Вход

Двигатель

Современные дети, самоконтроль и зефирный тест

3 июня 2018 в 13:50 | Емеля |Люся Ширшова | 2127 | 0

Почему африканские дети проявляют больший уровень самоконтроля, чем дети западного мира

Наверняка вы замечали детей, нетерпеливо ёрзающих на стульях в очереди, или тех, кто каждые две секунды задаёт вопрос «А долго ещё?».

В 1960–1970-х годах Стэнфордский психолог Уолтер Мишель вместе с коллегой исследовали интересный вопрос: в каком возрасте дети становятся способны к самоконтролю — например, могут спокойно подождать обещанного.

Умение сдержать собственное нетерпение и сиюминутное желание получить какой-нибудь результат свидетельствует о способности контролировать своё поведение. Чтобы выяснить, насколько маленькие дети способны к самоконтролю, исследователи провели серию знаменитых «зефирных тестов»(Marshmellow Test).

Один зефир сейчас или два, но позже?

Детям от четырёх до шести лет экспериментаторы предлагали такую сделку: ставили перед ними тарелку с одним зефиром-маршмеллоу (на его месте могла быть другая сладость). Прежде чем обрадованный ребёнок хватался за угощение, экспериментатор делал соблазнительное предложение: не есть зефир сейчас, а подождать 15 минут и получить уже два зефира. После этого ведущий эксперимента удалялся, оставив ребёнка наедине с соблазном — просто пустая комната, ребёнок и тарелка. Никаких отвлекающих факторов.

Современные дети, самоконтроль и зефирный тест

Как вели себя дети?

  • Одни дети (их меньшинство) хватали зефир сразу, как только экспериментатор выходил из комнаты.
  • По поведению остальных детей было заметно, насколько сложно им даются попытки сдержать себя — они нетерпеливо болтали ногами, нервно теребили одежду и волосы, в сердцах отворачивались от тарелки и закрывали руками глаза, трогали зефир пальцем и нежно поглаживали его.
  • Треть из этих героев смогла достойно выдержать испытание и дождаться двойной порции зефира.

Это более свежее воспроизведение эксперимента с современными детьми

Эксперимент на этом не закончился: в течение последующих 40 лет психологи наблюдали за детьми-участниками «зефирного теста» и оценивали их социально-эмоциональные навыки, академическую успеваемость, психологическое и физическое здоровье и другие критерии, которые могли бы свидетельствовать о жизненном благополучии. Выяснилось, что те, кто смогли в детстве продержаться до конца эксперимента и получить два зефира, показывают более высокие результаты и в целом их можно считать более успешными в жизни. Видимо, их способность к самоконтролю сформировалась в нужный возрастной период и позволила им адекватно воспринимать различные жизненные препятствия, удачи и неудачи.

Интерпретация результатов эксперимента и последующих многолетних наблюдений до сих пор вызывает дискуссии в психологическом сообществе. Условия эксперимента построены таким образом, что задействованы оказываются не только механизмы самоконтроля, но и такие механизмы, как доверие авторитету (а вдруг экспериментатор не вернётся через 15 минут?) или способность подчиняться указаниям (а что будет, если я не послушаюсь?). Наверняка какая-то часть детей, участвующих в тесте, съела зефир не только потому, что не могли себя сдержать, но и по другим причинам.

Это ещё не всё

Летом 2017 года современные психологи во главе с Беттиной Ламм повторили Стэнфордский «зефирный тест». Впервые в этом каноничном эксперименте приняли участие дети, выросшие не в западной культуре — четырёхлетки из этнической группы нсо народа тикар, Камерун.

Исследователи решили изучить, насколько социокультурные аспекты влияют на прохождение «зефирного теста». Может ли быть, что дети, выросшие в западной культуре, ведут себя иначе, чем дети из традиционных культур?

Современные дети, самоконтроль и зефирный тест

Типичная германская семья

Современные дети, самоконтроль и зефирный тест

Типичная картинка из быта народа нсо, Камерун

В эксперименте принимали участие две группы детей: одна — дети из Германии, растущие в семьях среднего класса, другая — дети, растущие в сельской африканской местности, в домах из глины, без водопровода и электричества.

Камерунским детям, конечно, предлагали не зефир (они даже не знают, что это такое), а местную мучную сладость «пафф-пафф».

Угадайте, какие дети справились с ожиданием лучше — немецкие или камерунские?

Африканские дети однозначно уделали западных: дождаться окончания срока ожидания смогли 30% немецких детей и 70% камерунских. Кроме того, немецкие дети проявляли гораздо больше эмоций при ожидании — они плакали от бессилия, ёрзали, хмурились, сучили ногами и явно нервничали.

Они действительно боролись со временем — играли с пальцами, говорили сами с собой, пытались всячески себя отвлекать от ожидания. Камерунские дети просто сидели и ждали. 10% из них даже заснули.

Исследователи честно признаются, что явных причин такому поведению маленьких африканских детей они не нашли. Но одна из возможных гипотез состоит в стиле родительского поведения.

Камерунские дети очень рано учатся контролировать свои негативные эмоции во многом благодаря тому, что с первых месяцев жизни у них не возникает необходимости их выражать. Камерунские мамы кормят младенцев даже не по первому требованию, а совсем без требования — ещё до того, как ребёнок попросит и начнёт выражать чувство голода или дискомфорта.

В этом есть некоторый авторитаризм: матери верят, что они лучше знают, что нужно ребёнку; они не ловят сигналы от ребёнка и даже не ждут их возникновения. Такая модель воспитания продолжает действовать и в последующие годы ребёнка — мамы ожидают от детей послушания и уважения, давая им необходимое тогда, когда считает нужным мама.

Дети в свою очередь почти не выражают своих личных желаний и всегда готовы подождать, зная, что правила, устанавливаемые мамой и взрослыми, незыблемы.

Западным мамам не приходит в голову кормить ребёнка тогда, когда он этого не просит, и не кормить тогда, когда он просит. В западной культуре существует либо парадигма «кормления по расписанию» (даже если это неудобно и маме, и младенцу), либо «кормления по первому требованию» (когда в сущности графиком мамы управляет младенец). В первом варианте ключевым недостатком является внешний контролёр — расписание, а не потребности мамы. Во втором варианте контролёром является ребёнок, который пока не способен осознавать свои потребности и нуждается во внешнем контроле.

Возможно, опыт африканских сельских детей ещё раз напомнит родителям, что твёрдые правила (но не диктатура), последовательность в своих действиях (но не маниакальная дотошность) и ответственность за них — это потенциальная основа для формирования способности к самоконтролю и базового доверия к миру с малых лет.

Источник

12345  5 / 14 гол.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь

Нет комментариев

 

СССР

Достойное

  • неделя
  • месяц
  • год
  • век

Наша команда

Двигатель

Комментарии

Каиргали
21 ноября в 11:34 6
Аким Сокол
17 ноября в 16:08 3
Ярас
14 ноября в 12:25 2
Олег
4 ноября в 08:15 1
СБ СССР
26 октября в 13:26 1
Аким Сокол
25 октября в 04:22 7
Олег
23 октября в 07:57 1
Александр Вершинин
6 октября в 05:10 1

Лента

Золотое предвидение депутата
Статья| 28 ноября в 10:19
Чем бабахнула "Аврора"?
Статья| 22 ноября в 09:35
Боевая философия 2025
Видео| 18 ноября в 10:19
Слава и религия бесчестья
Статья| 15 ноября в 10:13
Забудь себя и будешь сытый
Статья| 14 ноября в 12:59
В ранге русского историка
Статья| 1 ноября в 09:28
Безинфляционная валюта БРИКС
Видео| 29 октября в 23:57
Через тернии
Статья| 24 октября в 09:40
Рабы управляемые рабами
Аналитика| 21 октября в 13:49
Главное о суверенитете
Видео| 20 октября в 15:53
Прорва в погоне за радостью
Статья| 19 октября в 13:15

Двигатель

Опрос

Остановит ли Трамп войну на Украине?

Информация

На банных процедурах
Сейчас на сайте

 


© 2010-2024 'Емеля'    © Первая концептуальная сеть 'Планета-КОБ'. При перепечатке материалов сайта активная ссылка на planet-kob.ru обязательна
Текущий момент с позиции Концепции общественной безопасности (КОБ) и Достаточно общей теории управления (ДОТУ). Книги и аналитика Внутреннего предиктора (ВП СССР). Лекции и интервью: В.М.Зазнобин, В.А.Ефимов, М.В.Величко.