1.3. Негативное влияние ДОТ на социализацию обучающихся, как важного фактора налаживание межиндивидуальных и межгрупповых связей в процессе обучения,
Можно сделать промежуточный вывод о том, что проблематика перехода в ДОТ, особенно на уровне преподаватель-обучающийся сталкивается с комплексом насущных вопросов, без решения которых рассчитывать на эффективность, а главное на качество обучения не приходится. Причем решать их надо одновременно на всех уровнях, поскольку проблемы в основном системного характера.
Но и это, по нашему мнению, не главная проблема. Не менее важным, мы считаем, при осуществлении ДОТ причем, если она будет введена полностью, это негативное влияние на социализацию школьников и студентов, как важного фактора налаживание межиндивидуальных и межгрупповых связей в процессе обучения, а также на состояние здоровья и социально-психологическую адаптацию.
В качестве примера, мы приводим лишь некоторые результаты экспертной оценки ряда последствий внедрения цифровых технологий, касательно вузов[9].
1. "Главный недостаток дистанционного обучения - дефицит общения: 70,2% студентов заявили, что им не хватает очного общения с сокурсниками и преподавателями; 36,9% молодых людей признались в том, что им трудно организовать свою работу. А 33,8% отметили такой недостаток, как урезанный формат обучения, при котором нет лабораторных, практикумов"[10].
2. Развитие высших психических функций (ВПФ) – внимание, память, мышление, речь, воображение. По мнению экспертов, снижению и деградации подвергаться все перечисленные выше ВПФ. Формируется особый тип мышления -детей обучают «тестовому взгляду» на мир,когда перед ними всегда есть выбор из нескольких готовых вариантов. Обучающиеся перестаютзадумываться и ждут, когда им дадут варианты на выбор. Блокируется развитие способности рассуждать, у учеников формируетсяощущение, что существует единственный правильный ответ. Следствие: дефицит новых идей, управляемость.
3. Весь комплекс обстоятельств, связанных как с внедрением онлайн-обучения, так и с внедрением мер «профилактики заражения», ведут к повышению уровня тревожности и повышению уровня опасности, что в свою очередь ведет к снижению успеваемости и отразятся на качестве школьной (общеобразовательной) и профессиональной подготовки.
4. Внедрение онлайн-обучения влечет за собой увеличение социальной дистанции, разобщение. Все это будет иметь крайне негативные последствия и в целом приведет к деструкции социальных коммуникаций.
5. Социальные,социокультурные, социально-экономические последствия, на наш взгляд, крайне негативны, а именно: одно из основных социальных последствий онлайн-обучения, которое отмечает член-корреспондент Российской академии образования (РАО) Т.Черниговская – это нарастающее социальное неравенство. По ее мнению, которое кажется очевидным, онлайн обучение будет массовым и достаточно доступным, а офлайн обучение будет дорогим и недоступным большинству населения страны;
как следствие, еще в большей степени произойдет разделение общества на «элиту» и «не-элиту» уже не только по финансовому и материальному критерию, но и по качеству образование (эти процессы усилятся). В свою очередь, это создаст дополнительные условия для оформления сословного общества/государства: увеличивается риск безработицы среди преподавателей ВУЗов, и, возможно, школьных учителей. «Если у человека есть возможность послушать курс по какому-то предмету от мировых звезд, зачем ему это слушать в учебном заведении, где есть только плохо подготовленные педагоги? Это ставит вопрос о существовании учебных заведений низкого и, может, даже среднего уровня и о безработице среди преподавателей, потому что не все из них будут нужны. Все эти вопросы имеют гигантское значение для людей во всем мире»[11].
6. Все вышесказанное можно отнести не только к социальным, но и к экономическим последствиям:
последует разрыв отношений в системе Учитель-Ученик, исторически характерное как для западной, так и для восточной культуры; к числу социальных последствий внедрения онлайн-обучения можно отнести также разрыв поколений и потерю опытных преподавателей, которые окажутся неспособными в должной степени освоить техническую сторону работы на различных онлайн-платформах; концепция школьного образования (обучение+воспитание) будет изменена. Останется обучение, причем нередко исключительно в форме передачи информации и проверки знаний, что впоследствии может быть реализовано ИИ; поскольку коммуникации при онлайн-обучении относятся к категории опосредованных, где в качестве посредника выступает техническое средство, это усилит интернет-зависимость учащихся. Доступ к информации будет преимущественно, если не исключительно, через интернет;
это будет распространяться не только на информацию, обеспечивающую образовательный процесс, но и на информацию из других сфер. Возникнет вопрос качества и достоверности информации, а также, не исключено, вопрос о цензуре; в целом, для большинства обучающихся, получающих образование в онлайн-формате, будет угроза получить плохое, недостаточное образование и недостаточно сильную профессиональную подготовку. Это снизит их конкурентоспособность на рынке труда и увеличит социальный и экономический разрыв между «богатыми» и «бедными».
7. То есть, поляризация общества усилится: продолжится распад и атомизация социальных связей. Как мы уже отмечали, культурные коды общинности и коллективизма будут окончательно разрушены или по ним будет нанесен серьезный удар; уйдут в прошлое (атрофируются) такие базовые ценности детства и юношества, как «школьные годы чудесные, с книгою, дружбой и песнею», «ревность без причин, споры ни о чем», а также студенческие стройотряды, «картошка», КСП (конкурсы самодеятельной песни), «общаги», дискуссии, и многое другое. Это тоже и социальная, и социокультурная «революция» или даже катастрофа.
Наше мнение по выводам данной экспертной оценки, в основном схожи, и мы поддерживаем авторов. Однако если рассматривать тенденции развития образовательного процесса в глобальном масштабном процессе, и понимая неизбежность перехода большинства сфер деятельности в онлайн пространство, то высказанные некоторые негативные последствия нам представляются не катастрофичными.
Цифровизация образования, на данный момент согласно проведенному анализу вызывает скорее больше вопросов, чем необходимых ответов. И если мы и впредь будем продавливать решения, в образовательной сфере используя только административный ресурс, не советуясь с непосредственными участниками этого процесса, ни к какому качеству образования это не приведет, а лишь только усугубит и так шаткое положение дел.
Список литературы
9. Экспертное мнение по поводу отдаленных последствий внедрения дистанционного обучения и мер профилактики коронавируса в школах. экспертная оценка ряда последствий внедрения цифровых технологий. [Электронный ресурс].-URL: https://www.expertsud.ru/content/view/293/36/ (дата обращения:15.11.2020).
10. Более 70% российских студентов заявили о дефиците общения при обучении онлайн. [Электронный ресурс].-URL: https://tass.ru/obschestvo/8654647/amp (дата обращения: 25.12.2020).
11. Вопрос онлайн-образования связан и с нарастающим социальным неравенством. [Электронный ресурс].-URL: https://vk.com/wall-135937265_6477 (дата обращения: 25.12.20).