Рабочее наименование программы: «Развитие сельских территорий Российской Федерации на период 2014-2020 года». Размещается с целью формирования виртуальной рабочей группы по доработке проекта в политандемном режиме. Предложения по доработке — в комментарии.
Основные цели программы
- это решение проблем в областях:
- Обеспечения всех семей достойным жильём.
- Оздоровления населения, дальнейшее снижение заболеваемости и смертности, повышения рождаемости и доли здоровых новорожденных.
- Продовольственной безопасности страны, в т.ч. качества продуктов питания.
- Содержания, обитаемости и т.п. сельских территорий страны.
- Развитие экономики реального сектора (на вновь осваиваемых и депрессивных территориях).
Пояснения по вектору целей программы:
- Приоритетом государственной политики в области обеспечения жильём должна быть именно семья, а не отдельный гражданин. То есть правильно ставить вопрос именно об обеспечении доступным жильём и трудоустройством в первую очередь семей, а потом уже, после решения этой задачи — и отдельных граждан.
- Оздоровление населения ожидается вследствие снижения техногенной и психологической нагрузки, характерной для мегаполисной урбанизации и неустроенной сельской жизни на данный момент, а также вследствие кардинального улучшения качества продуктов питания, воздуха и воды. Повышение рождаемости следует ожидать как следствие снятия одного из основных препятствий на пути расширения семей сегодня — отсутствия реальной возможности улучшить жилищные условия и плохих экономических прогнозов для большинства семей при рождении детей (с рождением каждого последующего ребёнка доходы семьи падают, что ухудшает качество жизни всех членов семьи).
- Поскольку модель расселения предполагается по типу «благоустроенный дом с участком порядка 25 соток», учитывая историческую тягу большинства населения России к земле, значительно вырастет сектор подсобного хозяйства, которое может стать заметным вкладом в обеспечение необходимого продовольственного баланса страны (как альтернатива импорту).
Экологическая чистота таких продуктов даст заметный вклад в оздоровление населения, что отмечено в п.2. Развитие крупного с/х производства на новых территориях позволит решить как проблему занятости, так и продовольственной безопасности государства. - Пояснений не требуется. Можно дать статистику по обитаемости территории РФ и плотности населения.
- Пояснение дано в п.3: развитие крупного с/х производства на новых территориях позволит решить как проблему занятости, так и продовольственной безопасности государства.
Алгоритмика программы:
- В государстве подразумевается орган экономического планирования.
- В государстве подразумевается наличие государственного банка, обладающего монопольным правом на эмиссию национальных средств платежа.
- В государстве создаётся орган, отвечающий за распределение продукции по регионам с целью исключения спекулятивных цепочек, дефицита и локальной невостребованности местных товаров из-за плохой логистики в масштабе страны. Проблема реализации продукции не должна лежать тяжким, а порой и убийственным бременем на производителе — должна быть внятная и понятная система доведения всей произведённой в рамках общего плана продукции до потребителей, и отвечать за неё должно в конечном счёте государство, по крайней мере, как гарант. «Священные рыночные принципы» при этом не отменяются, их можно вписать в эту систему на уровне системы аукционов, конкурсов и т.п.
- Выделяется финансирование проектным организациям, которые делают проект системы экономических и социокультурных связей будущей системы поселений. Делается привязка проектов к местностям и ландшафтно-архитектурное проектирование.
- Для реализации большого объёма строительных заказов и избежания воровства и раздувания смет частными подрядчиками представляется целесообразным создание государственной строительной компании с конкурсным управлением и прозрачной отчётностью, выполняющей основной объём работ по возведению объектов — дорог, зданий и т.п. При этом не исключается и привлечение частных фирм — подрядчиков с учётом конкретной ситуации по регионам, но по государственным расценкам.
- Для каждого создаваемого поселения определяются: численность населения (начальная + резервы для расширения), количество участков и возможность их добавления в будущем, спектр занятости населения по профессиям (с учётом взаимной увязки производственных цепочек между создаваемыми поселениями и существующими производствами по всей стране), потребность в инфраструктуре (образование, медицина, дороги, энергетика, связь и т.п.) и номенклатура соответствующих профессий, востребованных в данном поселении и т.п. необходимые части плана общей увязки экономической системы страны с учётом новой модели расселения.
- Объявляется добровольная возможность для каждой семьи (с момента подачи заявления в ЗАГС) стать участником данной программы. Субъектом договора является именно семья как целое. Определяется профессия и вид занятости каждого в будущем поселении с учётом вакансий, предусмотренных заранее составленными планами. Примечание. Материнство, отцовство и воспитание детей до школьного возраста должно быть приравнено к общественно значимой профессии индивидуального воспитателя детского сада во всех смыслах — от юридического до финансового (субъект — опять семья как целое).
- После подписания договора на специальный банковский счёт данной семьи в государственном банке начисляется безналичный и без-процентный кредит. Это в основном мера воспитательного воздействия, так как общество сейчас психологически не готово к без-платному распределению благ. Механизмы возврата кредита предусматриваются договором таким образом, что честная жизнь в семье и добросовестный труд по рождению/ воспитанию детей и по профессии гарантировали бы полное погашение полученного кредита за период 10-15 лет или ранее:
- Отработка при строительстве поселения (участие в строительных, отделочных, пусконаладочных работах жилого и производственного сектора поселения). Например, человек может закончить курсы трактористов или монтажников, отработать столько-то смен на строительстве посёлка и зачесть соответствующую сумму в счёт погашения кредита, к примеру, в пределах 10-20%.
- Отработка по выбранной профессии на выбранном рабочем месте. Таким образом, врач или учитель, переехав в такое поселение, работают по профилю, получают номинально повышенную зарплату и часть её автоматически направляется на погашение кредита. С расчётом, чтобы погасить полностью можно было лет за 10-15. При этом номинальные зарплаты «бюджетников» вырастут на порядок, даже при сохранении реальных выплат наличными деньгами на прежнем уровне.
- С рождением каждого ребёнка государство должно гасить часть кредита. С расчётом, например, что рождение и воспитание в поселении 4-х детей покрывает 80% кредита. При этом могут быть сняты вопросы с выплатой наличных пособий при сохранении номинально очень высоких пособий, выплачиваемых таким образом.
- В случае расторжения договора по субъективным причинам (распад семьи, выезд за рубеж и т.п.) остаток долга подлежит возмещению денежными средствами. Это защитная мера от злоупотреблений возможностями в данной программе.
- При заключении договора с семьёй, уже имеющей детей, кредит погашается на тех же условиях вне зависимости от даты рождения детей — до или после переезда. Это позволит обеспечить приток опытных кадров, как правило, уже имеющих детей и не делает их положение по сравнению с молодожёнами худшим в плане обременения кредитом.
- Далее средства отдельных семей объединяются в конкретных поселениях (по типу программы родовых сертификатов) под управлением государственной управляющей компании, посёлок строится с использованием поточных профессиональных методов (дороги, коммуникация, связь), производится запуск локальных производств. Сбыт и распределение продукции регулируется в соотв. с пунктом 2.
Ресурсное обеспечение программы:
- Основной ресурс — человеческий потенциал, в стране пока имеются в достатке, уровень культуры, образования и профессионализма в России один из самых высоких в мире.
- Земельный ресурс — имеется в избытке (вставить данные из доклада В.А.Ефимова по территориям РФ).
- Строительные материалы — также потенциал расширения производства значителен.
- Спрос на жильё, рабочие места — колоссален, с этим тоже нет проблем.
- Необходимый архитектурный, управленческий профессионализм, необходимый для управления столь масштабными проектами — опыт в стране богатейший, и профессионалов дела пока хватает.
- Средства платежа, безналичные рубли — берутся за счёт эмиссии госбанка на возвратных условиях. Принцип финансирования программы — возвратно/кредитный, без процентов, по этой причине инфляции не порождается. Более того, под вновь выпускаемые безналичные рубли оказывается подведено реальное материальное обеспечение — освоенные территории, инфраструктура, дороги, здания, сооружения, рабочие места и т.п. Таким образом, увеличение денежной массы компенсируется соответствующим увеличением объёма реального сектора экономики. Вопрос баланса — к органам государственного планирования, см. п.1.
Сроки реализации:
1 этап — подготовка законодательных актов, структурных изменений в управлении, подбор кадров в органы государственного планирования, проектные институты, юридическое обеспечение, разъяснительная работа с населением и т.п. — 2014-2017гг.
2 этап — проектирование конкретных поселений, разработка типовых проектов домов, производств, школ, детских садов и т.п. — 2017-2018гг.
3 этап — эмиссия безналичных средств платежа, заключение договоров с семьями и массовое строительство поселений — 2018-2020гг.
Выводы.
Таким образом, при наличии политической воли проект может быть реализован в виде готовой сети поселений и изменившейся модели расселения и занятости в Российской Федерации приблизительно к 2020 году.