Зарегистрироваться
16.10.19

Двигатель

"Фиги в марксовом сюртуке" или "Учение Маркса — всесильно?"

2019-10-03 21:30 | Люкин |Павел Фукс | 477 | 1

Вступление

Вклад Маркса в современные социологические науки нельзя переоценить. На рубеже XIX — XX веков человечество впервые получило открытую для толпы методологию познания, чего институт церкви дать не смог, а закрытые общества по понятным причинам, не хотели. Диалектический материализм стал вершиной философской западной мысли, а описание экономических принципов капиталистического общества стало одной из дисциплин марксистского учения — политэкономии. О некоторых постулатах и в целом о методологии марксизма этот материал.

В России до середины XIX века, как считается ныне, не было собственной философской школы аналогичной западным. Существовала традиция богословской школы, однако Русская философия выражалась снизу, была тесно связана с жизненной практикой и звучала в народной мудрости сказок, былин, пословиц, песен и лежала, в целом, в литературе и литературной критике.

Почему идеи Маркса о переустройстве общества нашли своё применение в России, в которой не было предпосылок к революции, а не на Западе — в той же самой Германии, где численность пролетариата была высока, образование и классовое сознание гораздо выше российского? — Вопрос открытый. Историк А.Пыжиков в книге «Грани Русского раскола. Тайная роль старообрядчества» даёт ответ на этот вопрос с точки зрения историографии и описания традиции архаичной русской общины, как элемента гражданского общества Руси: осуждение паразитизма, как порока общества, ведущего к разрушению основ государственности и коллективизм как отличительная особенность цивилизационного ядра России, а также как основной двигатель общественного развития гражданского общества в России. Как бы то ни было, произошедшие перемены в России в 1917 (перехват управления государством большевиками) году, а затем в 1927 (начало строительства «ДнепроГЭС» и планомерный курс на индустриализацию) — сделали возможным построение общества на совершенно иных принципах сосуществования многих народов, что сильно повлияло на ход глобального исторического процесса и отразилось на жизни народов на планете Земля в целом.

Если исходить из ленинского «учение Маркса всесильно, потому что верно» («Три исто́чника и три составны́х ча́сти маркси́зма» — название статьи В. И. Ленина, 1913) и применить учение на практике, как требовал того сам Маркс («Критерий истины есть практика»), то мы увидим, что политэкономическая система СССР, в основу которого после 1956 года было заложено изучение марксистской теории, развитие и практика догматизированного марксизма — в итоге рухнула. Учение предстало не таким уж всесильным, а прагматичным советским людям открылся западный капиталистический мир со своими ценностями, правами, экономическим «чудом» (в кавычках, поскольку в основе процветания всех «развитых» западных стран — столетия колониального режима) и налаженным бытом. Однако в Россию пришёл совсем другой капитализм. И совсем без чуда.

Критика постулатов и методологии марксизма

Сегодня люди по долгу памяти о счастливых временах в СССР проявляют снова интерес к марксизму, молодёжь читает Маркса и Ленина, Сталина и пытается найти ответы на вопросы «что делать?» и «как жить дальше?» Однако спустя сто лет, используя современные технологии работы с информацией, благодаря изучению марксистской теории и сопоставляя её с практикой жизни, участвуя активно в политической и экономической жизни страны, можно назвать шесть основных положений Маркса, которые на рубеже XIX — XX веков являли собой новые термины и понятия, прогрессивные для своего времени, но сегодня — сильно устаревшие.

1) Деньги это товар
На самом деле деньги — это информация о соотношении одного продукта (товара) к другому продукту (товару), выраженная численно. За цифрами (номинал купюры, монеты) всегда кроется информация о соотношении продуктов (товаров) и устойчивости экономики. При появлении дополнительных мощностей, количества продукции и товаров на душу населения — изменяется информация об экономике: для сбалансирования соотношения в системе «КФС — ВВП», государство вводит дополнительные деньги, либо на имеющиеся деньги можно больше купить товаров. То есть — Кредитно-финансовая система — это не «кубышка с золотом», к которой липнут деньги, а кровеносные сосуды народнохозяйственного организма. И рост количества крови возможен только с ростом всего организма, либо убывание крови связано с её откачкой, донорством или болезнью. Среди адептов учения либеральной рыночной экономики принято считать: экономики стран социализма рухнули, потому что всё было бесплатно. Или: страны третьего мира не развиваются, потому что у них денег нет. И первое и второе выражение — ложно. Но следуют они из неверного понимания природы денег. Заблуждение первого высказывания заключается в том, что ничего бесплатного в СССР не было, а был сложный и точный математический расчёт производственных отраслей, при котором и сельское хозяйство, и промышленность, и образование, и социальная сфера, и культура, и медицина и т.д. и т.п. были учтены в системе уравнений межотраслевого баланса, что позволяло обеспечить права трудящихся — труд, жильё, образование, медицину, виды услуг и упростить людям жизнь, избавив их от ненужной рутины ведения семейных гроссбухов отнимающих время и средства.

Второе высказывание ложно потому, что в реальности страны не могут развиться не потому, что у них денег нет, а потому что эти страны не обладают финансовым суверенитетом (государство не является эмитентом собственной валюты) и монополист мировых денег через ФРС, МВФ, банки и биржи не позволяет данной стране эмитировать деньги в таких количествах, сколько хватило бы ей для развития и роста экономики.

2) «Прибавочная стоимость» и «прибавочный продукт»
Ничто не может появляться ниоткуда, и не может в никуда исчезать. На самом деле величины и термины «прибавочный продукт» и «прибавочная стоимость» — это произвол бухгалтера, удовлетворяющий цель паразита — обезкровливание системы в угоду собственным интересам. Хотим — посчитаем прибыль. Хотим — посчитаем убыток. На уровне торговца или мелкого производителя, ориентированных на рыночные цены, которые якобы умело регулируются «невидимой рукой рынка», произвол такой бухгалтерии продиктован средой и причинно-следственные связи большинство не видит и не желает видеть. В реальной системе всего народнохозяйственного комплекса, включая все сферы деятельности человека в рамках государства то, что у кого-то «прибавилось» означает у другого убыток. Другими словами, если наше представление о деньгах заключается в образах сообщающихся сосудов, или кровеносной системы организма, то вывод ликвидности из такой системы ведёт к нарушению баланса и потери устойчивости в экономике. Замкнутая экономическая система всегда обладает ограниченным ресурсом. Система народного хозяйства сталинского СССР была замкнутой. Её построение было определено стратегией ВКП(б) — построение социализма в отдельно взятой стране. Эта система народного хозяйства замыкалась через кредитно-финансовую систему на общество в рамках государства СССР и при ведении чёткого контроля и учёта стало возможным и распределение средств на принципах справедливости. При котором государство могло обеспечить рост производства, благосостояния граждан и гарантии трудящихся, оглашённых в Конституции СССР. Наличие таких величин и понятий как “прибавочный продукт, время, стоимость” были бы избыточными параметрами при составлении уравнений межотраслевых балансов и генерировали ошибки. В своей работе «Экономические проблемы социализма в СССР» в 1952 году, И.В. Сталин подробно описал понятия «прибавочный продукт» и «прибавочная стоимость» и дал им характеристику как метрологически несостоятельным для ведения социалистической экономики.

Капиталистическая система в пределе — тоже замкнута и ограничена ресурсами всей планеты. При описании капиталистического способа производства, Маркс ограничился микроэкономической моделью на уровне промышленника. Который мыслит категориями извлечения и максимизации собственной прибыли. Но не всей планеты в целом. На практике такой субъективизм целеполагания ведёт к тому, что предприятие поглощает другие более мелкие, либо поглощается другим более крупным. А ресурсная устойчивость системы такого рода предприятий, монополий и государств достигается за счёт ограблений других государств и эксплуатации других народов.

3) Общество делится на два класса: пролетариат и буржуазия
Представители класса «буржуазия» описаны как меньшинство, эксплуатирующее большинство и паразитирующее на труде большинства. Однако «паразитизм» и «трудолюбие» это аспекты этики и нравственности личности, общества. Ведь паразиты, иждивенцы, лоботрясы, халтурщики есть и среди производственников и среди управленцев. Такого рода взаимоотношения, которые носят нравственно-этический характер — можно отнести к одной из групп объективных закономерностей, регулирующих взаимоотношения обладателей разума и воли. Именно такие взаимоотношения определяются обществами в качестве нормы общежития, а отступления от этих норм определяется как «зло» и «добро». Что частично отражается в законодательной системе и морали.

На бытовом уровне — паразит прогуливает, пьёт, живёт в своё удовольствие за счёт другого, плодит бракованную продукцию. Такой образ жизни отражается на его окружении и этот паразит становится обузой для общества. На уровне госуправления и макроэкономики такой паразит отбирает зарплаты, лишает тружеников свободного времени, отпуска, средств и права себя защитить. И всё для того, чтобы жировать за счёт труда большинства.

Объективно — человек, как биологический вид, является обладателем разума и воли. Существуют нравственно-этические закономерности, регулирующие взаимоотношения людей в обществе, а также выходящая за пределы общества. Поскольку этика, диктуемая с иерархически более высоких уровней в организации разного рода систем, — обязательна для иерархически низших уровней и отступление от её норм наказуемо.

Таким образом, Маркс вывел критерии нравственности и этики за рамки общественных явлений. Но внёс определения классов, как те, кто владеет капиталом и средствами производства и те, кто ими не владеет и вынужден продавать свой труд. С философских позиций марксизма, который представляет бытиё в виде единства и борьбы противоположностей, такая классификация в обществе имеет место быть. Но далее Маркс предполагает перераспределение собственности и средств производства, когда пролетариат станет владеть и распоряжаться материальными источниками блага в своих целях. То есть — речь идёт не об объективности существования классовости общества, а об объективных закономерностях управления, которое обусловлено социальным фактором биологического вида человек и несёт функцию разрешения конфликтов и проведения интересов различных общественных, профессиональных, сословных, родовых групп. Другими словами — интеграция производительных сил носит объективный характер, но управление таким процессом носит субъективный характер. И нравственные стандарты управленца являются определяющими в целеполагании управления и распределении средств производства.

На практике в современных условиях слияния рынков, объединения труда, сложной организацией производственных структур в эпоху цифровой экономики, либерализации цен, развития правовых институтов и появлении новых сфер в экономике — человеку порой не обязательно иметь капитал для развития своих идей, с тем чтобы обеспечить для себя и своей семьи средства к существованию и даже жить безбедно. Например — в области информационных технологий. И отследить, кто владеет средствами производства а кто продаёт свой труд — проблематично.

4) Собственность на средства производства
Этот вопрос у Маркса не раскрыт. Главная характеристика собственности по Марксу — «присвоение» и «отношение к производству»: записан заводик на Петра Никодимыча и заверен акт записи у нотариуса — стало быть, его собственность. Сказано в Конституции СССР — «всенародное достояние», значит наше всё, народное. Однако в жизненной практике собственность определяется не записью у нотариуса — на кого записан завод, — а целями и интересами того, кто управляет этой собственностью. Так например, в послесталинском СССР, по оглашению завод принадлежал народу (Глава 2; Конституция СССР 1977 года), а по умолчанию завод и, следовательно, и вся его продукция, ресурсы, прибыль, инфраструктура — принадлежали узкокорпоративной клановой группировке в лице 1-го секретаря горкома партии, райкома, обкома, и вплоть до ЦК.

Заметки на полях
Директор завода назначался или утверждался всегда партийными органами, поскольку КПСС после смерти Сталина стала уже не «ядром общественных организаций», а «руководящей и направляющей силой», что было закреплено в статье 6 Конституции 1977 года. Попросту говоря — наиболее лояльного партийной группировке и сговорчивого кандидата назначали на должность директора и он, замыкая на себя производственные и социальные процессы, научно-внедренческие циклы, становился частью группировки. При этом такой директор в меру своего понимания руководствовался личными интересами (в основном меркантильного, потребительского характера), а в меру непонимания действовал в интересах партийной группировки. За его ошибки (приписки, нарушения, преступления и т.д.) он не мог быть переизбран трудовым коллективом, с целью назначения нового управленца, работающего на интересы трудящихся завода.

Поэтому завод по факту управления, находился в частной собственности клановой группировки, хотя по оглашению в Конституции «принадлежал народу». А директор был своего рода «зицпредседателем», которого сажали, если он был наивный дурак, тем самым списывая на него преступления вышестоящей группировки горкома, райкома, обкома и т.д., или — продвигали выше, если он оказывался более хваткой сволочью и мог подчинить других наивных дураков высшего эшелона. Честные и принципиальные руководители, самоотверженно отстаивая честь коммуниста и дело Компартии Советского Союза в их понимании марксистских терминов, карьеры особой не делали, а если достигали постов, то вынуждены были бороться с «ветряными мельницами», сталкиваясь с мощью авторитета партаппаратчиков ЦК, что нередко заканчивалось детективными историями со смертельным исходом.

Та же ситуация и сейчас: современные олигархи не являются собственниками — они лишь зицпредседатели, назначенные кем-то в качестве вывески, доверенное лицо клана, пользующееся роскошью в качестве оплаты за услугу зицпредседателя. И собственность эта полностью, либо частично находится в управлении этих кого-то. Подчинена и замкнута на глобальную экономику. (В интересах которой на сегодняшний день — не допустить крушения экономики России и сохранить её устойчивость. Именно поэтому особо зарвавшихся лиц типа Улюкаева, убирают с дороги. Чтобы не мешал проводить глобальную политику.) В свете последних событий по заморозке активов О.Дерипаски и В.Вексельберга становится очевидным, что владеть активами и управлять активами — это два разных явления. Однако именно управление фактически и играет определяющую роль в наличии собственности.

5) Диктатура пролетариата
Понятие о власти в марксистской социальной доктрине сводится к перехвату рычагов управления — должностей, институтов, организаций и структур, банков, средств связи, и т.д. и т.п. Однако бездарный директор может развалить даже прибыльный завод, а грамотный управленец с базовым образовательным стандартом восстановить разрушенную отрасль. То есть — власть это не «кресло-портфель-мигалка», а реализуемая на практике способность управлять. Так самый крупный чиновник, владея рычагами управления и системой оповещения, вынужден обращаться за помощью к истинным управленцам (Петрович-пчеловод, сосед по даче) и брать у них советы о том, как поступить в той или иной ситуации, если сам он не владеет знаниями, умением, способностями и к тому же не хочет нести ответственность за свои решения. А Петрович-пчеловод не нуждается в портфеле и кресле, потому что его дача и спокойствие за городом — это его мир, и душевный покой, который изредка позволяет ему управлять системой, подвластной крупному чиновнику.

Власть народа — это умение управлять жизнью своей, общества и государства в целом. А это умение требует наличия:

  • знаний и опыта в области управления общественными системами;
  • нравственности и этики отношений к себе, обществу и Природе;
  • осознания своей миссии на Земле как Человека, как части государства и как части Вселенной.

6) Труд создал человека
Маркс даёт пространное описание деятельности человека, которое заводит ещё больше в тупик «производством материальных и духовных благ». Термин «абстрактный труд» выходит за рамки понимания практической деятельности нормального человека, поскольку результат труда всегда конкретный. Если понимать под словом “труд” всякую деятельность человека, направленную на создание техносферы — то, как понимают это материалисты-дарвинисты, то объективно: человек, как биологический вид, вынужден создавать техносферу, чтобы выжить наедине с природой. Мы не имеем когтей, шкуры, меха, ласт, клюва и зубов, наши органы чувств недоразвиты в сравнении с животным миром, а возможности выжить наедине с Природой близки нулю. Поэтому всё, что создаёт Человек — объективно обусловлено биологическими и физиологическими особенностями вида. Дом, кров, еда, плуг, повозка, книга, письмо, самолёт, спички и т.д. — всё это результаты такого труда, формирующие техносферу.

Если рассматривать в слове “труд” созидательный аспект человеческой деятельности, направленный на развитие его творческого потенциала, искоренение несправедливости в обществе, построение техносферы в гармонии с Природой, безопасность общественных отношений то эта фраза имеет место быть. В таком случае теория должна содержать и социологическую доктрину, дающую описание возможных путей построения такого общества. Реальность же такова, что человечество на рубеже 20-21 веков стоит на грани экономической, социальной, экономической и военно-политической катастрофы. Следовательно, человечество занималось далеко не тем, что можно назвать “труд созидательный”.

Если же обратиться к классификации трудовой деятельности человека, то действительно можно выявить две обобщающие категории — как всё то что делает человек чтобы что-то произвести, создать, придумать и всё, что он делает для того, чтобы создать условия и организовать создание техносферы. Поэтому труд можно условно разделить на управленческий и производительный.

Таким образом — всё что создаёт человек от стали и хлеба до картин и научных работ, — это продукты производительного труда. А всё, что направлено на обеспечение производства и созданию возможности производительного труда — это труд управленческий.

Заключение

Таким образом, теоретические разработки Маркса на рубеже XIX — XX веков дали хоть и убогую, но методологию, помощью которой люди смогли построить новое государство, создать человека с иным мышлением, победить в Великой Отечественной Войне, послать первого человека в космос и освоить Север. Но со временем люди, изучая марксизм, обращаясь к новым знаниям и сопоставляя теорию и практику — выявили несостоятельность некоторых положений теории Маркса. И это даёт нам новые возможности для развития и осмысления своей истории, науки и понимание новых задач, стоящих перед всем человечеством.

Источник

12345  5 / 2 гол.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь

1 комментарий

  • Dr ИнКоГниТо
    2019-10-04 08:19
    Из мраксизма:
    http://worldcrisis.ru/crisis/2525239 - Маркс. Карл Маркс. Революционер или реакционер?
    Вытекает:
    http://worldcrisis.ru/crisis/2121687(*Экономический идиотизм.Ч.1.*)
    http://worldcrisis.ru/crisis/2140929(*Экономический идиотизм.Ч.2.*)
    Как показала Практика - критерий истины.

    Разбирать тонкости процесса должны специалисты, похоже психиаторы...

    Ответить
efimovfree

Новости Разумей.ру

Назад

Достойное

  • неделя
  • месяц
  • год
  • век

Наша команда

Двигатель

Лента

Россия — щедрая душа
Видео| сегодня 09:08
Общий взгляд на историю
Статья| 2019-10-13 20:06
Шпионы Путина
Видео| 2019-10-09 09:23

Двигатель

Опрос

По сообщениям прессы от 15 июля В.А.Ефимов признал свою вину по предъявленным ему обвинениям. Какая возможная подоплёка случившегося?

Блоги на Разумей.ру

Информация

На банных процедурах
Сейчас на сайте

Популярное

 


© 2010-2019 'Емеля'    © Первая концептуальная сеть 'Планета-КОБ'. При перепечатке материалов сайта активная ссылка на planet-kob.ru обязательна
Текущий момент с позиции Концепции общественной безопасности (КОБ) и Достаточно общей теории управления (ДОТУ). Книги и аналитика Внутреннего предиктора (ВП СССР). Лекции и интервью: В.М.Зазнобин, В.А.Ефимов, М.В.Величко, В.В.Пякин.