(...продолжение к статье https://www.planet-kob.ru/analytics/7910/kuda-uhodit-iniciativa )
Хотя бывают и ещё совершенно безумные идеи, что можно истребить здесь всё население, а после этого заместить его пришлыми народами. Такие идеи основываются на генетических особенностях человека. В последнее время получили широкое развитие генетические исследования. Люди начали уделять большое внимание развитию науки, где получает своё развитие генетика. Конечно, генетика человека оказывает влияние на развитие человеческого общества, но её роль сильно преувеличена. Как доказательство можно привести пример того, что все идеи и цели в коллективных отношениях, построенные на генетических основах, приводят общество в тупик достаточно быстро.
Гораздо важнее, что остаётся в развитии общества после человека. Зачем живёт человек? Что останется после его ухода? Вся негенетическая информация, которую привносит каждый отдельный человек, является культурным наследием всего общества. Именно развитие человеческой культуры являет собой ключевую роль для общества.
Культура общества, которая тоже развивается, оказывает влияние на генетику человека ничуть не меньше, чем генетика людей оказывает влияние на культуру. Современная культура в полной мере определяет нашу генетику. Болезни и врождённые генетические пороки человеческого общества являются, прежде всего, следствием нашей культуры. Культура нашего общества оказывает мощнейшее воздействие на нашу генетику, на биосферу, на природу, на место, где мы живём. Изменяя культуру, мы изменяем генетику будущего.
Если же говорить о нашей генетической сути, от которой начало отталкиваться развитие культуры человеческого общества, то сегодня нет таких людей, которые могли бы конкретными фактами показать, почему процессы нравственного развития нашего общества обогнали процесс глобализации. Это отличает нас от допотопной цивилизации атлантов, где процессы глобализации завершились раньше, чем нравственное развитие общества смогло обеспечить устойчивость глобального общества. Судя по всему, наша цивилизация опирается на более материальные генетические аспекты, нежели это было в допотопной цивилизации. Это объяснимо тем развитием, которое получила наша культура.
Развитие технократии нашей культуры не выходит за рамки тех физических законов, которые не позволяют нам не только осваивать космос, но и безвозвратно разрушить планету в самоубийственной войне. Ядерное оружие появилось в тот момент, когда процессы глобализации подошли к завершению определённого этапа, когда наше общество вынуждено обратить внимание на собственную нравственность. На поступки, которые ещё вчера для нас были допустимы, а сегодня они оказываются для нашего выживания просто неприемлемыми. Мы вынуждены поднимать ценность человеческой жизни, а мировые войны оказываются невозможными по причине того, что победителей в ядерной войне не будет.
Теперь нам всем необходимо договариваться между собой. Ценности человеческой культуры выходят на главный план. Теперь нам необходимо обращать внимание на развитие человеческого общества по принципам принадлежности нас по типам строя психики. Чем человек отличается от человекообразного примата? Теперь нам необходимо поднимать ценность каждой человеческой жизни, как носителя своего смысла. В этом и заключается процесс развития нашей культуры – развитие человечности. Это совсем не означает, что нам не нужно уделять должного внимания нашей генетике. Но сегодня очистка нашей культуры является приоритетной задачей, решив которую, мы решаем проблемы нашей генетики. Учитывая, что все наши генетические искажения и отклонения обусловлены нашим культурным развитием, то начинать преображения самих себя нам необходимо с преображения собственной культуры.
В этом и заключается конфликт современного общественного развития. Без очистки нашей культуры, глобализация не сможет состояться в полной мере. По крайней мере, Россия имеет устойчивую культурную основу, которую нельзя уничтожить никакими генетическими экспериментами и истреблениями. Истоком такого общественного устройства стала Восточно-Европейская равнина, где в глубокой древности зародился Русский Дух. Огромные территории, которые населяли разные малочисленные этнические и культурные группы людей. Продолжительная и снежная зима запирала территорию от вторжения на длительный период времени. Непроходимые леса, болота, разветвлённая речная сеть. Сама территория на сотни километров представляла собой самый богатый ресурс для населяющих её народов.
Культурные ценности здешних людей совершенно отличают их от всего остального мира. Здесь рождена культура использования ресурсов близко к исходному виду. Ягоды, грибы, зверь, рыба, древесина, чистая вода – ценности Руси отличаются от ценностей других народов. Золотые унитазы и карнавальные тряпки для выживания в такой культуре не пригодны, потому здесь большого накопления таких предметов не было никогда. Для других народов, которые имели совсем другие ценности, ограбление данной территории с целью наживы никогда не было делом большого ума. На огромных территориях можно положить всё войско. Ради чего?
Условия природной среды диктовало своё отношение к справедливости. Рабство здесь всегда было бесперспективным занятием. Потому человеку, оказавшемуся здесь волею судьбы, давали надел, место в общине – тянуть чужую судьбу никто не хочет. Среда выживания делала невозможной эксплуатацию человека человеком. Умереть здесь, нужно было умудриться, но помощь от общины может прийти, если человек не врёт и не халтурит. Причём, речь идёт о предоставлении возможностей потенциала для существования в общинной среде, нежели решения конкретных проблем. Выражаясь современным языком, община имела некий общественный сход хозяйственников, ответственных людей, прежде всего, за свою судьбу, за свою семью, принимающими жизнь непосредственным участием.
Общественное объединение людей всегда имело закономерную значимость. Условия выживания диктовали объединение ответственных людей, когда тихая спокойная жизнь прекращалась. В стрессовых ситуациях люди вставали перед задачей принятия мгновенного решения проблем и ответственности в коллективе независимо от личностных, культурно-религиозных предрасположенностей. Природная стихия или война с многочисленными врагами делали объединение людей единственным способом выживания. Сохранение же общества в условиях войны с превосходящими силами противника заставляло людей создавать нестандартные решения и методы ведения войн с опорой на природные условия.
Естественно, что всю наносную культуру, которая привносилась к нам в связи с расширением цивилизационных границ, глобализацией, русские люди переустраивали на собственный лад. Сама система выживания диктовала (и диктует до сих пор) преломление чужеземных идей, религий, традиций, взглядов на жизнь человека и общества вообще. Никогда и никто не смог приземлить на этой территории устойчивого рабского мировоззрения. Дело совсем не в генном наследии, не в славянах, не в цветах и разрезах глаз, не в национальностях и не в крови. Завезите сюда хоть миллиард китайцев, и вопрос будет лишь в том, через сколько поколений из них выветрится раболепство, а выжившие здесь их потомки станут русскими по духу, если не разбегутся сами.
Отношение к личностной ответственности является нашим культурным достоянием. Управление общественным укладом на нашей территории организовано таким естественным образом, что здесь не может оказаться случайного человека, по родословной, по знакомству. Если же таковые появляются вследствие пришлой культуры, то людям плевать, каким образом управленец будет решать задачи организации. Никто никого не собирается тянуть на своей шее. Любая ошибка принимается на критику о скудоумии, недальновидности, лени. С другой стороны, мешать личностному становлению человека и его семьи нельзя даже государству. Эксплуатация чужого труда здесь рассматривается, как самый тяжкий грех. Стоит ли удивляться тому, что современные бизнесмены, которые быстро возводят собственные предприятия с надеждой эксплуатировать чужой труд, мгновенно сами же оказываются рабами собственного коллектива работников, каждый из которых готов эксплуатировать инициативу своего нанимателя-работодателя? Покажите, на какую шею сесть – они сядут всем скопом и будут ехать до тех пор, пока предприятие не развалится, после чего пойдут искать другого нанимателя.
В этом плане, мы защищаем так называемую частную собственность от эксплуатации и поборов, потому что там присутствует инициатива людей не виснуть на шее остального общества и брать ответственность за себя и близких в разных проявлениях будущего. Работай собственной головой и руками сам на себя, помогай другим становиться свободными, воспитывай в собственном коллективе не рабов, а партнёров, и худого слова тебе никто не скажет никогда. Если же ты решил поиметь коллектив, то жди подвоха, когда коллектив начнёт иметь тебя. Сам не поймёшь, как развалилось собственное предприятие, а в обществе ты приобретёшь не лучшую славу.
Потому здесь стоит разделять паразитов от честных инициаторов. В следующий раз, когда очередной предприниматель будет скулить о справедливой неотдачи своего дохода в бюджет в виде налогов, нужно ещё внимательно присмотреться, а не является ли он паразитом на теле общества. Тонкая грань, но она есть.
Пока спокойно жить можно, народ будет приспосабливаться до самого последнего своего дня. В этом “спящем” режиме человек подчиняет свой собственный жизненный путь себе. Все разговоры о совести, чести, обществе, о Родине имеют малое значение. Люди приспосабливаются к “среде обитания”:
- В деревне не стало денег? – нет разговоров о коллективном возрождении деревни, своей малой Родины, проще переехать в город.
- Разрушились дороги? – нет разговоров о коллективной организации в решении дорожных проблем, проще купить машину больше с большими колёсами. Причём, твоя большая машина будет быстрее разрушать общие дороги, но это приветствуется в обществе режима самовыживания больше, чем вопросы к совестному и бережному отношению к общему дорожному хозяйству.
- Медицина и образование становятся платными? – нет разговоров о возрождении бесплатных социальных благ. Либо ищи бесплатную нишу и втыкай своих близких и себя туда. В этом случае бесплатных мест на всех не хватит, но твоя личная проблема решена. И вроде бы декларативно чужих детей не бывает, и все имеют право на бесплатное образование, но свои дети всегда ближе, а дети остальных так финансово не достают твою семью. Либо зарабатывай больше денег. И так далее.
Всё это является нашей культурной особенностью. На первый и поверхностный взгляд можно сказать, что всё это банальное приспособленчество. Но любое приспособленчество растворяется в тяжёлых условиях выживания. Русский же человек себя спокойно чувствует даже в самых тяжёлых условиях. Ради патриотизма люди готовы жертвовать собой, объединяться в едином коллективе при первой же опасности, отдавать Родине всего себя.
Кроме того, русский многонациональный народ способен терпеть паразитов на своей шее, ухитряться, симулировать, изворачиваться и безмолвствовать до самого последнего момента, пока позволяет ситуация, пока сами паразиты будут способны тащить наш народ на своей шее собственной инициативой. Согласитесь, это неплохая черта нашего общества, которая позволяет нам прочувствовать на себе все пороки глобальной культуры, приобретать культурный опыт. Мы всячески уворачиваемся от сложностей, если нам не представляется возможным решить наши проблемы. Пользуясь этим, паразиты наращивают эксплуатацию нашей несвободы до тех пор, пока мы не сможем извернуться и перепрыгнуть на шею инициативы самих паразитов. С этого момента они сами спасают собственную систему управления до той поры, пока могут подменить своей инициативой всё русское общество. Роли инициативы меняются местами. Инициаторы всё более жалуются на безмолвствие народа, и желающих тянуть всё общество на себе становится всё меньше и меньше. Инициатива уходит с ведущих ролей, система тухнет. После чего начинается бунт безсмысленный и безпощадный. Планка падает, глаза наливаются кровью, кулак сжимается, и теперь под руку лучше не попадать. Один из таких моментов, который происходил в нашей истории, прекрасно описал Александр Сергеевич Пушкин в «Капитанской дочке»:
“Тут Иван Кузмич обратился к нам, и всё внимание его устремилось на неприятеля. Мятежники съезжались около своего предводителя, и вдруг начали слезать с лошадей. “Теперь стойте крепко” – сказал комендант; – “будет приступ…” В эту минуту раздался страшный визг и крики; мятежники бегом бежали к крепости. Пушка наша заряжена была картечью. Комендант подпустил их на самое близкое расстояние, и вдруг выпалил. Картечь хватила в самую середину толпы. Мятежники отхлынули в обе стороны и попятились. Предводитель их остался один впереди… Он махал саблею и, казалось, с жаром их уговаривал… Крик и визг, умолкнувшие на минуту, тот час снова возобновились. “Ну, ребята”, – сказал комендант; – “теперь отворяй ворота, бей в барабан. Ребята! вперёд, на вылазку, за мною!”
Комендант Иван Игнатьич и я мигом очутились за крепостным валом; но обробелый гарнизон не тронулся. «Что ж вы, детушки, стоите?» – закричал Иван Кузмич. – «Умирать, так умирать: дело служивое!» В эту минуту мятежники набежали на нас и ворвались в крепость. Барабан умолк; гарнизон бросил ружья;…”
Уход нашего общества от эксплуатации инициативы со стороны паразитирующего меньшинства происходит неосознанно. Сегодня мы снова слышим старые лозунги, что бытиё определяет наше сознание. На самом деле биосферные закономерности определяют наше бессознательное, на котором мы живём, как на автопилоте. А сознание уже полностью подчинено нашему безсознательному. Отношение людей к своей и чужой собственности сегодня такое же, как и было тысячу лет назад. Ничего не изменилось. Русский Дух по-прежнему спит, а народ безмолствует. Постройте ещё одно государство для паразитов здесь, и оно таким же образом развалится. Обязательно развалится, если не в условиях безволвствия, то в условиях бунтов, когда Русский Дух просыпается и сметает всё на своём пути.
Один и тот же народ живёт в разных режимах. В одной режиме он проявляет запредельную инициативу, строит великую страну, побеждает мировой фашизм, покоряет космос и ядерную энергию. В другом режиме тот же самый народ безмолвствует и спокойно смотрит, как та же самая страна, которую ещё вчера все вместе строили, рушится.
Но есть и ещё другой путь, который можно пройти иначе.
Истоки инициативы.
До сих пор никто так и не научился мерить инициативу людей. Даже сторонники теории Гумилёва не в состоянии определить меры т.н. пассионарности людей, когда пытаются пассионарностью объяснить инициативу. Но инициатива не объясняется пассионарностью. Кроме того, инициатива – это реально существующее явление.
Сегодня мы живём в самый пик общественного разделения инициативы, когда систему общественного построения образно можно представить, выражаясь математическим языком, в виде набора огромного количества обыкновенных дробей. Числительные потенциалы естественным образом выражают мощность того или иного общественного движения. Создатели движений, идейные вдохновители, организаторы объясняют признанность в обществе их проектов именно этим, что позволяет им отстаивать свою идею с опорой на поддержку зачастую вполне определённого количества людей.
Если речь заходит об идейном наполнении того или иного общественного движения, то можно заметить, что поиск общего идейного “знаменателя” находится в момент начальной организации общественной команды. Люди ищут компромиссы, подбирают друг к другу “ключики”, потому что приведение общего знаменателя при собирании команды всегда увеличивает числительное значение потенциала, как всей команды, так и отдельного участника команды – дробной части от всего потенциала инициатив. После того, как общий знаменатель найден, возможности каждого отдельного человека возрастают, а у команды получается то, что не могло получиться у каждого отдельного от команды человека.
Всё это происходит неосознанно, успехи быстро приходят, а общие цели отдельного коллектива становятся чем-то знаменательным для участников самой команды и становятся настолько консервативными понятиями, что мало кому приходит в голову, что поиск общего знаменателя можно повторять с другими инициативами, тем самым увеличивая числительный потенциал каждого отдельного человека ещё больше. Проблема же состоит в том, что между образностью математических дробей и измерением конкретной инициативы нет ничего, чем мы могли бы воспользоваться.
Тем не менее, русская культура на то и русская, что даже в самый пик общественного разделения людей, мы можем говорить о стойких культурообразующих закономерностях нашего общества. Сегодня мы говорим о тех закономерностях, которые позволяли нам на протяжении многих веков заниматься собирательством земель самой большой страны в мире, которую населяют огромное число различных, по мнению и идеям, людей, общностей и культур. Эти закономерности подчиняют всё наше поведение и все культурные и общественные изменения, которые мы наблюдаем в себе и в нашем обществе в течение жизни на протяжении всей нашей истории.
Наше общество живёт в двух режимах самоуправления. Иногда оно позволяет себе индивидуалистическую распущенность. В этот момент появляется много идеологов, которые решили, что русский человек наконец-то созрел до уровня частного собственника, который укрывает непомерно высокие налоги от своего государства, объясняя это справедливой “неотдачей” последней рубахи. Когда же случается всеобщая беда, то тот же самый народ, который ещё вчера утаивал налоги от государства, решал свои личные проблемы наперёд общественных, вдруг отодвигает свои индивидуальные проблемы на второй, третий, десятый план и сплачивается вокруг собственного государства. Так было в годы Великой Отечественной войны, когда люди последние силы и средства, свои жизни отдавали Родине.
Так живёт наше общество и по сей день. То состояние нашего государства и экономики в мгновение ока может измениться, когда просыпается Русский Дух, и каждый человек соотносит собственную жизнь исключительно с Родиной. Сегодня никто об этом сказать не может. И даже наши враги-партнёры, которые не раз испытывали обман первой оценки русского общества, находящегося в состоянии покоя, не понимают, какой гигантский потенциал хранит в себе спящая Россия. И лишь изредка каждый из нас может наблюдать смену личностных приоритетов в людях, когда очередной паводок или пожар случается, и русский многонациональный народ снова на мгновение становится единым.
Сегодня мы переживаем очередной кризис устойчивости нашей государственности. Наше общество в очередной раз шатается от одного перекоса к другому. Поклонники старого, которые не привыкли смотреть в будущее, не понимают, что у нас нет пути назад. Тому примером служит современное постсоветское общество, которое задавало себе вопросы, какое общество теперь предстоит выстроить. На обломках старой советской системы снова встал вопрос об идеологии, монархическое православие просто вспомнили подобно тому, как старый рабочий проект взяли с полки, стряхнули пыль и попытались воскресить. Не получилось.
Сегодня много историков, которые справедливо указывают на слабости православного атеизма. Даже не самого атеизма, а тех нравственных пороков, на которые опирается русское православие. Но большинство этих историков пользуется этим только ради того, чтобы на фоне пороков православия показать плюсы марксистского проекта, умалчивая по собственному знанию или незнанию о пороках самого марксизма. И эти историки, преподнося нашу историю в определённом идеологическом контексте, становятся настоящими идеологами современности. Им вскружили головы победы советского прошлого, и теперь они кружат головы остальным людям. Их психика раздавлена собственной историей. Но кто из них готов сегодня обсуждать проблемы советского прошлого, которые привели к краху Советский Союз?
Союз развалился не просто так. Страница советской истории прочитана и перевёрнута. Назад пути нет, и старую советскую систему не возродить цитатами К. Маркса, как не удалось воскресить православие церковными песнопениями.
Чем знаменателен развал СССР? Конец советской эпохи знаменателен тем, что наше общество производило товары хуже, чем заграницей. Это привело к тому, что у советских людей собственная продукция начала меньше цениться, чем импортные аналоги. А ведь когда-то наша продукция считалась лучшей и имела для нас приоритет. Можно сколько угодно говорить об автомобилях, но мы даже одеться нормально не могли. Какое восхищение у нас вызывали итальянские сапоги и китайские термосы?
Отечественная продукция стала вызывать отвращение у самого же советского общества. Почему такое стало возможным? Что, советское общество разучилось производить? Куда девалась инициатива труда в среде рабочих? Куда девалась инициатива советского народа сохранения собственного государства? Почему современные историки не занимаются этими вопросами по существу? Почему их более всего интересуют отдельные личности, которые смогли навязать чуждую волю советскому обществу и развалить СССР? Они винят в крушении советского государства отдельных персонажей и внешних врагов советского строя, ставят это ключевым фактором. Сохранилось бы советское государство, если люди решили бы его отстаивать по-настоящему? Почему народ безмолвствовал в 1991-ом году?
Для людей, которые сталкиваются с управленческой деятельностью волей-неволей встаёт вопрос поиска инициативы людей. Пренебрежительное отношение к этому вопросу может привести в лучшем случае к неначавшемуся делу. В худшем случае, человек надеется на своё окружение, но по факту в трудную минуту остаётся один перед проблемами, подобно тому, как описано у Пушкина в «Капитанской дочке» (см. выше).
Из опыта большинства современных организаторов можно сказать, что 90% труда уходит не на само дело, а на ломку людей. Сумел сломать людей, то дело сделается. Ты – молодец, и коллектив тебя будет боготворить. Не сумел – коллектив тебя же растерзает. Если же ты решаешь полюбовно проявить инициативу, сделать что-то хорошее для людей, то всегда найдутся люди, которые утвердят, что у тебя ничего не получится. Если они решили, что у тебя ничего не получится, то помогать тебе никто не будет. Они же и палки в колёса будут вставлять, чтобы потом быть правым, что у тебя ничего не получилось.
Но иногда инициатива творит чудеса. Тому примеров масса. Вспомним хотя бы годы Великой Отечественной войны, когда инициатива во благо Родины была в каждом русском сердце. И дальше нужно было просто уметь добавлять к этой инициативе собственное умение организатора. Например, 316-ая стрелковая дивизия смогла завоевать звание гвардейской под руководством Ивана Васильевича Панфилова, который смог приложить свои организаторские способности к инициативе солдат. Причём, Панфилов применял совершенно иные методы, нежели ломка людей.
Чтобы очертить полный круг вопросов, необходимо ещё раз отметить, что в данный момент времени мы находимся на самом пике общественного разделения. Это существенно влияет на инициативу людей в целом. В преддверии начавшихся процессов объединения мы можем оценить инициативу людей сегодняшнего дня, изменение психодинамики общества от индивидуализма в сторону к коллективной деятельности.
Всё дело в том, что наше общество в данный момент переходит из одного уклада объединения в другой. Объединение на старых принципах сегодня невозможно, а новые принципы объединения мы ещё не понимаем, хотя неосознанно ощущаем, так как эти методы являются нашим культурным достоянием. Если же понимаем, то старательно их отторгаем, потому что этого требует наша культура. Процесс смены от одного уклада объединения к другому сопровождается определёнными разрушениями старых устоев нашей жизни, кардинальным пересмотром культурного наследия. Как результат, мы видим это в некоем отсутствии будущего, в апокалиптичности системы управления нашими социальными благами, нашей организацией труда, нашей жизнью. Всё это заставляет нас искать новые способы коллективной деятельности. Но для начала мы проходим путь самоидентичности.
Именно это мы и поставим во главу угла нашего рассуждения, но никак не попытки создания метрологической теории об инициативе вообще. Это совсем не означает, что нам следует откинуть метрологию в наших рассуждениях. Наши рассуждения должны быть адекватны жизни. И здесь можно предложить лишь компромисс для людей, которые всё-таки ходят с линейкой по жизни и всё проверяют своей системой измерения. Математическим образом цели человека можно уподобить набору векторов, списку целей по принципам математических чисел (со стрелочкой наверху).
У каждого человека множество целей. Их совокупность или сложение составляет некий общий вектор целей конкретной направленности. Если этот вектор согласован с совестью, тогда человек вышел на свой смысл жизни. Совесть указывает ему цель Мироздания и стыкует его субъективные цели с Мирозданием в целом. Но это идеальный вариант, который ещё никак не гарантирует человеку идеальной жизни, потому что реальная жизнь всегда отличается от идеала на определённую меру отклонения. Тем не менее, про такого человека уже нельзя сказать, что он живёт свою жизнь безсмысленно.
Если сложением всех векторов мы получаем абсолютный «0», то про человека можно сказать, что он – идеальный нигилист. Такое происходит, когда человек замыкается в себе, и его вектора складываются между собой. Будучи даже самыми великими, его цели могут заниматься самоотрицанием.
Идеальный нигилист убеждён, что Добро победит зло в любом случае, потому можно ничем не заниматься. Это самое опасное состояние для человека, потому что Мироздание не терпит безцельного пребывания. В этом состоянии человек способен выстраивать безконечные философские цепочки взаимоисключающих вопросов и ответов. Он умничает на публике, его острота и превосходство делает его мастером мысли на фоне других. Настоящий нигилист десять раз построит собственную теорию и столько же раз её разоблачит. Но, одновременно с этим, он не может решиться сделать какой-либо маленький шаг. Это состояние близко к смерти по мере безцельности. Его жизнь безсмыслена. Мироздание в этом случае помочь не может, потому что оно помогает только целеустремлённым людям. Сначала человек решает для себя необходимость развития, а потом ему приходит помощь в жизни, но никак не иначе.
Нигилисту может помочь другой человек. Усилив одну из целей, можно изменить весь вектор целей. Либо добавить отрицания к рассуждениям нигилиста и перекосить его выводы. И тогда жизнь вчерашнего нигилиста обретает какое-то значение. Система приходит в целенаправленное движение, а человек, возможно, обретает какой-то смысл.
Таковы два состояния для человека, между которыми он сам определяет свою деятельность. И поскольку инициатива выступает психологическим явлением человека, то подавление того или иного вектора происходит посредством подавления психики человека самостоятельным волевым способом либо посредством воздействия на психику извне.
Свобода подобна горному воздуху. Слабому она непосильна. Кто сумел разкрепостить собственную инициативу сегодня, тот уже может считаться свободным человеком. Такое становится возможным, когда человек осознаёт собственное предназначение, и это предназначение уже само определяет его интересы в жизни, инициативу в деятельности и место в обществе, как личности. Потому, самым лучшим гарантом свободы и устойчивости инициативы человека является открытая совесть.
Возвращаясь к вопросам противостояния сторонников культуры и генетики между собой, стоит отметить ошибочные мнения тех и других при поиске инициативы в русле данных вопросов. Одни считают, что генетика является главным отличием нас от других народов. Их противники то утверждают, что культура – глава всему. У многих людей вообще нет различия культуры и генетики. Для них всё это сводится к абстрактному и загадочному менталитету русского человека, который объясняет всё.
Да, Мироздание небезсмысленно. Каждый из нас родился именно там, именно в то время, именно в той семье, но и именно в той культуре.… Это лишь обуславливает наш генетический потенциал, который, конечно же, вносит коррективы в смысл жизни каждого из нас. Каждая клеточка нашего организма является маленькой частичкой того смысла, ради которого человек живёт. Если человек решил отклониться от своего предназначения, то может случится и так, что каждая клетка начнёт противостоять стремлениям человека по мере его отклонения от смысла жизни. Человек начнёт терять здоровье. Часто случается и так, что клетки организма отторгают само тело, став в собственном теле чуждыми злокачественностями. Такие болезни уже не лечатся никакой химией и вырезаниями. Человек просто обречён умереть из-за того, что решил жить не собственной жизнью.
Человек не является статичным сосудом, который был заполнен от рождения и закупорен в момент рождения или в момент получения школьного аттестата, чтобы не меняться до самой смерти. Кроме того, само Мироздание предполагает многократное изменение жизни человека. Потому нам стоит обращать внимание на то, что с изменением самой жизни, с изменением культуры нашего общества мы вынуждены изменяться, корректировать свои цели. Так меняется наше социальное поведение.
Ещё один важный текущий момент, который нельзя не учитывать сегодня, когда человек опирается на инициативу других людей. Развитие общества подвело каждого из нас к определённой черте. Мы наступили на грань, за которой нельзя убивать чужую инициативу. Теперь нам нужно учиться рассматривать любую инициативу, как свою – каждый из нас несёт ответственность за ВСЁ общество. Потому, нам необходимо не только учиться выстраивать собственное будущее, но и находить своё место в общем мире. Это подразумевает взаимодействие своей инициативы с инициативой других людей.
Время, когда можно было убивать, гасить или уводить в сторону чужую инициативу, заканчивается. Наступает время, когда инициатива людей начинает взаимодействовать друг с другом. Старые принципы объединения перестают работать. Нам нужно переучиваться, менять культуру объединения инициативы в целом, а эксплуатацию чужой инициативы искоренять полностью. Здесь важен каждый человек – насколько он инициативен, совестлив=свободен, готов создавать собственное будущее. Пока мы не научимся создавать собственное будущее, нам не удастся построить тот мир, в котором мы хотели бы жить.
Отсюда следует ещё одно правило, что объединение людей теперь возможно только из числа свободных. Потому, сегодня категорически нельзя снимать с человека ответственность, помогать ему решать вопросы собственной ответственности. Именно этот факт разрушает современные коллективные отношения, которые выстраиваются по культурным принципам старого времени, когда собственную ответственность можно было перекладывать на кого-то другого (начальников, подчинённых). Объединение людей будущего заключается, прежде всего, в объединении ответственности.
Вектор целей каждого человека сложен многими целями. Отношение к целям другого человека определяет нас нравственно. Каждая цель никогда не бывает случайна. Отношение к целям жизненного процесса нас также определяет нравственно. Стоя на черте, мы оглянулись назад. Что мы теряем?
Индивидуалистический подход к построению коллективных отношений предполагает выстраивание целей идеолога посредством соединения отдельных целей людей и подавление всех остальных целей. Выстраивание для себя нужных и ненужных целей сам идеолог определяет нравственно. Само собой, определение “нужных” целей обусловлено субъективизмом идеолога. Индивидуалистический подход к построению будущего не даёт идеологу рассматривать все цели людей, как единую систему развития целеустремлённого общества. В этом и проявляется настоящий демонизм, а иногда и сатанизм идеологий – подавить или обрезать другие инициативы. Такая система общественного устройства предполагает безответственное отношение к жизни большинства людей. Это прошлое.
Ответственность за собственное будущее человека предполагает определение собственных целей. Задача многократно усложняется тем, что человек сегодня не может выстроить цели, какие попало. Его цели должны быть встроены в Мироздание. Учитывая, что наше общество глубоко атеистично, а совесть и стыд сегодня стараются задавить с раннего детства, то свобода для подавляющего большинства людей кажется делом каким-то запредельным.
Вместо того чтобы начать прислушиваться к собственной совести и тем самым войти в русло жизни, люди начинают взращивать в себе безнравственные демонические проявления. Наглость, подавление чужой воли и инициативы в пользу себя испокон веков выглядит куда привлекательнее, чем ответственная жизнь и бережливое отношение к чужой инициативе. Они пользуются тем, что на рубеже эпох открывается свобода для всех. Люди всё делают, чтобы не расти нравственно, чтобы не брать ответственность за будущее на себя, чтобы превратить свободу во вседозволенность.
Со стороны безответственная жизнь может показаться куда привлекательнее. Безответственность сегодня воспринимается в качестве настоящей свободы. Но в безнравственном упоении собственной наглости, лживости и безответственности перед остальными людьми, перед своим будущим люди просто разбивают голову о действительность, когда иллюзии растворяются, а по-другому жить они просто не научились. Сегодня уже ничто не мешает людям разбить свою голову о то будущее, которое они создают сами для себя.
Всё в жизни происходит не случайным образом. Увидеть закономерности нашей жизни помогает совесть. Совесть выстраивает все вектора в единую систему развития общества. Каждая цель находит отклик в целях других людей. Так возникает инициатива, которая многократно умножается в коллективной направленности.
Каждая встреча человека с другими людьми неслучайна, несёт свой смысл. Общество же устроено таким образом, что каждый человек участвует в жизни другого человека. Такая система подобна мозгу человека, в котором выстроена система связей между нейронами. Потеря любого нейрона или связей между нейронами означает утрату способностей мозга. Подавление нейронов чревато тем, что мозг никогда не выйдет на максимум своей мощности. Нечто подобное создаётся в нашем обществе, которое может быть представлено коллективным интеллектом – 15 миллиардов локальных смыслов огромного жизненного процесса.
В такой простой и краткой форме можно представить инициативу людей.
Конечно, смотря на реалии глазами современного человека, каждый из нас оценивает наше общество своими мерилами. Кто-то полагается на свой сильный кулак. А кому-то становятся известны более изощрённые механизмы заставить общество работать на себя. Вопрос стоит только в том, когда человек подойдёт к той грани, когда будет вынужден считаться с мнением всего остального общества. Учитывая, что большинство людей уже стоят перед выбором собственного будущего, то цепляться за старую безответственную жизнь просто глупо. Есть риск не успеть перестроиться в тот момент, когда всё общество будет становиться по-настоящему свободным. Как говориться, семеро одного не ждут.
Понимают ли это новые идеологи современности? Или они хотят увлечь за собой в очередной перекос истории большое количество безсмысленных людей, благодаря которым постараются убить или подавить инициативу остальных несогласных? Что они будут делать, когда подавят очередную инициативу в обществе? Будут ишачить на весь народ?
Другая сторона этой медали такова, что современные идеологи, как и во все времена, решили взять ответственность за судьбы ведомых людей. А сами люди решили опять найти виноватых в собственном отношении к жизни и к собственному будущему? Но такого не бывает, что человек оказывается в будущем, которое он хочет, ничего не делая. Или они снова решили найти ответственного “козла отпущения”, у которого ничего не получится? Возможно ли это сегодня? Идти вперёд с повёрнутыми назад головами? Понимают ли они, что эти “козлы-провокаторы” разобьют себе головы и заведут людей в очередной тупик?
Помогать же любой чужой инициативе сегодня можно, не боясь, что она заведёт человека не туда. Инициатива в современных условиях является уроком или прорывом. Но в любом случае она способна вернуть человека в русло жизни, даже путём проб и ошибок. Важно, не отключать совесть, чтобы не заблудиться во всём многообразии жизни.