... в единстве сила ...
Зарегистрироваться
25.05.17  

Двигатель

Образование — государственный приоритет

2016-11-14 15:20 | Емельян |Сергей Ушкалов | 969 | 0

Мы живём в переломную эпоху, когда идёт смена технологических укладов. Чтобы проводить стратегическое планирование развития тех или иных отраслей и сфер жизни общества, необходимо чётко понимать, куда идёт мир и что в нём будет востребовано завтра. Совокупность прорывных технологий будет коренным образом менять мир. К примеру, сегодня на стыке биоинженерных и информационных технологий компанией "Майкрософт" начата разработка биологического компьютера. От того, в каком направлении будут двигаться эти технологии, будет зависеть не только развитие промышленности, техники, но и здоровье людей, и их жизнедеятельность.

В этой связи на первый план выходят качество образования, создание новых образовательных программ в учебных заведениях и направлений исследования в науке, отвечающих современному вектору развития нашей цивилизации; необходимо определить приоритеты в развитии образования и науки. Новому министру образования и науки России Ольге Юрьевне Васильевой предстоит сделать первые шаги в этом направлении и стать локомотивом назревших изменений.

Говоря об образовании и его влиянии на развитие общества и государства, хочется обратить внимание на советский опыт. Советская власть пришла в Россию с учебником, карандашом и бумагой и поставила перед собой задачу победить неграмотность. Борьба с безграмотностью уже через 10 лет привела к созданию советской инженерной школы, развитию авиации, машиностроения, а через 30 лет — к созданию советской школы ядерной физики (одной из лучших в мире) и к прорыву в космос.

Что мы наблюдаем в настоящий момент в нашем дошкольном образовании, средней и высшей школе? Мы наблюдаем ситуацию, которую можно назвать "демографической бомбой замедленного действия", и вот почему.

Святейший патриарх Кирилл, выступая на пленарном заседании V Общецерковного съезда по социальному служению, касаясь темы рождаемости и борьбы с абортами, сказал: "Как мы думаем возродить Россию при самом мизерном демографическом росте? Я часто слушаю дебаты в правительстве, на других высоких форумах — чаще всего говорят об экономике, финансах. А я по простоте душевной задаю вопрос: а для кого экономика, финансы, если мы будем так сокращаться?".

В связи со стабилизацией экономической ситуации в стране в начале 2000-х годов стала улучшаться и рождаемость. Увеличение доходов населения и государственная поддержка рождаемости путём выдачи материнского капитала привели к её росту. Так, если в 2000 году коэффициент рождаемости на 1000 населения составлял 9%, то в 2013 уже 13,3 %: столько детей появлялось на свет в 1990 году, до развала СССР.

Несмотря на то, что достичь уровня последнего советского всплеска рождаемости 1986 — 1988 гг. не удалось (тогда коэффициент был равен 16%), всё же впервые с 1991 года был зафиксирован естественный прирост населения России. Кстати, повышательная волна рождаемости того периода была связана с положительными ожиданиями от политики Горбачева: люди ждали перемен к лучшему. Нынешний же затяжной экономический кризис и отсутствие перспектив на скорый рост экономики, падение доходов населения однозначно негативно отразятся на рождаемости и уже привели к увеличению смертности. По итогам 2015 года смертность увеличилась на 12 тыс. человек. Происходит процесс сокращения количества граждан трудоспособного возраста.

В 90-х годах прошлого века многие детские сады и школы были бездумно переданы государственным и муниципальным организациям, а то и просто проданы коммерческим структурам. Как следствие, в 2000-х годах государство оказалось не готово к росту рождаемости. Родители столкнулись с очередями в детские сады, которые до сих пор существуют, несмотря на то, что частично детские сады были возвращены государством и стали выполнять свойственные им функции. Новые детские сады строятся в мизерных количествах, и это при том, что в стране возводится огромное количество жилья.

Жилищное строительство стимулируется как государством, так и банками через различные ипотечные программы финансирования. Как правило, строительство ведут частные компании. За исключением некоторых регионов, государственные и муниципальные власти, выделяя землю под застройку, не обязывают застройщика вкладываться в социальную инфраструктуру. Так появляются микрорайоны, в которых нет детских садов и школ.

Моё детство и юность прошли в СССР. Ясли, детский сад и школа были в пяти минутах ходьбы от моего дома. И ни одно из детских дошкольных учреждений, в которые я когда-то ходил, сегодня не используется по прямому назначению, тогда как микрорайон пополнился десятком высотных многоквартирных домов. В то же время в микрорайоне ни одной новой школы построено не было.

Сегодня очереди на определение ребёнка в детский сад не дают одному из родителей выйти на работу из отпуска по уходу за ребёнком, а это создаёт финансовые трудности для семьи.

Смею предположить, что наши системы среднего и высшего образования также не готовы к увеличению количества учащихся, так как школы последние 25 лет мы тоже не строили. Более того, за эти годы по стране почти в два раза сократилось число школ, в первую очередь — за счёт учебных заведений общеобразовательного уровня, расположенных в сельской местности. В скором времени недостаточное количество школ приведёт к учебе в две, а то и в три смены. Переполненность школ и, как следствие, неудобный график учёбы скажутся на качестве образовательного процесса и на здоровье ребенка.

государственное управление

Премьер-министр России Дмитрий Медведев распорядился выделить в текущем году 50 миллиардов рублей на ремонт старых и строительство новых школ. Развитие школ закреплено за регионами, но в связи с кризисом центром принято решение оказать в этом помощь. Планируется за 10 лет создать 6,5 млн. новых учебных мест. Эта мера действительно является неотложной. Ввиду кризиса в экономике государственный бюджет будет дефицитным, вследствие чего уже сейчас началось сокращение бюджетных мест в ВУЗах, а также их укрупнение за счёт слияния. Эта ситуация напоминает ликвидацию детских садов в 1990-х годах. Обучение в региональном ВУЗе стоит сейчас от 60 000 руб. в год, в некоторых престижных московских и санкт-петербургских учебных заведениях — в три, а то и в четыре раза дороже. Как правило, студент, который учится платно, не получает общежитие. Это влечёт дополнительные расходы на его содержание со стороны родителей и становится трудноразрешимой проблемой, учитывая, что доход среднестатистической российской семьи не превышает 40 тысяч рублей в месяц, и то при условии что семья — полная. В итоге возможность получения качественного образования для подавляющего большинства молодёжи становится всё менее реальной. Негативно сказывается и крайне низкий размер студенческих стипендий, особенно в региональных вузах. Такая политика отсекает огромное количество выпускников школ от получения качественного образования.

Но главная проблема состоит в том, где будут в итоге работать выпускники. Новых предприятий мы тоже не построили, а советское наследие развалили и растащили. Экономика у нас теперь сырьевая, мы продаём газ и нефть другим странам, а для обслуживания нефтегазовой отрасли много квалифицированного персонала не требуется. Целое поколение, получившее дипломы экономистов, юристов и психологов уже отрабатывает свои навыки в продажах "сковородок", "утюгов" и т.д., но для экономики и развития страны в этом пользы немного. Такая подготовка кадров в высшей школе стала одним из структурных ограничений нашего развития, так как, к примеру, оборонная промышленность, которая тянет за собой большой сектор экономики, испытывает острый кадровый голод. Также на сегодняшний день дефицит кадров испытывает сельское хозяйство, которое, вследствие санкций, наложенных на Россию, и ответных мер со стороны РФ получило большой импульс развития. Возросшие производственно-сбытовые возможности сельхозпредприятий не покрываются кадровыми ресурсами. Зачастую агропромышленные фирмы вынуждены специально привозить работников из городских центров. Особенно нехватка квалифицированных кадров сказывается на предприятиях мясной и молочной промышленности, в первую очередь, недостаёт специалистов-технологов, что резко ограничивает возможности производить продукты на высоком технологическом уровне — сыры, колбасы, способные по качеству заместить на прилавках импортные аналоги.

Поэтому нужно определить приоритеты в подготовке кадров в системе высшего образования. Для этого на первый план должна выйти программа социально-экономического развития страны. Исходя из этой программы уже будет определяться развитие системы среднего и высшего профессионального образования. Нужно выбрать приоритетные прорывные отрасли народного хозяйства и готовить для них специалистов, в этой связи увеличить финансовую поддержку наиболее перспективных научных школ, пополняя их кадрами из студентов, аспирантов и т.д.

Сейчас муссируется тема повышения пенсионного возраста. Не надо тешить себя иллюзиями, что это только разговоры. У государства нет другого пути, кроме увеличения пенсионного возраста, иначе налоговая нагрузка на молодёжь будет неподъёмной. Но одним повышением пенсионного возраста проблему не решить, в стране должен быть уверенный экономический, а также демографический рост.

Отсюда следует, что снижение численности людей трудоспособного возраста ввиду высокого уровня смертности в этой группе вкупе с ростом численности пенсионеров и детей приведёт к сильному повышению социальной и налоговой нагрузки на молодёжь. К этому прибавится недоступность качественного образования, отсутствие возможностей для самореализации и работы по специальности. Мы рискуем получить молодое поколение, которое, почувствовав на себе все промахи социальной политики в стране, просто откажется поддерживать это государство, а зарубежные НКО и спецслужбы им в этом помогут. Все "цветные революции" осуществлялись молодёжью, недовольной политикой государства.

Что касается мер материальной поддержки рождаемости, то их недостаточно, нужен комплекс мер, чтобы население воспринимало их как существенную и последовательную помощь, а не как разовую и незначимую в масштабах жизни семьи выплату. Необходимо обеспечить достаточное количество детских садов, школ, доступность высшего образования, возможность найти работу по специальности. Особенно важна система работы социальных лифтов общества. Мы много говорим о необходимости новой идеологии. Программа прорывного развития страны, концепция построения "государства будущего" может стать той самой объединяющей идеей, которая будет способна сплотить страну для рывка, как это произошло в советском обществе во времена индустриализации 20 — 30-х годов ХХ века.

Демографическое состояние в стране отражает её цивилизационное положение в целом. Разрушение ценностных, социальных оснований государства и отсутствие привлекательного проекта будущего неизбежно ухудшает демографическую ситуацию. Сложившуюся напряжённость в образовательной инфраструктуре необходимо разрешать не на региональном, а на федеральном уровне: покрывать потребность в детских садах, школах, бесплатных местах в вузах.

Изменения в системе образования должны быть направлены на стимулирование инноваций в науке. Необходим план согласованных действий образовательной и промышленно-структурной политики, в котором будут учитываться направления перспективных разработок, развитие производств и требуемые для них научные и производственные кадры. Это позволит построить сбалансированную систему образования, науки и внести свой вклад в создание будущего, которое рождается уже сегодня. Задачи образования, конечно, гораздо шире чисто экономических. Нельзя отводить на второй план культурную, воспитательную, познавательную и ряд других задач образования, которые формируют общество, определяют его интересы.

Образование — национальный приоритет, и только при этом условии Россия будет суверенным и сильным государством, которое способно достойно ответить на угрозы и вызовы современного мира. Здесь уместно вспомнить слова, произнесённые Иосифом Виссарионовичем Сталиным в 1931 году: "Мы отстали от передовых стран на 50–100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет. Либо мы это сделаем, либо нас сомнут".

Источник

12345  5 / 7 гол.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь

Нет комментариев

Новости Разумей.ру

Назад

Достойное

  • неделя
  • месяц
  • год
  • век

Двигатель

Лучшее видео

Наша команда

Двигатель

Лента

Что не так с Шёлковым путём?
Новость| вчера 22:47
Дети не бывают чужими
Статья| вчера 21:20
Кто-то услышал родителей?
Видео| вчера 21:05
Крест — украденный символ
Статья| вчера 10:51

Опрос

Какое будущее ждёт Россию в этом столетии?

Блоги на Разумей.ру

Ключи

педагогика текущий момент история И.В.Сталин политика наука технологии государственное управление Китай глобализация рабство идеологии порочность эгрегоры любовь прогноз вторая мировая война демократия на марше культура геополитика кино семья заговор информационная безопасность оборона мировоззрение малоэтажная Русь село здоровье матричное управление банки финансы кризис язык будущее человечность кадры соборность методология революции питание экология экономика статистика концептуальное движение голодомор дипломатия День Победы ключи к разумению мифы тарифы образование законодательство мемуары терроризм этнография философия преступность социология психология вероучения от социологии к жизнеречению наркотический геноцид Катынь космонавтика космология союзы богословие энергетика партии А.С.Пушкин пятая колонна различение мигранты киберпространство школа здравого смысла третья мировая война депрессия законы выборы небополитика творчество артефакты паразитизм спорт корпорации дискуссия фантастика диалектика Россия Путин Пётр I образ жизни музыка шпионаж международные организации искусство мнение

Статьи и обзоры

Двигатель

Кольчуга

 


© 2010-2017 'Емеля'    © Первая концептуальная сеть 'Планета-КОБ'. При перепечатке материалов сайта активная ссылка на planet-kob.ru обязательна
Текущий момент с позиции Концепции общественной безопасности (КОБ) и Достаточно общей теории управления (ДОТУ). Книги и аналитика Внутреннего предиктора (ВП СССР). Лекции и интервью: В.М.Зазнобин, В.А.Ефимов, М.В.Величко, В.В.Пякин.