Россия в последние два года уверенно вышла на первое место в мире по добыче нефти, опережая США и Саудовскую Аравию. Однако сложившаяся с конца 90-х годов прошлого века олигархо-капиталистическая система заботится только о собственном обогащении – даже если оно напрямую связано со слабым рублем и обнищанием населения. Простой пример замкнутого круга, в который компрадоры загнали российский народ – непрекращающийся рост цен на топливо. Многие СМИ отметили темпы роста литра 92-го и 95-го бензина до 5 руб. за неделю. И это – при рекордно высоких ценах (за последние четыре года) ценах на нефть и ожидании их дальнейшего роста. «Катюша» разбирается, кто виноват в столь абсурдном, на первый взгляд, положении дел.
В нашей постмодернисткой реальности не работают даже классические законы рынка вроде «спрос определяет предложение». Цены на бензин почти в десять раз опережают инфляцию и растут практически ежедневно – регулярным посетителям АЗС не надо много об этом рассказывать. Таргетирование инфляции, которым вроде бы успешно занимается глава Центробанка Набиуллина, не помогает. Не улучшает положение и стабильный рост стоимости барреля нефти. Последний раз подобная динамика роста имела место четыре года назад – до обвала января 2015 года. Дельцы из финансово-экономического блока тут же зацепились за данный факт, назвав его причиной подорожания бензина. Такое мнение высказали первый зампред ЦБ Ксения Юдаева и представитель Минфина Александр Сазанов. Интересно, где же были наши экономисты в 2015, 2016 годах? Ведь на протяжении всего периода дешевой нефти цены на топливо в России точно так же стабильно ползли вверх.
Картина станет полной, если включить в тему фактор недооцененного рубля, который стараниями рыночных спекулянтов из того же ЦБ, любителей тратить милларды на «Форексе», при растущей нефти продолжает падать вниз. Простая статистика показывает, что при стоимости барреля выше 65 долл. российский бюджет наполняется нефтедолларами более, чем наполовину. В долларах исчисляют свою прибыль все российские нефтяные гиганты («Роснефть», «Лукойл», «Газпромнефть»), владеющие 60% автозаправок в нашей стране. Таким образом, благополучию сырьевых олигархов очень мешает как рост рубля по отношению к доллару, так и дешевый бензин. По первому пункту, судя по заявлениям ответственных лиц, у Минфина и ЦБ с ними полный консенсус.
«Вы видите, сейчас нет такой жесткой прямой зависимости нефти и курса. На рубль сейчас много что влияет. В том числе и решения Федеральной резервной системы США, которая, как ожидается, может повысить ставки, поэтому будем смотреть. Мы тоже не заинтересованы в укреплении курса (!!!)», – так говорил министр финансов Силуанов (ныне первый вице премьер) летом 2016 года.
И его ведомство строго придерживается заявленной линии. В текущем году Минфин запланировал покупку рекордных 46 млрд. долларов, а суммарно за 2018-2021 гг. правительство приобретет на рынке больше 150 млрд. долл., вложения в американские зеленые бумажки станут одной из крупнейших статей расходов федерального бюджета. ЦБ тем временем продолжит регулярную скупку американских гособлигаций, выполняя указания ФРС. То есть кубышка продолжит наполняться, рубль будет искусственно сдерживаться, а экономика (прежде всего – реальный сектор) так и не получит новых вливаний. И нефтяники будут по-прежнему жить припеваючи – на полях ПМЭФ-2018 Силуанов заявил, что Правительство не намерено облагать дополнительными налогами их сверхдоходы и не собирается вливать в бюджет «конъюнктурные доходы» (выражение самого министра) от дорогой нефти.
Да и по второму пункту – спекулятивным ценам на бензин – расхождений у либералов во власти с сырьевыми олигархами до недавнего времени не было. Акцизы на топливо и добычу полезных ископаемых росли ежегодно, а расплачиваться за это приходилось нам с вами – непосредственно на АЗС. И на 2018 год был запланирован двухразовый рост акцизов, о чем ранее сообщал Силуанов. Но похоже, абсурдность нынешнего ценообразования дошла в том числе до верховной власти, которая вмешалась в ситуацию. На протяжении 15 лет Президент Владимир Путин называл цены на бензин «спекуляцией», обещал разобраться, «надавать по рукам» производителям топлива, которые могли «вступить в сговор» (слова самого Президента). И вот с 1 июля Правительство решило (явно внепланово) впервые за многие годы снизить акцизы на топливо: на дизель – примерно на две тыс. руб. за тонну, на бензин – на три тыс. руб.
Поможет ли эта мера автолюбителям и перевозчикам – большой вопрос. Если наши сырьевые компрадоры, реализующие большую часть продукции за границей, будут и далее создавать искусственный топливный дефицит в России, выравнивая свои экспортные прибыли с импортом, ситуация продолжит усугубляться. Система наваривания на простых гражданах очень проста, не далее как вчера ее раскрыла Федеральная антимонопольная служба, разместившая на своем сайте официальное предупреждение компании «Роснефть».
Со ссылкой на данные Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ) ФАС указывает, что с начала года и по 23 мая национальный биржевой индекс марки на автобензин марки Аи-92 вырос на 33,1%, Аи-95 – на 33%, летнее дизтопливо – на 23%. Розничные цены на бензин увеличились на 3,5% и на дизельное топливо на 4,1%. Как сообщил начальник управления регулирования топливно-энергетического комплекса и химической промышленности ФАС Дмитрий Махонин, одной из причин резкого роста цен на автомобильные бензины и дизельное топливо является снижение нефтяными компаниями объемов реализации моторного топлива на внутренний рынок
«Основная доля снижения объемов реализации нефтепродуктов приходится на «Роснефть». Компании выдано предупреждение, установлен срок до 8 июня 2018 года, в который «Роснефть» должна прекратить нарушать антимонопольное законодательство. ФАС указывает, что «Роснефти» надлежит обеспечить производство светлых нефтепродуктов и их устойчивую поставку на внутренний рынок в объеме не менее 20% от объема добытой нефти в России», – гласит заявление ФАС.
Но компрадоры работают по совсем другим принципам, в том числе морально-нравственным. Выкачивая нефть в России, они ориентированы прежде всего на снабжение «уважаемых партнеров» на Западе, ну и конечно – себя любимых (нефтедолларами). Постоянно растущая выручка за бензин внутри страны – это для них лишь приятный бонус, премия к основным доходам. Если же что-то идет не так, всегда можно использовать опцию «звонок другу». Так, спустя несколько часов после появления предупреждения «Роснефти» оно исчезло с сайта ФАС.
«Действительно, сегодня на сайте ФАС России был опубликован релиз о выдаче компании Роснефть предупреждения. Однако он был удален ввиду технических неточностей. Завтра в первой половине дня на сайте ФАС России будет опубликована полная версия релиза о выдаче предупреждений», – сообщили ТАСС в пресс-службе ФАС.
Не приходится удивляться, что на момент завершения данного материала (вечер 29 мая) полная версия релиза на сайте ФАС не была опубликована. Одна радость – кажется, мы с вами установили первопричину «золотого бензина». Разруха царит не столько в биржевых индексах, сколько в головах нашей прозападной «элиты».