Образ будущего – распространенное нынче понятие в силу объективных причин. С каждым новым кризисом, охватывающим человечество, становится все более очевидным, что дальше так жить нельзя, что необходимо что-то менять. Изменения должны быть не косметическими, а коренными – мир нуждается в новом социальном устройстве. Принципы социальных отношений должны быть коренным образом пересмотрены.
Чтобы понять смысл происходящего на планете, нужно найти такое определение, которое будет общим для всех внешне различных процессов и событий. Это общее для всех определение и будет являться их сутью, сутью того, что происходит с человечеством. С моей точки зрения, таким определением является безнравственность. Именно она пронизывает всю систему человеческих отношений, начиная от отношений между странами и заканчивая отношениями между людьми. Сама по себе безнравственность не является исходной точкой, но в данной статье мы этот вопрос рассматривать не будем, оставив его для последующих публикаций.
Представьте только, что было бы, если бы на земле повысился уровень нравственности? Исчезли бы войны и внутренние конфликты. Мировой военный бюджет, который, например, в 2020 году составил почти 2 трлн. долларов, несмотря на пандемию, сократился бы во много раз. Производительные силы человечества, затрачиваемые на противостояние друг другу в силу недоверия (сиречь, безнравственности), высвободились бы для созидательного труда, для улучшения жизни стран и планеты в целом.
Исчезла бы коррупция, а разница в доходах приняла бы разумные формы. Исчезла бы преступность, сократились бы расходы на содержание силовых ведомств, что опять-таки ведет за собой высвобождение созидательных сил общества.
Государство бы заботилось о своих гражданах, а граждане о своем государстве. Мир стал бы безопасным, а люди добрее. Представьте, какого количества стресса мы бы оказались лишены? Насколько свободнее стали бы жить и творить? Ведь человек творит именно душой, а несвободная душа творить не в состоянии.
Я понимаю, что картина получилась несколько абстрактная, идеализированная, поскольку не все кажется реализуемым и возможным. С другой стороны каждый из нас старается выстроить свою семью именно на основе нравственности, и в целом у многих это хорошо получается. Проблема заключается в том, что наши нравственные силы охватывают лишь ограниченный круг близких людей, а на большие масштабы наших «мощностей» уже не хватает. Но несмотря на это рост нравственности – это единственно возможный вектор развития человечества. Это единственно возможный образ будущего.
Что такое безнравственность? Это отсутствие чувства единства между людьми. Если ты равен мне, разве могу я тебе сделать плохо или больно? Нет, это невозможно. Нравственность – это прямая зависимость, а безнравственность – обратная.
Тем не менее, мы видим, что безнравственность широко шагает по планете и что единственным островком нравственного поведения является Россия, несмотря на все свои трудности. Я не идеализирую свою страну, но исторически Россия смогла выжить и увеличиться в размерах только за счет того, что не уничтожала народы, которые входили в ее состав, а подтягивала их до своего уровня. То есть, создавала на основе единства такой Образ будущего, в котором было место для каждого, и этим он был привлекателен для входящих в нее народов. Окраина была равна метрополии. А зачастую и наделялась бо́льшими правами. Это говорит о том, что Россия всегда несла в себе высокий уровень единства с миром. Что со стороны наших противников, ведущих против нас прежде всего смысловые войны, всегда являлось первоочередным предметом, подлежащим разрушению и уничтожению.
За прошедшие годы на международной арене наша страна показала, что нравственность для нее является основой основ, главной сутью мировой политики. Теперь же настала пора переходить к внутренним изменениям. Именно этим объясняется долгожданное изменение нашей Конституции. Такая последовательность действий – от изменений на внешнем контуре к изменениям внутренним – ясна и понятна, тем не менее, действия России на внешнем контуре зачастую подвергаются критике такого плана: «мол, в своей стране навести порядок не можете, а в чужие дела лезете!»
Ответ на такую критику предельной простой: если у вас есть болезнь, и вы идете к доктору, то доктор, конечно, может вылечить вас, но без изменения образа жизни нет гарантий, что болезнь не вернется. Поэтому, чтобы выздороветь, необходимо изменить свое отношение к жизни на более правильное.
Рассмотрим другой пример, который можно увидеть в книгах или фильмах. Член какой-либо банды хочет покинуть ее, чтобы вступить на путь нормальной жизни. Для этого ему необходимо порвать с окружением. И он наводит порядок в своих взаимоотношениях с ним, чтобы после этого поставить свою жизнь на правильные рельсы.
Бесполезно лечить орган, не убрав метастазы, которые высасывают из него всю жизненную энергию.
Обобщая, можно сказать, что положительные внутренние изменения возможны лишь тогда, когда вы начинаете правильно относится к внешнему миру, возведя новое отношение в нерушимый принцип. Гармонизация внешнего контура влечет за собой гармонизацию контура внутреннего. Нет смысла вкладываться во внутренний контур, если все эти ресурсы гарантированно будут направлены не на внутренние изменения, а перекачаны во вне.
В общем и целом, в мире действуют право силы и сила права. То, что мы условно называем безнравственностью, это всего лишь право силы. Соответственно, нравственность – это сила права. Эволюционно, на смену праву силы должна прийти сила права.
Что такое право силы? Это первичный этап в развитии, который характеризуется тем, что человек или социальная система в принятии решений ориентируются только на свои интересы, не считаясь с интересами того целого, частью которого они являются.
На стадии становления субъекта модель его жизнедеятельности носит сугубо потребительский характер – это общий закон жизни (более подробно об этом в моих следующих статьях). Главной задачей субъекта является сам факт выживания в окружающем мире — без оглядки на окружающую среду и за счет окружающей среды. Как говорится, «против России, на руинах России и за счёт России». На этой стадии субъект не способен воспринимать мир как единое целое – для этого ему не хватает «мощностей». Следовательно, взаимодействие со средой идет не по линии сотрудничества, а по линии либо конкуренции, либо истребления, что суть одно и то же. «Знаю, что вы… ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас.» Эта фразу можно вложить и в уста современной России.
Но это – абсолютно закономерный этап в развитии любого субъекта. Так отрабатываются базовые инстинкты – ведь солдат, если не научится выживать на поле боя, не сможет выполнить поставленную задачу.
Тот, кто их освоил, должен осуществить эволюционный переход на следующий уровень – право силы должно трансформироваться в силу права. Кто не сможет осуществить этот переход, тот, как сказал Обама, «on the wrong side of history» – «ибо много званых, но мало избранных».
Исторически так сложилось (и этому есть свое объяснение), что такое мировоззрение – мировоззрение следующего эволюционного этапа – несет миру именно Россия. Но право силы не хочет уступать силе права, как любое старое не хочет уступать место новому. Безнравственность и вседозволенность не хотят превращаться в нравственность и равенство. Для них это сродни концу света. И тот накал международных страстей в отношении России свидетельствует о том, что точка перехода близко.
И все более и более ясным становится, что от этого никуда не деться, поскольку данный переход является эволюционным переходом, обеспечивающим дальнейшее развитие человечества.
Системным языком эта информация будет изложена в следующих статьях. Мне удалось открыть новые (по крайней мере, на мой взгляд) закономерности в развитии систем, прежде всего биологических и социальных, действие которых испытывает на себе все сущее. Это позволило понять логику эволюции социальных систем. При этом образ будущего получил единственное и четкое обоснование, исходящее из принципов устройства объективной реальности. То, что раньше находилось в области субъективного, теперь переходит в область научного знания.
Заканчивая статью, хочу сказать, что Русский Мир – это и есть тот образ будущего, которого не надо бояться, но который надо принять и приблизить. Ибо в нем жизнь, и альтернативы нет.