Далее ребёнок начинает осознавать, что в окружающем мире есть определённые пределы дозволенного, причём не только родителями, другими взрослыми и обществом в целом, но сама жизнь когда мягко, а когда жёстко корректирует поведение человека теми или иными жизненными обстоятельствами. И в какой-то момент он понимает, что просчитать с помощью интеллекта всё это многообразие ситуаций не представляется возможным, и возникает вопрос: Как пребывать в ладу с этой неограниченностью жизни? И тут внимание ребёнка должно быть обращено на такие компоненты психики, как интуиция и совесть, которые могут давать нерационализированные оценки тех или иных поступков, тех или иных намерений.

Настоящим состоявшимся Человеком с большой буквы является тот, кто в своём поведении, в первую очередь, следует рекомендациям совести, как канала поступления безошибочной информации о наилучшей линии поведения в конкретной ситуации, опирается при этом на интуитивные прозрения, вырабатывает необходимые новые программы или выбирает уже имеющиеся в психике модели поведения с помощью интеллекта, не забывая и о инстинктивных потребностях организма.

Если индивид в большинстве жизненных ситуаций опирается в своём поведении на инстинкты, то его поведение и тип устройства психики в целом мало отличается от животных. Есть и довольно агрессивные антисоциальные типы совершенного скотского склада психики:

Ему все и всё должны, а он сам никому ничего не должен и ничего не обязан.

Именно они — основная движущая сила «общества потребления», на них ориентирована реклама обильной пищи, изображения сексуального содержания.

Если же индивид «зависает» на этапе копирования моделей поведения и отказывается от необходимости творческой работы со своей психикой, довольствуясь тем, что уже наработано культурой, то он мало отличается от запрограммированного робота-автомата, только на биологической основе. О таких ещё в 19 веке сказал Козьма Прутков:

Некоторые люди подобны колбасам — чем их начинят, с тем они и ходят

Такие люди составляют основную массу адептов разнообразных сект, вероучений, идеологий, также именно люди такого склада составляют армию «синих и белых воротничков». Они чаще подвержены гипнозу и внушениям разного рода.

Если же индивид упивается своим собственным интеллектом, считая, что может всё просчитать и всё предусмотреть, то он мало отличим от героев стихотворений Пушкина1 и Лермонтова (полный текст: http://lib.ru/LITRA/LERMONTOW/demon.txt), носящих одно название — «Демон»:


…Неистощимой клеветою
Он провиденье искушал;
Он звал прекрасное мечтою;
Он вдохновенье презирал;

Не верил он любви, свободе;
На жизнь насмешливо глядел —
И ничего во всей природе
Благословить он не хотел.

Если говорить о возрасте недееспособности или о подростковом возрасте 14-18-ти лет, то очень немногие в нашем обществе достигают действительно человеческого устройства своей психики в процессе взросления. Многие «зависают» на каких-то этапах и лишь время от времени ведут себя по-человечески, в остальные моменты уподобляясь кто животным, кто запрограммированным роботам, кто пушкинскому «демону». Однако, независимо от степени «зависания» в личностном развитии, после 18 лет любой человек признаётся взрослым дееспособным гражданином, наделённым как правами, так и обязанностями.

Поэтому, если общество приучает молодёжь к безответственному отношению к своей жизни, основывает свою культуру на разнообразных оболочках инстинктов продолжения рода, самосохранения, защиты территории и т.п, или зомбирует людей, то мы в конечном итоге растим «детей» (kidult) по типу поведения и мышления, мы не создаём условий для их взросления и становления в качестве «Человеков с большой буквы».

 Такую же тенденцию сейчас можно наблюдать на примере Западной Европы — инфантилизация, повышение возраста молодёжи до 30-35 лет, что говорит о деградации людей и в целом — западной культуры. При этом, основные программы социализации направлены на целевую группу до 25-26 лет, так как это финальная точка, когда человек подвержен трансформации сознания и смене ценностных ориентиров. Дальше — этот процесс будет проходит сложнее и будет возможен при других условиях.

 Вопросы детства и развития молодёжи требуют широкой общественной дискуссии, к которой мы и приглашаем наших читателей. Во второй части этого материала мы продолжим обсуждение.

Часть 2. Воспитание детей

Статистика

Если мы обратимся к цифрам статистики, то сегодня, согласно данным доклада «О положении детей и семей, имеющих детей, в Республике Карелия в 2013 году», представленным Министерством здравоохранения и социального развития Республики Карелия (http://www.mzsocial-rk.ru/file.cgi?id=3933) (Прим. — здесь и далее цитаты будут приводиться из этого документа):

Население Республики Карелия по данным официальной статистики на 01.01.2014 года составляло 634,4 тысяч человек, из которых 502,3 тысяч человек (79,1%) проживало в городской местности и 132,1 тысяч человек (20,9%) — в сельской местности. В целом за год жителей Республики Карелия стало на 2530 (на 0,4%) человек меньше.

По-прежнему, главной причиной сокращения численности населения является естественная убыль, которая осталась на уровне соответствующего периода прошлого года. Коэффициент естественной убыли составляет — 2,5на 1000 человек населения (2010 г. — — 4,1).

Наблюдается незначительное повышение абсолютной численности детского населения в республике. По данным статистики на начало 2013 года она составила 118712 человек, что на 1,4 % больше чем в 2012 году (2012 г. — 117049), но меньше на 3,6 % чем в 2010 году (2010 г. — 121472). Доля детского населения от общей численности населения республики составила 18%, что соответствует уровню 2010 и 2011 годов.

То есть, анализируя ситуацию в Карелии, мы должны понимать, что населения больше не становится, что доля сельского населения чрезвычайно мала, народ проживает преимущественно в городах. Учитывая сложившуюся тенденцию, сельского населения в Карелии практически не останется через 20 лет.

Среда, доброжелательная к детям или к людям с маленькими детьми

 

Много говорится, да мало делается.

Если анализировать вопросы мобильности детей и семей, имеющих маленьких детей, то здесь увидеть комфортные условия в транспортной инфраструктуре довольно сложно. Общественный транспорт практически не предусмотрен для перемещения с маленькими детьми. То, что троллейбус не приносит прибыли — это факт, равно как и появление ребёнка в семье также не приносит прямой прибыли. Тем не менее, есть определённые функции, которые выполняет общественный транспорт. Мамы с грудными детьми в колясках часто передвигаются по городу именно в троллейбусах, потому что коляски не влезают в маршрутки. Можно сказать, что это мелочь — тем не менее, жизнь состоит из мелочей. Даже если родители хотят передвигаться на такси — детские сиденья предоставляются не во всех машинах. Что касается других видов транспорта — то они не всегда доступны родителям по цене. Как правило, скидки на билеты заканчиваются по достижению детьми возраста 10-12 лет.

Рассматривая вопрос о детской инфраструктуре, видно, что нам ещё много над чем нужно трудиться: офисы многих компаний до сих пор не приспособлены для приёма клиентов с детьми, детские стульчики и пеленальные столики в местах общественного пользования до сих пор представляются роскошью, пандусы для заезда в магазин колясок отсутствуют. Места для семейного отдыха появились только в крупных городах России. Хотя, на самом деле, эти изменения не требуют значительных затрат, а скорее требуют внимания к деталям, желания изменять мир и человеческое отношение к людям.

Социальная активность женщины в российском обществе напрямую связана, в том числе, и с созданием доброжелательной обстановки по отношению к женщинам с маленькими детьми.

 

Несмотря на сложившуюся систему законодательных норм и гарантий, предотвращающих дискриминацию родителей (прежде всего женщин), их трудовых и социальных прав проблема дисгармонии профессиональных и семейных ролей, столь важных для женщин, значимых для семьи и общества в целом не решена. Создание новых частных предприятий и организаций, развитие малого бизнеса, организация индивидуальной трудовой деятельности и других организационно-правовых форм не дали больших преимуществ в социальном, экономическом, правовом плане для совмещения женщинами производственно-профессиональных обязанностей и заботы о семье, чем крупные организации и хозяйства, устоявшие в период кризиса. Такие производства по-прежнему обеспечивают отлаженную систему помощи и поддержки в экономической деятельности родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей (это гибкие режимы труда, периоды отдыха и отпусков, сокращение сверхурочных работ, контроль за условиями и безопасностью труда и др.),в то время как относительно новые и быстроразвивающиеся предпринимательские структуры из-за ограниченности ресурсов ориентированы на привлечение рабочей силы «без обременения».

По данным Карелиястат уровень экономической активности и занятости женщин, воспитывающих детей, снижается, напротив, у мужчин этот уровень растет.

Трудящиеся женщины, имеющие семью и воспитывающие детей, на фоне обострения конкуренции, проигрывают мужчинам, которые нацелены на освоение сложных профессий и новых рыночных сфер трудовой деятельности, продвижение по службе. Происходит «перетёк» женской рабочей силы в отрасли экономики, в которых труд наименее механизирован, отличается невысокой сложностью, нередко оказывается физически тяжелым, носит преимущественно исполнительский характер, а его оплата существенно отстает от среднереспубликанской, где ограничен карьерный/профессиональный рост.

Порой складывается ощущение, что общество до сих пор не определилось, какие именно сегодня предъявляются требования и чего ожидают от женщин? Толкая женщину с ребёнком на путь конкурентной борьбы за средства к существованию, мы развиваем двойные стандарты: с одной стороны, государство осознает, что успешная демографическая политика и прирост населения — это важнейшая составляющая безопасности страны, так как будущее невозможно без детей. С другой стороны — необходимо обеспечить занятость женщины и её финансовую независимость.

Распространение в СМИ образа женщины как домашней хозяйки, хранительницы очага с заботами о доме, семье, по воспитанию и уходу за детьми привело к тому, что в депрессивных районах, моногородах и сельской местности часть женщин, способных претендовать на рабочие места, прекратили поиск работы.

При этом, однако, обратная картина складывалась среди женщин, выполняющих семейные обязанности, проживающих в городских округах и на территории с невысокой напряженностью на рынке труда. Для них стремление утвердиться в экономической самостоятельности стаяло главным жизненным приоритетом. Желание реализовать себя в профессии, сделать карьеру, добиться личного успеха и собственного самоутверждения, обрести постоянную работу, решить материальные проблемы для таких женщин оказывалось своеобразной реакцией на экономически трудности, апатию, стресс, неуверенность, неудовлетворенность в жизни. Современные перспективы трудоустройства (надомничество, гибкие формы занятости, дистанционная работа и др.) в этом смысле способствовали реализации женщинами с семейными обязанностями собственных инициатив, связанных с работой, успешность которой зависела от максимальной самоотдачи.

Как и кто воспитывает детей сегодня?

Если современная женщина (в большинстве случаев, к сожалению) стремится стать эдаким «супер-героем» и занимается и построением профессиональной карьеры, и добыванием средств к существованию, и бытом, а отец (при его наличии, а сегодня треть детей растут в неполных семьях) также занят на трудовом фронте, бабушки и дедушки, как это предписывает западный образ жизни, отсечены от внуков, как «пережитки прошлого», то кто занимается вопросами воспитания ребенка?

Кто управляет процессом воспитания?

По данным социальных паспортов органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов на 1 января 2014 года в Республике Карелия проживает 77369 семей с детьми. По сравнению с 2012 годом количество семей увеличилось на 815 (76554 семей), однако по сравнению с 2011 годом количество семей уменьшилось на 627 (77996).

Из общего количества семей, воспитывающих детей, неполные семьи составляют 13% (9996 семей), в т.ч. одинокие отцы, воспитывающие детей — 2,4% от неполных семей (193), с детьми-инвалидами — 2,6% (2029 семей).

Ребёнок ещё до момента рождения уже находится под пристальным вниманием взрослых, причём речь здесь не идёт о его родителях. За ребёнком наблюдают врачи и социальные работники, сослуживцы и коллеги, друзья и родственники. Так заведено, такой обычай — можно согласиться, но только вот встаёт вопрос о границах этого пристального внимания к беременной женщине, об оказываемом ими воздействии. Не зря многие мужчины не говорят никому о том, что их супруги беременны до самого последнего момента, чтобы, как говорится, «не сглазить». А после рождения ребёнка создается своеобразная иллюзия, что ребёнок принадлежит государству — медицина, образование, культура и самое главное — построением его мышления овладевают СМИ.

Детские сады и школа

Функция детского сада по большей части, в интерпретации родителей — это присмотр и уход за их ребёнком, пока они на работе или занимаются своими делами. С точки зрения государства — детское образовательное учреждение осуществляет не только функцию по присмотру и уходу за детьми, но и образовательную и воспитательную функции. И здесь, в сравнении с западными странами, Россия выигрывает, потому что в нашей стране есть система дошкольного образования и воспитания, подготовленные для этого кадры. И здесь важно понимать, согласны ли родители на то, что их ребёнок подвергается воздействию системы уже с самого рождения, согласны ли они на то, что снимают ответственность с себя за воспитания собственных детей?

Тот факт, что ребёнку необходима социализация, — бесспорен. Но вот какая конечная цель воспитания и социализации заложена в систему общего образования?

Несколько лет мы обсуждаем то, что современное образование должно быть практико- и личностно-ориентированным, комплексным, а не представлять из себя калейдоскопичную, бессвязную смесь фактов. Тем не менее, дети, по-прежнему, получают разрозненную картину происходящего в мире и не могут связывать факты в логические цепи. Высококлассное обучение многим языкам общения, в том числе музыке и танцам, не говоря уже об иностранных языках, относится к особой привилегии и доступно только «избранным» (тем, у кого есть деньги — сегодняшний критерий «избранности»). Обучение методологии происходит, если повезёт с ВУЗом и преподавателями, — на 4-5 курсах и в очень сжатом объёме. А ведь для полноценного разностороннего развития, в первую очередь, необходимо обучение методологии познания, формирование навыков самообразования, отбора качественных и достоверных источников информации, потребления и анализа информации.

Под вопросом и адекватность изложения истории. Самое главное — анализ её взаимосвязи с современными событиями и историй разных цивилизаций на планете между собой довольно редко проводится в школе. Биология и география преподаются, в основном, по учебникам, и освоение этих предметов оторвано от жизни, наблюдения за нею. Опора на факты, которые не складываются в единую картину, приводит к калейдоскопическому мышлению, в результате которого у молодого человека не формируется комплексное представление о месте, где он живёт, о России и о мире в целом.

Но самый главный вопрос, который стоит перед системой образования — это каким ценностям мы обучаем наших детей? Кого мы хотим образовать, воспитать?

Деньги как главный приоритет и мерило успеха? В исторической ретроспективе Русь — Российская империя — Советский Союз — Россия мы видим, что этот показатель не проходит проверку временем. Русский человек склонен измерять свою успешность более широкими параметрами, а не только деньгами. Деньги — это средство, технология, которая позволяет реализовывать цели. Когда мы спрашиваем у детей, а чего они на самом деле хотят, часто случается так, что взрослые не готовы услышать ответы детей, они какие-то неудобные что ли, не такие, как надо.

В.В. Путин сравнивает мышление и цели западного и русского человека (с 8:20):

Учим ли мы детей мечтать и реализовывать в жизни то, о чём они мечтают?

Часто Советский Союз ругают и высказываются о нём негативно в некоторых аспектах, тем не менее, там дети много мечтали о высоком. Стать космонавтом, стать милиционером, стать учителем или врачом, комбайнёром или инженером, военным или учёным — такие ответы встречались довольно часто, если поднять советскую хронику и опросы детей. А сейчас вроде как и стыдно говорить о таких профессиях. Многих людей из Советского Союза именно мечта приводила к успеху. Человек всю жизнь занимался любимым делом, а ведь, как известно, если человек занимается любимым делом, то такой труд приносит только радость.При этом речь не идёт об одной той же профессии: жизнь довольно многогранна и предоставляет человеку возможности саморазвития и самосовершенствования в смежных областях.

Воспитание через образы

Основным воспитателем современных детей стала медиа сфера: мультипликационные и видео фильмы, компьютерные игры и приложения. Каналов для зомбирования через создаваемые образы очень много — это и телевидение (в т.ч. цифровое, спутниковое, Интернет-телевидение и пр.), это и современные гаджеты, имеющие постоянный выход в Интернет, это и печатная продукция. Но какова же цель такого воспитания через образы?

Какие образы мы чаще всего видим?

Вседозволенность, неограниченное потребление, индивидуализм и зацикленность на своих личных потребностях. Образ успешного человека, как правило, всегда одинокого, ведь семейное обременение уже не позволяет человеку жить так, как того требует культура потребления, думая только о себе и о своих потребностях. Если человек заботится о своей семье, то он уже не так подходит для целей пропаганды индивидуализма и неограниченного потребления, так как он более ответственно относится к управлению имеющимися у него ресурсами и не спешит безудержно потреблять. Поэтому семья — это первый враг культуры потребления.

Эти же процессы можно наблюдать при анализе игрушек: более двух десятилетий в России очень популярна кукла Барби, но при этом пользуются гораздо меньшей популярностью, а порой и отсутствуют в продаже куклы, в которых соблюдены человеческие пропорции и создан образ женщины-матери. У Барби нет пожилых родителей, у неё есть только подружки и сёстры, крайне редко встречается замужняя Барби с семьёй.

Род занятий современных людей в образах, создаваемых СМИ

Не понятно чем занимаются герои современных мультиков и кино. В транслируемых образах либо тиражируется модель рабского поведения, формируя на бессознательном уровне психологию рабского мышления: «раб-работа-робот». При этом крайне редко показывается сама ценность труда. Да и само слово труд не так часто используется. Трудиться можно в разных областях, понимая, что самый сложный труд — это труд над собой, над изменением себя, в стремлении развить в себе человечность.

Раскрытие потенциала человека происходит через творчество. Но как общество готовит детей к творческому труду, к созидательной деятельности?

Вопросы детства и молодёжи требует широкой общественной дискуссии, к которой мы и приглашаем наших читателей. В первой части материалов «Дети в нашем обществе», мы обсудили место детей в нашем обществе, типы строя психики и обозначили те сложности. с которыми сегодня сталкивается человечество при воспитании детей. Во второй части мы проанализировали данные доклада «О положении детей и семей, имеющих детей, в Республике Карелия в 2013 году», попытались проанализировать как и кто воспитывает детей сегодня. В третьей части этого материала мы продолжим обсуждение темы защиты детства, положения детей в России и в Карелии, роль и место многодетной семьи.

А пока, предлагаем подумать над этими вопросами:

  • Кого мы хотим видеть: человека-потребителя или Человека-Созидателя?
  • На чьи интересы должен работать человек, чьи потребности он должен удовлетворять?
  • Каким образом мы обучаем детей и молодёжь созиданию и труду?
  • Кому мы доверяем воспитание наших детей?
  • Кто несёт ответственность за благополучие наших детей?
  1. А.С. Пушкин «Демон» (полный текст: http://rvb.ru/pushkin/01text/01versus/0423_36/1823/0333.htm) []

Источник

12345  5 / 19 гол.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь

Нет комментариев

 

СССР

Достойное

  • неделя
  • месяц
  • год
  • век

Наша команда

Двигатель

Комментарии

Анна Новикова
вчера в 11:41 1
Александр Вершинин
26 марта в 05:49 1
СБ СССР
20 марта в 20:56 14
Агафонов
15 марта в 16:02 26
Александр Суворов
14 марта в 18:05 5
Александр Суворов
14 марта в 17:03 3
Агафонов
13 марта в 20:12 26
Александр Суворов
12 марта в 20:11 3
Емеля
10 марта в 21:38 3
Александр Суворов
10 марта в 18:12 2
Александр Суворов
10 марта в 16:28 3
Александр Суворов
9 марта в 16:35 1
Агафонов
8 марта в 19:16 7
Кирилл_Москва
15 февраля в 10:18 2
Александр
14 февраля в 16:29 4
Александр Вершинин
13 февраля в 06:32 1
Алексей Михайлович
8 февраля в 18:40 1
Алексей Михайлович
7 февраля в 21:47 1

Лента

Терроризм и теория единого поля
Статья| позавчера в 14:10
О чём поют финансы ? Часть 2.
Видео| 20 марта в 20:00
Марш, марш отсюда, русские?!
Статья| 20 марта в 12:21
О чём поют финансы?
Видео| 15 марта в 22:27
Секреты Геральдики
Статья| 9 марта в 16:26
Большие игры в мере и вне её
Аналитика| 9 марта в 10:50
Троица и тяга взаимная
Статья| 7 марта в 08:31
Фильм "ЗАМЫСЕЛ" (2019)
Видео| 6 марта в 12:32
Неумеха? В руководители!
Статья| 3 марта в 13:28
Взгляды на мiр
Статья| 28 февраля в 23:15

Двигатель

Опрос

В войне ХАМАС с Израилем вы на стороне ...

Информация

На банных процедурах
Сейчас на сайте

Популярное

 


© 2010-2024 'Емеля'    © Первая концептуальная сеть 'Планета-КОБ'. При перепечатке материалов сайта активная ссылка на planet-kob.ru обязательна
Текущий момент с позиции Концепции общественной безопасности (КОБ) и Достаточно общей теории управления (ДОТУ). Книги и аналитика Внутреннего предиктора (ВП СССР). Лекции и интервью: В.М.Зазнобин, В.А.Ефимов, М.В.Величко.