... в единстве сила ...
Зарегистрироваться
19.08.17  

Поддержите нас

Двигатель

Кревская уния 1385 года или как Польша поглотила Литовско-Русское государство

2017-08-11 20:54 | Емельян |ИАЦ | 852 | 0

14 августа 1385 года в замке Крево (территория Сморгонского района современной Беларуси) была подписана одна из первых уний – Кревская.

Великий литовский князь Ягайло (1362-1434) и польская королева Ядвига (1373-1399) подписали печально знаменитую Кревскую династическую унию между Польшей и Литвой, по которой юная Ядвига становилась супругой Ягайло, а тот, приняв католичество, под именем Владислава II становился новым польским королём и родоначальником новой королевской династии Ягеллонов, правивших Речью Посполитой до 1572 года. Казалось бы, что тут такого, такие династические браки и союзы были вполне заурядным явлением во всей Средневековой Европе? Но, увы, это династический союз стал тем самым «Рубиконом», который на многие столетия расколол всю Русь на «Московскую» и «Литовскую».

Что такое Кревская уния и какие последствия она имела, расскажем в нашей статье.

Прежде чем остановиться на положениях Кревской унии, необходимо пояснить, что означает слово «уния».

ЧТО ТАКОЕ УНИЯ?

image9  

Уния – это сообщество, союз, общность государств, политических организаций, религиозных конфессий. Чаще всего употребляется в смысле монархического единения нескольких держав под началом одного правителя.

Реальная уния – союз, который заключают монархии, одновременно принимая единый порядок наследования престола. Наследник является будущим монархом для всех стран-участников соглашения. Подобная уния – крепкая, надежная – может быть расторгнута только в случае, когда один из участников меняет форму правления на республиканскую. Отмена монархической власти в одном или во всех государствах-членах влечёт за собой распад союза или уменьшение его количественного состава.

image3  

Часто такую форму объединения приравнивают к конфедерации. Стоит отметить, что такое отождествление не является правильным.

Во-первых, уния может возникать только с участием монархических государств. В этом её главная особенность. Что же до конфедерации, то в такой союз могут вступать и республиканские государственные образования.

Существование унии не требует тесного политического или экономического сотрудничества. Не обязательными являются союзные договорённости. Иначе обстоят дела с конфедерацией. Подписывая соглашение, её члены имеют друг перед другом определенные обязательства. Участники унии не теряют государственный суверенитет. Единый правитель-монарх приумножает свою власть. После подписания унии он является носителем суверенных прав каждой страны, входящей в союз. Важная деталь юридического аспекта подписания договора о конфедерации – наличие соглашения с прописанными взаимными обязательствами. Это гарантирует политическое единение.

А уния – это сообщество, которое может быть заключено без договора. Важная особенность касается и ведения военных действий между участниками соглашения. Государства-члены унии не могут воевать друг с другом, поскольку правитель – единый, поэтому, объявляя войну внутри союза, он обязуется напасть сам на себя.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЕДИНЕНИЕ И ДИНАСТИЧЕСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ

История знает множество случаев заключения подобных союзов. Один из наиболее ранних, известных и значительных – Кревская уния. Литва и Польша выступили сторонами договора. Как и многие другие союзы, этот был скреплен династическим браком, который заключили королева польская Ядвига и великий литовский князь Ягайло.

Уния 1385 года, подписанная в замке Крево, вносила определённые изменения в устройство обеих стран-участниц. Причины заключения союза – ослабление обоих государств и давление, которое оказывалось на них извне: со стороны Тевтонского ордена, Московии, Золотой Орды. Ещё до Кревской унии Литва подписала несколько договоров и с московским князем, и с тевтонцами, которые должны были существенно повлиять на ход событий, но реализованы не были со стороны ВКЛ.

Прежде чем остановиться на сути Кревской унии, стоит рассказать о местечке Крево.

МЕСТЕЧКО КРЕВО

Если внимательно вчитаться в строчки истории о местечке Крево ( по дороге на Вильнюс – наше прим.), Кревском замке и знаменитой Кревской унии, то можно представить эпопею типа «Войны и мира» Толстого, только в несколько раз толще.

image6  

Крево впервые упоминается в немецких хрониках XIII века. Вероятно к этому периоду (XII — XIII вв.) принадлежит и Кревское городище (2,5 км к северу от западной окраины деревни, у дороги на Сморгонь). На рубеже XIII и XIV веков великим князем литовским Гедимином был построен Кревский замок — первый полностью каменный замок в Великом княжестве Литовском.

В 1341 году Крево перешёл во владение к сыну и преемнику Гедимина Ольгерду. А в 1382 году Кейстут был заключен здесь в тюрьму и убит. В 1385 году в замке была подписана Кревская уния. В 1391 году Крево входит в состав Ошмянского повета Виленского воеводства. В XVI—XVIII веках Крево пользовалось магдебургским правом ( об этом читайте – http://inance.ru/2016/10/magdeburgskoe-pravo/ ).

Местечко сильно пострадало во время русско-польской войны, после чего начался его упадок. В XVII — XVIII веках сильно выросло еврейское население Крева, в XIX веке здесь была выстроена синагога и синагогальный двор с миквой и хедером.

image5  

Согласно описи 1866 года Крево насчитывало 246 дворов и 1285 жителей, из них 639 православных, 337 католиков, 68 мусульман и 241 иудей. На 1883 год население составляло 1923 жителя, имение Скарба (Skarb), который предоставил на выкуп крестьянам свои земли.

Был парафиальный костёл ошмянского деканата — один из восьми, основанных ещё во времена правления Ягайло, имевший в подчинении часовни в селении Милейково и Кривске. В 1895 году здесь насчитывалось 2112 жителей, 249 двора, две православные церкви, костел, богадельня, школа. Одна из церквей, а именно церковь Александра Невского сохранилась до нашего времени.

Кревский замок – один из первых кастелей в Великом княжестве Литовском, построенный в XIV веке (есть основания предполагать, что строительство началось в конце XIII веке) у слияния рек Кревлянка и Шляхтянка. Основная часть замка была возведена посреди болотистой поймы, половина оборонительных стен возведена на искусственно расширенной песчаной дюне.

image4  

Сейчас от замка остались только руины, которые законсервированы, обнесены по периметру сеткой, и табличка гласит, что гулять по ним небезопасно.

В 2005 году был создан Местный благотворительный фонд «Кревский замок», главной целью которого является содействие сохранению Кревского замка. Фонд ежегодно проводит летники и культурные мероприятия в Крево и других населённых пунктах.

ПРЕДЫСТОРИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ КРЕВСКОЙ УНИИ

image12  

Первый этап, первый шаг к пропасти, заложивший фундамент под дальнейшее падение ВКЛ ( Великое Княжество Литовское), явилась Кревская Уния от 14 августа 1385 года.

С 1340 года королевство Польша и Великое княжество Литовское воевали за галицко-волынское наследство. После смерти Ольгерда в 1377 году в Великом княжестве Литовском началась борьба за власть. Великим князем стал Ягайло Ольгердович, его братья Андрей Полоцкий и Дмитрий Стародубский и Трубчевский перешли на службу к Дмитрию Ивановичу Московскому, став его наместниками соответственно во Пскове и Переславле-Залесском, и участвовали в Куликовской битве в 1380 году на стороне Москвы. В октябре 1381 года Ягайло был свергнут с престола своим дядей Кейстутом. В мае-июне 1382 года против Кейстута произошло выступление Дмитрия-Корибута Ольгердовича, и уже в июле Ягайлу удалось вернуть власть при военной помощи Тевтонского ордена. Кейстут был заключён в Кревский замок, где был задушен 15 августа 1382 года.

В 1384 году Ягайло, Скиргайло и Дмитрий-Корибут заключили с Дмитрием Московским и его двоюродным братом Владимиром Серпуховским два предварительных договора, предусматривавшие, в том числе, брак Ягайла с дочерью Дмитрия Донского при условии подчинения литовского князя верховной власти князя московского и признания православия государственной религией Великого княжества Литовского, которые так и не были реализованы. Дмитрий Иванович Московский согласился на выплату дани Орде с подвластных земель и отправил в Орду старшего сына Василия в качестве заложника.

Таким образом, предпосылки, повлекшие за собой подписание Кревской Унии, были следующие.

Первая причина – борьба за сохранение язычества против христианизации.

Вторая причина – война за наследство Ольгерда.

Тевтонский орден, пользуясь моментом, сыграл в этой войне немаловажную роль, именно в эти годы Витовт продал ему Жемайтию в обмен на военную помощь, именно ценой Жемайтии он стал Великим Князем Литовским.

В итоге ВКЛ фактически была объята пламенем со всех сторон: изнутри она была расколота кровавым гражданским конфликтом, извне она подвергалась давлению Тевтонского ордена. Естественно, что в этих условиях ресурсы страны были измотаны, ей требовалась внешняя помощь.

С юридической точки зрения акт Кревской унии подразумевал инкорпорацию Великого Княжества Литовского в состав Польского Королевства, взамен ВКЛ получало необходимую защиту.

Захватив великокняжеский престол в 1382 году, Ягайло вынужден был укреплять свою власть, так как его не признавали князья Андрей Полоцкий, Дмитрий Брянский и самый главный соперник — Витовт, который начал приводить на земли Великого Княжества войска рыцарей.

Только летом 1384 года Ягайло и Витовт пришли к соглашению. Витовт вернулся из Пруссии и получил свои Городенщину и Берестейщину. Однако Андрей Ольгердович вместе с подвластной ему Полотчиной отдался под покровительство Инфлянтского ордена. Таким образом, Великое Княжество оказалось в весьма сложной ситуации.

Ягайло искал союза с соседними государствами. Существовала возможность избрать сближение либо с Москвой, либо с Польшей.

Ягайло находился в шатком положении, и преимущество было отдано блоку с Польшей, с послами которой велись переговоры ещё в 1383 году.

Не исключено, что сыграл роль фактор, способствовавший преобладанию в среде литовской знати близкой к Ягайлу группировки, которая опасалась утратить свои господствующие позиции в части земель Руси, потому и ориентировалась на Польское королевство.

В 1384 году Ягайло заключил с Тевтонским орденом договор в Дубиссах, в котором обязался передать Ордену Жмудь и принять в течение 4 лет католичество.

Уния Великого Княжества и Короны тогда отвечала интересам обеих сторон. Она позволяла объединить силы двух государств против общего врага — крестоносцев. Немецкая экспансия в Польше достигла угрожающих масштабов. Полякам важно было обеспечить спокойствие своих границ и со стороны Великого Княжества Литовского, так как только за один поход в 1376 году было выведено из Польши 23 тысячи пленных.

В перспективе польские магнаты рассчитывали, видимо, на своё доминирование в соседней державе. Их особенно привлекали земли Волыни и Подолья.

В январе 1385 года виленская делегация провела переговоры в Кракове, а летом поляки приехали в Великое Княжество для подписания унии.

Окончательное утверждение унии произошло в 1386 году, после того как Ягайло крестился на Вавельской кафедре в Кракове, вступил в брак с Ядвигой и 4 марта торжественно короновался. Официально он начал носить титул «короля Польши, верховного князя Литовского и дедича Русского».

С юридической стороны акт Кревской унии (кстати, некоторые исследователи считают этот документ более поздней фальсификацией, так как он был неизвестен при жизни Ягайлы и о нём нет упоминаний в белорусских летописях) означал инкорпорацию Великого Княжества Литовского в состав Польши. Однако на практике инкорпорировать такое сильное государство было невозможно. Благодаря политической активности недовольных унией общественных кругов Великого Княжества Литовского этот план так и не стал реальностью. Уже в 1386 году восстал князь Андрей Полоцкий, считавший, что после принятия католичества Ягайло не имеет права быть главой Великого Княжества.

СУТЬ ДОГОВОРА В КРЕВО

image8  

Итак, 14 августа 1385 года посольства Польши и Литвы, встретившиеся в литовском замке Крево (ныне Беларусь), заключили договор о брачном союзе польской королевы Ядвиги (последней представительницы династии Пястов) и Великого князя литовского Ягайло.

image7

Литовский князь Ягайло

Последний, при этом, становился полновластным польским королем.

Согласно договору, Ягайло становился королем Польши.

Это налагало на него ряд обязательств:

  • Новый правитель обязался распространить в Литве латиницу,
  • Ягайло должен был выплатить герцогу Австрии Вильгельму компенсацию за нарушенный брачный договор, согласно которому последний должен был взять в жены Ядвигу,
  • В Литве необходимо было ввести католицизм,
  • Ягайло должен был вернуть Польше земли бывшей Руси, литовские и русские ( современные белорусские и часть украинские) и наращивать территории королевства,
  • Уния литовская и польская обязала его увеличить количество пленных,
  • использование казны на потребности Польши.

Проще говоря, Ягайло становился единым правителем для Литвы и Польши, но при этом раздельными оставались денежная система и казна, законодательство, таможенные правила, существовала граница, были отдельные армии для каждого государства-члена соглашения. Кревская уния вызвала несогласие со стороны знати Литвы и бывшей Руси, но послужила базой для союза в Люблине. Территория Польши увеличилась.

ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИНЯТИЯ КРЕВСКОЙ УНИИ

image11  

Оформленный специальной грамотой, данной Ягайлом 14 августа 1385 года в г. Крево, государственно-политический союз Польского королевства и Великого княжества Литовского сыграл определённую роль в истории обоих государств, но имел неодинаковые последствия для них. Для Литвы Кревская уния означала начало глубокого социально-политического и культурного влияния на неё магнатско-шляхетской Польши, которой принадлежала главенствующая роль в образовавшемся государственном объединении. Литва приняла католичество, а вместе с ним постепенно усвоила польский образец феодального политического строя, весьма выгодного для класса землевладельцев.

Одним из главных мотивов, побудивших правящие верхи Литвы и Польши заключить унию, была осознанная ими необходимость объединить силы обоих государств для отражения агрессии общего врага – Тевтонского и Ливонского орденов. В то же время каждая из заинтересованных в унии сторон стремилась использовать её в собственных целях.

Так, литовские правящие верхи рассчитывали с помощью унии сохранить, укрепить и расширить господство в восточнославянских землях. Польские феодалы, прежде всего магнатские круги Малой Польши, рассматривали Кревскую унию в качестве важного средства расширения феодальной экспансии в Восточной Европе. Именно с этой целью они добились включения в акт унии обязательства Ягайла навечно «присоединить» Великое княжество Литовское вместе с его восточно-славянскими территориями к короне Польского королевства. Для населения Юго-Западной Руси реализация условий Кревской унии влекла за собой усиление политической зависимости от правящей верхушки польско-литовского государства и превращение в объект феодальной колонизации господствующего класса Польского королевства.

В том же 1386 году началась реализация одной из главных целей Кревской унии – инкорпорация (включение) Великого княжества Литовского в состав Польского королевства и усиление в нём политического господства польских и литовских феодалов.

Основными шагами в этом направлении были привлечение на сторону Польского королевства литовского боярства и закрепление за польской короной удельных княжеств Руси с помощью ряда особых политических мер:

  • ослабления сотрудничества русской и литовской феодальной знати и противопоставления их друг другу по религиозной и сословие-правовой линиям путем предоставления в 1387 году литовским боярам-католикам больших прав и привилегий по сравнению с феодалами восточнославянских земель;
  • размещения в крупнейших центрах этих земель польских гарнизонов и военных отрядов верных Ягайлу литовских князей;
  • присяг удельных князей.

Одновременно использовались также другие средства, направленные на ограничение и ликвидацию удельно-княжеской власти на местах. Из них наиболее широко практиковались изъятие из-под юрисдикции удельных князей отдельных их вассалов с последующим подчинением власти короля и замена непокорных местных династов князьями, сохранившими верность Ягайлу, или же королевскими наместниками.

В Юго-Западной Руси реализация условий Кревской унии началась с дачи присяг её удельных князей Ягайлу как главе польского государства, а также королеве Ядвиге и короне польской, что, согласно с феодальным правом, означало переход князей и их владений непосредственно под власть польского короля.

ПРОЦЕСС ПОЛОНИЗАЦИИ И КАТОЛИЗАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ

В результате амбиции польской шляхты, связанные с давними устремлениями глубже проникнуть на западнорусские земли, были большей частью удовлетворены, а права и привилегии по своему объему быстро превзошли аналогичные права русской знати:

♦ отменялись великие удельные княжения в Полоцке, Витебске, Киеве и других городах;

♦ самоуправление замещалось наместничеством;

♦ литовская аристократия сменила культурную ориентацию с русской на польскую;

♦ началась активная католическая экспансия на западные земли Руси.

image10  

Полонизация и окатоличивание захватили часть западнорусской знати, в то же время большинство простого населения хранило верность православию и древним традициям. Начинала давать о себе знать национально-религиозная вражда, которой не было до 80-х годов XIV века, а в последующем она нередко перерастала в острую политическую борьбу

Следующим шагом к сближению Литвы и Польши стало заключение в 1413 году Городельского привилея, в соответствии с которым права польской шляхты были распространены на литовских шляхтичей-католиков, начавших оттеснять русских князей (некатоликов) от участия в верховном управлении государством. Литовская шляхта получила от короля новые земельные наделы, чаще вступала в браки с польской знатью и массово переходила в католическую веру.

Боярство Западной Руси, не удовлетворяясь своим положением, тоже активно добивалось уравнения в правах с польской шляхтой, которая по Вислицкому статуту (1347 г.) и Кошицкому привилею (1374 г.) была освобождена от налогов и обязанностей. Земля стала считаться полной собственностью шляхты, а крестьяне могли лишь пользоваться наделами земли и находились под полной юрисдикцией своих господ. В 1434 году привилеем короля Владислава III русская знать окончательно была уравнена в правах с польской и освобождена от всех обязанностей, кроме военной службы, даже название боярин было официально заменено на пан.

Власть активно проводила политику, направленную на распространение католичества и ограничение православия.

Укреплению положения католической церкви существенно посодействовало то, что в 1387 году привилеем Ягайло феодалы–католики были освобождены от всех повинностей и платежей великому князю. Это привело к тому, что разрыв между католической и православной знатью становился все большим.

Условия Кревской унии (в 1401 году их уточнила Виленско-Радомская уния) действовали на протяжении 184 лет, вплоть до 1569 года, когда Великое Княжество Литовское и Королевство Польское подписали Люблинскую унию, объединившую оба государства в конфедеративную ограниченную избираемую монархию. А также одним из последствий Кревской унии было получение католическими феодалами дополнительных прав и вольностей.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

image13  

ВКЛ – это полиэтническое государство четырёх основных народов: белорусов, русских, украинцев и литовцев.

С Кревской унии началось проникновение католицизма на белорусские земли, при этом был отклонён союз с Московским княжеством.

На следующий год после заключения унии Ягайло сделал государственной религией Литвы католичество. Таким образом, он выбил почву из‑под ног тевтонских «миссионеров», но с другой стороны – значительно усложнил жизнь восточнославянским народам, находившимся под его властью. Поляки обратились против венгров, изгнали их из Галиции. Началась политика полонизации и католизации местного населения. Польские феодалы начали проникать и в другие украинские и белорусские земли.

Ягайло удалось получить от ряда крупных литовских магнатов грамоты о том, что они будут верны ему и как польскому королю. В то время феодальная верность была важнее любых национальных интересов, это и пытались использовать инициаторы унии. Соглашение это было, в общем, личное и касалось самого Ягайло, но через него можно было присоединить к Польше и земли всех его вассалов. Однако далеко не все крупные литовские землевладельцы и, тем более, коренное «русское» православное население были довольны сложившимся положением, они понимали, что попадают в перспективе в подчиненное положение к польским панам.

Фактически самостоятельность Великого княжества Литовского не была утрачена, однако Ягайло издавал законы, дающие особые привилегии феодалам‑католикам. Довольный его успехами, Папа Римский весной 1388 года прислал Ягайло и Ядвиге свое благословение и поздравительную буллу. Это означало, что литовско‑белорусский великий князь, ставший королем польским, признавался равным королям других держав.

Как видно, Кревская уния 1385 года расколола Русь на «Московскую» ( православную) и «Литовскую» ( католическую).

Вот мнение ведущего историка России Евгения Спицина.

Таким образом, конец XIV века характеризуется важными политическими событиями в истории Великого княжества Литовского. В 1385 году была заключена Кревская уния с Польшей, положившая, как оказалось, начало медленному, однако поступательному расширению влияния Польши на государственно-политическую и культурно-религиозную жизнь княжества.

Она же способствовала усилению внутриполитической борьбы между Ольгердовичами и сыном Кейстута Витовтом, что сопровождалось человеческими потерями и материальными разрушениями.

До 1385 года в развитии Великого княжества доминировало преимущественно белорусское начало вообще, белорусская культура, что проявлялось в первую очередь в государственном, официальном статусе белорусского языка. Им пользовались не только канцелярия и великокняжеский двор, но и феодальная верхушка. Но после Кревской унии начался тот процесс, который привел в конце XVII века к запрещению белорусского языка в официальном делопроизводстве и замене его именно польским.

В конце концов, вследствие унии Литвы с Польшей, между Москвой и Польшей развился продолжительный конфликт. Политический раздел усугублялся социальными и культурными переменами и внёс огромный вклад в постепенное разделение первоначально единой русской нации на три народа – великороссов (в настоящее время называемых просто русскими) на востоке, малороссов (украинцев) и белорусов на западе. Долгое время, однако, народы каждой из этих трех ветвей продолжали называть себя просто русскими.

Поэтому лишний раз убеждаемся, что именно с Запада, и таки с Запада, надвигалась постоянная угроза самому существованию Руси Великой. И, вчитываясь в древние строки, пытаясь понять невысказанные и похороненные в них тайны прежних веков, вновь и опять остро переживая Кревскую унию, отдавшую Литву и всю Киевскую Русь, принадлежавшую до того Великим князьям литовским (Червонную, Малую и Белую Русь, по позднейшей терминологии), в руки католического Запада, задумываешься над тем, какова была во всем этом — и в удавшемся обращении в католичество Литвы, и в неудавшемся, хотя и аналогично задуманном подчинении Риму Руси Московской, — какова была роль, воля и ответственность пастырей народов, и какова — народа, обязанного внимать правителям своим? Почему получилось там и не получилось здесь? Кто в самом деле творит историю? Какова мера возможностей и, значит, мера ответственности правителей страны в творимом ежечасно творчестве истории, творчестве бытия народа?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

image1  

Кревская уния была крупнейшим историческим событием в истории Польши, Руси и Литвы. Она на многие столетия предопредила пути их развития и взаимоотношения этих народов.

Польша сделалась проводником католической агрессии на восток и повела в русских землях политику насильственного окатоличивания, ополячивания и социального угнетения, которая в конце концов привела к гибели самой Польши.

В Литве прекратился процесс стихийного слияния русской и литовской народности и между ними начала расти рознь и антагонизм, порождаемые католическим фанатизмом и польским шовинизмом, которые были быстро восприняты литовскими высшими классами. В русских землях объединенного государства была потеряна надежда, что Pусско-Литовское государство будет защитником православия и объединения Руси. Русский элемент великого княжества Литовского из руководящего превратился в гонимого и преследуемого. И он потянулся к крепнущей Москве.

Историческая роль Русско-Литовского государства была сыграна. Совершенно объективно-реальная возможность объединения Руси не была осуществлена. Руководство объединенным государством оказалось в руках польских и сугубо католических, враждебных исконно-православной Руси.

Кревская уния была концом короткого золотого века Литвы, Русско-Литовского государства.

Источник

12345  4.88 / 8 гол.
Lazertube.ru - средства вашего производства
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь

Нет комментариев

Новости Разумей.ру

Назад

Достойное

  • неделя
  • месяц
  • год
  • век

Нас поддержали

Наша команда

Двигатель

Лучшее видео

Лента

История Сталина
Видео| вчера 21:17
Скрытая цензура от Google
Статья| вчера 19:39
Доктрина размосквичивания
Статья| позавчера 22:03
Миссия России выполнима!
Статья| позавчера 20:17

Двигатель

Опрос

Какое будущее ждёт российско-украинские отношения?

Блоги на Разумей.ру

Ключи

педагогика текущий момент история И.В.Сталин политика наука технологии государственное управление Китай глобализация рабство идеологии порочность эгрегоры любовь прогноз вторая мировая война демократия на марше культура геополитика кино семья заговор информационная безопасность оборона мировоззрение малоэтажная Русь село здоровье матричное управление банки финансы кризис язык будущее человечность кадры соборность методология революции питание экология экономика статистика концептуальное движение голодомор дипломатия День Победы ключи к разумению мифы тарифы образование законодательство мемуары терроризм этнография философия преступность социология психология вероучения от социологии к жизнеречению наркотический геноцид Катынь космонавтика космология союзы богословие энергетика партии А.С.Пушкин пятая колонна различение мигранты киберпространство школа здравого смысла третья мировая война депрессия законы выборы небополитика творчество артефакты паразитизм спорт корпорации дискуссия фантастика диалектика Россия Путин Пётр I образ жизни музыка шпионаж международные организации искусство армия оружие

Статьи и обзоры

 


© 2010-2017 'Емеля'    © Первая концептуальная сеть 'Планета-КОБ'. При перепечатке материалов сайта активная ссылка на planet-kob.ru обязательна
Текущий момент с позиции Концепции общественной безопасности (КОБ) и Достаточно общей теории управления (ДОТУ). Книги и аналитика Внутреннего предиктора (ВП СССР). Лекции и интервью: В.М.Зазнобин, В.А.Ефимов, М.В.Величко, В.В.Пякин.