... в единстве сила ...
Зарегистрироваться
21.07.17  

Поддержите нас

Двигатель

Власть и образование в аспекте взаимодействия

2011-11-02 09:33 | Емельян |Солонько И.В. | 528 | 0

Предисловие:

В 2009 году Высшая аттестационная комиссия Минобразования РФ (ВАК) утвердила защиту диссертации Игоря Викторовича Солонько “Концептуальная власть как управление цивилизационным развитием общества в эпоху глобализации”. В диссертации раскрыта сущность концептуальной власти, разъяснены шесть приоритетов управления, показана возможность использования ДОТУ (Достаточно Общей Теории Управления) в режиме реального времени, разъяснены структурный и безструктурный способы воздействия на социум.

Эта диссертация - первая официально признанная научная работа, разъясняющая основные положения Концепции Общественной Безопасности. Она закладывает фундамент для последующих трудов с использованием терминологии КОБ, даёт нам возможность при взаимодействии с государственными структурами ссылаться на официальный научный источник.

По материалам диссертации в доступной форме была написана монография, третье дополненное издание которой мы и представляем вам сегодня - “Феномен концептуальной власти: социально-философский анализ“.

В монографии рассматривается сложившаяся на протяжении длительного времени система надгосударственного цивилизационного управления обществом определяемая как особый вид власти - концептуальная власть. Концептуальная власть - это власть людей, способных порождать в обществе социальные процессы, охватывающие жизнь общества на протяжении многих поколений и протекающие согласно разработанной концепции. Кроме того это ещё и власть концепции (замысла или системы идей), по которой живет общество, над массовым общественным сознанием. В монографии раскрываются способы и средства управления обществом, используемые концептуальной властью. Рассматривается функция концептуальной власти и алгоритм её взаимодействия с другими видами власти в процессе социального управления.

Уверены, что предлагаемая вашему вниманию статья “Власть и образование в аспекте взаимодействия”, изданная в альманахе Ключъ № 4, станет хорошим началом знакомства с работами И. В. Солонько для многих наших читателей. 

Власть и образование в аспекте взаимодействия

И. В. Солонько
к. ф. н., доцент каф. ГМУиИ
проректор СПбГАУ

Великие мыслители прошлого, анализируя закономерности общественного развития, рассматривали соотношение власти и насилия. В настоящее время проблемы власти являются предметом активных научных исследований. Мы полагаем, что в условиях глобализации[1] стало актуальным рассматривать аспекты взаимодействия власти и образования. Но прежде чем мы рассмотрим данное соотношение необходимо уточнить сами эти понятия. Власть в ее общефилософском понимании рассматривается как способность и возможность социального субъекта осуществлять свою волю, используя различные ресурсы и технологии (авторитет, силу, традиции, закон, техники манипуляции сознанием и т. д.). Воля субъекта власти всегда выражается в достижении избранных целей, что позволяет нам утверждать, что власть - это реализуемая на практике способность субъекта (социальной группы, организации) к социальному управлению. При этом под «управлением» мы подразумеваем неразрывный процесс целеполагания (выбора цели), определения способа достижения цели (концепции) и практической реализации концепции управления для достижения поставленной цели.

Образование - это неразрывный процесс обучения и воспитания, хотя иногда его ошибочно отождествляют только с обучением. Давайте вникнем в суть понятия «образование». Сразу напрашивается вопрос - образование кого? То есть, какая цель у этого процесса? Мы считаем, что цель процесса образования - это образование высококвалифицированного специалиста с высоконравственным патриотическим самосознанием, которое позволяют ему не быть объектом манипулирования чуждой ему власти, а быть полноправным субъектом самоуправления в рамках своей легитимной системы власти. Только в такой социальной системе возможны развитые институты гражданского общества и подлинной демократии. Обучение без воспитания даже опасно для общества. Ещё Д. Фонвизин говорил: «Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу»[2]. В пореформенной России стало популярным высказывание президента США Ф. Рузвельта: «неуч может украсть только вагон, а выпускник университета - целую железную дорогу». То есть наше общество после двадцати лет псевдореформ активно осознает, что воспитание цельной личности - это первейшая и важнейшая задача вне зависимости от уровня и профиля образования. С каждым годом все больше людей понимают, чем население отличается от народа - население это объект агрессии методом «культурного сотрудничества»[3], а народ - это субъект самовластного развития. И понимание этой разницы широкими общественными слоями - это заслуга ещё советской системы образования, которое по многим показателям была одной из лучших в мире, но гуманитарное советское образование оказалось неадекватно вызовам времени. Тяжкие плоды этого мы испытали как «великую геополитическую катастрофу XX века»[4].

В настоящее время сложилось мнение, что гуманитарное образование избыточно для рыночных условий и надо переносить акцент на техническое образование. Общеизвестно, что доля гуманитарной составляющей в образовательных стандартах нового поколения существенно сокращается. Высказываются мнения о том, что избыток гуманитарных специалистов ведет к нерациональному использованию финансовых средств и интеллектуальных ресурсов в системе образования. Конечно, современные высокие технологии в техносфере жизненно необходимы для развития общества вместо так называемой «философии». И к этому есть объективные предпосылки. Но этот тезис не только неверный в логическом плане, но и достаточно опасный для будущего нашего общества. Технократизм - это социально-исторический тупик.

Можно вспомнить пример Японии 1945 года. Эта относительно малое островное государство без собственных полезных ископаемых проиграло Вторую мировую войну, перенесло две атомные бомбардировки и оккупацию. Казалось бы, её будущее печально, но Япония уже через 30 с небольшим лет становится одним из мировых лидеров по многим показателям. И это всё происходит исключительно за счет социальных технологий, которые работают на собственную концепцию развития.

Можно привести и контр примеры[5], когда наличие высоких технологий и полезных ископаемых не гарантирует лидирующего положения в мировом сообществе. Эти конкурентные преимущества становятся чужим ресурсом и обслуживают чужие национальные интересы. И все это является закономерным результатом применения социальных технологий обслуживающих чуждую концепцию развития так называемого «золотого миллиарда» в ущерб остальных пяти миллиардов жителей планеты Земля. Система образования как источник таких технологий и источник носителей способных их реализовывать в собственных национальных интересах, определяет будущее страны на много десятилетий вперед. На выходе этой системы формируется общество с определенным (концепцией развития) мировоззрением и методологической культурой (либо отсутствием таковой). Это означает, что в зависимости от системы образования общество является либо объектом чуждого управления и власти, либо субъектом самоуправления и власти ориентированной на свои национальные (или многонациональные в случае Российской Федерации) интересы.

Широко известно изречение Френсиса Бэкона: «Знание есть власть» (хотя некоторые его ошибочно переводят как «знание есть сила»). Премьер-министр Великобритании У. Черчилль неоднократно подчеркивал: «Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать»[6]. Еще ранее канцлер Германии О. Бисмарк говорил: «Все войны выигрывает или проигрывает - школьный учитель»[7]. Данные утверждения основываются на понимании того, что на протяжении всей истории во всех отраслях общественной деятельности роль человеческого фактора только возрастала. Человеческий потенциал это не только здоровье, образование и квалификация, но и гражданское самосознание, духовно-нравственные качества носителя конкретной культуры предков. Наука, образование, религиозные вероучения, искусство и культура в целом оказывают решающее воздействие на формирование как отдельной личности, так и всего общества.

В процессе развития и взросления ребенка идет формирование его понятий о мире. Если ключевые понятия у него не сформированы вообще или сформированы искаженными, то он становится заложником своего неведения и тех людей, кто понимает больше него: «Каждый в меру своего понимания работает на себя, а в меру своего непонимания на того, кто понимает больше его». Если два разных человека воспитывались в разных мировоззренческих системах, то преимущества не у более талантливого, а у того, кому помогали сформировать у себя ключевые понятия и при этом не подавляли его творческого начала кодирующей зубрежкой.

Любой человек мыслит понятиями и оперирует образами, которые формируются под воздействием культуры общества, средств массовой информации и образовательного процесса как неразрывного единства обучения и воспитания. Понятие возникает лишь как единство слова и образа того явления, которое кроется за этим словом. Именно поэтому важно самому формировать адекватные понятия об общественных явлениях, иначе за вас их сформируют политтехнологи. А русская народная пословица гласит: «Чужим умом не проживешь». Следовательно, одной из важных целей образовательного процесса, является помощь молодому человеку в формировании ключевых в жизни общества понятий. Например, в данном случае речь идет о понятии и понимании феномена концептуальной власти.[8] Концептуальная власть - это власть людей и концепций, порождающих социальные процессы, охватывающие жизнь общества на протяжении многих поколений и протекающих согласно таких концепций.

Любой специалист кроме узко профильного знания должен владеть минимальным гуманитарным «багажом», позволяющем ему идти в ногу со временем. Специалист с высшим образованием по определению должен иметь широкий кругозор и сформированную методологическую культуру. Он должен понимать роль своего узкоспециализированного знания в системе наук вообще и его взаимодействие с другими отраслями знаний. В XX и XXI веках большинство научных открытий происходит на стыке наук. А для эффективного управления большими организациями и тем более в органах государственной власти в условиях глобализации жизненно важно понимать многонациональную культуру современного общества. Такое понимание возможно давать только на базе адекватного гуманитарного образования.

Главный научный принцип «практика - критерий истины» безусловно работает не только в технических и естественных науках, но и в гуманитарных науках. Только время проверки и очевидность результатов в гуманитарных сферах более растянуто во времени и расплывчато в персоналиях, чем в остальных науках. Так, например, если самолет не сможет взлететь или в полете потерпит крушение, то возможно относительно быстро установить причину этого, а в социально-экономических, политических и культурных кризисах общества установить причины и пути их решения гораздо дольше и сложнее, но это принципиально возможно. Если подходить с такой позицией к уровню развития отечественной гуманитарной науки, то необходимо сделать справедливый вывод о затяжном её кризисе.

В условиях затяжного гуманитарного кризиса недопустимо продолжать образовывать новые поколения нашего общества по теориям, предназначенным для криптоколоний и удивляться тому, как мы плохо живем и почему! Особое нарекание вызывает экономическое образование построенное целиком по западным лекалам, которые предназначены исключительно на экспорт для финансовых криптоколоний, но не для собственного употребления как неадекватные жизненной практике.[9] Чем можно объяснить наивную веру со стороны обывателя и безответственную со стороны «научного экономического» сообщества во «всемогущий рынок» и чем она отличается от веры в победу коммунизма? - ничем, но в обоих вероучениях отсутствует главный критерий истинности в науке. Однако этими идеями многие престижные вузы по-прежнему продолжают «образовывать» нашу молодежь, программируя наше будущее не в наших национальных и цивилизационных интересах.[10]

Именно в этом взаимодействии и проявляется власть образования (как источника системы знаний) над обществом и власть общества над системой образования (как социальным институтом). Соотношение власти и образования это сложный взаимосвязанный процесс, которым необходимо управлять в интересах России и русской многонациональной цивилизации.

Навязанный России западными «бескорыстными доброжелателями» болонский процесс уже не один год многие отечественные специалисты в открытую осуждают как нанесший непоправимый ущерб системе российского образования.[11] Тем не менее, переход на двухуровневое высшее профессиональное образование уже состоялся в соответствии с действующим законодательством. Но это не означает, что на Западе нечего перенять для отечественной системы образования. Например, успешно работающую модель американского университета[12] как органичного единства образования, науки и инновационного бизнеса наши реформаторы не собираются воплощать в законодательстве и жизненной практике. Напрашивается вопрос - почему в Российской Федерации не перенимается действительно передовой опыт ведущих университетов в системе западного образования, но поспешно внедряются явно устаревшие западные образовательные стандарты? Ответ достаточно прост - в век глобальной конкуренции те, кто понимают взаимосвязь между образованием и властью стараются максимально реализовывать свои узкоклановые интересы, а о многонациональных интересах России никто кроме нас самих не побеспокоится.

Образование и наука не могут развиваться независимо от общества, а значит, они изначально включены в концептуальное противостояние различных конкурирующих властных субъектов (идеологических центров влияния и т. д.). В условиях глобализации такое противостояние (даже за ширмой «полной деидеологизации общества») становится все более заметным не только для специалистов, но и простых обывателей. Степень включенности образования и науки в это противостояние зависит от мировоззрения исследователей, ученых, преподавателей, политиков, от нравственных и идеологических установок носителей различных научных школ. При этом выбор всегда остается за каждым конкретным человеком, но за результаты такого выбора приходится отвечать реальными последствиями уже всему обществу в целом.

Список литературы

1. Ашукин Н. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова: Литературные цитаты; Образные выражения. - 4-е изд., доп. - М.: Худож. лит., 1987.

2. Ефимов В.А. Концептуально-мировоззренческие проблемы системы российского образования // Ректор вуза: общероссийский журн. - 2007. - № 9. - С. 23-27.

3. Ефимов В. А. Нравственные основы экономического образования и проблемы модернизации // Ректор вуза: общероссийский журн. - 2010. - № 10. - С. 34-39.

4. Мысли великих политиков / сост. Е. В. Бельмис. - СПб.: Паритет, 2009.

5. Солонько И. В. Феномен концептуальной власти: социально-философский анализ: монография. - 3-е изд., перераб. и доп. - М., 2011.

6. Философская мысль в афоризмах IV-XVIII веков. Сост. Л. Е. Лавренова. - СПб.: Паритет, 2005.


[1] Глобализация рассматривается нами как объективный процесс концентрации управления производительными силами общества. При этом цели и концепция глобализации являются субъективными категориями вокруг которых, и разворачивается жесткая конкуренция. Соответственно процесс разносторонней глобальной интеграции человечества является лишь следствием этого процесса концентрации управления.

[2] Философская мысль в афоризмах IV-XVIII веков. Сост. Л. Е. Лавренова. - СПб.: Паритет, 2005. - С. 207.

[3] Существуют и более откровенные формалировки, что население - это этнографическое сырье для глобальной мафии.

[4] Высказывание В.В.Путина в ежегодном обращении Президента России к Федеральному Собранию РФ.

[5] Так, например, в настоящее время Российская Федерация по количеству располагаемых полезных ресурсов занимает лидирующие позиции в мировом сообществе, но, тем не менее, пока не занимает таких же позиций по качеству жизни населения. В ежегодном Докладе ООН «О развитии человека» по индексу развития человеческого потенциала Россия стабильно занимает 56-60-е места. Данное противоречие свидетельствует о недостаточной эффективности государственной власти и несовершенстве ее системы управления с точки зрения национальных интересов, хотя с точки зрения внешней концептуальной власти в России социальные, экономические и политические процессы протекают по плану.

[6] См.: Мысли великих политиков / сост. Е. В. Бельмис. - СПб.: Паритет, 2009. - С. 280.

[7] См.: Ашукин Н. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова: Литературные цитаты; Образные выражения. - 4-е изд., доп. - М.: Худож. лит., 1987.

[8] См.: Солонько И. В. Феномен концептуальной власти: социально-философский анализ: монография. - 3-е изд., перераб. и доп. - М., 2011 и др.

[9] См.: Ефимов В. А. Нравственные основы экономического образования и проблемы модернизации // Ректор вуза: общероссийский журн. - 2010. - № 10. - С. 34-39.

[10] См.: Ефимов В. А. Концептуально-мировоззренческие проблемы системы российского образования // Ректор вуза: общероссийский журн. - 2007. - № 9. - С. 23-27.

[11] См. многочисленные публикации общероссийского журнала «Ректор Вуза» и др.

[12] Важно отметить, что ведущие университеты США не участвуют и даже не планируют включаться в болонский процесс.

Источник

12345  4.9 / 20 гол.
Lazertube.ru - средства вашего производства
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь

Нет комментариев

Новости Разумей.ру

Назад

Достойное

  • неделя
  • месяц
  • год
  • век

Нас поддержали

Трезвое радио

Наша команда

Двигатель

Лучшее видео

Лента

Малороссия, взгляд изнутри
Новость| сегодня 22:03
Порция мудрости от Эйнштейна
Статья| сегодня 13:25
Сталин и вандалы
Статья| позавчера 10:31

Двигатель

Опрос

Какое будущее ждёт российско-украинские отношения?

Блоги на Разумей.ру

Ключи

педагогика текущий момент история И.В.Сталин политика наука технологии государственное управление Китай глобализация рабство идеологии порочность эгрегоры любовь прогноз вторая мировая война демократия на марше культура геополитика кино семья заговор информационная безопасность оборона мировоззрение малоэтажная Русь село здоровье матричное управление банки финансы кризис язык будущее человечность кадры соборность методология революции питание экология экономика статистика концептуальное движение голодомор дипломатия День Победы ключи к разумению мифы тарифы образование законодательство мемуары терроризм этнография философия преступность социология психология вероучения от социологии к жизнеречению наркотический геноцид Катынь космонавтика космология союзы богословие энергетика партии А.С.Пушкин пятая колонна различение мигранты киберпространство школа здравого смысла третья мировая война депрессия законы выборы небополитика творчество артефакты паразитизм спорт корпорации дискуссия фантастика диалектика Россия Путин Пётр I образ жизни музыка шпионаж международные организации искусство мнение

Статьи и обзоры

 


© 2010-2017 'Емеля'    © Первая концептуальная сеть 'Планета-КОБ'. При перепечатке материалов сайта активная ссылка на planet-kob.ru обязательна
Текущий момент с позиции Концепции общественной безопасности (КОБ) и Достаточно общей теории управления (ДОТУ). Книги и аналитика Внутреннего предиктора (ВП СССР). Лекции и интервью: В.М.Зазнобин, В.А.Ефимов, М.В.Величко, В.В.Пякин.