Люди помнят
Часть II
Операция «Преемник»
Власть —
это реализуемая на практике способность управлять.
Но есть и ещё одно обстоятельство, которое определяло 2003 год как дату отстранения Путина от власти. Это обстоятельство заключается в том, кто должен был придти на смену Путину.
Да, россионской «элите» в 2001 году было от чего взволноваться. Убаюканная тем, что весь первый год после прихода во власть В.В. Путин озвучивал что-то вроде позывного-пеленга «я свой», часто говоря о «преемственности власти», на втором году службы В.В. Путина Отечеству «элита» «вдруг» обнаружила, что «наследник» достаточно самостоятелен, чтобы не только поставить вопрос об укреплении властной вертикали в стране, но и реализовать его на практике, чем сохранил территориальную целостность страны. И уж совсем В.В. Путин поверг в ужас и «элиту» и оппозицию, когда совершив стремительный бросок в Уренгой, он на совещании поставил прямой и твёрдый вопрос российским олигархам: «Где деньги-то?». Т.е. он оказался настолько патриотичен, что поставил вопрос о том, почему деньги от продажи энергоносителей не пополняют государтсвенный бюджет России.
От этого вопроса все «герои» приватизации пришли в откровенно паническое состояние. Тем более, что слово В.В. Путина никогда не расходилось с делом, и за первым из региональных «чубайсов» — депутатом Госдумы от Челябинской области В.И. Головлёвым, который воспользовался своим служебным положением и прихватизировал всю Челябинскую область, уже пришли[1]. Всем было понятно, что на очереди был федеральный «чубайс». Поэтому совершенно не случайно появление и Чубайса, который «по случаю» залетел в Новый Уренгой на проводимое В.В. Путиным совещание.
Не на это рассчитывала «семья», ставя на управление «серую» лошадь — человека исполнительного, умеющего не только разобраться в самых запутанных ситуациях, но и позитивно разрешающего эти ситуации.
Задача Путина была принять на себя гнев народа за управление Ельциным, то есть стать «козлом отпущения» за грехи «семьи». А вот когда он сгорел бы на этом месте, то у «семьи» уже был свой законный преемник, с любовью выпестованный в узком семейном кругу и имеющий у народа достаточно положительный имидж.
Одним из таких вероятных преемников безусловно являлся Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийный бедствий, член Совета Безопасности РФ Шойгу Сергей Кужугетович. Причём об отведённой ему роли преемника сам он на тот период, скорее всего, и не догадывался. То, что именно Шойгу должен быль стать преемником Путина на высшем должностном посту российского государства свидетельствует биография Шойгу.
До 1991 года карьера Шойгу складывалась в полном соответствии с его номенклатурным происхождением: отец занимал высокий пост в правительстве Тувинской АССР. За шесть лет молодой специалист от мастера строительного участка дошёл до управляющего строительным трестом и перебрался на партийную работу. Сначала стал вторым секретарем Абаканского ГК КПСС, а в 1989 году — инспектором Красноярского крайкома, откуда через несколько месяцев был переведён в Москву на должность зампреда Госстроя. Взлёт стремительный, если учесть, что тогда С.К. Шойгу было 35 лет.
А уже в 1991 году в России была создана совершенно новая структура — Госкомитет РФ по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийный бедствий, а Шойгу указом п-резидента Ельцина был назначен на пост председателя.
Прошедшие 20 лет показывают, что КТО-ТО заранее просчитал, что именно на этом направлении можно добиться быстрых и, главное, наглядных успехов. Таких, о которых начнут говорить в мире и которые поднимут престиж новой власти. Кроме того, финансирование программ по своевременной замене железнодорожного полотна, ремонту газо- и нефтепроводов, поддержанию и совершенствованию единой и безопасной системы воздушных перевозок и т.д. потребовало бы от правительства несоизмеримо больших вложений, чем создание любого ведомства. Даже такого дорогостоящего, как МЧС.
А успехи действительно пришли очень скоро. Они следовали один за другим. Зазвучали оценки иностранных специалистов, которые неизменно уважительно отзывались о российских спасателях. Мало-помалу Комитет по чрезвычайным ситуациям становится публичной организацией, наглядно демонстрирующей всему миру гуманные устремления российской власти, создаёт новый имидж России.
Вышел комитет и на международную арену. Подписаны двухсторонние соглашения с 37 странами. МЧС вошло во все международные организации своего профиля. Таким образом, у руководителя МЧС нарабатывается реальный опыт внешнеполитической деятельности, завязываются личные контакты с руководителями иностранных государств. Фактически же МЧС стал государством в государстве почти с полным набором собственных профильных «министерств».
На 2001 год в структурах МЧС работало около 70 000 спасателей. Сформированы 120 поисково-спасательных отрядов. Все отряды укомплектованы специальной и весьма дорогостоящей техникой, большая часть которой закупается за рубежом. При этом не надо забывать: всё создавалось с нуля. Излишне говорить, каких безумных денег стоило стране создание за столь короткий срок структуры и по масштабам, и по эффективности сопоставимой с подобными организациями, десятки лет работающими в развитых странах.
При таких явных успехах отдельного министерства все допутинские российские правительства, сменяющие друг друга, оказывались в одной и той же ловушке. Экономя на предотвращении катастроф, они были вынуждены платить за устранение их последствий.
А Шойгу тем временем набирал и властный вес. Когда в 1995 году произошло чудовищное землетрясение в Нефтегорске, Шойгу продемонстрировал всем, что в районе ЧП он единственный хозяин — отстранил от должности руководителя санэпиднадзора Сахалинской области, а замену ему вызывал из Москвы. Это произошло через год после того, как Госкомитет по ЧС был преобразован в Министерство.
Любые попытки журналистов выяснить, каковы политические пристрастия министра, долгое время кончались одинаково: он уходил от ответа. Для этого Шойгу обычно использовал незатейливый и малоубедительный аргумент: «МЧС не политическая, а гуманитарная структура. Мы помогаем людям вне зависимости от их партийных или идеологических пристрастий». Это утверждение бесспорно. Но странно было бы задаваться вопросом: каковы политические взгляды МЧС? Интересуют — политические взгляды министра РФ и члена Совета безопасности.
Невозможно представить себе, что п-резидент Ельцин терпел на посту министра, имеющего в подчинении войска гражданской обороны численностью в 25 000 человек, который к сорока годам не определился в своих политических пристрастиях. Мог ли Ельцин быть уверенным в лояльности такого человека? Степень доверия Ельцина к Шойгу была такова, что ему поручались весьма деликатные задания, далекие от профильной деятельности МЧС. Так, например, 8 октября 1998 года в Триполи Шойгу встречался с лидером ливийской революции М. Каддафи и министром нефти и энергетики Ливии Бадри. Проходила информация, что за этими переговорами стояло российское нефтяное лобби в лице Бориса Березовского и Романа Абрамовича.
Видимо это и объясняет то обстоятельство, что в ельциновские времена финансирование МЧС осуществлялось по избыточному принципу, сверх всех программ.
Более того изначально МЧС создавалось как силовое ведомство. Только этим объясняется то, что в составе гражданского(!) ведомства МЧС в 2003 году было 21 642 стрелка. На их вооружении лёгкое стрелковое оружие, т.е. автоматы. (О вооружении и подходах к комплектации войск МЧС см. статью Всеволода Сидорова «СОБСТВЕННАЯ АРМИЯ. Зачем МЧС подразделения антитеррора», «Версия» №37 21–27 июля 2003 года). Было (а может быть есть до настоящего времени) и специальное вооружение: «винтовка, специально предназначенная для поражения в условиях, требующих бесшумной стрельбы», а попросту говоря, снайперская винтовка с глушителем. Для чего?
Изначально с созданием МЧС предусматривалось вооружение стрелков усилить до состояния подразделений антитеррора — лёгкое и среднее стрелковое вооружение, гранатомёты, легкобронированная техника… Зачем?
Весь допутинский период существования войск МЧС общество бужировали новости то о попытках Шойгу влить в состав своей армии подразделения тяжёлых танков, якобы для того, чтобы использовать для расчистки завалов после землетрясений (интересно, как Шойгу собирался доставлять танки к местам землетрясений и как он собирался использовать танки с орудиями или без?), то о том, что Шойгу добивается переподчинения ему хотя бы части авиационных соединений штурмовиков, якобы самолёты ему нужны, чтобы бомбить ледяные заторы на реках. А транспортная авиация, как самолёты, так и вертолёты, в МЧС была изначально.
Есть в МЧС и артиллерия, официально только для того, чтобы сбивать нависшие массы снега в горах. Например, на Транскавказской магистрали.
Кроме всего прочего, есть и ещё одно обстоятельство. Дело в том, что по своей структуре МЧС более соответствует кадрированной воинской части.
Так, с 1997 года только генеральских должностей в министерстве насчитывается 122, при общей численности МЧС около 300 000 человек, и 25 000[2] человек в военизированных частях гражданской обороны. Из этих 122: один — генерал армии, 9 генерал-полковников, 33 генерал-лейтенанта, 76 генерал-майоров и 4 контр-адмирала.
Для сравнения. В армии ротой в 100 человек командует капитан. Батальоном в 450 человек командует подполковник, бригадой в 3 800 человек командует полковник. В оперативно-тактическом командовании 38 000 человек командует генерал-майор. А в МЧС 19 500 солдатами командуют генерал армии и 120 генералов чинами пониже. (Данные на 2006 год).
При такой силовой составляющей тот факт, что Шойгу не афиширует перед обществом своих политических пристрастий, объясняется просто. Очевидно, что Шойгу изначально планировался как персоналия для далеко идущих планов. Блестящий хозяйственник, молодой, ничем себя не замаравший, достаточно популярный, который может в одночасье заявить о себе как претендент на самую высокую должность в государстве. И народ, уставший от одних и тех же лиц и одних и тех же обещаний, может пойти за человеком, который хранил молчание 10 лет[3].
На эту же версию работает и ещё одно обстоятельство, по которому Шойгу 10 лет старался скрывать свои взгляды. Это обеспечение устойчивости управления, некая страховка от возможных неожиданностей.
Для всего общества Шойгу — молодой руководитель, зарекомендовавший себя с самой лучшей стороны, человек дела, пользующийся непререкаемым авторитетом у подчиненных. Не болтун.
Для «левых» — Шойгу бывший партийный работник. В демократическую эпоху антикоммунистических высказываний никогда себе не позволял.
Для демократов то, что Шойгу бывший партийный работник, особой роли не играет — все «демократы» вышли из рядов КПСС, так кто об этом сейчас воспоминает? Главное, что Шойгу антидемократических высказываний никогда себе не позволял.
Если посмотреть более внимательно на политическую линию нынешнего лидера «Единства», то выяснится, что в ночь с 3?го на 4?е октября 1993 года[4] Шойгу по просьбе Гайдара выделил для него 1 000 автоматов с боезапасом из подведомственной ему системы гражданской обороны (правда, до раздачи этих автоматов дело не дошло).
Затем Шойгу последовательно входил в состав оргкомитетов и руководство всех формировавшихся в стране «партий власти» — и «Демократического выбора России» Гайдара, и Движения «Наш дом — Россия» Черномырдина.
При этом он всегда продолжал утверждать, что находится вне политики.
А в 1999 году участвовал в создании, а затем возглавил сначала избирательный блок, затем Движение, а потом и партию «Единство», которая затем, подмяв под себя «Отечество» Лужкова и «Всю Россию» Шаймиева, преобразовалась в политическую партию «Единство и Отечество», ныне партия «Единая Россия».
В 2001 году открыто началось создание образа Шойгу как лидера государственного масштаба, предопределённого высшими силами. Начало этой кампании положила московская презентация книги отца С.К. Шойгу — Кужугета Сергеевича Шойгу «Перо чёрного грифа», которая прошла в Доме народов России 31 марта 2001 года.
Так, например, алтайский писатель Бронтой Бедюров, выступая на презентации книги, отметил, что Кужугет Шойгу не случайно появился на свет «именно в сокровенной, сакральной части Алтайского нагорья — именно в Бай Тайге (в переводе на русский — Священные Горы). Эта земля с древнейших времен была нашей твердыней, нашей опорой, нашей защитой». А С.К. Шойгу заявил, что ему «почти удалось убедить президента Киргизии Аскара Акаева в том, что из Бай Тайги произошел не только весь урянхайский народ, но и киргизы».
Бронтой Бедюров пошёл ещё дальше и отнёс к предшественникам С.К. Шойгу Субудай багатура — монгольского полководца тувинского происхождения, не проигравшего ни одного сражения, — назвав его «эмчеэсником тринадцатого века» и выразив уверенность, что пока С.К. Шойгу занимает свой пост, Российское государство будет укрепляться.
Тогда-то и выяснилось, что по своим политическим воззрениям С.К. Шойгу является евразийцем, а его кумиром является барон Унгерн.
Барон Роман Фёдорович фон Унгерн-Штернберг (1885–1921) — потомок древнего рода кельтских рыцарей, генерал-лейтенант Белой армии, командир Конно-азиатской дивизии, диктатор Монголии с 1919 года. Известен тем, что является автором идеи реставрации империи Чингис-хана от Тихого океана до Каспия.
Унгерн славился умением наводить порядок и управляемость посредством небывалой жестокости.
«Каждый вечер, когда мы сидели у костра… Сережа, отложив гитару, начинал рассказывать о жизни барона Унгерна, легендарной личности в тех местах, где он родился. Мог рассказывать часами, и было видно, что он совершенно “повернут” на этом персонаже…» — Вспоминал бывший сподвижник Шойгу по корпусу спасателей. (http://talks.guns.ru/forummessage/151/973587-2.html).
Такая идеологическая платформа в сочетании с тем, что войска МЧС в то время были единственным действительно боеспособным вооружённым формированием в стране, говорит о том, что Шойгу, как никто другой, лучше всего подходит для того, чтобы взять власть в стране и далее исполнять роль фашистского вождя в России.
Вся активизация в 2001 году деятельности по созданию позитивного политического имиджа С.К. Шойгу, структурная группировка управленческого слоя России в единой политической партии под руководством Шойгу и открытая антипутинская кампания, которую проводили согласованно между собой и «левые» и «демократы», ясно свидетельствовали о том, что «семья» решила, что время пришло и пора ставить на управление страной своего человека, пока Путин, в его стремлении возродить Россию, не отдал под суд всех «чубайсов» как регионального, так и федерального масштаба.
По их мнению, время для начала раскрутки Шойгу выбрано очень удачно, поскольку по прогнозам специалистов 2003 год для России должен был стать годом технократических катастроф. Предполагалось, что наступит золотое время для Шойгу, когда он, опираясь на полностью отмобилизованную армию, сможет отстранить не только городского начальника, но и Президента России.
Но вовсе не случайно, что именно в это время на Западе, где очень любят давать прозвища, Путина нарекли «Chief Firm-Hand» — «Вождь “Твёрдая рука”». Путин, действуя решительно и работая на опережение, смог не допустить создание условий для осуществления государственного переворота. И вместо вожделенного возвращения на вершину власти в России клановая группировка «семья» именно в 2003 году потерпела существенный ущерб и была ещё дальше отодвинута от рычагов управления Россией.
И если по совести оценивать деятельность В.В. Путина в должности Президента России (особенно в период его первого президентского срока 2000–2004 гг.) и в должности Председателя правительства России в 2008–2012 гг., то его с полным основанием можно назвать российским Государем.
ВВП
30 апреля 2012 года
[1] Владимир Иванович Головлёв (11 мая 1957, Челябинск — 21 августа 2002, Москва) — депутат Государственной Думы, сопредседатель политической партии «Либеральная Россия».
В.Головлёв — бывший почтальон, бывший экономист строительно-монтажной организации — был назначен председателем комитета по управлению госимуществом Челябинской области 25 ноября 1991 года. В феврале 1992-го стал заместителем главы администрации области. А уже в декабре 1993 года его избрали депутатом Госдумы, и он уехал в Москву. То, чем занимался госчиновник Головлёв эти два года, прокуратура расследовала пять с половиной лет. В 1996 году было возбуждено уголовное дело №68611. В силу весомости предъявленных ему обвинений, осенью 2001 года по представлению генпрокуратуры с Головлёва была снята депутатская неприкосновенность. Когда арест Головлёва и его осуждение стали неизбежными, он сделал заявление, что у него «есть документы, от которых многим станет плохо» и что он «потянет многих за собой». Вскоре после этого заявления Головлёв был убит. Как отмечалось в статье Владимира Демченко «Блеф депутата Головлева» (газета «Известия» от 16 октября 2002 года): «На поверку выясняется: в смерти Головлева было заинтересовано столько людей, что непонятно, как ему удалось дожить до августа этого года… Попавшему под каток следствия Головлеву потребовались деньги, находившиеся под контролем доверенных лиц. Суд, который мог вскрыть источники происхождения их денег, стал реальностью. Вероятнее всего, кто-то из ближнего окружения решил, что избавиться от шефа — дешевле и спокойней, чем пытаться его спасти. … Возможно, даже не они сами, а криминальные “крыши”, прижившиеся на головлевских деньгах и не желавшие рисковать бизнесом».
[2] При Путине численность вооружённых формирований МЧС непрерывно сокращалась и сейчас она составляет 15 000 человек. И это вопреки тому, что изначально был запланирован неуклонный рост численности войск МЧС. Так, 19 декабря 1997 года на вечернем заседании Государственной думы С.К. Шойгу убеждал депутатов, что минимально необходимая численность стрелков МЧС составляет 70 000.
[3] О том, какой реальный хозяйственник и управленец С.К. Шойгу можно узнать из статьи Антона Сизых «“Армия Шойгу” как орудие будущего путча», Гайдпарк 19 ноября 2010 (http://gidepark.ru/user/1681372848/content/552376) и на форуме «МЧС. Перспективы» http://talks.guns.ru/forummessage/151/973587-2.html
[4] 24 апреля 1991 года на основании результатов Всероссийского референдума, проведенного 17 марта 1991 года, была учреждена должность президента Российской Федерации (до 25 декабря 1991 года — президента Российской Советской Федеративной Социалистической Республики). Президент становился высшим должностным лицом и главой исполнительной власти РСФСР — одной из союзных республик СССР.
Утверждая результаты этого референдума, Верховный Совет РСФСР 24 апреля 1991 года принял Закон РСФСР «О Президенте РСФСР», который регулировал деятельность и полномочия президента, и Закон РСФСР «О выборах Президента РСФСР», который определял процедуру его избрания. 24 мая 1991 года в конституцию (Основной Закон) РСФСР были внесены соответствующие изменения и дополнения.
Несмотря на принятые в 1991–1992 годах поправки, провозглашавшие разделение властей, за Верховным Советом сохранялась практически неограниченная власть. Желание президента Ельцина усилить собственные властные возможности, а так же ряд других факторов привели к конфронтации президента РФ Ельцина и ВС РФ. 21 сентября 1993 года Ельцин издал Указ №1400, предусматривающий роспуск ВС РФ, нарушив тем самым Конституцию (Основной Закон) Российской Федерации — России от 12 апреля 1978 года с последующими изменениями. Одновременно в Доме Советов были отключены связь, электричество, водоснабжение и канализация, силы МВД начали оцепление Дома Советов России. Верховный Совет и его сторонники объявили о совершении Ельциным государственного переворота. В стране образовалось фактическое двоевластие. Конституционный суд Российской Федерации, собравшийся в ночь с 21 на 22 сентября, объявил действия Ельцина неконституционными, а указ №1400 — основой для отрешения президента от должности. Верховный Совет, по представлению Конституционного суда, объявил о прекращении полномочий президента согласно ст.121?6 Конституции Российской Федерации и закону «О Президенте РСФСР», и временном переходе президентских полномочий к вице-президенту А.В. Руцкому. Верховный Совет принял также постановление о созыве 22 сентября X (Чрезвычайного) Съезда народных депутатов. Вовремя Съезд открыт не был, так как некоторые из органов исполнительной власти, выполняя распоряжение Ельцина, предприняли попытку сорвать проведение Съезда.
4 октября 1993 года деятельность ВС и Съезда была прекращена в результате штурма Дома Советов. Действующей Конституцией Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года, Верховный Совет и Съезд были упразднены, а полномочия нового двухпалатного парламента (Федерального собрания) существенно сокращены по сравнению с полномочиями Верховного Совета РФ.