Вход

Двигатель

Автоматизированная система плановых расчётов - АСПР Госплана СССР

21 января в 14:34 | Большевик |Большевик | 323 | 0
Ключи: история

Успехи социалистической экономики неразрывно связаны с плановым ведением народного хозяйства. От качества планирования в значительной степени зависели и будущие достижения. Поэтому совершенствование его – было дело огромной политической важности.

Как говорилось в материалах XXIV съезда КПСС:

«Центральное звено, сердцевина руководства народным хозяйством в условиях социализма – это планирование. Наша страна имеет крупные достижения в этой области и вправе гордится ими. Но стоять на месте нельзя, надо продолжать интенсивно работать над совершенствованием, как теории, так и практики народнохозяйственного планирования».

Повышение научного уровня планирования, усиление его воздействия на ускорение социально-экономического развития страны было связано с расширением круга проблем, решаемых при разработке государственных планов, увеличения объема работ и расчётов. В тех условиях качественная и своевременная подготовка планов не могла быть обеспечена на основе сложившихся методов и технологий планирования.

Необходимые предпосылки решения этой задачи сложились в СССР в 60-е годы. Было создано и экспериментально проверено большое число экономико – математических моделей. В этот период на основе применения математических методов и электронной вычислительной техники были построены первые отчётные и плановые межотраслевые балансы, решены отдельные задачи оптимизации развития и размещения производства и др.

В соответствии с решениями XXIV съезда КПСС, признавшего необходимым раздвинуть горизонты экономического планирования, обеспечить комплексный подход к решению крупных народнохозяйственных проблем и постоянную увязку долгосрочных планов с пятилетними и годовыми.

По идее АСПР, то есть «автоматизированная система плановых расчётов» должен был представлять собой систему разработки генеральных, пятилетних и годовых народнохозяйственных планов и контроля за их выполнением в условиях применения ЭММ (экономико-математические модели) и ВТ (вычислительная техника) с соответствующей технологией, организацией и кадрами.

 Долгосрочный план составляется с большим числом вариантов, чем пятилетний, что существенно усложняет определения методов перехода от показателей и разделов долгосрочного плана к показателям пятилетнего, и от последнего к годовым. Если методы такого перехода не определены, то по результатам выполнения годового нельзя оценить ход выполнения пятилетнего плана, а по результатам пятилетнего – ход выполнения долгосрочного плана. Многовариантная разработка долгосрочного плана с разбивкой по пятилеткам и пятилетних планов с разбивкой по годам, достижение пропорциональности и сбалансированности внутри каждого вида плана и каждого варианта, а также обеспечение согласованности между планами во много раз увеличивает объем и сложность работы специалистов плановых органов, тем самым  повышает роль и необходимость в появлении ЭММ и ВТ, как инструментарий планирования народного хозяйства. Появление АСПР упрощало бы эту работу.

В АСПР исходным и определяющим элементом выступала методология социалистического планирования. Построение АСПР следует рассматривать как непрерывное совершенствование действующей системы планирования путём комплексного развития её методической базы и информационно-технической основы.

Принципиальная схема ВС АСПР


Функционирование АСПР

В методическом аспекте АСПР должна была отображать развитие системы планов, включающих разработку Концепции и Основных направлений экономического и социального развития СССР.

АСПР должна была обеспечить перестройку методов планирования научно-технического прогресса, инвестиций, развитие социальной сферы, территориального планирования, внешнеэкономических связей, активно использовать методы оптимизации для целей планирования развития межотраслевых комплексов, а также имитационные методы для решения задач, связанных с дальнейшим отлаживанием хозяйственного механизма.

Как информационная система АСПР должна была обеспечивать автоматизацию сбора, хранения, обновления, поиска и выдачи информации, используемой в процессе разработки государственных планов и контроля за их выполнением. Это позволяло бы значительно повысить оперативность и качество плановых расчётов, создавать условия для их интеграции, удовлетворять дополнительные потребности в информации специалистов плановых органов.

Как вычислительная система АСПР должна была дать возможность существенно ускорить процедуры обработки данных, что позволило бы снизить трудоёмкость выполнения плановых расчётов, повысить их точность и надёжность, увеличить вариантность расчётов в процессе разработки плана.


Создание и развитие АСПР в датах

А.В. Сафронов описывает вот такие этапы создания и развития АСПР:

  1. Подготовительный (условно с 1955 по 1959 год), в течение которого происходит публичная реабилитация кибернетики и созревает идея о возможном использовании компьютеров для улучшения экономических решений. К данному этапу относятся первые выступления по этой теме в печати член-корреспондента АН СССР Исаака Семеновича Брука  и первые записки Н.С. Хрущеву А. И. Китова (об этих письмах, говорилось в статье про ОГАС - https://telegra.ph/OGAS-ili-proekt-interneta-SSSR-12-23).Этап завершается созданием 1 октября 1959 года Вычислительного центра Госплана СССР.
  2. Начальный (с 1959 по 1963 год), когда в ходе практической работы полнее осознаются технические и организационные проблемы. Этап завершается принятием Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21.05.1963 № 564 «Об улучшении руководства внедрением вычислительной техники и автоматизированных систем управления в народное хозяйство». Этим постановлением были образованы Главное управление по внедрению вычислительной техники при Государственном комитете по координации научно-исследовательских работ СССР (ГУВВТ), Центральный экономико-математический институт (ЦЭМИ), Главный вычислительный центр (ГВЦ) Госплана СССР, а также дано задание на разработку предложений по созданию Единой государственной сети вычислительных центров (ЕГСВЦ), которая должна была стать технической основой Единой государственной системы оптимального планирования и управления народным хозяйством (ЕГСПУ). Позднее та же идея была воплощена в проекте Общегосударственной автоматизированной системы учета и обработки информации (ОГАС).
  3. Ведомственная борьба за идейное наполнение ЕГСВЦ и право ее создания (1963–1966 годы). Первоначальный проект ЕГСВЦ был подготовлен к началу 1964 года рабочей группой Н. Е. Кобринского, в которую входил А. И. Китов. Главой межведомственного научного совета, рассмотревшим проект и в дальнейшем включившимся в его доработку, был В. М. Глушков. Проект вызвал сопротивление Центрального статистического управления СССР (ЦСУ), поскольку в нем предполагалось, что ЕГСВЦ возьмет на себя, в том числе функции учета и статистики. Из-за сопротивления ЦСУ проект был направлен на доработку – сначала для учета замечаний ЦСУ, а затем в связи с восстановлением отраслевой системы управления после отставки Н.С. Хрущева. В 1964–1966 годах появились несколько вариантов проектов от Госплана и ЦСУ. Проекты Госплана блокировались ЦСУ, а проекты ЦСУ – Госпланом. Этап завершается Постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 06.03.1966 № 187. В соответствии с этим постановлением в Госплане СССР начались работы над созданием собственной компьютерной системы – автоматизированной системы плановых расчетов (АСПР).
  4. Борьба за идейное наполнение АСПР (с 1966 года до утверждения технического задания в 1972-м и далее в ходе реализации). Постановлением от 06.03.1966г., фактически раздробившим ЕГСВЦ по ведомствам, был особенно недоволен академик Глушков, который всё больше уходил в оппозицию: он не участвовал непосредственно в работах над АСПР (хотя привлекался к рассмотрению технических заданий), но активно выступал в печати с идеей ОГАС, указывая, что проводимый объем работ недостаточен для получения значимого экономического эффекта из-за их несистемности и некомплексности.
    Таким образом, после 1966 года в публичном пространстве формируются три варианта будущего государственного планирования:
    - проект ОГАС, продвигаемый прежде всего академиком Глушковым;
    - система комплексного планирования (СКП), позднее Система оптимального функционирования экономики (СОФЭ), разрабатываемая сотрудниками ЦЭМИ. Ее неоднократно в печати предлагал реализовать директор ЦЭМИ Николай Прокофьевич Федоренко;
    - подход к компьютеризации государственного управления, реализуемый ГВЦ Госплана в виде АСПР и отстаиваемый в печати его руководителем Николаем Павловичем Лебединским и другими плановиками.
  5. «Жизнь после смерти». Проект ОГАС получил второе рождение после распада СССР, когда родственниками и сослуживцами Глушкова был создан нарратив упущенного шанса, хорошо принятый теми читателями, которые испытывали ностальгию по СССР. 

Технические элементы и возможности АСПР

Структура АСПР в планировании расчётов

Первые задачи в 1960-61 гг. решались на одной-единственной ЭВМ «Урал-2» (быстродействие 5000 операций/сек, оперативная память 10 килобайт).

ЭВМ "Урал-2"

Согласно постановлению № 564  предусматривалось, что задания по выпуску ЭВМ должны быть увеличены. Объемы выпуска ЭВМ должны были за 1964-67 гг. возрасти на порядок (оставаясь при этом крайне низкими, на уровне нескольких десятков машин в год). Следует отметить, что в американских советологических публикациях того времени, посвященных внедрению компьютеров в экономику СССР, основным препятствием создания ЕГСВЦ называлась именно нехватка и несовершенство компьютерной техники.

Приложение к постановлению ЦККПСС и Совета Министров СССР от 21 мая 1963 г. № 564. Перечень новых типов вычислительных машин, подлежащих выпуску в 1964-1967 гг.

В действительности получилось выпустить намного меньше планируемого количества вычислительных устройств.

В проекте содержится оценка совокупного объема информации, необходимого для хранения в памяти ЭВМ всех данных для 600 видов выполняемых в Госплане СССР плановых расчётов. Она составляет 218700000 (максимально – 291000000) бит информации, не считая типовых программ обработки данных, или 26 (максимум 35) мегабайт. Сейчас такой объем представляется совсем небольшим, но ЭВМ «Урал-4» имела объем памяти в 80 килобайт, т.е. для записи только самих плановых форм (без библиотеки стандартных программ и без общесистемного архива) понадобилось бы 334 магнитных барабана. При этом всего машин «Урал-2, 3 и 4» было выпущено 191 штука, а непосредственно «Урал-4» – всего 30 штук.

Для трёх расчётов (Баланс денежных доходов и расходов; Баланс производства и использования общественного продукта и национального дохода; Баланс кормов) были приведены оценки машинного времени при их выполнении на «Урал-4». Они составляли соответственно 166, 19 и 200 часов. Для выполнения всех прямых плановых расчетов (т.е. кроме многовариантных и оптимизационных расчетов) Госплана СССР на ЭВМ «Урал-4» потребовалось бы 4000 часов. При этом средняя продолжительность работы ЭВМ без сбоев даже к началу 1980-х годов не превышала полчаса.

Может возникнуть вопрос, почему речь идёт именно об «Урал-4», ведь к 1969 году в СССР существовали значительно более производительные машины. По всей видимости, ответ кроется в сложившимся порядке приоритетов при их распределении: при выпуске нескольких ЭВМ в год в первую очередь их получали оборонные и космические отрасли.

Приведенное выше машинное время не учитывало затраты на ввод-вывод информации. АСПР технологически предполагалась трехуровневой системой, где первый уровень представлен персональными компьютерами плановиков, второй – ЭВМ группового пользования в вычислительных бюро и третий – системой вычислительных центров Госплана СССР и госпланов союзных республик.

В качестве персональных ЭВМ разработчики предлагали настольные электронные клавишные вычислительные машины (НЭКВМ, электронные калькуляторы): «Вега» (СССР), «Элка» (Болгария), «Зоэмтрон 220, 221, 224» (ГДР), «Хунор» (Венгрия), IME86 (Италия). Вся предлагаемая периферия для них была иностранной:

  • устройства преобразования импульсов для управления электрифицированной пишущей машиной, перфоратором ленты или перфокарты, например, блоки преобразования OP 107, ОР 207 (Италия);
  • устройстве для записи и автоматического воспроизведения циклически повторяющихся алгоритмов переработки информации, например, щитовые программаторы PG-10З, PG-203, магнитные программаторы DG 108, DG 308 (Италия);
  • устройства для хранения постоянной информации различной емкости, например, мультиконстаны МС 105, МС 205 (Италия), датаселента Фриден 2217 (США);
  • специальные устройства для контроля информации, например, счетный номерной верификатор Фриден Р-33 (США);
  • дополнительная блочная память МС-30 (Италия).

Для второго уровня АСПР (ЭВМ группового пользования) и сами ЭВМ, и периферия для них предлагались исключительно иностранные:

  • Пишущие организационные автоматы Оптима 528 (ГДР), флексорайтер SPD.
  • Бухгалтерские автоматы (предназначены главным образом для алгебраического сложения) Аскота 117, 170, 700 (ГДР), Фриден АСРТ, АРV-4, АРV-5, APV-6 (США).
  • Фактурные автоматы (предназначены для выполнения трех или четырех арифметических действий, представляют собой комбинацию электрифицированной пишущей машины и электронного вычислительного блока) Зоэмтрон 383, 384, 385 (ГДР), Фриден 5015, 5016, 5610 (США).
  • Универсальные вычислительные автоматы (кроме оперативной памяти имеют возможность накапливать информацию на технических носителях) Фриден 6010/18, 6020 (США).

 Заключение

История ранних попыток компьютеризации госуправления могла бы стать полезным материалом для тех, кто реализует национальный проект «Цифровая экономика» в настоящее время. Однако в литературе относительно полно описаны только первые этапы компьютеризации, когда формировалась сама идея общегосударственной сети вычислительных центров.

Темпы создания АСПР ограничивались скоростью алгоритмизации деятельности Госплана и перевода его документооборота в электронный вид, что требовалось делать не останавливая текущую деятельность плановиков. Идея в сжатые сроки создать по единому плану общесоюзную сеть вычислительных центров, а потом подключить к ней все хозяйственные министерства и ведомства или же вовсе распустить их оказалась утопической. По наиболее ранним и оптимистичным оценкам 1963 года, все работы над ЕГСВЦ должны были быть завершены уже в 1975 году. В действительности две очереди АСПР, которая задумывалась как ядро ЕГСВЦ — ОГАС, создавались до 1985 года, а межмашинный обмен информацией между АСПР и отраслевыми АСУ начался только в двенадцатой пятилетке, незадолго до ликвидации Госплана и плановой экономики. При этом все годы бюрократы не отказывались от внедрения компьютеров, а буквально грызлись за каждую составляющую этого процесса: кто будет производить ЭВМ, кто – периферию для них, кто – программы, кто будет обеспечивать теоретическую и методическую основу для этих программ.

Компьютеризация госуправления в СССР шла медленно не потому, что ее выгод не понимали, а потому, что слишком многие понимали ее выгоды и хотели этот процесс возглавить (но тут надо отметить тот факт, что иностранные «партнёры» также понимали последствия ещё большего повышения эффективности экономики СССР, поэтому приложили немало усилий для торможения этого процесса, практически до полной его остановки). 

Использованная литература:

  1. А.В. Сафронов «Бюрократические и технологические ограничения компьютеризации планирования СССР», Экономическая политика, №2, 2022г.
  2. «Плановое хозяйство», политико-экономический журнал Госплана СССР №8, Изд-во: «Экономика», М., 1972г.
  3. В.Б. Безруков «Методы и модели АСПР. Итоги и перспективы», Изд-во: «Экономика», М., 1989г.
  4. Н.П. Лебединский «Вопросы создания и функционирования АСПР», М., 1978г.
  5. Автоматизированная система плановых расчетов госплана СССР и технологические ограничения внедрения ЭВМ в государственное управление в СССР 

Источник

12345  5 / 2 гол.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь

Нет комментариев

 

СССР

Достойное

  • неделя
  • месяц
  • год
  • век

Наша команда

Двигатель

Комментарии

Валерий
вчера в 19:53 32
Люкин
вчера в 17:46 4
Андрей
27 января в 10:25 2
Каиргали
26 января в 04:04 2
Валерий
21 января в 23:54 36
Alexander53
20 января в 13:19 2
Александр
20 января в 12:08 1
Александр Вершинин
20 января в 05:26 39
Mstislav
20 января в 04:05 10
Олег
17 января в 08:38 2
Валерий
8 января в 19:27 5
Mstislav
6 января в 18:06 5
Александр Ворожейкин
4 января в 20:28 8
Александр собянинбуржец
4 января в 00:56 1
Александр собянинбуржец
3 января в 00:28 2
Александр собянинбуржец
30 декабря 2022 в 14:19 6
Александр собянинбуржец
29 декабря 2022 в 16:04 2
Александр собянинбуржец
25 декабря 2022 в 15:47 7
Валерий Вагин
24 декабря 2022 в 16:37 21
Александр собянинбуржец
24 декабря 2022 в 01:01 2
Mstislav
16 декабря 2022 в 15:22 1
Mstislav
16 декабря 2022 в 15:19 2
Vistal
12 декабря 2022 в 13:26 1
Vistal
9 декабря 2022 в 15:11 1

Лента

Фашизм и либерализм
Видео| 30 января в 10:26
К жизнеустройству по совести
Статья| 24 января в 08:33
Энергия жизни без еды
Видео| 18 января в 10:43
Системные ошибки марксизма
Видео| 16 января в 10:12
И рвётся сердце патриота…
Статья| 16 января в 10:07
Как воевал бы Сталин
Статья| 14 января в 13:04
Тартарию признали официально
Видео| 13 января в 20:53
ОГАС или проект интернета СССР
Статья| 9 января в 22:53
Плохой сигнал - потребленцам
Видео| 8 января в 10:14
Обыкновенный фашист
Видео| 6 января в 20:04
Был ли в СССР социализм?
Видео| 4 января в 11:11

Двигатель

Опрос

Поддерживаете ли вы военную операцию по денацификации и демилитаризации Украины, посредством которой в настоящий момент Запад ведёт гибридную войну против Русской цивилизации?

Информация

На банных процедурах
Сейчас на сайте

 


© 2010-2023 'Емеля'    © Первая концептуальная сеть 'Планета-КОБ'. При перепечатке материалов сайта активная ссылка на planet-kob.ru обязательна
Текущий момент с позиции Концепции общественной безопасности (КОБ) и Достаточно общей теории управления (ДОТУ). Книги и аналитика Внутреннего предиктора (ВП СССР). Лекции и интервью: В.М.Зазнобин, В.А.Ефимов, М.В.Величко.