«Даже праведные цели без средств их достижения — хуже чем ничто, поскольку представляют собой увлекающий к погибели мираж».
В этот раз Послание Владимира Путина длилось почти два часа. Оно и понятно, поскольку Послание было нацелено на две аудитории: Русскую цивилизацию и Весь мир. Чем-то оно напоминало известную речь И.В. Сталина:
«Мы отстали от передовых стран на 50 — 100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут».
И мы будем проводить некоторые параллели между Посланием Путин и этим выступлением Сталина.
Начнём анализ мы со второй части Послания. Можем констатировать, что Послание Владимира Путина — самая популярная новость в мире. Мы пробежались по западным СМИ — везде всё забито новостями о «непобедимой ракете России», «ядерной угрозе», «новой гонке вооружений», «новой холодной войне» и т.п.:
Putin reveals Russia’s ‘invincible missile’ in pre-poll speech
Russia developing nuclear arsenal ‘immune to interception’, Vladimir Putin claims
Putin touts new ‘invincible’ missile capable of piercing US defenses
Russia’s Putin boasts of all-powerful nuclear missile
Putin reveals new Russian missile that can ‘reach any point in the world’
Putin claims Russia has nuclear arsenal capable of avoiding missile defenses
Putin präsentiert Russlands neue unverwundbare Atomwaffen
Putin anuncia un nuevo misil balístico intercontinental que puede eludir los escudos
Putin: dimezzerò la povertà in Russia
Poi mostra il supermissile nucleare
В целом можете сами оценить, как «рвануло» в западных СМИ 1 марта 2018 года:
https://www.google.ru/search?q=Putin&newwindow=1&biw=2133&bih=1000&source=lnt&tbs=cdr%3A1%2Ccd_min%3A3%2F1%2F2018%2Ccd_max%3A3%2F1%2F2018&tbm=nws
Эта часть Послания звучала в полном соответствии со сталинским:
«Таков уже закон эксплуататоров — бить отсталых и слабых. Волчий закон капитализма. Ты отстал, ты слаб — значит ты не прав, стало быть, тебя можно бить и порабощать. Ты могуч — значит ты прав, стало быть, тебя надо остерегаться. Вот почему нельзя нам больше отставать»
(http://grachev62.narod.ru/stalin/t13/t13_06.htm).
Конечно, есть вопросы к этой части послания. Например, на представленном видео поражения цели ракетным комплексом «Кинжал» можно увидеть, что ракета подлетает к одному зданию, а взрывается уже другое.
ВИДЕО:
Зачем был сделан такой монтаж? Для красоты, зрелищности?
Многие в сети, да и на Западе занимаются самоуспокоением: «Это всё фейк! Никаких таких ракет у русских нет!»
На наш взгляд, такая реакция предсказуема, даже в том случае, если были показаны со всех ракурсов реально действующие системы. Всё равно сказали бы, что это всё крутая компьютерная графика и фейк, поэтому и анимации представлены прямиком от военных. Пусть обсуждают их «фейковость».
Алчные военные Запада уже отреагировали вполне предсказуемо: запросами о повышении финансирования перед лицом «страшной русской угрозы».
Даже те специалисты, кто имеют представление о реальной боевой мощи России, всё равно будут сомневаться, поскольку Запад всегда строил свои планы на основе абсолютных гарантий. Даже, если все представленные видео — фейки, то таких гарантий у них уже нет: «А, вдруг у этих русских что-то да есть?»
Можно задаться вопросом о том, что побудило президента посвятить почти половину Послания военным разработкам? На серьёзные размышления могли бы навести новости о событиях на неделе перед Посланием:
«За прошедшую неделю воздушную разведку вдоль границ России вели 22 летательных аппарата, также были выполнены пять вылетов на перехват и сопровождение дежурными силами ПВО. Подчёркивается, что нарушений воздушного пространства России допущено не было»
(https://news.mail.ru/politics/32722115/ — на основе инфографики официального сайта вооружённых сил «Красная звезда» http://www.redstar.ru/index.php/newspaper/item/36349-vooruzhennye-sily-rossijskoj-federatsii-za-nedelyu).
Такие сводки появляются на сайте регулярно, как и разведывательные полёты совершаются вдоль наших границ с той же регулярностью (за начало февраля: 20 случаев проведения разведки и 11 вылетов на перехват наших ВКС): http://www.redstar.ru/index.php/syria/item/36047-vooruzhennye-sily-rossijskoj-federatsii-za-nedelyu, за середину сентября: 45 разведок и 14 перехватов, http://www.redstar.ru/index.php/newspaper/item/34516-vooruzhennye-sily-rossijskoj-federatsii-za-nedelyu). СМИ, растиражировав эту рядовую в общем-то для «Красной звезды» сводку, просто «подогрели» новости из Послания, напустили страху.
Однако Послание Владимира Путина всё равно вызвало ассоциации о том, будто бы очередная война была отодвинута.
Впервые в истории оглашения посланий президента выступление главы государства сопровождалось инфографикой и видеороликами на гигантских экранах.
Мы можем отметить это, как положительный момент: на экранах приводились какие-то данные по прошлым достижениям и данные перспективных планов. Другой вопрос в качестве этих данных, но об этом — далее.
В этой связи вспоминаются доклады о выполнении пятилеток в эпоху Советского Союза, сопровождавшиеся, что важно, представлением достижений в основном в натуральном учёте и реже — в финансовом: произведено столько-то тракторов, построено столько-то заводов. Например, из того же выступления Сталина:
«Работы вашей конференции подходят к концу. Сейчас вы будете принимать резолюции. Не сомневаюсь, что они будут приняты единогласно. В этих резолюциях, — я их знаю немного, — вы одобряете контрольные цифры промышленности на 1931 год и даёте обязательство выполнить их.
Слово большевика — серьёзное слово. Большевики привыкли выполнять обещания, которые они дают. Но что значит обязательство выполнить контрольные цифры на 1931 год? Это значит — обеспечить общий прирост промышленной продукции на 45%. А это очень большая задача. Мало того. Такое обязательство означает, что вы не только даете обещание нашу пятилетку выполнить в 4 года, — это дело уже решенное, и никаких резолюций тут больше не нужно, — это значит, что вы обещаетесь выполнить её в 3 года по основным, решающим отраслям промышленности».
В Послании Путина — больше идёт речь о том, сколько сколько будет выделено финансовых средств на какие-то цели, хотя, конечно, в некоторых случаях оглашены натуральные показатели.
В чём проблема такого подхода? Дело в том, что цели, указанные в виде финансов, могут быть «выполнены» при их фактическом провале. Например, заявлено, что на строительство дорог необходимо направить 11 трлн рублей, но если инфляция за весь этот период составит, скажем, 30%, то направив 11 трлн рублей к 2024 году, фактически будет направлено 7,7 трлн рублей образца 2018 года. Правильнее было бы говорить, в первую очередь, об объёмах строительства, о километраже, ну или хотя бы о процентах покрытия дорог по стране или процентах роста производства, а уже потом — о финансировании этих объёмов. Так, собственно, было сказано о строительстве жилья: указано количество семей, которые ежегодно должны улучшать жилищные условия и метраж строительства. А вот финансовая часть этого вопроса даже не упоминалась.
Другой крупнейшей проблемой Послания является незначительное упоминание механизмов того, как именно та или иная конкретная цель будет достигаться. Отдельным блоком после оглашения целей шло перечисление некоторых источников финансирования (опять-таки просто источников финансирования недостаточно, нужны конкретные методы, которые могут и не подразумевать вливания финансов). Но описаний конкретных методов было мало, да и те, что были — не отличались детальностью.
Понятно, что большинство сейчас сосредоточено на смаковании представленных систем вооружения, понятно, что для мировой общественности — это главная часть Послания, поскольку она выражает акт глобальной политики России (то есть — реализацию целей в отношении всего человечества).
Но для внутренней политики — вооружения — это только средство обеспечения безопасности её осуществления на силовом, военном уровне. А как там с приоритетностью?
«Важнейшей» задачей названо:
«Обеспечение качества жизни и благосостояния людей».
Но о каком именно качестве жизни речь? В чём это качество измеряется? В каких величинах? В статье «Государственное регулирование экономики» (http://inance.ru/2014/11/gosregulirovanie02/) мы писали о том, что государственное планирование должно быть нацелено на обеспечение демографически-обусловленного спектра потребностей людей и подавление деградационно-паразитического спектра. В Послании — всё расплывчато, а о разделении спектров потребностей (характеризующих то или иное качество жизни) речи даже не идёт.
Попробуем оценить в целом с позиций достаточно общей теории управления заявленные цели в Послании.
Уже сразу можно отметить, что заявленные цели нельзя назвать вектором целей, поскольку вектор целей подразумевает упорядоченность целей по их приоритетности: на первом месте — самая важная цель, на последнем — та, от которой можно отказаться в первую очередь.
Некую приоритетность может быть задавала в речи последовательность оглашения целей перспективной внутренней политики, а также фраза, в которой даже упоминаются приоритеты:
«Все проекты, приоритеты, о которых говорил сегодня: пространственное развитие, инвестиции в инфраструктуру, в образование, здравоохранение и экологию, в новые технологии и науку, меры поддержки экономики, содействие талантам, молодёжи – всё это призвано работать на одну, стратегическую задачу – прорывное развитие России».
Проблема в том, что слово «приоритеты» тут употребляется в качестве синонима «главных целей». Но ведь и их надо относительно друг друга упорядочить. В этой фразе упорядоченность такая:
Главная цель — прорывное развитие России, что расходится с другой оглашённой важнейшей задачей обеспечения качества жизни и благосостояния людей (одно может не подразумевать другого). Причем вопрос о целях развития общества не поднимается, развитие самоцелью быть не может.
Подзадачи:
В самом же Послании порядок оглашения другой:
Нормально, хотя бы между собой различные части документа согласовывать, что не было таких инверсий в порядке упоминания целей: образование и экономика «скачут» по спискам. Ведь Послание Владимира Путина — это стратегический документ, определяющий внутреннюю политику на ближайшие 12 лет (если оценивать самые крайние оглашённые в нём сроки). Не говоря уже о том, что некоторые цели друг друга дублируют (например, пространственное развитие и инфраструктура).
Ещё раз обращаем внимание, что приоритетность различных целей, оглашённых в Послании, нигде не обозначена явно, только через порядок их оглашения.
Будем исходить из этого, анализируя возможные инверсии в представленном «недовекторе целей», противоречия и нелогичность выставленных приоритетов.
Сопоставлять приоритетность целей можно было бы, соотносясь с одним из двух методов:
Цель
|
Контрольные параметры
|
Сроки
|
Целевая функция (какими методами и средствами цель будет достигнута)
|
---|---|---|---|
Обеспечить устойчивый естественный рост численности населения | — | 2028 | — |
Улучшить свои жилищные условия | 500000 семей с детьми | 2023 | С помощью льготной ипотеки |
Обновление детских поликлиник и детских поликлинических отделений в больницах | — | — | — |
Создать места в яслях | 270 тысяч мест в яслях | 2021 | Финансовая поддержка регионам в объёме порядка 50 миллиардов рублей из федерального бюджета |
Охрана материнства и детства | см. выше | 2024 | 3,4 трлн рублей |
Увеличить размеры пенсий, обеспечить их регулярную индексацию | индексация выше темпов инфляции. | — | — |
Сократить разрыв между размером пенсии и заработной платой, которая была у человека перед выходом на пенсию. | — | — | — |
Повысить качество медицинского и социального обслуживания пожилых людей | — | — | — |
Увеличить продолжительность жизни | Превышает 80 лет | 2028 | — |
Подготовить специальную программу системной поддержки и повышения качества жизни людей старшего поколения | — | — | Новое правительство готовит на основе комплексного подхода |
Опережающими темпами должна расти продолжительность именно здоровой, активной, полноценной жизни, когда человека не ограничивают, не сковывают болезни | — | — | для этого всей России, конечно, предстоит сделать большой шаг в своём развитии, чтобы качественно изменилась жизнь каждого человека. |
Если сопоставлять с цикликой нормального государственного управления в этой части Послания о биосферно-экологической политике (и это безусловно одна из главнейших проблем — тотальное уничтожение природы, как основы жизни человека), которая должна быть поставлена ранее демографической, а реально об экологии заходит речь уже где-то в конце и то, описываются там свалки, а о комплексном оздоровлении биоценозов России идёт речь только в аспекте снижения нагрузки промышленности на окружающую природу. Вопрос демографии освещены вскользь, серьёзного прогноза нет, следовательно, планировать развитие не представляется возможным. Многие параметры не определёны по существу. Например, улучшение жилищных условий по факту может оказаться ухудшением как по параметрам качества жилья (непригодное для жизни жилье, но соответствующее капиталистическим стандартам), так и по параметрам попадания в ипотечное рабство, в данном случае — льготное. И так далее.
Если сопоставлять с приоритетами обобщённых средств управления, то мировоззренческие вопросы вообще ушли в самый конец Послания, когда речь идёт о поддержке талантов. И то там говорится лишь о развитии познания и творчества, а какие-то конкретные изменения в методологической сфере не обсуждаются.
В целом можно заключить, что далее сопоставлять Послание Владимира Путина и приоритеты обобщённых средств нецелесообразно, поскольку очевидно отсутствие методологического подхода к решению проблем по ключевым моментам, за редким исключением.
Цель
|
Контрольные параметры
|
Сроки
|
Целевая функция (какими методами и средствами цель будет достигнута)
|
---|---|---|---|
Сформировать стратегию пространственного развития: - Развитие городов и других населённых пунктов - Формирование в России массового, деятельного среднего класса. - Обеспечить прозрачность и эффективность системы ЖКХ |
удвоить расходы на эти цели | 2024 | На широком внедрении передовых технологий и материалов в строительстве, современных архитектурных решениях, на использовании цифровых технологий в работе социальных объектов, общественного транспорта, коммунального хозяйства. |
Подготовить комплексный план модернизации и расширения всей магистральной инфраструктуры страны | — | — | На основе Стратегии пространственного развития. |
Россия должна стать ключевым логистическим, транспортным узлом планеты | — | — | Закладывать в проекты конкретные решения, которые позволят совместить инфраструктуру с беспилотным транспортом, цифровой морской и воздушной навигацией, с помощью искусственного интеллекта организовать логистику. |
Россия должна стать одним из мировых центров хранения, обработки, передачи и надёжной защиты информационных массивов, так называемых больших данных. | — | — | — |
Семьи улучшают свои жилищные условия | 5 млн | Каждый год | - Чтобы 5 миллионов семей в год получало новое жильё, то строить нужно 120 миллионов кв.м. в год. - Рост доходов граждан. - Снижение средних ставок ипотечного кредитования до 7—8. |
Ипотека должна стать доступной для большинства российских семей, для большинства работающих граждан, для молодых специалистов. | средние ставки по ипотеке до 7—8 процентов | 2024 | — |
От долевого строительства нужно поэтапно переходить на проектное финансирование | — | — | — |
Вернуться к налогу на имущество физических лиц | — | 1 полугодие 2018 года | - Уточнить механизмы расчёта налога - Кадастровая стоимость недвижимости не должна превышать реальную рыночную стоимость. |
Привести в порядок региональные и местные дороги | 11 триллионов в строительство дорог | 2024 | - Удвоить расходы на строительство и обустройство автомобильных дорог России. - Направить на эти цели более 11 триллионов рублей из всех источников. |
Увеличить пропускную способность БАМа и Транссиба | в полтора раза, до 180 миллионов тонн | 2024 | — |
Ускорить доставку от Владивостока до западной границы России | 7 дней длится доставка | 2024 | — |
Увеличить объём транзитных контейнерных перевозок по нашим железным дорогам | в 4 раза | 2024 | — |
Увеличить пропускную способность железнодорожных подходов к портам Азово-Черноморского бассейна | более чем в полтора раза, до 131 миллиона тонн. | — | — |
Увеличить пропускную способность всех морских портов | более 1 млрд 25 млн тонн в год | — | — |
Увеличить грузопоток Северного морского пути | в десять раз, до 80 миллионов тонн | 2025 | — |
Изменение структуры межрегиональных рейсов | половина — напрямую | 2024 | — |
Привечь инвестиции для обновления отечественной электроэнергетики | привлечь около 1,5 триллиона рублей частных инвестиций | 2024 | — |
Системы электроэнергетики должны перейти на цифровой режим работы по всей стране | — | — | — |
Решить вопрос энергоснабжения отдалённых территорий | — | — | С помощью так называемой распределённой генерации. |
Обеспечить практически повсеместный быстрый доступ в интернет | - волоконно-оптические линии связи к большинству населённых пунктов с численностью жителей более 250 человек - удалённые, небольшие населённые пункты Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока получат устойчивый доступ через сеть российских спутников |
2024 | — |
Стратегия развития инфраструктуры разрабатывается на основе биосферно-экологической политики и демографического прогноза. Чётких взаимосвязей демографической политики и инфраструктурной политики нет. Обе эти сферы рассматриваются как будто отдельно друг от друга. Впрочем так «висят» и все остальные сферы в Послании.
Здравоохранение
Цель
|
Контрольные параметры
|
Сроки
|
Целевая функция (какими методами и средствами цель будет достигнута)
|
---|---|---|---|
Увеличение трат на здравоохранение | - 4—5 % ВВП - в абсолютном выражении это будет означать, что общие объёмы расходов на здравоохранение должны увеличиться вдвое |
2024 | Из всех источников |
Создать фельдшерско-акушерские пункты и врачебные амбулатории | - в населённых пунктах с численностью от 100 до 2000 человек - для населённых пунктов, где проживает менее 100 человек, организовать мобильные медицинские комплексы |
2018—2020 | — |
Связать поликлиники и фельдшерско-акушерские пункты, региональные учреждения здравоохранения и ведущие медцентры в единый цифровой контур | — | — | — |
Обеспечить всем гражданам реальную возможность пройти качественный профилактический осмотр | не менее 1 раз в год | — | — |
Реализовать специальную общенациональную программу по борьбе с онкологическими заболеваниями | — | — | Активно привлечь к решению этой задачи науку, отечественную фарминдустрию, провести модернизацию онкоцентров, выстроить современную комплексную систему, от ранней диагностики до своевременного эффективного лечения |
Задачи здравоохранения сосредоточены в медицинской сфере, а о информационной поддержке здорового образа жизни, что обеспечивает результаты в долгосрочной перспективе (3-й приоритет, выше чем 5-ый), не сказано ни слова. Ну и в самой медицинской сфере умалчивается, что за время правления В.В. Путина закрылись тысячи больниц и поликлиник, фельдшерско-акушерских пунктов. Об этом в частности был один из вопрос на недавней пресс-конференции. Получается, в Послании — декларации, а в жизни реальность — прямо противоположная декларациям. Не сказано ничего про падение качество подготовки и нехватку медицинских кадров не только в райцентрах, но уже и в областных центрах — что говорит о системном кризисе медицины, образования и управления. |
Цель
|
Контрольные параметры
|
Сроки
|
Целевая функция (какими методами и средствами цель будет достигнута)
|
---|---|---|---|
Существенно повысить качество питьевой воды | чтобы не подавалась по часам | — | Подключить к решению этих задач технологии, которые есть в оборонно-промышленном комплексе. |
Обеспечить высокие стандарты экологического благополучия | - 300 промышленных предприятий, оказывающих негативное воздействие на окр.среду с 2019 года - все предприятия с высокой категорией риска для окружающей среды с 2012 года |
2019 2021 |
Переходить на экологичные, наилучшие, доступные технологии. |
Требуется модернизировать ТЭЦ, котельные, коммунальное хозяйство | — | — | — |
Разгрузить города от транзитных автомобильных потоков | — | — | За счёт строительства обходов |
Использовать экологичные виды общественного транспорта | — | — | — |
Решить проблему свалок | - 22 000 свалок - в первую очередь, хотя бы убрать, рекультивировать свалки в черте городов |
— | Убрать, рекультивировать |
Открыть заповедники и национальные парки | - 24 новых - сделать доступными для экотуризма |
— | — |
Как мы уже говорили, о проблемах биосферы сказано уже ближе к концу Послания, хотя следовало бы сказать в самом начале. Можно же было сказать, что-то вроде:
«Благополучие людей, мощности экономики напрямую зависят от благополучия природы, которая и кормит нас, и обеспечивает нас чистым воздухом, чистой водой, даёт нам жизнь. Поэтому задачи сохранения природы, вписания деятельности людей в процессы её оздоровления — необходимо вывести на первое место. Не будет природы, не будет нас с вами».
Но об экологии сказано где-то в конце. Радует хотя бы то, что поставлены задачи сокращения негативного воздействия промышленных предприятий. В умолчаниях задачи разгрузки городов от автомобильных потоков, вкупе с решением задачи пространственного развития России, может находиться задача разукрупнения мегаполисов, но — это, пока мечты. Прямо о том, что нужно создавать программы расселения людей из мегаполисов по всей территории нашей страны — не сказано, как и том, что нужно вписывать деятельность людей в процессы, происходящие в биосфере планеты.
Цель
|
Контрольные параметры
|
Сроки
|
Целевая функция (какими методами и средствами цель будет достигнута)
|
---|---|---|---|
Запустить программу создания в регионах культурно-образовательных и музейных комплексов | они будут включать в себя: - концертные залы, - театральные, - музыкальные, - хореографические - и другие творческие школы, - а также выставочные пространства, где ведущие музеи страны смогут разворачивать свои экспозиции - открытые для молодёжи, для людей всех возрастов. |
— | — |
Современное, качественное образование должно быть доступно для каждого ребёнка | — | — | — |
Продолжим и активную работу по развитию нашего общего образования, | - на всех уровнях. - переходить и к принципиально новым технологиям обучения, - в том числе индивидуальным, - с ранних лет прививать готовность к изменениям, к творческому поиску, - учить работе в команде, - учить навыкам жизни в цифровую эпоху |
— | — |
Укрепление целостной системы поддержки и развития творческих способностей и талантов наших детей | - система должна охватить всю территорию страны, - интегрировать возможности «Сириус», «Кванториумов», центров дополнительного образования и детского творчества во всех регионах России |
— | — |
Выстроить современную профориентацию | — | — | Партнёрами школ должны стать университеты, научные коллективы, успешные компании. |
Проект ранней профориентации школьников «Билет в будущее». | — | 2018 | 1 миллиард рублей. |
Развитие движения наставничества | — | — | Объединив передовые знания и нравственные основы, обеспечив подлинное партнёрство и взаимопонимание поколений. |
Чиновники всех уровней должны быть заинтересованы в росте своей эффективности и быть жёстко нацелены на получение конкретного результата | — | — | Внедрить проектные методы работы. |
Обеспечить продвижение современных профессиональных кадров на государственной и муниципальной службе, в бизнесе, в экономике, науке, на производстве, во всех сферах. | — | — | - Конкурс «Лидеры России». - Целый ряд других проектов по поддержке молодых рабочих, предпринимателей, новаторов, волонтёров, школьников и студентов |
Мы разделяем цели создания образовательно-культурных центров, какой проект мы года два назад направляли через карельское руководство. Проблема только заключается в наполнении. Если оно будет под стать какому-нибудь «Ельцин-центру» или «Гоголь-центру», то какую культуру там смогут возьмут дети?
Особенно порадовала цель о том, что чиновники должны быть ориентированы на рост эффективности и результат. Мы с этим полностью согласны. Однако, никаких действительных средств, кроме перехода на проектные методы, более не указано, а чиновники не так просты, чтобы только такими средствами можно было добиться от них результатов и роста эффективности.
Проблема кадров в реализации всех задач Послания ныне стоит во весь рост. И никакие конкурсы вроде «Лидеров России» не решат эту проблему.
О конкурсе «Лидеры России» и его эффективности мы уже писали в статье «Алло! А ищем ли мы кадры?» (http://inance.ru/2017/10/lideri-rf/). Как пишут наши читатели в комментариях к этой статье:
«Самая большая проблема конкурса Лидеры России — что 84% участников конкурса (около 60 тысяч человек), прошедших первичный отбор, не были допущены к главному — оценке управленческого потенциала!!!»
Как говориться: «Комментарии излишни…»
Радует, что заявлено развитие «целостной системы поддержки и развития творческих способностей и талантов», только никак не описаны методы достижения этой благой цели.
Но главное не в этом — совершенно не раскрыт вопрос: для чего быть образованию в будущем, кто такой человек и как должна система образования помочь в его становлении? Без ответа на этот вопрос, все, что сказано выше, имеет не более смысла, чем подготовка дистанционного управляемых роботов. Ну и конечно не затронут вопрос подготовки управленческой кадровой базы. В этом направлении также не было, и видимо не будет в ближайшее время предпринято значимых шагов.
Далее шёл раздел тех целей, реализация которых, по идее, должна обеспечить выполнение вышеперечисленных задач. Поэтому эти пункты можно отнести к средствам обеспечения, к концепции управления.
Цель
|
Контрольные параметры
|
Сроки
|
Целевая функция (какими методами и средствами цель будет достигнута)
|
---|---|---|---|
Выстроить приоритеты и повысить эффективность государственных расходов | — | ближайшие шесть лет | — |
Как можно быстрее сформировать новые налоговые условия | налоги должны быть стабильны и зафиксированы на предстоящие годы | предстоящие годы | Будущему Правительству предстоит |
Постепенно снижать процентные ставки, повышать доступность кредита | не разгоняя инфляцию | — | Рассчитываю здесь на поддержку со стороны Банка России, он будет работать в контакте с Правительством |
Выйти на уровень ведущих экономик мира — производительность труда на средних и крупных предприятиях базовых отраслей (это промышленность, строительство, транспорт, сельское хозяйство и торговля) росла |
не ниже 5 процентов в год | 2030 | на новой технологической, управленческой и кадровой основе |
Увеличение инвестиций | - довести их до 25 процентов от ВВП, а затем и до 27 процентов - прежде всего на модернизацию и технологическое перевооружение производств, обновление промышленности - выйти на уровень, когда в среднем каждое второе предприятие в течение года осуществляет технологические изменения |
— | Рассчитываю, что новое Правительство совместно с Банком России представит конкретный план действий по этому направлению |
Выпуск технически сложной продукции, внедрение более эффективных технологий | — | — | - Провести инвентаризацию субсидий и других инструментов прямой поддержки отраслей, - Нацелить их на создание конкурентных товаров |
Развитие малого предпринимательства | - его вклад в ВВП страны должен приблизиться к 40 процентам, - число занятых здесь вырасти с 19 до 25 миллионов человек |
2025 | - Обязательно продолжить программу, по которой малый производственный бизнес может взять кредит под фактическую ставку в 6,5 процента. - Обеспечить реальную доступность такого инструмента поддержки |
Развитие несырьевого экспорта | - удвоить объём несырьевого, неэнергетического экспорта до 250 миллиардов долларов, - в том числе довести поставки продукции машиностроения до 50 миллиардов. - до 100 миллиардов долларов должен вырасти ежегодный экспорт услуг, включая образование, медицину, туризм, транспорт. |
2024 | - Снять здесь все административные барьеры, - Создать режим наибольшего благоприятствования для тех компаний, которые выходят на внешние рынки |
Развитие АПК | - поставлять на мировые рынки больший объём продовольствия, чем ввозить в страну. - регулярно выходим на урожаи за 100 миллионов тонн - льготные тарифы на перевозку зерна по железной дороге и продление этой меры, обязательно, на следующие зерновые сезоны - предусмотреть дополнительные закупки в регионах Урала и Сибири, удалённых от портов |
2022 льготные тарифы с 1 июля 2018 года |
- Мы должны поддержать семейные предприятия, фермеров. - Развивать сельхозкооперацию, - Создавать условия для роста доходов жителей сельских территорий. - Не должно идти в ущерб интересам малых хозяйств - Помочь тем, кто готов и хочет заниматься переработкой на месте - Идти в животноводство с этим продуктом - На предстоящем в марте форуме сельхозпроизводителей и по итогам сформулируем дополнительные меры поддержки отрасли |
Кардинально улучшить деловой климат | - Обеспечить высочайший уровень предпринимательских свобод и конкуренции. - Доля государства в экономике должна постепенно снижаться. - Убрать всё, что позволяет нечистоплотным, коррумпированным представителям власти и правоохранительных органов оказывать давление на бизнес - Уголовный кодекс должен перестать быть инструментом решения хозяйственных конфликтов между юридическими лицами. - При этом, напротив, нормы уголовного права должны жёстко действовать в отношении преступлений против интересов граждан, общества, экономических свобод |
как можно быстрее | Прошу рабочую группу по мониторингу и анализу правоприменительной практики в сфере предпринимательства с участием Верховного Суда, правоохранительных органов, прокуратуры, представителей делового сообщества подготовить на этот счёт конкретные предложения. |
Перевести всю систему контроля и надзора на риск-ориентированный подход | - сделать так, чтобы появление контролёров на предприятиях стало исключением - это оправданно только на объектах с повышенным риском - в остальных случаях должны использоваться дистанционные методы контроля. |
2020 | Законодательная база для этого сформирована. |
Поддержать начинающих предпринимателей | - чтобы можно было открыть своё дело буквально одним кликом - проводить обязательные платежи, получать услуги, кредит удалённо, через интернет. - Индивидуальных предпринимателей, самозанятых граждан, которые используют такие цифровые сервисы, нужно вообще освободить от отчётности - сделать для них уплату налогов простой транзакцией, проходящей в автоматическом режиме - для предпринимателей, которые используют контрольно-кассовую технику, налоговую отчётность нужно решительно упростить |
— | — |
Сделать понятной, удобной и комфортной систему взаимодействия между государством и обществом, между государством и гражданином | - обеспечить предоставление практически всех госуслуг в режиме реального времени, с помощью дистанционных сервисов - в цифровую форму нужно перевести документооборот между госструктурами |
2024 |
Мы поместили в контрольные параметры для «кардинального улучшения делового климата», откровенно декларационные цели «за всё хорошее, против всего плохого». Их можно было бы разместить в отдельных пунктах столбца «Цели», но тогда бы остальные столбцы были бы совсем пустые.
В целом, это не концепция, а некоторые общие намётки-декларация. Целевые функции должны быть привязаны к тем целям, которые с их помощью предполагается достигать. В этом смысле логичнее было бы выстраивать Послание иначе.
Во-первых, упорядочить все цели по приоритетности (лучше соотнеся с нормальной цикликой выстраивания государственного управления), внести некоторые цели, как подзадачи для других целей. Проверить цели на противоречия друг другу.
Во-вторых, расписать контрольные параметры целей — какие конкретные показатели, желательно в натуральном выражении необходимо достичь и в какие сроки.
В-третьих, сразу же после оглашения каждой цели описать (хотя бы в общих чертах) методы, которыми предполагается её достигать, желательно также прописать сразу структуру, которая должна отвечать за выполнение этой цели.
Тогда выглядеть это могло бы примерно так (конечно требуется более детальная проработка):
Цель
|
Контрольные параметры
|
Сроки
|
Целевая функция (какими методами и средствами цель будет достигнута)
|
Структура
|
---|---|---|---|---|
Создать места в яслях | - 270 тысяч мест в яслях - 30000 воспитателей |
2021 | - Осуществлён демографический прогноз - Принят план по каждому региону и муниципалитету - Определены безопасные места строительства на природе - Типовые проекты детских садов для всей страны с учетом региональной специфики из безопасные материалов - Целевое строительство местными муниципальными подрядчиками под совместным контролем местных властей и общественности - Прозрачная система тендеров (в том числе изменение законодательства) - Помещения при расчёте 9 детей на одного воспитателя. - Помещения учитывают эргономику детского организма. - Подготовка 30000 воспитателей при расчёте 9 детей на одного воспитателя. И так далее... |
- Подрядчики под контролем муниципальных органов власти и общественности (ответственный за исполнение — глава района, отчитывается перед населением) при финансировании в объёме порядка 50 миллиардов рублей из федерального бюджета. - Кадры готовит система образования при участии общества и НКО (ответственный — министр образования, отчитывается перед населением). |
Вы можете сами оценить, насколько проработана стратегия развития России на ближайшие 6 — 10 лет. В таблице слишком много прочерков, а там, где их нет — проработка недостаточна, чтобы Послание Владимира Путина могло называться стратегией развития России на ближайшее десятилетие. Стратегии развития России в Послании фактически нет, но само Послание в целом не противоречит Русскому варианту глобализации, который может себя выразить в творчестве масс.
Остаётся ожидать, что цели Послания будут упорядочены соответствующими исполнительными указами (предыдущие годы ( 2000-2008, 2012-2018) президентства В.В. Путина указывают на то, что это систематично не делается — но шанс всегда есть), а средства и методы достижения в них станут конкретными и чёткими (также есть шанс).
Тогда заключительные слова Послания обретут зримую силу, ведь мы с ними полностью согласны:
«Весь мир проходит сейчас через переломный период, и лидером станет тот, кто готов и способен к изменениям, тот, кто действует, идёт вперёд. Такую волю наша страна, наш народ проявляли на всех определяющих исторических этапах нашего развития. За последние без малого 30 лет мы добились таких перемен, для которых другим государствам понадобились столетия.
Шли, идём и будем идти своим уверенным курсом. Были и будем вместе. Наша сплочённость — самая прочная основа для дальнейшего развития. В предстоящие годы нам надо ещё больше укрепить своё единство, чтобы мы работали как одна команда, которая понимает, что перемены необходимы, и готова отдавать свои силы, знания, опыт, талант для достижения общих целей.
Вызовы, большие задачи наполняют особым смыслом нашу жизнь. Нам надо быть смелыми в замыслах, делах и поступках, брать на себя инициативу, ответственность, становиться сильнее, а значит — приносить пользу своей семье, детям, всей стране, менять мир, жизнь страны к лучшему, создавать Россию, о которой мы вместе мечтаем. И тогда предстоящее десятилетие, весь XXI век, безусловно, станут временем наших ярких побед, нашего общего успеха. Я верю, так и будет».
Пока президент не станет концептуально властным, к чему стремился И.В. Сталин, что подразумевает выстраивание своих действий в соответствии с новой методологией, разработанной в России, состояние дел будет по-прежнему плачевным. Именно эти 6 лет будут решающими в деле дальнейшего развития страны, поскольку объект управления, Россия, постепенно становится концептуальной самовластной. Будет ли система управления этим объектом соответствовать объекту управления, либо же появится другая система — покажут следующие 6 лет. Мы желаем, что система управления эволюционировала, но верится с трудом… В любом случае именно от самого общества будет зависеть жизнь в стране.
«Никто не даст нам избавленья:
Ни Бог, ни царь и ни герой —
Добьёмся мы освобожденья
Своею собственной рукой».
Стоит только заменить в вышеозначенном выступлении И.В. Сталина слово «техника» на «управленческую грамотность», как его слова станут очень актуальными на ближайшее десятилетие для каждого из нас (замены и дополнения в квадратных скобках — наши):
«Максимум в десять лет мы должны пробежать то расстояние, на которое мы отстали от передовых стран капитализма. Для этого есть у нас все «объективные» возможности. Не хватает только уменья использовать по-настоящему эти возможности. А это зависит от нас. Только от нас!
Пора нам научиться использовать эти возможности. Пора покончить с гнилой установкой невмешательства в [управление]. Пора усвоить другую, новую, соответствующую нынешнему периоду установку: вмешиваться во всё. Если ты директор завода — вмешивайся во все дела, вникай во всё, не упускай ничего, учись и ещё раз учись.
Большевики должны овладеть [управленческой грамотностью]. Пора большевикам самим стать специалистами. [Управленческая грамотность] в период реконструкции решает все. И хозяйственник, не желающий изучать [управленческую грамотность], не желающий овладеть [управленческой грамотностью], — это анекдот, а не хозяйственник.
Нет таких крепостей, которых большевики не могли бы взять. Нам осталось немного: изучить [управленческую грамотность], овладеть наукой [управления]. И когда мы сделаем это, у нас пойдут такие темпы, о которых сейчас мы не смеем и мечтать. И мы это сделаем, если захотим этого по-настоящему!»
ВИДЕО: