... в единстве сила ...
Зарегистрироваться
27.07.17  

Поддержите нас

Двигатель

О смысле жизни

2012-05-08 09:45 | Емельян |Смирнов Игорь Павлович | 929 | 0

Смысл жизни – одно из основных этических, философских, мировоззренческих понятий. Понятие, находящееся явно в духовной, не материальной области. Люди мыслящие рано или поздно задумываются о нём. К сожалению, чаще всего это происходит на склоне лет, под занавес, когда изменить что-либо уже поздно. Думается, что наличие чёткого представления о смысле своей жизни у конкретного человека свидетельствует о его способности к абстрактному мышлению, то есть размышлениях не только «о хлебе едином», а также о наличии у него осмысленной системы ценностей.

Прежде чем рассуждать на эту непростую тему, определимся в терминологии.

Толковый словарь Ушакова понятие «смысл» объясняет как внутреннее логическое содержание (слова, речи, явления), постигаемое разумом.

Большая советская энциклопедия: «Смысл – идеальное содержание, идея, конечная цель. Термин может обозначать целостное содержание какого-либо высказывания».

Философский энциклопедический словарь: «Смысл - в философии и традиционной логике, то же, что и значение». И далее: «Значение – содержание, связанное с тем или иным выражением. В логике под смыслом выражения понимают его мыслимое содержание, то есть ту заключённую в выражении информацию, благодаря которой происходит отнесение выражения к тому или иному предмету. Соответственно смысл жизни как этическое (философское) понятие это мыслимое содержание, информация, морально-мировоззренческие представления, с помощью которых человек соотносит себя с высшими для него ценностями (высшим благом, идеалами.) «Смысл жизни – регулятивное понятие, присущее всякой мировоззренческой системе, которое определяет, истолковывает свойственные этой системе моральные нормы и ценности».  Поскольку индивидуальные системы ценностей у разных людей далеко не всегда совпадают, разнятся и их идеалы, и масштабы личностей, и смысл их жизни.

Словарь по этике: «Смысл жизни – регулятивное понятие, присущее любой мировоззренческой системе, которое истолковывает свойственные этой системе моральные нормы, показывает, во имя чего необходима предписываемая ими деятельность. Относительность и изменчивость жизненных установок и предпочтений этика ставит в зависимость от особенностей исторических задач на каждом этапе исторического процесса». Иными словами, по мнению автора статьи, смысл жизни человека определяется его системой ценностей, мировоззрением, моралью, средой его обитания.

Атеистический словарь: «Смысл жизни – понятие, обозначающее цели жизни, назначение человека. В различные исторические эпохи представление о смысле жизни приобретали разное содержание, обусловленное потребностями и интересами обществ, классов и социальных слоёв».

Википедия. «Смысл жизни, смысл бытия – философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению цели существования, предназначения человека, человека как биологического вида, одно из основных мировоззренческих понятий». Думается, что речь следует вести не о виде в целом, а об индивиде.

Итак, наличие смысла жизни у конкретного человека предполагает понимание им цели своей жизни (своего предназначения) и путей (способов) реализации этой цели.

О смысле жизни люди задумывались уже в глубокой древности.

Аристотель вопрошал: «В чём смысл жизни? И отвечал: «Служить другим и делать добро!» Что может быть благороднее и гуманнее!?

Эпикур видел смысл жизни в получении от неё удовольствия. От имени этого мыслителя и произошло понятие «эпикурейство», к которому призывают нас нынешние либералы. Сегодня это называется гедонизмом. Правда, гедонизм отличается от эпикурейства активностью позиции. Такое отношение к жизни привело к краху древний Рим, а нынешний Запад (и Россию!) пока только к  бессмысленному, беспредельному, алчному   потребительству, построению тупикового общества, расслоению и духовному обнищанию народа.

Древние киники видели смысл жизни в добродетели – умении ограничить свои потребности, довольствоваться малым и не делать зла другим.

Как видим, единства во взглядах не было уже у древних!

Уместно заметить, что мыслители  иногда понятия «смысл жизни» человека – его предназначение - объединяют с разумным (оптимальным с их точки зрения) поведением в обществе, с путями реализации смысла жизни, например, с приспособлением к условиям существования или идеалом человека.  Видимо, можно говорить об идеальном поведении, деяниях для достижения смысла жизни, указывая при этом, в чём же состоит собственно сам смысл. Так жизненным идеалом стоиков были невозмутимость, сохранение спокойствия в любой жизненной ситуации. Думается, что это можно признать только способом реализации смысла жизни. Следует дополнительно уточнить - в чём же он.  В данном случае в достижении этого идеала. Смысл жизни - это всё же предназначение человека, цель существования, понятие, определяющее для чего же он пришёл в этот мир. Какие цели он поставил перед собой, для чего живёт, трудится, чему радуется, чем огорчается.  Безусловно, смыслом жизни нужно считать деятельное достижение своего идеала, а не размышления или мечтания о нём.

Философы-прагматики смысл жизни видят в реализации тех целей, достижение которых заставляют ценить саму жизнь.

Существуют и такие люди, которые не видят в жизни никакого смысла. По их мнению, систему своих ценностей мы создаём сами, сами же формулируем и смысл жизни. Иными словами, объективно его нет. «Всё суета! – ничто на земле не имеет смысла, ибо все мы смертны!» - говорит библейский пророк Экклезиаст.

Мировые религии по-разному, но объясняют смысл жизни человека. Он, по мнению теологов, состоит в безоговорочной вере, поклонении Богу и подготовке себя к другой, загробной, потусторонней  жизни. То есть, смысл жизни - в служении Всевышнему, Творцу. Надо признать, что религиозная вера - безапелляционное, бездоказательное принятие человеком религиозных догм - избавляют его от страха смерти, создают духовную опору – прочный духовный фундамент, обеспечивая формирование высокой морали и, соответственно, высоких идеалов. И это является безусловным благом для общества. Абсолютно прав был Вольтер, утверждая, что если бы Бога не было, его следовало бы придумать!

«Бог – есть любовь! - считает христианство. Любовь высокая, жертвенная. Иисус Христос взошёл на крест ради людей. Но даже и вне христианства, и вне религии вообще, нельзя не признать благородной цель жизни, её смысл в высокой любви к людям, предполагающей деяния добра и справедливости, готовности на жертву ради людей. Какой же высоконравственный (нормальный!) человек может возражать против такого понимания любви! Представьте себе, как изменится мир людей, если все они будут жить ради такой любви! Возможно ли это? Великие пророки, известные всему человечеству: и Кришна, и Будда, и Мухаммед, и Христос, и Бахаулла, по сути, призывали именно к этому. Увы, люди пока остаются глухими! Однако, «Блажен, кто верует!» - сказал Иисус Христос.

Буддизм видит смысл жизни (цель бытия) в прекращении страданий, достижении душевного комфорта. По мнению его апологетов это обеспечивает особое состояние – нирвана. Нирваны человек достигает путём изучения собственного сознания, повышения степени осознанности окружающего мира, достижения высокого состояния ума. Здесь явно просматривается и цель, и способы её достижения. 

По мнению великого китайского философа Конфуция, целью человеческого существования является созидание совершенного общества - гармонии между людьми и Небом. Человек Конфуцием рассматривается как часть единого  общества, имеющая свои конкретные обязанности, часть единого механизма, в котором общественные интересы являются приоритетными! Исполнить же свои обязанности перед обществом, считал Конфуций, человек может только через самосовершенствование. Таким образом, конфуцианство целью жизни человека признаёт самосовершенствование в интересах совершенствования всего общества. Интересно отметить, что конфуцианство является идеологией современного Китая. Думается, отчасти именно поэтому он сегодня и демонстрирует  свои колоссальные успехи Миру, исповедующему идеи либерализма! С глубоким сожалением приходится констатировать, что сегодняшняя Россия в лице ее, так называемой элиты, недооценивает роли морали в жизни общества, плетётся в хвосте обожаемого ею Запада и продолжает либерализацию и американизацию нашего Отечества. Очень сомнительно, что на этом пути мы достигнем того же прогресса, к которому стремительно продвигается КНР, взявшая на вооружение идеи Конфуция!

Человеческая природа, считал Конфуций, по своей сущности непорочна, но у каждого человека есть некоторая свобода выбора – он может стать благородным или низким! Благородный человек ставит перед собой целью самосовершенствование, сочетающее самоуважение и человеколюбие. Достижение благородства подразумевает умеренность, выбор среднего из возможных решений и стремление избегать крайностей. Понаблюдайте за политикой нынешних властей Китая. Они придерживаются именно таких принципов.

Как показывают опросы, далеко не все люди задумываются о смысле жизни. Кто-то не имеет времени, кто-то – возможности, кто-то просто не склонен к философии. Поскольку само слово «с-мысл» можно толковать как совместная (единая) мысль, а «смысл жизни» соответственно (в идеале!) - единая для всего общества (или, по крайней мере, для элиты) цель, то очевидно разработкой и внедрением общей для нации идеологии, системы ценностей и общественной морали должно заниматься государство. Если, конечно, оно действительно служит интересам своего народа, желает его благополучия и процветания. Но эта идея, увы, противоречит идеологии либерализма, то есть в нынешней России, в отличие от Китая, к большому сожалению, нереализуема!

Надо признать, что сегодняшнее российское общество крайне неоднородно. Сегодня, благодаря либералам у власти, победу одержал обыватель (мещанин, конформист), живущий узкими личными интересами и в своих помыслах не выходящий за их рамки. По словам Маркса, буржуазный мир кишит обывателями как гниющий труп червями. И наша жизнь не опровергает этого. Интересы обывателя ограничиваются незначительными пожеланиями, чаще всего, материальными даже биологическими. Такие люди оправдывают утверждение Г. Форда о том, что для большинства абстрактное мышление является наказанием. Более продвинутые личности неравнодушны к интересам своего класса (группы, корпорации и т.п.). Самых продвинутых, абстрактно мылящих, масштабных людей затрагивают интересы всего общества - страны, государства, нации. Отсюда и смысл жизни у людей разных категорий (если он вообще существует!) различен. Как утверждает современная этика для материалиста, эгоиста смыслом жизни могут быть:

 - гедонизм, когда цель жизни определяется получением наслаждений чаще всего примитивных, удовлетворяющих низкие, даже просто биологические потребности – еда, жилище, одежда, секс, развлечение и т.п.

 - прагматизм, связанный с карьерными достижениями опять же в целях удовлетворения примитивных, первичных потребностей;

 - корпоративизм (групповой эгоизм), связанный с достижением успеха своей группой (классом).

Все они имеют целью достижение успеха (идеала) в материальной сфере.

Два следующих возможных смысла жизни человека в моральном, человеческом плане поднялись над ними. Люди, принимающие их, дальше ушли от своих животных предков. Их более интересует духовная сторона жизни. Сюда относятся:

 - перфекционизм, когда смысл жизни человек связывает с личным самосовершенствованием, развитием своих духовных качеств. При этом он тоже преследует, вообще говоря, эгоистическую цель;

 - наконец, высшим, благородным смыслом жизни является гуманизм, базирующийся на служении другим людям, обществу, нации, Отечеству. В отличие от предыдущих смыслов жизни гуманизм альтруистичен, благороден! Ведь изначально человеческое общество создавалось именно для взаимопомощи! По сути, именно к гуманизму призывали и Аристотель, и Конфуций, и советская идеология.

Сразу скажем, что людей, готовых посвятить свою жизнь служению другим во все времена и у всех народов было меньшинство! Однако именно они и способствовали на протяжении всей истории человечества общественному прогрессу. Самые масштабные личности из этой категории практически всегда оставляли свой добрый след в памяти народов. Они могли быть пророками, царями, учёными, философами. Но это всегда были аристократы духа. Именно таких людей можно по праву называть мудрецами, человеческой элитой. (Мудрость, как известно, подразумевает наличие у личности трёх качеств: знаний, опыта и высокой морали). Наиболее выдающиеся из мудрецов и определяют адекватный смысл жизни для своего народа на определённом этапе его исторического развития. На него и должны ориентироваться обыватели.

Социологические исследования показали, что большинство людей, если и задумывается о смысле своей жизни, то только в её конце. Это и естественно. В.И. Даль считал, что ранее 60 лет мудрость не приходит. Опросы, проведенные на философском факультете университета, показывают, что даже большинство преподавателей философии затрудняются сформулировать смысл своего пребывания на Земле. А ведь они просто обязаны знать ориентиры, скажем, мнение на этот счёт классиков! Чего уж тут можно ожидать от рядового обывателя!? И это не противоречит сказанному выше о желании среднего человека мыслить на абстрактные темы! Абстрактное мышление вообще и поиск смысла жизни, в частности, доступны и потребны меньшинству живущих. Не без основания существует пословица: «дуракам легче жить!» Поиск истины, философские размышления часто приводят людей, этим «грешащих»,  к депрессии, психическим заболеваниям даже к  самоубийству или  укрытию от реальности в мире наркотиков и алкоголя. Мыслящие люди стараются проникнуть в сущность общественных явлений, а, проникая, становятся неудобными властям. Ведь недалёкими обывателями легче управлять, манипулируя их сознанием! И это общеизвестный, неоспоримый факт.

Отвечая на вопрос: в чём они видят смысл своей жизни? – современные обыватели  чаще всего говорят о стремлении удовлетворить свои материальные, биологические потребности:  комфортный быт, плотская любовь, продолжение рода. Примерно в этом же они видят и человеческое счастье. Но ведь и животное стремится сделать всё возможное для сохранения своего рода и вида. Человек же, как носитель сознания, как существо богоподобное по определению, должен быть выше животного! «Человек рождён для счастья, как птица для полёта!» - говорил М. Горький. Думается, что при этом он упрощал проблему. Счастье люди понимают по-разному. Для одних оно заключается в удовлетворении материальных потребностей, для других – духовных, для третьих -  и тех и других! У одних потребности эгоистические, для других они альтруистичны. Для одних они безграничны, для других – разумно ограничены. Да и само осмысление жизни кому-то приносит счастье, а кому-то – несчастье, затрудняя его жизнь.  И это вполне естественно для общества, не объединённого единой системой ценностей, идеологией, моралью.

Опрос людей знакомых и просто случайных встречных показал, что большинство вразумительного ответа на вопрос о смысле жизни дать не могут. Они либо не думали о нём вовсе, либо чётко не представляют, для чего живут. Люди чаще всего говорили первое, что пришло в голову, в основном касающееся получения от жизни различного рода удовольствий.

Опрос, проведенный среди людей профессионально занимающихся философией, продемонстрировал широкое разнообразие ответов, которые  можно разделить на пять групп:

  1. В чём смысл жизни не знаю, не могу ответить, размышляю, ищу.
  2. Смысл жизни не существует вовсе, пока не найден.
  3. Смысл жизни состоит в получении от неё удовольствия, в самой жизни.
  4. Смысл жизни в продолжении рода, в детях и внуках.

      Смысл жизни в том, чтобы творить добро, счастье для всех, в высокой любви.  К счастью, значительное количество профессионалов принадлежали к этой группе. И это внушает какой-то оптимизм относительно будущего России! Раннее осознание человеком высокой цели своего бытия даёт возможность её реализации во благо общества.

Решение человеком вопроса о смысле прожитой жизни – это подведение итогов, оценка своего жизненного пути, выявление всего положительного и отрицательного, что было и прошло, с тем, чтобы поделиться опытом с потомками, чтобы обеспечить связь поколений, чтобы общество прогрессировало в своём развитии, а не тратило времени «на изобретение велосипеда». Непременным условием этого является выполнение молодыми людьми пятой христианской Заповеди: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и долголетен будеши на Земли», к глубокому сожалению, в наши дни многими забытой. 

Для нынешней раздробленной, расчленённой, развращённой либералами и либерализмом страны, лишённой единого сплочённого идеологией народа, каковой является Россия, многообразие мнений вполне естественно, но вряд ли его можно считать полезным и обнадёживающим для нации в целом. Хотя выбор смысла жизни индивидуален, общество может и должно влиять на него через воспитание у своих сограждан системы ценностей вообще и высшей ценности, в частности. Объединённое же общей идеологией и моралью, общим смыслом жизни оно способно достигнуть огромных успехов в своём развитии как это было в 30-х – 50-х годах прошлого века в СССР. В то время народ жил идеей созидания первого на Земле, по истине справедливого в равенстве общества. И это было смыслом жизни очень многих людей. Этой же идеей жили многие наши сограждане, родившиеся в 20-х – 40-х годах. Их смыслом жизни было самосовершенствование в интересах совершенствования общества, как предлагали Аристотель и Конфуций. Известно, каких успехов добилась наша страна усилиями этих людей! Прогресс был приостановлен внедрением либеральных идей Хрущёвым и его последователями. В то время как диктатура сталинизма объединяла людей общими целями и системой их внедрения в сознание, делавшими их коллективистами, альтруистами;  либерализация общества, начатая Хрущёвым и достигшая апогея в настоящее время, людей разделяет, делает их эгоистами, преследующими мелкие личные, корыстные цели. Объединить эгоистов в единый сильный кулак для решения крупных задач невозможно в принципе. В Великой Отечественной войне диктатура Сталина, созданная в интересах большинства населения страны, доказала своё преимущество перед либерализмом Запада, служащим эгоистическому меньшинству населения. Иными словами, государству, служащему интересам большинства более подходит диктаторский метод управления. Если же оно служит обеспечению благополучия активного меньшинства, то ему более подходит демократия!  Сегодняшнее государство «Российская Федерация» служит интересам меньшинства, для которого и является вполне приемлемым и справедливым!

Итак, смысл жизни человека понятие мировоззренческое, историческое, этическое, духовное, определяемое господствующей в обществе идеологией и системой ценностей. Сегодня в России господствующей является идеология либерализма. Она и сформировала у российского обывателя соответствующую мораль и смысл жизни называемый гедонизмом. Можно считать, что в нашем Отечестве в настоящее время победил обыватель с его узкими, мелочными, часто примитивными интересами. Гедонизм, как смысл жизни большинства населения, нужен нынешним хозяевам России для построения капиталистического общества потребления. Ничего иного от либералов у власти ожидать нельзя. Для формирования у граждан иных, высоких жизненных установок нужно другое государство!

Источник

12345  4.74 / 23 гол.
Lazertube.ru - средства вашего производства
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь

Нет комментариев

Новости Разумей.ру

Назад

Достойное

  • неделя
  • месяц
  • год
  • век

Нас поддержали

Наша команда

Двигатель

Лучшее видео

Лента

Путин и выборы в США
Видео| вчера 00:32

Двигатель

Опрос

Какое будущее ждёт российско-украинские отношения?

Блоги на Разумей.ру

Ключи

педагогика текущий момент история И.В.Сталин политика наука технологии государственное управление Китай глобализация рабство идеологии порочность эгрегоры любовь прогноз вторая мировая война демократия на марше культура геополитика кино семья заговор информационная безопасность оборона мировоззрение малоэтажная Русь село здоровье матричное управление банки финансы кризис язык будущее человечность кадры соборность методология революции питание экология экономика статистика концептуальное движение голодомор дипломатия День Победы ключи к разумению мифы тарифы образование законодательство мемуары терроризм этнография философия преступность социология психология вероучения от социологии к жизнеречению наркотический геноцид Катынь космонавтика космология союзы богословие энергетика партии А.С.Пушкин пятая колонна различение мигранты киберпространство школа здравого смысла третья мировая война депрессия законы выборы небополитика творчество артефакты паразитизм спорт корпорации дискуссия фантастика диалектика Россия Путин Пётр I образ жизни музыка шпионаж международные организации искусство мнение

Статьи и обзоры

 


© 2010-2017 'Емеля'    © Первая концептуальная сеть 'Планета-КОБ'. При перепечатке материалов сайта активная ссылка на planet-kob.ru обязательна
Текущий момент с позиции Концепции общественной безопасности (КОБ) и Достаточно общей теории управления (ДОТУ). Книги и аналитика Внутреннего предиктора (ВП СССР). Лекции и интервью: В.М.Зазнобин, В.А.Ефимов, М.В.Величко, В.В.Пякин.