Вход

Двигатель

Конституция — основной Закон

15 марта 2017 в 18:52 | Емеля |Молодёжная аналитическая группа | 1496 | 0

Ежегодно 15 марта Беларусь отмечает День Конституции — государственный  праздник. А это однозначно говорит о значении Конституции. Её принятие и последующее совершенствование во многом определило и продолжает определять современное развитие Беларуси, как социального правового государства. Что на сегодня из себя представляет Конституция Беларуси и будут ли вноситься в неё изменения в ближайшее время?

Основной Закон государства  

Вспомним наиболее общепринятые положения, определяющие суть Основного Закона  государственного образования:

  • Конституция – это главный нормативно-правовой акт государства, в котором  установлены конституционно-правовые нормы, носящие общий характер и являющиеся основополагающими для определения начальных принципов и роли государства, функций, которые оно призвано выполнять и основных форм и методов деятельности.
  • Конституция – уникальный учредительный правовой акт, который юридически закрепляет суверенитет, независимость и верховенство государственной власти.
  • Конституция занимает ключевое, приоритетное место в системе права. В ней закрепляются идеи, которые определяют характер общества, основные принципы экономики, политики, государства и права, социальной сферы.
  • Конституция реализуется в функциях, которые сочетаются и дополняют друг друга:  
    • Политическая, которая  проявляется в том, что конституция устанавливает основы организации власти, статуса государства и общественных объединений, принципы участия граждан в управлении делами общества и государства;
    • Юридическая функция заключается в том, что конституция — это главный источник права, являющийся базой для развития текущего законодательства и закрепляющий основы конституционного строя, определяющий основы правового положения личности, основные права и свободы человека и гражданина, устанавливающий государственное и административно-территориальное устройство, учреждающий систему и виды государственных органов.
    • Идеологическая выражается в том, что конституция выступает средством идеологического воздействия. Она играет большую воспитательную роль, устанавливает основы взаимоотношений государства и человека, государства и общества, основанные на их взаимной ответственности.
    • Гуманистическая функция состоит в том, что в конституции воплощаются общечеловеческие ценности, закреплены права и свободы, характерные для цивилизованного общества, провозглашается, что человек, его судьба являются высшей ценностью. При этом конституция возлагает на государство обязанность обеспечения его достойного и цивилизованного существования.
  • Конституции присуща совокупность черт, к основным из которых относятся: легитимность, народность, итоговый характер предписаний, преемственность, реальность, верховенство, стабильность.

Мы, народ Республики Беларусь…

Мы, народ Республики Беларусь (Беларуси),

исходя из ответственности за настоящее и будущее Беларуси,

сознавая себя полноправным субъектом мирового сообщества и подтверждая свою приверженность общечеловеческим ценностям,

основываясь на своем неотъемлемом праве на самоопределение,

опираясь на многовековую историю развития белорусской государственности,

стремясь утвердить права и свободы каждого гражданина Республики Беларусь,

желая обеспечить гражданское согласие, незыблемые устои народовластия и правового государства,

принимаем настоящую Конституцию – Основной Закон Республики Беларусь.

В Республике Беларусь действует Конституция 1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года. Конституция была принята 15 марта 1994 года на 13-й сессии Верховного Совета Республики Беларусь 12-го созыва и является первой в истории суверенной республики.  

В связи с политическими и социально-экономическими преобразованиями конца 80-х гг. ХХ века и последовавшим за тем распадом СССР возникла необходимость принятия новой Конституции – Конституции суверенной Республики Беларусь. Ее принятию, что уже как-то подзабылось, предшествовала огромная работа на протяжении 1990-1994 гг. Проект Конституции неоднократно рассматривался в Верховном Совете, обсуждался гражданами Республики Беларусь. 15 марта 1994 г. Конституция Республики Беларусь была принята Верховным Советом Республики Беларусь. В последующем в Конституцию были внесены изменения и дополнения республиканскими референдумами 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.

Конституция Республики Беларусь является Основным Законом, главным источником права и регулятором важнейших общественных отношений, определяющей государственный строй, основы отношений личности с государством, провозглашающей в статье 1 наше государство социальным и закрепляющей в статье 13 две формы собственности: государственную и частную.

Основные свойства Конституции Беларуси:

  • Юридические:

Конституция является главным, Основным Законом страны. Это означает, что на её основе формируется вся система текущего законодательства, в ней определяется компетенция государственных органов.

Конституция — основной, первичный источник национального законодательства, поэтому она является ядром правовой системы. В Конституции указывается, в каких случаях для дальнейшего развития содержащихся в ней положений должны быть приняты законы. В тексте Конституции Республики Беларусь ссылка на закон делается около ста раз.

Конституция закрепляет правовой статус органов государственной власти и определяет иерархию принимаемых ими нормативных правовых актов. При этом следует иметь в виду, что сама Конституция обладает верховенством по отношению ко всем иным нормативным правовым актам.

Приоритет Конституции по отношению к иным актам также подкрепляется спецификой ее принятия, изменения или отмены.

Юридический вес конституционных норм предопределяется их верховенством не только по отношению к разрабатываемым нормативным актам, то есть необходимостью базирования этих актов на Конституции, но и обязанностью привести ранее принятые акты в соответствие с Конституцией.

Юридическим свойством Конституции является её стабильность, устойчивость. Нередко это зависит от стабильности общественных отношений. Стабильности Конституции в юридическом плане содействует предусматриваемый в ней усложненный порядок её принятия.

  • Политические:

Конституция является не только юридическим, но и политическим документом, в котором закрепляется организация государственной власти, её взаимоотношения с различными силами общества — партиями, объединениями, союзами и т.д. В этом ее первое политическое свойство.

Конституция обладает учредительным характером, то есть посредством её норм создаются определенные базовые ценности, либо меняются те, которые были до неё.

Конституция как документ политический может рассматриваться и в качестве программы. В этом смысле она содержит ориентиры развития государства и общества. Конституция, содержит нормы-цели, определяющие направления движения всех участников политического процесса, которые являются основой для реальных действий межгосударственных институтов (органов представительной, исполнительной, судебной властей).   

  • Идеологические:

В конституционных нормах формируется определенная система взглядов и идей. В ней отмечена роль государства, его отношения с обществом и индивидами, права и свободы человека.

Конституция — это мировоззренческий документ, оказывающий большое влияние на духовную жизнь общества, способствующий распространению и утверждению определенных политических и правовых идей, представлений, ценностей.

Вместе с тем действующая Конституция Республики Беларусь свободна от явных идеологических «нагрузок». Демократия в Республике Беларусь, как это закреплено в статье 4 Конституции, осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. При этом следует иметь в виду, что согласно части второй указанной статьи идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан, каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение (статья 33).

В тоже время Конституция Республики Беларусь содержит политические и правовые концепции, принципы функционирования государственно-правового механизма, взаимоотношения государства, общества и человека.

Таким образом, в Конституции сформулированы фундаментальные ценности, являющиеся лучшими достижениями человеческой мысли. К ним можно отнести правовое, демократическое, социальное государство; многообразие форм собственности; признание человека, его прав и свобод как высшей ценности общества и государства; демократию, свободу, достоинство, семью, особую заботу о ветеранах войны и труда, лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов, и другое.

При этом  в Конституции республики заложены основы конституционного строя, которые содержат следующие важнейшие признаки (черты):

  • Подчинение государства праву (причем не формально провозглашенному, а реально воплощенному);
  • Признание и гарантированность неотъемлемых прав человека; существование такого правового статуса личности, который соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права (они содержатся в таких важнейших документах, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах);
  • Разделение властей, наличие противовесов как важнейшее сдерживающее начало против отхода власти к авторитаризму и тирании;
  • Многообразие форм собственности и реальные возможности для существования и развития частной собственности как важнейшее условие проявления свободы и автономии личности;
  • Политический плюрализм, то есть многообразие мнений, суждений и взглядов, возможность создания и деятельности политических партий, придерживающихся различных идеологических установок, кроме экстремистских;
  • Наличие гражданского общества, то есть системы общественных институтов, действующих в государстве, но независимых от него и обеспечивающих проведение на практике частных интересов граждан, коллективов.  

Таким образом, конституционный строй — это такой государственный и общественный строй, который определен демократической Конституцией и для которого в силу демократизма Конституции характерны указанные выше черты. Основы конституционного строя — это наиболее важные принципы и нормы Конституции, предопределяющие характер и содержание государственного и общественного устройства.

Также следует учитывать, что положения первого раздела Конституции Республики Беларусь обладают большей юридической силой даже по отношению к нормам других статей Конституции. В качестве основ современного конституционного строя можно назвать демократию, оптимальный баланс прав и законных интересов государства, общества и человека.

Эти основы конституционного строя нашли свое закрепление в Основном Законе страны и состоят в следующем:

  1. Человек, его права и свободы как высшая ценность
  2. Демократическое государство
  3. Правовое государство
  4. Социальное государство
  5. Светское государство
  6. Экономические основы конституционного строя
  7. Конституционные основы деятельности политических партий и общественных организаций
  8. Регулирование отношений между социальными, национальными и иными общностями

Таким образом, даже текст Конституции Республики Беларусь, реально действующей в обществе, позволяет сделать вывод о характере устоявшихся в стране социально-экономических и политических отношениях, о путях взаимодействия различных ветвей власти, способах их сдерживания друг другом, о существующем экономическом строе, о форме правления и государственного устройства Республики Беларусь, о действующем политическом режиме.

Изменения в Конституции, как ответ на вызовы времени

Как уже отмечалось, одной из основных черт Конституции Беларуси является её стабильность. Однако стабильность не только не исключает возможности изменения Конституции, но и предполагает приведение её в соответствие с новыми условиями социальной действительности.

Конституция должна гибко реагировать на объективные изменения реальности и видоизменяться. Другое дело, что всегда нужно выбирать некую золотую середину, действуя по принципу: семь раз отмерь — один отрежь.

Так, обращаясь к парламентариям пятого и шестого созывов в октябре 2016 года, Президент Беларуси не исключил, что назрело время провести  анализ Основного Закона страны:

«Мир стремительно меняется. Мы должны адаптироваться к меняющимся условиям, чтобы не только не потерять занятые нами ниши, но и найти новые. Попробуем подойти к этому вопросу с разных сторон. Аккуратно, чтобы не сделать хуже. Появились новые проблемы, вызовы. Да и время, наверное, требует чего-то нового. И начинать надо с главного, если мы решимся на это. Нам надо создать группу мудрецов, юристов, которые проанализируют Основной закон. И если нужно будет, мы на это пойдем».

Упомянул глава государства о необходимости пересмотра ряда статей Конституции и в феврале этого года во время беседы с главным редактором газеты «Народная воля» Иосифом Середичем.

А уж сколько чернил  на эту тему потратили оппозиционеры, учёту вообще не поддаётся. Но если учёные-правоведы отмечают необходимость внесения изменений  в конкретные статьи Конституции, например, в статью 116, в связи с ликвидацией хозяйственных судов, возглавляемых Высшим хозяйственным судом Республики Беларусь, или статью 118, чтобы конституционно подтвердить право граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в Республике Беларусь, участвовать в выборах депутатов местных Советов депутатов, то наши «доблестные свядомые и змагары» используют эту тему для решения своих узкополитиканских, граничащих с личными, проблем.  

Оставим за скобками «плачи оппозиционеров» по поводу нелегитимности уже принятых в ходе референдумов (!) изменениях в Конституции. Главная тема, которая оппозиционными СМИ муссируется  уже годами – это тема перехода к выборам по партийным спискам или хотя бы по смешанному мажоритарно-пропорциональному  принципу. Само собой разумеется, при этом заранее выдвигаются предположения, что даже в случае введения этой столь приятной для слуха «свядомых» системы, «последний диктатор Европы» все её преференции оставит за собой.

Вторая тема, которой «озабочены» оппоненты главы государства – это насколько давно их лелеемая «мечта» — отстранение от власти Александра Лукашенко, может воплотиться в жизнь в связи  с предполагаемыми изменениями в Конституции. А уж эта тема по уровню спекуляций в «оппозиционной тусовке» равных себе не имеет.

Ну и  так далее и тому подобное… Но в конце концов все рассуждения оппозиционеров сводятся к «печальному для них» и не имеющему никакого отношения к процессу оптимизации Конституции: «менять  Конституцию, пока у власти Лукашенко бессмысленно. Если изменения в Конституцию и будут вноситься, они будут носить декоративный характер».

Заключение

Будут ли изменять Основной закон или нет — покажет время, но одно можно сказать с уверенностью: пока у власти находится действующий президент, какие-либо серьёзные преобразования на конституционном уровне в стране не предвидятся. Ведь текущее законодательство во многом обеспечивают: во-первых, суверенитет Беларуси и её территориальную целостность, во-вторых, правопорядок и спокойствие, которые в нашей стране находятся на достаточно высоком уровне (Беларусь входит в десятку стран с самой низкой преступностью). Таким образом встанет вопрос: насколько граждане Беларуси захотят изменять существующее положение дел? А ведь именно референдумом, т.е. прямым волеизъявлением народа вносятся кардинальные изменения в конституцию.

Источник

12345  3.67 / 3 гол.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь

Нет комментариев

 

СССР

Достойное

  • неделя
  • месяц
  • год
  • век

Наша команда

Двигатель

Комментарии

Анна Новикова
вчера в 11:41 1
Александр Вершинин
26 марта в 05:49 1
СБ СССР
20 марта в 20:56 14
Агафонов
15 марта в 16:02 26
Александр Суворов
14 марта в 18:05 5
Александр Суворов
14 марта в 17:03 3
Агафонов
13 марта в 20:12 26
Александр Суворов
12 марта в 20:11 3
Емеля
10 марта в 21:38 3
Александр Суворов
10 марта в 18:12 2
Александр Суворов
10 марта в 16:28 3
Александр Суворов
9 марта в 16:35 1
Агафонов
8 марта в 19:16 7
Кирилл_Москва
15 февраля в 10:18 2
Александр
14 февраля в 16:29 4
Александр Вершинин
13 февраля в 06:32 1
Алексей Михайлович
8 февраля в 18:40 1
Алексей Михайлович
7 февраля в 21:47 1

Лента

Терроризм и теория единого поля
Статья| позавчера в 14:10
О чём поют финансы ? Часть 2.
Видео| 20 марта в 20:00
Марш, марш отсюда, русские?!
Статья| 20 марта в 12:21
О чём поют финансы?
Видео| 15 марта в 22:27
Секреты Геральдики
Статья| 9 марта в 16:26
Большие игры в мере и вне её
Аналитика| 9 марта в 10:50
Троица и тяга взаимная
Статья| 7 марта в 08:31
Фильм "ЗАМЫСЕЛ" (2019)
Видео| 6 марта в 12:32
Неумеха? В руководители!
Статья| 3 марта в 13:28
Взгляды на мiр
Статья| 28 февраля в 23:15

Двигатель

Опрос

В войне ХАМАС с Израилем вы на стороне ...

Информация

На банных процедурах
Сейчас на сайте

Популярное

 


© 2010-2024 'Емеля'    © Первая концептуальная сеть 'Планета-КОБ'. При перепечатке материалов сайта активная ссылка на planet-kob.ru обязательна
Текущий момент с позиции Концепции общественной безопасности (КОБ) и Достаточно общей теории управления (ДОТУ). Книги и аналитика Внутреннего предиктора (ВП СССР). Лекции и интервью: В.М.Зазнобин, В.А.Ефимов, М.В.Величко.