К сожалению, быстрого и эффективного решения указанных проблем пока не существует. Невозможно за 2 последних года обучения в школе привить ребенку любовь к литературе или математике, научить самообразованию, выработать красивую речь.
В процессе подготовки к ЕГЭ единственное, что могут сделать взрослые, - это создать подростку комфортные условия и постараться помочь в обучении. Конечно, для этого родители должны иметь достаточный уровень образованности, эрудиции и здравого смысла.
В старших классах дети очень загружены, поэтому с трудом воспринимают информацию, не относящуюся к школьным предметам. Помощи в виде освобождения от домашних дел бывает недостаточно. Если ребенок не успевает прочесть книгу по литературе, папа или мама могут помочь ему, пересказав сюжет и отыскав в критической литературе важные моменты. В сэкономленное время старшеклассник может окунуться в изучение другого предмета. В подготовке рефератов, домашних контрольных, которые нередко собираются учителями только для отчетности, тоже могут помочь родители.
С другой стороны, взрослые могут самостоятельно расширять кругозор подростка. Для реализации указанной цели отличными инструментами могут быть:
Одновременно родители могут следить за качеством речи подростка и мягко поправлять его, если он употребляет некорректные слова, помогать, если он не может сформулировать мысль.
Но настоящая работа над становлением ребенка как личности должна быть начата родителями еще в раннем детстве.
Любовь к знаниям, общение с книгой, использование корректных выражений в речи идут, прежде всего, из семьи. Ребенок в своей деятельности опирается на модель, которую привили ему родители.
Когда в семье принято употреблять бранные слова, педагог может лишь проследить за речью подростка в рамках учебного заведения, но вряд ли сможет его перевоспитать. Если папа и мама желают видеть свое чадо грамотным и образованным человеком, им стоит следить за собой, заняться расширением собственного кругозора и образовательного уровня, становясь положительным примером для ребенка.
Родитель, пытающийся изменить своего ребенка, не начиная с себя, не просто напрасно теряет время, но очень жестоко рискует. (В.Леви)
Широкий кругозор, наличие глубоких знаний снижает уровень тревожности и беспокойства по поводу ЕГЭ. И взрослые, и ребенок осознают относительную важность экзамена в жизни: по-настоящему образованный человек сможет занять свое место в мире и без высоких баллов.
Проблемы ЕГЭ пока остаются открытыми. Ждать решения на государственном уровне вряд ли стоит, поэтому родителям нужно начинать заботиться о будущем своих детей, начиная с детских лет, расширяя кругозор и прививая интерес к учебе.