Каспийск — особенный город в истории Советского Союза и России и ключ к Дагестану.
Этот город всегда был кадровым, культурным и образовательным центром Дагестана. В силу своих исторических особенностей он способен стать пилотной площадкой для развития республики и выполнения глобальных и внешнеполитических задач России на Кавказе и в исламском мире. Об этом сегодня наша статья…
Неслучайно матричный фильм «Белое солнце пустыни» о взаимодействии русской и исламской культур в лице Сухова и Саида был снят на берегу Каспийского моря в окрестностях Каспийска. Здесь были созданы декорации вымышленного городка Педжента, в окрестностях которого разворачиваются основные события картины, а пришвартованный у берега моря старый баркас был доставлен из махачкалинского порта.
На съёмках фильма «Белое солнце пустыни» в Каспийске
Присмотримся повнимательней к этому небольшому городу на Каспийском побережье Дагестана. Немногие слышали о Каспийске, а тем более знают его особенности и историю, хотя в скором времени всё может измениться.
Всесоюзное строительство военного завода №182 и его соцгородка по распоряжению И.В. Сталина дало мощный толчок развитию республики. Работы проходили в очень тяжёлых условиях. Город строился в буквальном смысле на болоте. На стройке собрались наиболее активные и самоотверженные люди того времени, которые ставили общие цели выше своих интересов. Предопределяя будущее Дагестана, строительство завода и самого Каспийска помогло освоить далеко не только оборонный потенциал страны — стройка была всесоюзной и сыграла важнейшую роль в формировании современной культуры Дагестана.
Решение о строительстве завода по производству морского оружия было принято по предложению Серго Орджоникидзе на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) летом 1931 года. Место для будущего предприятия и поселения выбрали неслучайно: в 18 км к югу от Махачкалы в низменности под названием «Туралинская земля» на берегу моря около одноименной горы Турали, где тут же в каменном карьере добывался строительный материал для возведения первых цехов завода, жилых и хозяйственных зданий будущего Каспийска. Главным инженером стройки был назначен Александр Соломонович Дезорцев, опытный специалист, получивший образование в Бельгии и Германии. За его плечами были крупнейшие стройки СССР: Госстрой, Энергострой, Главэнерго, Стальгрэс. Через несколько лет в трёх километрах от берега прямо в море перед заводом выросла торпедная испытательная станция — цех №8 — один из символов Каспийска. В 60-х годах цех был выведен из эксплуатации и законсервирован за ненадобностью.
Цех №8 завода «Дагдизель», где собирали и испытывали торпеды
На территории города тогда удивительным образом слились разные народы всего Советского Союза, культуры и языки, ленинградская архитектура и горы. Стройка показала возможность мирного и созидательного общежития десятков народов России. Но далеко не всё было благополучно. Условия труда первостроителей были крайне тяжёлыми: всесоюзная строка располагалась на малярийных болотах среди солончаков и прибрежных песков Каспийского моря, люди жили в палатках и наспех собранных деревянных бараках. Во время строительства в 1933 году более 80% жителей Двигательстроя болели тропической формой малярии, высока была и смертность. Среди местных жителей это место даже называли «долиной смерти».
Это была всесоюзная стройка: юноши и девушки из далёких городов России, с прикаспийских степей, весь многонациональный Дагестан приняли участие в строительстве нового, тогда ещё безымянного города. Из Согратля, аула, славящегося своими каменщиками, пришли каменотёсы, из Ахты — плотники, из Казанищ — кузнецы. Их направлял сюда комсомол, учиться у строителей со всего Советского Союза искусству воздвигать многоэтажные здания, класть стены из грубо отёсанного камня, месить бетон, буравить перфораторами скалы. Так, дагестанцы в дружбе с рабочими Москвы и Ленинграда, с опалубщиками Сибири, с бетонщиками Украины и землекопами со Ставрополья закладывали фундамент первых заводских корпусов и будущего республики.
Резонанс от строительства города распространился далеко за пределы Дагестана. На фоне строительства завода постоянно шла просветительская работа среди местного населения, в том числе и среди горского населения. Первоначально их приглашали на низкоквалифицированную работу, но в процессе деятельности желающих обучали и уже те, кто вчера ещё копал ямы, сегодня работал за станком, а завтра имел возможность встать во главе цеха и продолжить своё развитие. В Каспийске в то время было подготовлено и воспитано множество руководящих работников и деятелей Дагестана.
Среди жителей, рабочих и служащих завода ярко проявлялась характерная черта людей того времени — огромная тяга к знаниям, к самосовершенствованию. Так, в 1940 году почти 90% рабочих было вовлечено в учёбу — общеобразовательную, профессиональную, политическую. Для этого были созданы все необходимые условия: действовали различные курсы повышения квалификации, учебный комбинат, курсы мастеров соцтруда, где в обязательном порядке обучались руководители среднего звена от мастеров до начальников.
В 1939 году — поселковый совет обратился в Верховный Совет ДАССР с инициативой преобразования рабочего посёлка в самостоятельный город с переименованием его в «Сталин-Юрт» (тогда он назывался посёлок «Двигательстрой»). Однако предложение было отклонено, возможно, потому что он был слишком невелик для такого звучного имени (около 19 000 по переписи 1939 года), возможно причина была иной. В 1947 году посёлку был присвоен статус города, который назвали Каспийск. До этого момента Каспийск был закрытым административно-территориальным образованием и даже какое-то время был обнесён забором с колючей проволокой со строгим режимом пропуска.
Для обеспечения мирного общежития множества народов, исповедующих разные религии, на сравнительно небольшой территории, а также эффективного управления таким обществом на общеизвестных принципах справедливости и защиты общественного интереса требовался одновременный учёт множества факторов, прежде всего, особенностей местных родовых связей и исламской культуры в целом.
Уникальный и чрезвычайно актуальный сегодня опыт строительства и развития города требует дополнительного рассмотрения на уровне республики и формирования на его основе стратегии решения основных проблем не только Дагестана, но и других субъектов. Рассмотрим поближе, в каком состоянии город дошёл до нас после распада Советского Союза.
Сегодня город является крупным транспортным узлом со значительно возросшим многонациональным населением — более 120,0 тыс.человек, и большим неосвоенным потенциалом. К концу 80-х годов население насчитывало всего 60,0 тыс. человек, тогда основу населения Каспийска составляли русские и другие выходцы со всего СССР. Сегодня же картина кардинально изменилась — 90 % населения составляют дагестанские народы:
Национальный состав Каспийска:
Национальность
|
Проценты от всего населения
|
---|---|
лезгины | 21.39% |
даргинцы | 20.73% |
аварцы | 14.63% |
лакцы | 14.25% |
кумыки | 9.68% |
русские | 8.98% |
табасараны | 5.41% |
агулы | 1.71% |
рутульцы | 1.16% |
другие | 2% |
По данным Всероссийской переписи населения 2010 года (Перепись 2010 года. Дагстат. Том 3)
Каспийск растёт очень быстрыми темпами, так, если исходить из показателя прироста населения, то сейчас строится ещё половина города. На текущий момент возводится несколько микрорайонов, в последние годы в среднем сдаётся около 100 тыс. кв. м жилья в год. Население пополняется за счёт выходцев из горных районов, дагестанцев из остальных регионов России и даже Махачкалы, значительный прирост населения ожидается вместе с перемещением базы Каспийской флотилии ВМФ из Астрахани. При этом дальнейшее территориальное развитие города на север ограничено Махачкалой, на западе и юге — территорией Карабудахкентского района, а на востоке — морем. Нормальному развитию муниципалитета также мешает беспорядочная застройка в некоторых малоэтажных микрорайонах, отсутствие кадастрового учёта множества улиц и, наконец, отсутствие проработанного долгосрочного Генерального плана реконструкции и развития города и близлежащих территорий.По данным Всероссийской переписи населения 2010 года
Изначально расположенный в 18 км от Махачкалы Каспийск сегодня не имеет чёткой границы со столицей республики. Город расположен в непосредственной близости от трассы Москва-Баку P-217 «Кавказ» и железной дороги, которая уже в ближайший год соединит Москву и Тегеран. Вместе со строительством нового глубоководного порта это позволит значительно увеличить объёмы торговых оборотов с Ираном и обеспечит транзит индийских и китайских грузов в Россию по торговому коридору «Север-Юг». Международный аэропорт Махачкалы «Уйташ» находится также в Каспийске.
В 2018 году в заводской гавани завода «Дагдизель» начато строительство новой военно-морской базы для Каспийской флотилии ВМФ.
«Хочу подчеркнуть, что в Каспийске должна быть построена современная военно-морская база с системами инженерного, навигационно-гидрографического и материально-технического обеспечения», сказал министр обороны России Сергей Шойгу 15 августа в Каспийске на совещании по вопросу развития системы базирования Каспийской флотилии.
В связи с ликвидацией зависимости от градообразующего предприятия город был включён в Федеральную программу комплексного развития моногородов и объявлен территорией опережающего экономического развития (ТОЭР). На территории города сформирована и развивается инвестиционная площадка «Уйташ», планируется строительство порта и модернизация завода «Дагдизель». С запуском новой железной дороги и реконструкцией трассы Москва-Баку «Р-217», которая давно требует расширения до четырёх полос, по всей территории Дагестана и Азербайджана значительно возрастёт роль города в качестве транспортного узла и перевалочной базы для грузов. Тем более, для этого уже создана необходимая инфраструктура: индустриальный парк и инвестиционная площадка.
Также, выступая 12 августа на 5-м Каспийском саммите в Актау, президент России Владимир Путин подтвердил планы Правительства по строительству глубоководного порта в Каспийске:
«В России к 2025 году запланировано строительство глубоководного порта в районе Каспийска. Хотел бы проинформировать, что в России принята и реализуется стратегия развития морских портов в Каспийском бассейне до 2030 года, в ней определены перспективы комплексной модернизации каспийских морских коммуникаций, сопутствующей железнодорожной и автомобильной инфраструктуры».
В Каспийске, как и по всей республике, достаточно хорошо развит спорт. В 2013 году был реконструирован стадион «Хазар», увеличив свою вместимость до 27 тысяч человек и получив новое имя — «Анжи-Арена». Стадион приобрёл статус основного стадиона Дагестана и одновременно стал базой футбольного клуба «Анжи». Работает дворец спорта и молодёжи им. Али Алиева, где в текущем году прошёл чемпионат Европы по вольной борьбе. В городе есть и другие спортивные комплексы и множество секций, которые охотно посещают местные школьники и молодёжь. И вообще среди подрастающего поколения региона распространено стремление к здоровому образу жизни. Во многом это обусловлено особенностями установлений традиционной исламской культуры и исторически сложившегося вероучения.
Стадион «Анжи-Арена» в Каспийске
А теперь немного о суровых реалиях. Хотя на фоне Махачкалы и других городов Дагестана Каспийск и выглядит не в пример лучше, но всё же проблем в нём накопилось более чем достаточно. Развал Советского Союза и последующая война в соседней Чечне губительно отразились на республике в целом. Из Каспийска в те годы выехало около половины населения. Это были выходцы из других регионов и республик СССР: строители города и их потомки, отток населения продолжался и после. Завод «Дагдизель», который до 80-х годов играл ключевую роль в управлении муниципалитетом (фактическим главой города был директор завода), оказался на грани выживания, а в 90-х лишь на 38% остался государственным. Часть земли, спортивные объекты и Дом культуры были распроданы и переведены под многоэтажное строительство. Похожая участь постигла и другой оборонный завод — Каспийский Завод точной механики. Власть в Каспийске в те лихие времена перешла к местным коррумпированным кланам, что постепенно привело весь город к стагнации, а затем и к упадку. Основная инфраструктура муниципалитета крайне изношена: водоканал, газо-, тепло- и электросети, дороги находятся в плачевном состоянии. В некоторых районах города до сих пор вода подаётся по часам. Проведённые через процедуры банкротства обслуживающие МУПы вместе с общественной собственностью фактически находятся в руках частных лиц.
Хотя аналитики Российского союза инженеров (РСИ) в результате своего исследования и внесли Каспийск в список наиболее благоприятных для жизни городов России с точки зрения экологии, но и здесь есть свои особенности: полтора десятка нелегальных кирпичных заводов, обжигающих кирпич открытым способом, недостаточность озеленения, находящаяся под глиссадой аэропорта свалка и самая главная из них — канализация. Существенную проблему составляет недостроенная система водоотведения из Махачкалы, которая должна была пройти через весь Каспийск ещё в конце 80-х годах. В самом городе канализационная инфраструктура также находится в плачевном состоянии, должным образом не работают очистные сооружения, нет ливневой канализации, главная насосная станция на грани аварии. Она была построена как временная, но работает уже более 30 лет. Ежедневно прямо в Каспийское море сбрасывается более 250,0 тыс.куб.м неочищенных стоков из Махачкалы. Канализационный коллектор, проходящий через Каспийск, должен был отводить стоки в очистные сооружения, которые находятся на южной стороне города. Работы при подводе к Каспийску по строительству канализационного коллектора Махачкала-Каспийск (общей протяжённостью 15 км) были начаты в 2004 и приостановлены в связи с отсутствием финансирования. В самой Махачкале в любой момент может случиться авария с затоплением канализационными стоками целых микрорайонов.
В феврале 2015 года в ходе рабочей поездки в Дагестан вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин поставил задачу модернизировать завод, указав при этом на то, что государство владеет лишь 38% процентами акций:
«Если вы рассчитываете действительно на то, чтобы провести модернизацию за счёт ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса», давайте думать с вами над тем, чтобы двигаться в сторону возвращения государству контроля над предприятием».
Рогозин добавил, что вопрос о том, как именно это можно сделать, будет обсуждаться с руководством республики и другими заинтересованными сторонами. Вице-премьер напомнил, что ситуация на «Дагдизеле» не уникальна и в своё время подобным образом были решены проблемы ракетно-космической корпорации «Энергия» — теперь все активы собраны Объединённой ракетно-космической корпорацией.
Подробнее об этом — читайте нашу статью «Какое будущее ждёт завод «Дагдизель»?»:
Здесь нужно отметить, возможно, характерную не только для Дагестана, но выражающуюся здесь наиболее гротескно особенность местного государственного управления — клановость, которая пронизывает все учреждения и институты власти насквозь. В республике государство противопоставляется местному населению: здесь не стыдно воровать у страны, обществом это не только не порицается, но и воспринимается в целом как обычный бизнес. Необходимо отметить, что указанное выше противопоставление жителей и государства благодаря культурным особенностям Каспийска менее всего выражено именно в обычных каспийчанах. Самим Каспийском уже более 20 лет управляет даргинский клан выходцев из «знаменитого» горного села Мекеги Левашинского района Дагестана.
Конечно, проблема здесь не в самой клановости, а в том, что в погоне за своими частными и корпоративными интересами, не учитываются интересы общества и необходимость осуществления профессионального управления, что неизбежно ведёт к срывам управления и может привести в итоге и к катастрофе и ликвидации самих кланов, как это уже не раз происходило в истории. В республике в целом наблюдается крайне низкий уровень компетентности государственных служащих всех уровней. Грамотных и честных специалистов отсеивают уже на входе в пользу клановых кадров, оставшиеся же не выдерживают давления системы. Всё это создаёт условия для саботажа вышеперечисленных крупных проектов в Каспийске и препятствует нормализации обстановки и развитию Дагестана в целом.
Тем не менее, за последние годы удалось достичь определённых результатов:
благодаря усилиям ряда управленцев впервые со времён Советского Союза строятся несколько школ и детских садов (всего 8 образовательных учреждений), восстанавливается базовая инфраструктура и благоустраивается город. Значительно сокращена очередь в образовательные учреждения (обеспеченность была всего около 50%), таким образом, спадает социальная напряжённость. Сокращается третья смена в школах, всё больше занятий проводится, как положено, утром. Перемены последних лет достигнуты благодаря активизации коренных жителей города, действующих вопреки общей клановой системе. Эти перемены в свою очередь подтверждают то, что в городе ещё сохранилась здоровая психологическая атмосфера и культура, которые позволяют людям самоорганизоваться и самостоятельно решать судьбу своего города.
Памятник С.М. Кирову перед Домом культуры Каспийска
Из всего вышесказанного, в особенности из истории рождения и развития города, можно сделать простой вывод: Каспийск — ключ к будущему Дагестана. Несмотря на текущие проблемы, сегодня Каспийск имеет всё необходимое для того, чтобы снова стать пилотной площадкой, и не только для одной республики. Город вновь может сыграть роль культурного, образовательного, кадрового центра Дагестана — места формирования единой культуры Дагестана и всего Северо-Кавказского округа, а также оказать влияние на всю Россию.
Сегодня многонациональный Каспийск — это относительно благополучный город среди других муниципалитетов Дагестана. Культурный уровень его жителей заметно отличается в лучшую сторону, население более законопослушно, нежели в целом по региону. В общем, мы вполне правомерно можем сравнить роль Каспийска в жизни Дагестана с ролью Петербурга в жизни России. Сотрудничество большой России, в частности Петербурга и Дагестана — сможет вновь вдохнуть жизнь в Дагестан и способствовать поднятию его культурного и научного уровня. Именно Петербург сегодня является интеллектуальным лидером развития России и может вновь оказать помощь, столь необходимую Дагестану.
Переезд Каспийской флотилии, большие объёмы строительства, открытие новых предприятий, восстановление функционирования завода «Дагдизель» предопределяют значительное увеличение населения города в ближайшие 3—5 лет. Так, только для нужд флотилии сегодня необходимо 2400 квартир. На совещании в Каспийске Сергей Шойгу подчеркнул, что
«особое внимание нужно уделить жилому фонду, медицинскому и социально-бытовому обслуживанию военнослужащих и их семей, а также их культурному досугу».
Под строительство необходимой инфраструктуры и жилья для личного состава уже выделены земли в Каспийске и сопредельном Карабудахкентском районе. Себестоимость жилья в регионе относительно низкая, но каким образом будет организована закупка и строительство — большой вопрос. При грамотном подходе вопрос можно было бы решить всего за год, построив новые и хорошо спланированные кварталы.
«Сейчас в Каспийске развернута масштабная стройка: возводятся пирсы, причалы, пункты обслуживания, жильё, проводятся работы по созданию культурно-досугового центра, поэтапно ведётся строительство причалов и гидротехнических сооружений в Махачкале», — сообщает ТАСС (хотя никакой масштабной стройки местные жители ещё не заметили).
Изношенность муниципального хозяйства, отсутствие нормального Генерального плана, как следствие, беспорядочная застройка и отсутствие территории для расширения — все эти факторы на сегодняшний день ограничивают дальнейшее развитие города. Вариант присоединения Каспийска к Махачкале недопустим хотя бы по двум причинам: достаточная культурная обособленность города от остальной республики и гарантированное несогласие с этим горожан. Как уже было сказано, Каспийск выгодно отличается от остальной республики по многим показателям, население это чувствует и будет против превращения его в Махачкалу.
Итак, развитие города ограничено, в том числе недостаточной территорией города, эта проблема может быть решена, например:
1) за счёт присоединения земель Карабудахкентского района от ул. Маячная г. Каспийска до населённого пункта Манас на юге и западных земель вплоть до железной дороги Москва-Баку, включая территорию международного аэропорта «Уйташ» и землю инвестиционной площадки «Уйташ», которая уже присоединена к городу (на карте обозначено красной линией);
2) за счёт присоединения земель Карабудахкентского района до трассы Москва-Баку на западе и до Манаса на юге;
3) за счёт присоединения земель Карабудахкентского района до реки Манас-озень с созданием рекреационной и курортной зоны в южной части.
Наши варианты расширения территории города
Расширение территории позволило бы тщательно спланировать новые районы с учётом последних достижений современной урбанистики и постепенно преобразовать старую часть города, а также дать образец для других городов республики и региона.
Перечислим ключевые особенности Каспийска и кратко опишем их потенциал:
При управлении любой территорией крайне необходимо учитывать религиозный и традиционные аспекты. Необходимо знать и учитывать идеалы местных жителей. Большинство жителей Каспийска сегодня исповедуют исторически сложившийся ислам суннитского толка. Ещё более усложняет задачу многонациональный состав местных жителей. Напомним: всего в республике проживает более 35 народностей. Управление городом должно учитывать и взаимоотношения, и настроения внутри этих национальных сообществ. В городе есть несколько мечетей, а также православный храм с небольшим приходом, состоящим в основном из семей прикомандированных сотрудников силового блока. Каспийск может стать образцом решения межнациональных, межкультурных и межконфессиональных проблем.
Это международный транспортный коридор, связывающий страны южной Азии, Россию и Европу, а в ближайшие годы, вместе со строительством глубоководного незамерзающего порта на территории города и завершением строительства железнодорожной дороги Москва-Тегеран, станет важнейшим транспортным и торговым узлом этого маршрута на территории России.
Международный транспортный коридор «Север-Юг»
Каспийск с его культурными и религиозными особенностями может стать точкой входа и мостом в остальной исламский мир: прежде всего, в Иран, Среднюю Азию, Азербайджан и другие страны Востока. Отсюда можно выстраивать не только торговлю с этими странами, но и полноценное культурное сотрудничество. Здесь можно открывать образовательные учреждения и готовить кадры для работы в исламских странах.
Город становится крупным транспортным хабом региона: как было сказано выше, здесь планируется строительство глубоководного незамерзающего торгового порта, через город проходит железная дорога «Москва-Баку», также здесь расположен международный аэропорт «Уйташ», в 5 км находится автомобильная трасса Москва-Тегеран. В августе 2018 года Министр транспорта России Евгений Дитрих сообщил, что Минтранс предлагает включить проект по созданию высокоскоростной магистрали Краснодар-Махачкала в магистральный план развития инфраструктуры. В случае завершения строительства добраться до Каспийска от Краснодара можно будет всего за 4 часа. В городе готовится необходимая для торговли инфраструктура: развивается инвестиционная площадка моногорода «Уйташ», которая предоставит предпринимателям налоговые льготы, расширяется индустриальный парк с офисами и складами.
Как уже было сказано, в город передислоцируется База Каспийской флотилии ВМФ. Помимо этого в Каспийске функционируют военные и пограничная части, антитеррористический центр ФСБ, а также работают колледж полиции и кадетская школа.
Туристическая инфраструктура Каспийска ограничивается несколькими посредственными отелями и городским пляжем. Из-за различных выбросов в море в центре города также страдает экология прибрежных вод. Однако в случае расширения территории муниципалитета, южнее, в экологически чистом месте на берегу моря за пределами текущих городских границ возможно создание туристической инфраструктуры. В Дагестане есть все необходимые природные условия: тёплое море (пляжный сезон длится до октября включительно), возможна организация экскурсий с подъёмом на красивейшие горы и посещением исторических памятников (например, древнейший город России — Дербент). Также развивается этнотуризм.
Город изначально строился вокруг завода «Дагдизель», о котором было сказано выше. Вторым по значимости предприятием является Каспийский завод точной механики, основанный в 1960 году. Помимо навигационных комплексов, систем питания, различных приборов и элементов управления для Министерства обороны РФ завод освоил производство газорегуляторных установок и комбинированных регуляторов давления газа, успешно продолжает удовлетворять потребности газовых служб РФ в данных установках.
На инвестиционной площадке «Уйташ» ведётся строительство завода строительных материалов. В городе также хорошо развито строительство, есть несколько кирпичных заводов. Завод «Дагдизель», имея собственную гавань, после незначительного переоборудования может производить суда различного назначения для Каспийского моря.
На наш взгляд, эта функция является ключевой и необходимой для целостного развития муниципалитета. Столь остро необходимые для практической, профессиональной, ориентированной на обслуживание интересов государства и общества работы кадры сами собой не появятся. А на базе практической деятельности в небольшом муниципалитете воспитать команду управленцев можно куда эффективней и быстрее. Также важнейшей сферой является образование подрастающего поколения и развитие культуры. Город уже стал местом первого внедрения здоровьесберегающих технологий профессора В.Ф. Базарного. Здесь появляются новые детские сады и центры, использующие передовые образовательные технологии. Как уже было сказано, в Каспийске, впервые за 30 лет открылось 3 и строится ещё 5 новых государственных образовательных учреждений. Этому направлению следует уделять самое пристальное внимание и вкладывать основные ресурсы.
После прошедшей масштабной антикоррупционной кампании в республике основательно была расчищена политическая площадка, но взамен ничего не предложено. Новое руководство Дагестана до сих пор не имеет программы развития региона, хотя здесь имеется обширное пространство для творчества: богатство природных ресурсов, множество неосвоенных или требующих полного восстановления целых отраслей народного хозяйства, трудолюбивое и трезвое население, большой туристический потенциал, культурное и торговое сотрудничество с прикаспийскими государствами. Запуск предложенных нами преображений в регионе из Каспийска как раз и мог бы стать основой подобной программы. Город может стать местом апробации новых методов управления, подготовки кадров и технологий во многих отраслях. Именно в Каспийске, в силу его особенностей, построить новое было бы гораздо проще.
Конечно, всё это возможно реализовать только при целостном подходе к управлению городом и республикой в целом. На какой основе, на наш взгляд, должно строится муниципальное управление? Какие задачи и функции выполнять? Сделаем небольшое отступление о том, какими мы видим основные задачи муниципального управления.
«Муниципальный уровень власти максимально близок к людям, к их реальным заботам, а значит, диалог, стремление получить обратную связь должны быть приоритетом в работе местной власти. Только при постоянном, неформальном, заинтересованном общении с жителями можно узнать, почувствовать, что их действительно волнует, и вместе с гражданами добиваться решения насущных задач, строить планы развития» (Президент РФ Владимир Путин, Заседание Совета по развитию местного самоуправления, 05.08.2017 г.).
Реализация на практике возможности участия граждан в решении проблем и судьбы своих мест проживания: городов, сёл и других населённых пунктов, — есть один из фундаментальных аспектов осуществления реальной, а не бумажной демократии и народовластия в стране. Вопреки расхожему мнению о том, что народовластие осуществляется уже лишь наделением населения правом избирать того или иного начальника или руководителя. Таким образом, население только первоначально выбирает, но затем теряет доступ и контроль над своими избранниками, а следовательно, и доступ к участию в жизни собственного поселения.
Различные современные решения, призванные повысить степень участия граждан в жизни государства: общественные слушания, форумы, стратегические сессии, молодёжная политика и прочее, — исходя из практического результата, носят имитационный характер и, как правило, служат лишь для канализации усилий населения.
В этом смысле главным критерием эффективности работы муниципалитетов является качество жизни населения. Понятно, что есть объемлющие процессы, от которых прежде всего зависит жизнь любого поселения, но всё же конечный результат работы государства для населения наиболее заметен на местном уровне, там, где это касается его жизни ежедневно. Если базовые потребности населения не удовлетворены: в социально-культурных, коммунально-бытовых, транспортных, торговых и иных важных для населения сферах, если для населения не создана благоприятная среда обитания, обеспечение которой является реальной задачей и функцией муниципалитета, то вся деятельность государства, даже имея успехи на международной арене и в отдельных отраслях, предстаёт для граждан страны в негативном свете. Этот вывод подтверждается при проведении анализа причин современных протестных настроений в регионах и в стране в целом. Пенсионная реформа, повышение налогов и другие противоречивые реформы этого лета являются лишь их спусковыми крючками. Если бы население было удовлетворено своей жизнью, то реализация этих реформ не была бы воспринята так остро. Хотя именно невозможностью обеспечить человеческие условия жизни населения через удовлетворение базовых потребностей Правительство РФ обуславливает реализацию этих реформ.
Если перечислять задачи и функции управления муниципалитетом, то, на наш взгляд, можно выделить следующие:
От качества работы муниципальной власти в значительной степени зависит главное — уровень жизни граждан России и их удовлетворённость жизнью в государстве.
Каспийск из окна взлетающего самолёта, в трёх километрах от берега в море виднеется цех №8 завода «Дагдизель»
Город может снова сыграть роль источника дагестанских кадров. На базе Каспийска можно создать пилотную площадку для всей республики и сформировать местную команду управленцев-государственников, которых можно было бы после практической работы в городе задействовать для работы в Махачкале, правительстве республики и других районов. Ключевым будет являться опыт практической деятельности по развитию конкретного муниципального образования.
Дело в том, что на базе самого молодого, небольшого по размеру и многонационального Каспийска это сделать будет гораздо проще, чем в другом месте республики. Махачкала является столицей республики, слишком большая (около 900 тысяч человек) и слишком сильно запущенная в архитектурном плане. Культурный уровень и разобранность населения столицы также будут являться препятствием. Другие же города региона (Дербент, Избербаш, Буйнакск, Хасавюрт, Кизилюрт, Кизляр) не обладают необходимым многонациональным составом и транспортной доступностью. Тем более, это актуально сегодня, так как город имеет статус территории опережающего экономического развития и кризисного моногорода. Роль и значение муниципального образования также возрастёт с переводом сюда военно-морской базы, строительством глубоководного торгового порта, наличием международного аэропорта и инвестиционной площадки. Пока ещё в городе имеются для этого необходимая инфраструктура и кадры, возможно придать этому процессу импульс.
«Успешное решение этих задач напрямую зависит от работников муниципалитетов, их знаний и профессионализма. Нужно, чтобы в местную власть приходили грамотные, компетентные специалисты, умеющие выстраивать открытый, доверительный диалог с жителями, действовать в их интересах. Важно активнее поддерживать общественные, культурные, деловые инициативы граждан, вовлекать их в реализацию программ по обустройству территорий, формированию комфортной среды для жизни» (Президент РФ Владимир Путин, выдержка из телеграммы от 06.03.2018 года, с приветствием в адрес участников, организаторов и гостей Межрегионального форума Всероссийского совета местного самоуправления в Иркутске).
Каспийск играет такую же роль для Дагестана, как Санкт-Петербург для России — это образовательный, кадровый и культурный центр региона. Причём он являлся таковым изначально, с момента закладки завода. В то время был крайне низкий уровень грамотности, население плохо знало русский язык и было разобщено. На фоне всесоюзной многонациональной стройки завода развернулась масштабная образовательная и кадровая работа в республике. Тогда здесь работали одни из лучших преподавателей и учителей, их выпускники возглавляли города, предприятия и ведомства не только самого Дагестана. Каспийск стал точкой сборки республики и всех её национальностей, именно он сформировал современный Дагестан и его культуру, где культурный и образовательный уровень горожан выше, чем в среднем по республике и сегодня.
В новом веке Каспийск имеет всё необходимое, чтобы повторно сыграть эту уже роль. Осознаёт эти возможности новое руководство Дагестана и страны или нет, мы не знаем, но, к сожалению, городу сегодня уделяется недостаточное внимание. Непонятна также ситуация с практически обошедшей Каспийск стороной антикоррупционной кампанией и сменой кадров. На сегодняшний день работа по развитию города фактически остановлена и положительных результатов от смены руководства республики в городе пока нет. Если не сказать больше.
Если Каспийск — ключ к Дагестану, то сам многонациональный Дагестан в силу своих особенностей является ключом к исламскому миру для России и глобализации на альтернативных Западной концепции управления принципах. Но для того, чтобы воспользоваться всеми этими возможностями, помимо намерений необходимо ещё понимание идеалов другой культуры, глобализационных процессов, происходящих в мире. И, конечно же, политическая воля.
Таким видели Каспийск ленинградские архитекторы. Но воплотиться в реальность проекту сначала помешала война, а затем и постановление ЦК КПСС об устранении излишеств в архитектуре.