На днях в агентстве «РИА Новости» Институтом ЕврАзЭС был проведен круглый стол на тему «Как и чем закрыть историю с «нечестной приватизацией». На немобсуждалась идея Владимира Путина, высказанная им в Российском Союзе промышленников и предпринимателей о том, что снятие проблемы нечестной приватизации и всяких аукционов может быть через «либо разовый взнос, либо еще что-то такое». Это предложение чрезвычайно возбудило и предпринимателей, и все население страны. Первых – пугающей перспективой возможного «раскулачивания», вторых – надеждами на возмещение понесенных в годы «нечестной приватизации» потерь.
Вот какие идеи высказали участники круглого стола.
Владимир Лепехин, директор Института ЕврАзЭс:
- Сама идея каким-то образом компенсировать «издержки» приватизации, безусловно, не нова и высказывалась не единожды. Однако всегда откладывалась из-за невозможности технологично, более или менее справедливо и, самое главное, юридически безупречно её осуществить. И все же закрыть историю с приватизацией безупречно в правовом отношении вполне возможно. Причем, без удара по бизнес-сообществу и ухудшения делового климата в стране, но, напротив, с чрезвычайной выгодой для наших граждан. Нужно искать выход не в попытках заставить предпринимателей поделиться «награбленным» с государством, а в прямо противоположном – в наделении собственностью максимального числа людей.
Первый шаг к превращению большинства граждан страны в собственников был сделан еще тогда, когда им разрешили приватизировать квартиры. В качестве следующего шага мы предлагаем наделить граждан акциями (долями) госкорпораций, компаний и ОАО с государственным участием, а также муниципальных предприятий. Хватит распродавать госпакеты компаний по дешевке направо и налево для их последующей перепродажи. Нужно передать часть этих пакетов трудоспособным гражданам.
Предлагаемый проект лишь на первый взгляд кажется радикальным. На самом деле данный формат акционирования не потребует дополнительных эмиссий или изъятия долей предприятий у частных собственников. Предлагается безвозмездно, но на определенных условиях передать людям часть акций (долей) из пакетов ряда неэффективных ныне предприятий, принадлежащих не частным владельцам, а государству и муниципалитетам.
Валерий Муниров, экономист, председатель совета Института ЕврАзЭс:
- Акциями ряда госкомпаний в течение двух-трех лет могли бы быть наделены примерно 50-60 млн. граждан, исходя из двух-трех простых критериев: возраст от 20 лет, наличие детей и т.п. Такие «народные» акции не имеют ничего схожего с ваучерами 90-х годов. Они - именные и условные: родившиеся в России граждане по достижению ими определенного возраста автоматически вносятся в Единый реестр миноритарных акционеров. После этого компьютерная программа методом «случайной выборки» расписывает им соответствующие доли из утвержденного президентом страны при участии парламента списка акционируемых предприятий. «Народные» акции не могут продаваться, передаваться кому-либо в управление или по наследству. Через семь-десять лет после запуска данной системы среднестатистический гражданин РФ, проживающий не менее пяти-десяти лет в конкретном субъекте РФ и не менее трех лет на территории какого-либо муниципалитета, должен стать владельцем акций ряда предприятий федерального, регионального и муниципального уровня, получая совокупный годовой доход по дивидендам в размере не менее 25-30 тысяч рублей.
Дмитрий Журавлев, директор Института региональных проблем:
- Важно, что формально-юридически акционирование по предлагаемой схеме позволит большинству людей стать прямыми совладельцами - миноритарными акционерами ряда российских компаний, причем без посредников в лице чиновников. Такой способ включения граждан в управление предприятиями позволит достичь решения ряда важных для общества и государства задач. Одна из них – формирование в стране нового среднего класса, о котором так много говорят.
Виталий Бельский, сопредседатель научного совета Института ЕврАзэс, доктор философских наук:
- В отличие от предлагаемых ныне некоторыми политиками технологий разделения страны по социальному или национальному признакам, народное акционирование - это объединяющая технология. Это не мера социальной поддержки, а способ стимулирования экономической и иной активности людей, фундамент становления в России института социальной солидарности, инструмент роста качества и эффективности. От конкретного рабочего места до системы государственного управления в целом. Право на совладение активами резко повысит статус российского гражданства. Такой проект станет важнейшим фактором позитивного образа России и формирования центростремительных сил на постсоветском пространстве. Это та возможность, когда «люди к нам потянутся», а инвестиции в экономику страны только возрастут.
Валерий Селезнев, первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по вопросам собственности:
- Несмотря на весь интерес и необычность представленной нам программы, хочу вернуться к исходной точке проблемы. Поэтому выскажу мысль о том, что без решения вопроса о возвращении народу отнятого у него около 20 лет назад мы никуда не продвинемся. Люди должны знать и видеть, как исправляются вопиющие ошибки и преступления, а виновные несут наказание. Поэтому мы, если серьезно беремся за эту проблему, никак не обойдемся без акта о национализации, хотя бы частичной. Ведь в истории «прихватизации» практически всем очевиден преступный сговор чиновников высшего ранга и тех «эффективных собственников», которые ныне стали сверхбогатыми людьми, ничего не изобретя и не создав. Кроме того, еще никто не доказал, что государство – всегда плохой собственник. Это миф. Государство, управляемое ответственно, в интересах народа, всегда найдет за хорошие деньги хороших менеджеров, которые покажут отличные результаты. Предлагаемый для решения несправедливой приватизации некий разовый взнос со стороны олигархов - это попытка преступника «отмазаться» перед лицом справедливого суда через обман и подкуп потерпевшего.
Необходимый комментарий Как видим, тема круглого стола не просто актуальна, она в какой-то мере взрывоопасна. Наконец Владимир Путин снял табу с этого самого болезненного вопроса постсоветской России. Совершенно очевидно, что теперь закрыть этот ящик Пандоры и сделать вид, что ничего не было уже не удастся. Тема перерастает рамки предвыборных дискуссий и обещаний. Справедливости требуют по меньшей мере около 80% наших людей, что отражается в соцопросах, начиная с 1994 года. Однако справедливость не исключает вовсе той позитивной программы, которая была предложена участниками круглого стола. И обсуждать предлагаемый проект необходимо и дальше на новых площадках, расширяя число экспертов и привлекая к дискуссии все наше общество.