Вход

Двигатель

Почему растут цены на продукты в России?

13 марта 2015 в 17:46 | Емеля |Молодёжная аналитическая группа | 1321 | 0

С прошлого года наблюдается стремительный рост цен на практически все виды продовольственных товаров. Основными причинами, которые привели к увеличению темпов инфляции, стали по мнению экспертов — экономический кризис, повышение стоимости доллара и евро в 2014 году в рублях, а также западные санкции и ответная реакция РФ. Доминирующее мнение экспертов свидетельствовало и о том, что данная тенденция продолжится и в 2015 году.

Почему цены в розничной сети не фиксируются государством

В целях развития потребительского рынка, стимулирования конкуренции, преодоления монополизма в сфере розничной торговли и создания условий для быстрого развития торговой и посреднической сети в условиях либерализации цен был подписан Указ Президента РФ от 29 января 1992 г. N 65 «О свободе торговли», разрешающий либерализацию цен.

Последствия указа

В результате указа по всей стране многие люди занялись торговлей. Из воспоминаний Егора Гайдара:

Проезжая через Лубянскую площадь, увидел что-то вроде длинной очереди, вытянувшейся вдоль магазина «Детский мир». Все предыдущие дни здесь было довольно безлюдно. «Очередь, — привычно решил я. — Видимо, какой-то товар выкинули». Каково же было мое изумление, когда узнал, что это вовсе не покупатели! Зажав в руках несколько пачек сигарет или пару банок консервов, шерстяные носки и варежки, бутылку водки или детскую кофточку, прикрепив булавочкой к своей одежде вырезанный из газеты Указ о свободе торговли, люди предлагали всяческий мелкий товар… Если у меня и были сомнения — выжил ли после семидесяти лет коммунизма дух предпринимательства в российском народе, то с этого дня они исчезли.

(http://gruzdoff.ru/wiki/Указ_о_свободе_торговли)

Вот так идеологи либерализации цен лицезрели на сотворённую ими картину повседневности.

С введением этого Указа в условиях переходного периода, когда ещё не сформировались устойчивые отношения на рынке, субъекты хозяйственной деятельности — изготовители продукции, поставщики, торгующие организации, — получив экономическую самостоятельность, ещё полностью не осознали свою социальную ответственность перед потребителями и не считали необходимым обеспечивать нужное качество и безопасность производимой и реализуемой продукции.

Происходящие в нашей стране социально-экономические преобразования и формирование рыночных отношений в сфере переработки продовольственного сырья, производства пищевых продуктов, оптовой и розничной торговли предъявляют повышенные требования к качеству продовольственных товаров, обеспечению их безопасности и санитарного благополучия.

В результате этого практически на всем пути движения товаров к потребителю наблюдались случаи грубого нарушения требований стандартов, сбыт экологически вредной и опасной для здоровья людей продукции. Проблема усугублялась до недавнего времени отсутствием законодательной системы гарантий их качества. А промышленность в результате этой расбалансировки системы — сильно просела, а лёгкая рухнув, так и не оправилась, её продукция была замещена импортом.

public-ceni-90e

Динамика уровней цен продовольственных товаров

В последнее время принимается ряд мер по приведению правоприменительной практики в сфере регулирования розничного рынка, с начала 2000 идёт постепенное восстановление промышленности, но всё равно сегодня есть на чем трудиться.

Темпы роста цен сегодня

За первую неделю после новогодних праздников инфляция достигла 0,7%, сообщает Росстат. В начале прошлого года рост составил лишь 0,1%. Продовольственная инфляция в годовом исчислении выросла до 16%, считает глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев. По оценкам Андрея Карпова, представляющего Ассоциацию компаний розничной торговли, в первом квартале 2015 года цены в большинстве сетевых магазинов увеличатся на 15%. При этом подорожание затронет различные сегменты продуктов питания. В таких условиях большинство россиян уже прочувствовали изменение ситуации на продовольственном рынке. Эксперты поделились своим виденьем, почему растут цены на продукты в России в 2015 году.

Причины увеличения инфляции

Алексей Улюкаев определил 4 основные причины повышения цен: девальвация рубля; действующие санкции; ограничение импорта; паника, которая привела к росту спроса. Вице-премьер Аркадий Дворкович согласен, что снижение стоимости рубля обусловило повышение цен. Ещё одним негативным фактором Дворкович считает ухудшение ситуации с краткосрочными кредитами. Дворкович напомнил, что после повышения учетной ставки до 17%, многие банки пересмотрели свои кредитные программы. Это косвенное признание того, что ссудный процент является главным системным генератором инфляции. Об этом читайте статью «Что готовит Центробанк для России на осень?» (http://inance.ru/2014/08/centrobank/). И при этом следуют заявления премьера о том, что Правительство будет работать над механизмами компенсации стоимости краткосрочных кредитов для аграриев, а не над тем, чтобы снизить ссудный процент для аграриев (примерно это аналогично тушению пожара бензином). По мнению вице-премьера, это поможет стабилизировать цены в первом квартале. Фактором, который также оказывает давление на цены, является «налоговый манёвр». В результате цены на бензин и электроэнергию вырастут не менее чем на 10%. Кроме того, по словам Дворковича, цены на многие продукты уже длительное время не повышались.

Особенности подорожания продуктов

Николай Панков, возглавляющий Комитет по аграрным вопросам, отметил неоднородную структуру роста цен. К примеру, отпускные цены на крупы (рис, гречиха и т.д.) выросли до 10%. При этом в магазинах данные продукты стали дороже на 35%. Это свидетельствует о существенном повышении накруток со стороны посредников. Глава Минсельхоза Николай Федоров считает, что урегулировать данный вопрос поможет изменение правового поля для участников процесса торговли. По мнению аналитика Марии Ивановой, рост цен на продукты вызван ослаблением конкуренции. Для стабилизации ситуации правительству необходимо запустить комплекс мер для развития рыночной инфраструктуры. Также Иванова подчеркнула, что жёсткие механизмы регулирования цен со стороны государства могут привести к возникновению дефицита. Тенденции на продуктовом рынке вызваны влиянием различных факторов, среди которых можно выделить девальвацию, санкции, а также удорожание кредитов. Чтобы нормализовать динамику цен на продукты, необходим комплекс мер со стороны правительства. По её мнению для этого необходимо стабилизировать курс доллара (а может всё-таки рубля? — наше примечание), предоставить компенсации по краткосрочным кредитам для аграриев (а может всё-таки изменить правила кредитования, запретив ссудный процент — наше примечание), а также стимулировать развитие собственного производства в рыночных условиях (нет никакого нерегулируемого рынка — это миф — наше примечание). Вот с такими вот аналитиками и политиками и приходится выживать нашему государству.

Причины роста цен на продукты питания

Рост цен на продукты питания в России составил в августе 2014 года 10,3% по сравнению с августом прошлого года. Ещё до выхода официальных данных Росстата инфляцию заметили все, кто ходит в магазин: мясо, рыба, молочные продукты местами подорожали на несколько десятков рублей.

Однако причины этого сложнее, чем пресловутый запрет на импорт продовольствия из недружественных стран, последствия для экономики — не только отрицательные, а окончание инфляции предсказуемо.

Итак, разберемся с причинами, следствиями и продолжительностью роста цен.

Инфляция: откуда она берётся?

Причин августовской продуктовой инфляции несколько. Конечно, определённое значение имеет запрет на ввоз продуктов питания из стран Запада. Но действие запрета может оказаться временным: уже многие дружественные страны заявили о готовности увеличить поставки в Россию своей продукции.

Однако, несмотря на российско-западную «войну санкций», не стоит забывать о факторах, которые в мировом (а не только российском) масштабе определяют рост цен на все товары, которые хотя бы немного связаны с импортом. Главный из этих факторов — сокращение так называемого «количественного смягчения» в США.

До декабря прошлого года американский Центробанк давал частным банкам много «дешёвых» денег, выкупая собственные долговые обязательства и долги ипотечных агентств. Банки, в свою очередь, раздавали доллары в виде дешёвых кредитов по всему миру.

Но с декабря американский Центробанк сокращает выкуп долговых обязательств, «дешёвых долларов» становится меньше. Действия американского ЦБ обусловлены его собственными планами по стимулированию американской экономики. Очевидно, что он меньше всего думает о том, как бы кому «насолить».

Но, тем не менее, его действия отражаются на других странах: доллар дорожает по отношению ко всем валютам мира. А поскольку мировая торговля идёт в основном за доллары, то и цены на мировом рынке на многие товары растут. Падает цена всех валют на их национальных рынках (подобную ситуацию мы наблюдаем и с рублем), импортные продукты дорожают.

Выходит, если отечественные производители используют зарубежные станки, запчасти, технологии или услуги, то их затраты на импорт растут. Потому, например, если вы захотите ввезти в Россию семена нового сорта помидоров (что отнюдь не запрещено), в этом году вы потратите на покупку семян больше из-за подорожания доллара, чем потратили бы в прошлом. Вы будете вынуждены «заложить» это в цену своей продукции уже сейчас.

Другой фактор роста цен — политика Центробанка России: несколько раз за год он повысил ключевую ставку, то есть ставку, по которой частные банки получают в кредит деньги от ЦБ. Ключевая ставка выросла с 5,5% до 17%. Делая это, ЦБ преследует определённые макроэкономические цели.

Однако есть и «побочный эффект»: кредиты ЦБ частным банкам стали 11,5% дороже, а это отразилось на всех новых заёмщиках: теперь кредит и для них стал дороже. Ну а это, в свою очередь, закладывается в цену всех производимых товаров. Сельхозпроизводителей это тоже касается.

Инфляция: долго ли еще?

И, наконец, главный вопрос: когда же кончится рост цен? Многие аналитики осторожно говорят о том, что резкий скачок цен уже пройден. Есть факторы, которые могут ещё незначительно подтолкнуть цены вверх: продолжение прежней политики Центробанка США, сохранение политики Центробанка РФ, возможное повышение цен на бензин после Нового года, введение налога с продаж и рост тарифов естественных монополий, если последнее всё же состоится.

Многие считают, что резкое подорожание продуктов мы уже прошли, но если посмотреть на совмещённый график ходя ставки по кредитам и инфляции 1998-99 годов, то можно кое-что увидеть.

public-1998

График построен на основе таблицы месячной и годовой инфляции России с 1991 года по настоящее время, выраженной в % относительно предыдущего периода. По горизонтали — месяцы, по вертикали — для ставки — значение, для инфляции — проценты. Инфляция рассчитывается на основе индексов потребительских цен, публикуемых Федеральной службой государственной статистики Статья: http://inance.ru/2014/08/centrobank/

Можно видеть, что задержка всплеска инфляции относительно всплеска ставки процентов по кредиту составляет около 4 месяцев, то есть всплеск инфляции нам стоит ждать в апреле, хотя на графике 2014-2015 годов такой прямой корреляции нет, и возможно уже нет такого расхождения по времени «прыжков» ставки и инфляции как это было в начале 90-ых, когда сохранялась определённая инертность советской экономики и её реакция на изменение финансового климата запаздывала.

public-ceni-grafik

График построен на основе данных об инфляции Росстата и о ключевой ставке Центробанка.

Единая государственная политика цен в СССР

Как описывают ценовую политику учебники советской эпохи?

Ценовая политика это одна из самых важных сфер экономической деятельности государства и важнейший инструмент государственного регулирования. Регулирование цен осуществляется государством с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий с целью воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом.

Принцип единой государственной политики цен СССР требует, чтобы все органы, устанавливающие цены, независимо от их местоположения и подчиненности при установлении цен руководствовались единым подходом, исходя из общегосударственных интересов. Без этого невозможно плановое установление пропорций, планирование доходов предприятий и трудящихся, правильное решение многих хозяйственных вопросов.

Цены должны устанавливаться исходя из социалистических принципов ценообразования — приближения цен к общественно необходимым затратам труда, обеспечения необходимой прибыли нормально работающим предприятиям, отражения эффективности продукции, её технико-экономических параметров и т.д. Таким образом, принцип единой государственной политики цен не исключает, а предполагает учёт особенностей ценообразования в различных отраслях народного хозяйства, в территориальном аспекте и т.д.

Рассматриваемый принцип присущ только социалистической системе хозяйства. Он не действует и не может действовать при капитализме, ибо там господствует частная собственность на средства производства, интересы капиталистов являются определяющими в решении вопросов развития экономики страны.

Чтобы обеспечить проведение единой государственной политики цен, необходимо соблюдать три важнейших условия.

Во-первых, центральные органы управления народным хозяйством должны определять общий уровень цен по важнейшей номенклатуре продукции, по отраслям народного хозяйства, а тем самым и по народному хозяйству в целом. Практически это компетенция Совета Министров СССР. Его указания проводятся в жизнь под непосредственным руководством и контролем Государственного комитета цен Совета Министров СССР. Названные органы не устанавливают цены на каждое изделие. Общие уровни цен и цены на конкретные изделия — разные вещи. Общий уровень цен — та средняя величина, вокруг которой формируются конкретные цены данного вида продукции или отрасли и т. д.

Колебания вокруг уровня допустимы. Цены на конкретные изделия зависят от особенностей производства и реализации этой продукции, но они не могут резко отличаться от общего уровня. Иначе будут созданы особые условия для производства и реализации какого-то конкретного изделия данной группы. Таким образом, общий уровень цен предопределяет единый поток тесно взаимосвязанных цен на определённый класс, группу, вид продукции или отрасли.

Во-вторых, единая государственная политика цен означает, что центральные органы, управления народным хозяйством устанавливают цены на основную продукцию как производственного, так и личного потребления, определяющую развитие экономики страны и жизненный уровень населения. Другими словами, они определяют цены, образующие каркас всей их системы, вокруг которого формируется вся совокупность цен на менее важную продукцию. Речь идёт о регулировании цены на базу прейскуранта — группу товаров, от которых зависят цены на все остальные. В сегодняшней, якобы рыночной экономике России, регулирование тарифов естественных монополий по сути является частичным регулированием базы прейскуранта (наша вставка при цитировании). В СССР регулирующую роль выполняет Государственный комитет цен Совета Министров СССР.

Наконец, в-третьих, единство государственной политики цен немыслимо без единства методологии ценообразования и её последовательного применения всеми органами разрабатывающими и устанавливающими цены. Этот принцип имеет особо важное значение. Методологическое руководство в области цен практически повседневно осуществляется Государственным комитетом цен Совета Министров СССР. Его указания, инструкции, толкования обязательны для всех организаций и звеньев, устанавливающих и применяющих цены.

Единая государственная политика цен позволяет активно влиять на формирование государственного бюджета доходов государственных и кооперативных предприятий, жизненный уровень населения и т. д. Единая государственная политика цен сочетается с их гибкостью, т. е. своевременной реакцией на изменение условий производства и реализации продукции. Названная гибкость требует правильного сочетания устойчивости (стабильности) цен с их подвижностью (динамичностью).

Гибкость цен обеспечивается применением разных видов цен, отличающихся друг от друга по срокам действия территориальной и сезонной дифференциации, особенностям обслуживаемого оборота продукции, использованием надбавок и скидок, распределением прав и обязанностей по установлению цен между различными органами и т. д. Это традиционные формы, они применялись и раньше. Кроме того, среди средств обеспечения гибкости цен используют периодические пересмотры оптовых цен на продукцию отдельных отраслей промышленности и использование ступенчатых цен.

Органы ценообразования в СССР

Ценообразованием в СССР занимаются специализированные органы и органы, не занимающиеся специально ценообразованием. К последним относятся министерства, ведомства, объединения, предприятия и т. д. Основной объем работы по ценообразованию выполняют специализированные органы. Органы ценообразования должны обеспечивать проведение в жизнь единой государственной политики цен, постоянно совершенствовать действующую в стране систему цен, обращая особое внимание на усиление их роли в стимулировании научно-технического прогресса, повышения качества продукции, обновления ассортимента, рационального использования сырья и материалов. Основной частью их работы является установление цен на новые виды продукции и пересмотр действующих цен в связи с изменением условий производства и реализации продукции.

Для оперативного решения вопросов ценообразования в стране создана единая система органов ценообразования, включающая органы трёх уровней подчинения — Государственный комитет цен Совета Министров СССР, государственные комитеты цен Советов Министров союзных республик, отделы цен Советов Министров автономных республик и исполкомов краевых, областных и городских (городов республиканского подчинения) Советов депутатов трудящихся.

Совет Министров СССР решает вопросы изменения уровня оптовых цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию и розничных цен на продовольственные и промышленные товары. Он также определяет изменение уровня тарифов на грузовые и пассажирские перевозки, тарифов на услуги связи, устанавливает размеры квартирной платы и некоторые другие цены.

В каждой союзной республике имеется Государственный комитет цен Совета Министров союзной республики, наделенный широкими правами в ценообразовании.

Государственные комитеты цен имеют в своем составе подразделения, построенные как по отраслевому, так и по функциональному принципу. К межотраслевым отделам, работающим по функциональному принципу, относятся общеэкономический отдел, занимающийся разработкой наиболее общих вопросов построения цен, инспекция, осуществляющая контроль за соблюдением государственной дисциплины цен, и некоторые другие. Однако большинство отделов — отраслевые. Они занимаются определением цен на продукцию различных отраслей — машиностроения, промышленных товаров народного потребления и т.д.

Система ценообразования построена на принципе демократического централизма с двойным подчинением. Так, государственные комитеты цен Советов Министров союзных республик подчиняются Советам Министров соответствующих союзных республик и Государственному комитету цен Совета Министров СССР. Положения об их деятельности, структуре и численности работников центрального аппарата утверждаются. Советами Министров союзных республик по согласованию с Государственным комитетом цен Совета Министров СССР. Местные органы ценообразования также имеют двойное подчинение: с одной стороны, они подчинены Исполкому Совета депутатов трудящихся, а с другой — соответствующему республиканскому комитету цен.

В системе органов ценообразования ведущая роль принадлежит Государственному комитету цен Совета Министров СССР — союзно-республиканскому органу. Он руководит работой по ценообразованию и обеспечивает единство политики цен в стране, осуществляет контроль за соблюдением государственной дисциплины в этой области.

Непосредственно подготовкой, рассмотрением материала и подготовкой проектов цен по отдельным видам продукции занимаются специализированные отраслевые отделы: цен на продукцию тяжелой промышленности; цен на продукцию машиностроения; цен на продукцию легкой промышленности; цен на товары культурно-бытового и хозяйственного назначения; цен на продовольственные товары; цен на сельскохозяйственную продукцию; тарифов на услуги и цен на продукцию непромышленных министерств; внешнеэкономических вопросов ценообразования.

Для углубленной разработки вопросов ценообразования с учетом специализации отделы делятся на подотделы, занимающиеся определенной группой продукции. Это позволяет глубоко специализировать работников ценообразования на определённых видах деятельности.

В подчинении Государственного комитета цен Совета Министров СССР имеются научно-исследовательский институт по ценообразованию, Прейскурантиздат и другие организации.

Качество питания в СССР

По данным официальной статистики на 1980 г. на долю государственной торговли приходилось 69,2% оборота продовольственной торговли, 20,8% — на кооперативную торговлю, 10% — на колхозные рынки. Видно, что рыночный «разгрузочный канал» использовался населением достаточно мало. Причем по исследованиям, впрочем, относящимся к концу 1980-х, частота покупки мяса в государственной торговле тем больше — чем выше благосостоянии семьи. Так что можно говорить о зачастую сознательном выборе населения в пользу «доставания» продуктов путём долгого пребывания в очередях и поиска блата перед повышением трат на их приобретение. Надо учитывать, что большинство дефицитных продовольственных товаров, включая колбасу и импортные фрукты, отсутствовали в ассортименте рынков и могли приобретаться только через государственную торговую сеть.

Между тем, систематическое субсидирование цен на различные товары, включая продукты питания, стало непоколебимой традицией и вело к перекосам в экономическом развитии страны. В 1960—1980 гг. темпы роста номинального ВВП СССР постоянно отставали от темпов роста денежной массы в среднем на 10%.  Н.С. Хрущёвым была проведена кампания по ликвидации частно-кооперативного и артельного сектора экономики в 1960-х, которая привела к закономерному кризису управления и дефициту продукции. В поздний период СССР кризис управления выразился в том, что, например, в южных регионах большое количество овощей и фруктов уничтожалось, так и не доезжая до потребителей. Таким образом создавали искусственный дефицит, целью чего было «разогревание» и «раскачивание» общества перед событиями «Перестройки». Последней советской попыткой радикально сократить отставание в качестве питания от Запада стала «Продовольственная программа» 1982 года, но из-за троцкизма и непрофессионализма кадров в органах власти провалилась и она.

Но той или иной ценой продовольственная ситуация в СССР оставалась стабильной и удовлетворительной и к концу эпохи «застоя».

 

Год
1981
1982
1983
1984
Рацион (килокалорий) 3354.7 3376.3 3385.3 3387.6
Доля растительной пищи (%) 74.7 75.2 74.5 73.7

В рассматриваемый период СССР удалось добиться определённых качественных успехов в потреблении дефицитных продуктов питания (1984) в кг на человека в год.

 

Страна
мясо
молоко
фрукты
ккал.
СССР 64.4 167.6 64.6 3387.6
США 108.2 246.9 113.5 3258.8
Великобритания 69.5 236.5 74.7 3127
Польша 60 240.8 49.2 3346.9
Австрия 98.7 238.2 151.1 3121.3
Канада 94.2 216.8 115.7 2994.2
Швеция 57.7 382.9 92.2 3051.8
Япония 32.1 59 45.6 2753.9

По потреблению мяса и мясных продуктов СССР опередил Швецию и приблизился к Великобритании, хотя уровень потребления молока и молочных продуктов все еще оставался очень низким. Но уровень удовлетворенности населения и доступность этих продуктов, напомним, все еще оставался низким, по всей видимости, из-за негативной специфики системы их распределения:

В условиях острого дефицита росло потребление тех групп населения, которые имели доступ к соответствующим видам продукции (в условиях Урала это работники торговли и общественного питания, непосредственно связанные с реализацией мясопродуктов; работники оборонных предприятий, снабжаемые в приоритетном порядке; жители «закрытых» городов и т. д.) за счёт сокращения потребления прочих групп населения. Это вело к абсолютному снижению потребления мяса и мясопродуктов в малообеспеченных семьях. Аналогичная ситуация складывалась с молочными продуктами, с животным маслом,

— отмечают исследователи.

Если сравнить цены СССР и России сегодня, то интересная получается картина. Средняя зарплата в СССР была 250—300 рублей, пенсия 100—120 рублей. Сегодня средняя зарплата по стране примерно в 100 раз выше — 25000 рублей, пенсия — 11000 рублей. Соответственно, чтобы сравнить цены их нужно так же умножить на 100. Цены брались в Росстате за 1990 год, естественно усредненные по стране.

Последний столбик — цена сейчас, тоже усредненная.

 

Наименование
Цена 1990 года
В пересчёте на рубли 2015 года (руб)
Цена 2011 года (руб)
Цена 2015 года (руб)
Бензин АИ93 1 литр 10 копеек 10 26 32
Бензин АИ98 1 литр 15 копеек 15 29 35
Проезд в автобусе 5 копеек 5 21 28
Мясо (свинина, говядина) 2 руб. 30 коп 230 300 366
Молоко 1 литр 30 копеек 30 35 50
Яйцо 10 шт 1 руб. 30 коп 130 65 60
Картофель 1 кг 40 копеек 40 19 36
Макароны 1 кг 50 копеек 50 40 58
Рис 1 кг 90 копеек 90 86 60
Сыр 1 кг 2 руб. 60 коп 260 240 430
Колбаса вареная 1 кг 2 руб. 30 коп 230 150 317
Колбаса копченая 1 кг 4 руб. 45 коп 450 470 392
Хлеб белый буханка 40 копеек 40 37 39
Хлеб черный буханка 18 копеек 18 24 39
Водка 1 литр 9 руб. 20 коп 920 400 544
Сигареты с фильтром  1 пачка 50 копеек 50 40 50
Кооперативная квартира 2 комнаты 9700 рублей 970 000 руб 4 600 000 6 300 000
Автомобиль «Волга» 7500 рублей 750 000 руб 700 000 390 000
Доллар 60 копеек 60 30 61

Данные взяты: 1990 и 2011 года — http://newsland.com/news/detail/id/833635/, http://soveticus5.narod.ru/85/ceny.htm, 2015 — http://tsenomer.ru/russia/ и http://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/dbinet.cgi?pl=1921001.

В СССР жилось достаточно хорошо. Если сравнить цены России и СССР, то значительно они не поменялись, выросла стоимость жилья и всё, что связано с транспортом. Если бы снизить стоимость жилья, жилищно-коммунальных услуг, транспорта, проживания, то по ценам был бы почти СССР, хотя не совсем,  поскольку в России нет многочисленных бесплатных услуг, включая предоставление бесплатных квартир, которые давал людям Советский Союз. И может не так уж и случайно повышение курса доллара к рублю, выводящее его на уровень СССР. Сегодня достаточно провести деноминацию — убрать пару нулей, чтобы вернуться к психологически более комфортному исчислению цен в рублях и копейках времён Советского Союза.

Некоторые выводы

На основе приведённых данных можно сделать некоторые выводы.

Советский Союз не голодал: ни в точном понимании слова, ни в сопоставлении с иностранными государствами, ни с сегодняшней Россией. Суточное потребление пищи покрывало предполагаемые трудозатраты жителей СССР и находилось на уровне большинства промышленно развитых стран и даже опережало их.

Качественный уровень питания был лучше, поскольку стандарты питания регламентировались ГОСТами, и в самой пище, в отличие от западной, практически не было химии и сроки годности были меньше. Для рациона советских граждан была характерна более высокое доля растительной пищи, чем для большинства стран Запада, включая социалистическую Польшу. Достаточно низким было потребление мясомолочных продуктов, фруктов, яиц и сахара. Потребление последних двух видов продукции вышло на достаточный уровень к 1980-м гг..

В целом, советскому руководству удавалось сохранять в «застойные годы» тенденцию к росту потребления продуктов питания включая «дефицитные», в том числе ценой постоянного роста капиталовложений в АПК и импорт продовольствия. Однако отставание от стран Запада по потреблению молочных продуктов и экзотических фруктов стало за годы застоя «хроническим», и его устранения в ближайшие годы представлялось маловероятным. Проблема также усугублялась несбалансированной системой сбыта и распределения продуктов,  а зачастую — прямым саботажем поставок, что приводило к значимым перебоям особенно в малых городах.

Решение проблемы путём повышения розничных цен было невозможным, так как на этот шаг идти не хотели ни общество, ни власть, однако на этот шаг пошла либеральная постсоветская власть.

Во второй части статьи рассмотрим, что такое ценообразование и что надо делать, чтобы не допускать роста цен в розничной сети, а также почему мы неизбежно вернёмся к сталинской политике планомерного снижения цен.

Источник

12345  4.9 / 30 гол.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь

Нет комментариев

 

СССР

Достойное

  • неделя
  • месяц
  • год
  • век

Наша команда

Двигатель

Комментарии

Анна Новикова
сегодня в 11:41 1
Александр Вершинин
позавчера в 05:49 1
СБ СССР
20 марта в 20:56 14
Агафонов
15 марта в 16:02 26
Александр Суворов
14 марта в 18:05 5
Александр Суворов
14 марта в 17:03 3
Агафонов
13 марта в 20:12 26
Александр Суворов
12 марта в 20:11 3
Емеля
10 марта в 21:38 3
Александр Суворов
10 марта в 18:12 2
Александр Суворов
10 марта в 16:28 3
Александр Суворов
9 марта в 16:35 1
Агафонов
8 марта в 19:16 7
Кирилл_Москва
15 февраля в 10:18 2
Александр
14 февраля в 16:29 4
Александр Вершинин
13 февраля в 06:32 1
Алексей Михайлович
8 февраля в 18:40 1
Алексей Михайлович
7 февраля в 21:47 1

Лента

О чём поют финансы ? Часть 2.
Видео| 20 марта в 20:00
Марш, марш отсюда, русские?!
Статья| 20 марта в 12:21
О чём поют финансы?
Видео| 15 марта в 22:27
Секреты Геральдики
Статья| 9 марта в 16:26
Большие игры в мере и вне её
Аналитика| 9 марта в 10:50
Троица и тяга взаимная
Статья| 7 марта в 08:31
Фильм "ЗАМЫСЕЛ" (2019)
Видео| 6 марта в 12:32
Неумеха? В руководители!
Статья| 3 марта в 13:28
Взгляды на мiр
Статья| 28 февраля в 23:15

Двигатель

Опрос

В войне ХАМАС с Израилем вы на стороне ...

Информация

На банных процедурах
Сейчас на сайте

Популярное

 


© 2010-2024 'Емеля'    © Первая концептуальная сеть 'Планета-КОБ'. При перепечатке материалов сайта активная ссылка на planet-kob.ru обязательна
Текущий момент с позиции Концепции общественной безопасности (КОБ) и Достаточно общей теории управления (ДОТУ). Книги и аналитика Внутреннего предиктора (ВП СССР). Лекции и интервью: В.М.Зазнобин, В.А.Ефимов, М.В.Величко.