Вход

Двигатель

Совместимы ли инициативность и послушание

8 ноября 2017 в 21:48 | Александр |Александра Лепская | 1402 | 0

«Слушай и делай, как я говорю!» - эту фразу дети слышат чаще всего от родителей, воспитателей и учителей. И в семье, и в школе от малышей и подростков требуют послушания. Нужно сидеть спокойно на уроках, дома застилать за собой постель, умываться по утрам… Да мало ли существует обязанностей, требующих собранности и пунктуальности!

В то же время родителям приятно, когда в школе, детском лагере или спортивной секции об их ребенке отзываются как о живом, инициативном, заводиле. Действительно, эти качества указывают на сильную личность и необходимы, чтобы достичь высот и успеха в жизни.

Так кого нам растить: тихонь или лидеров, ведь на первый взгляд послушание и инициативность не совместимы? Но это только так кажется.

Сочетание противоположностей

Если тщательно проанализировать нашу с вами, дорогие читатели, взрослую жизнь, то окажется, что послушание и инициатива от нас требуются повсюду и при этом одновременно.

Проезжая в метро на эскалаторе, мы должны придерживаться одной стороны. Оплачивая покупки в магазине, мы обязаны выложить их на движущуюся ленту. А сколько правил и обязанностей нам приходится выполнять на работе: составление отчетов, соблюдение инструкций, своевременная отправка документов и т.д.! Без дисциплины и послушания мы не сможем стать специалистами в своем деле.

В то же время инициатива на рабочем месте и в жизни необходима не меньше, чем послушание. Например, чтобы продвинуться по карьерной лестнице, вы должны предложить директору разработку новой линейки товаров, собрать рабочую команду, составить бизнес план – все это требует смелости, решительности и напора.

Взаимодействие инициативы и послушания во взрослой жизни порождают формулу успеха. Инициатива и творческое начало дают энергетический посыл для начинаний и первых рискованных шагов в любом деле, а послушание и дисциплина позволяют систематизировать полученный результат и адаптировать его к применению в соответствии с рамками, установленными обществом, чтобы работа могла приносить пользу вам и окружающим людям.

Инициатива не обязательно подразумевает изобретения, поиск новаторских методов и т.д. Даже в быту мы проявляем собственное «Я», стараясь совершенствовать свою жизнь и быт. Женщина украшает дом, желая, чтобы он радовал глаз, был уютным и неповторимым. Мужчина сажает сад, чтобы летом укрыться в его тени.

Без инициативы невозможна человеческая эволюция. Но без дисциплины и послушания, без выполнения правил, выработанных годами, человечество сталкивалось бы с одними и теми же опасностями, и проблемами, тормозящими прогрессивное развитие.

Когда дети слушаются старших, они перенимают от них жизненный опыт. Взрослые, наставляя и поучая, хотят, чтобы молодое поколение избежало тех ошибок, которые пришлось пережить предыдущим. Не вдаваясь в подробности, родители выдают малышам сформулированное правило, аксиому, не поясняя причины ее появления.

Трудность воспитания и состоит в том, что дети хотят понять, зачем нужно следовать определенным правилам. Если родители не дают достаточно полного объяснения, если понимание отсутствует, малыши начинают капризничать, сопротивляться.

Разумный кот только с третьего раза слушается, таков наш обычай (Евгений Шварц)

Что делать взрослым? Как выработать в детях послушание, не убивая инициативы?

Сначала – инициатива, потом – послушание! Или наоборот?

Большинство родителей полагает: сначала нужно научить детей слушаться, а затем требовать от них инициативы, самостоятельности, творческого подхода. Однако опыт учителей, воспитателей, пионер-вожатых в летних детских лагерях показывает обратное.

Сначала нужно вовлечь, заинтересовать, объяснить, а затем требовать дисциплины и соблюдения правил.

Возьмем стандартную ситуацию на уроке труда в начальной школе. Дети учатся делать аппликацию. В начале урока взрослый рассказывает о правилах безопасности, о том, как пользоваться ножницами, бумагой, и лишь потом показывает, какую картину они сегодня будут создавать. Как вы думаете, много детей его по-настоящему услышит и запомнит правила безопасности при работе с ножницами? Скорее всего, нет. Малыши еще не понимают, для чего эти правила нужны, какая от них польза, ведь цель будет озвучена гораздо позже. Большая часть детей просто пропустит сказанное «мимо ушей».

А теперь представьте обратную ситуацию. Учитель входит в класс с чудесной аппликацией в руках и говорит: «Эта поделка девочки из А-класса. Сегодня мы с вами будем делать похожую аппликацию и воспроизведем картинку осеннего леса. Но каждый из вас может по-своему представить пейзаж». А если после этого учитель выяснит как именно дети хотели бы сделать свою творческую работу, какие впечатления и чувства вызывает в них тема осени – вдохновленные дети наверняка с инициативой бы подошли к своей творческой работе.

Вот теперь настало время учителю рассказать о правилах работы с бумагой, добавив: «Если вы будете следовать инструкции, то не поранитесь и обязательно получите красивую аппликацию». На этот раз у детей будет стимул внять учителю, ведь от дисциплины зависит результат их работы. Воспитатели одного из детских лагерей задали вопрос своим маленьким подопечным о том, что на их взгляд важнее – инициативность или послушание, на что получили очень интересный ответ: «вы, воспитатели, дайте нам возможность проявить инициативу, а уж мы вам за это… будем слушаться».

Как можно применить принципы разумного послушания в рамках семьи?

  • Продемонстрируйте отрицательный результат непослушания. Стратегия работает по отношению к любому возрасту, правда, методы ее реализации в каждом случае придется подбирать индивидуально. Например, ребенок не любит убирать в комнате. Потихоньку спрячьте его любимую игрушку в укромный уголок в этом же помещении. Пусть малыш поищет, поволнуется. Когда игрушка так и не будет найдена, невзначай скажите: «Может, уберешь в комнате? Глядишь – и найдется!». Стимул задан: после этого ребенок наверняка приступит к уборке. Когда игрушка будет обнаружена, укажите: «Если бы ты убирал все игрушки на ночь, они бы не терялись». На следующий день напомните малышу о результате и попросите убрать вещи. Формируйте привычку, время от времени напоминая о пользе порядка (теперь ребенок испытал ее на собственном опыте). С детками до 2-3 лет придется действовать иначе: в этом возрасте достаточно мультфильмов, обучающих правильному поведению. Если кроха вертится за столом, капризничает, разбрасывает игрушки, найдите и покажите ему мультик, где герои смирно сидят за столом и едят по всем правилам. Во время обеда напоминайте малышу о героях мультфильма.
  • Позвольте получить жизненный опыт. Есть ситуации, когда соблюдение правил и послушание жизненно необходимо, только дети еще не способны этого понять. Например, вы говорите малышу: «Не трогай утюг, обожжешься». Но что такое ожог, и почему его стоит бояться, кроха еще не знает. Позвольте ему получить опыт. Включите умеренно горячую воду и поднесите палец ребенка к воде, предварительно убедившись, что вода не слишком горячая для человеческого тела. Пусть малыш почувствует, что трогать горячее - неприятно, к нему лучше не прикасаться. Объясните ему, что утюг «кусается» еще больнее чем вода. Получение жизненного опыта под присмотром родителей хорошо тем, что не несет опасности для жизни, но ощущений будет достаточно, чтобы кроха больше не стремился иметь дело с бытовой техникой.
  • Заинтересуйте. Это легко сделать, если речь идет о домашней работе. Например, кто быстрее помоет пол, кто чище вымоет посуду и т.д. Можно пойти от обратного: что будет, если не мыть руки? Для этого достаточно посмотреть в микроскоп или продемонстрировать, как выглядят микробы, с помощью обучающего фильма.

Родители могут выбрать наиболее приемлемые для них методы воспитания.

Главное: сначала заинтересованность, инициатива, а затем послушание и дисциплина для реализации задуманного. В этом случае вы воспитаете в ребенке осознанное послушание, когда малыш понимает: несоблюдение правил приводит к неудаче, а иногда и становится опасным для жизни.

Источник

12345  5 / 8 гол.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь

Нет комментариев

 

СССР

Достойное

  • неделя
  • месяц
  • год
  • век

Наша команда

Двигатель

Комментарии

Анна Новикова
вчера в 11:41 1
Александр Вершинин
26 марта в 05:49 1
СБ СССР
20 марта в 20:56 14
Агафонов
15 марта в 16:02 26
Александр Суворов
14 марта в 18:05 5
Александр Суворов
14 марта в 17:03 3
Агафонов
13 марта в 20:12 26
Александр Суворов
12 марта в 20:11 3
Емеля
10 марта в 21:38 3
Александр Суворов
10 марта в 18:12 2
Александр Суворов
10 марта в 16:28 3
Александр Суворов
9 марта в 16:35 1
Агафонов
8 марта в 19:16 7
Кирилл_Москва
15 февраля в 10:18 2
Александр
14 февраля в 16:29 4
Александр Вершинин
13 февраля в 06:32 1
Алексей Михайлович
8 февраля в 18:40 1
Алексей Михайлович
7 февраля в 21:47 1

Лента

Терроризм и теория единого поля
Статья| позавчера в 14:10
О чём поют финансы ? Часть 2.
Видео| 20 марта в 20:00
Марш, марш отсюда, русские?!
Статья| 20 марта в 12:21
О чём поют финансы?
Видео| 15 марта в 22:27
Секреты Геральдики
Статья| 9 марта в 16:26
Большие игры в мере и вне её
Аналитика| 9 марта в 10:50
Троица и тяга взаимная
Статья| 7 марта в 08:31
Фильм "ЗАМЫСЕЛ" (2019)
Видео| 6 марта в 12:32
Неумеха? В руководители!
Статья| 3 марта в 13:28
Взгляды на мiр
Статья| 28 февраля в 23:15

Двигатель

Опрос

В войне ХАМАС с Израилем вы на стороне ...

Информация

На банных процедурах
Сейчас на сайте

Популярное

 


© 2010-2024 'Емеля'    © Первая концептуальная сеть 'Планета-КОБ'. При перепечатке материалов сайта активная ссылка на planet-kob.ru обязательна
Текущий момент с позиции Концепции общественной безопасности (КОБ) и Достаточно общей теории управления (ДОТУ). Книги и аналитика Внутреннего предиктора (ВП СССР). Лекции и интервью: В.М.Зазнобин, В.А.Ефимов, М.В.Величко.