... в единстве сила ...
Зарегистрироваться
21.11.17  

Двигатель

Некоторые итоги 2016 года кино в России: ультиматум "киноделам"

2016-12-21 11:13 | Емельян |Молодёжная аналитическая группа | 1578 | 0

За последние несколько десятков лет кино проникло во все сферы человеческой культуры. Оно является средством культуры, образования, пропаганды и способом провести свободное время. По некоторым оценкам, влияние кино на умы людей превосходит влияние газет и книг вместе взятых.

Согласно Указа Президента Владимира Путина 2016 год был объявлен Годом отечественного кино, главная задача которого — популяризация и повышение качества отечественного киноискусства.

Основная цель — увеличение выпускаемых в России кинофильмов и продвижение киноискусства в регионы страны.

В рамках V Санкт-Петербургского международного культурного форума, прошедшего с 1 по 3 декабря, состоялось официальное подведение итогов Года российского кино.

Участники заседания, посвящённого итогам киногода, рассказали о достижениях и сложностях, которые переживает современный кинематограф.

«Ясно, что Год кино не мог существенно поменять ситуацию на рынке — фильмы в основном делаются дольше, чем один год. Однако он способствовал нашему общению с властью на всех уровнях. При этом мы сами находимся в точке роста — прекратились разговоры «помогите нам, дайте денег». Российское кино становится конкурентоспособным, в том числе на Западе — прежде всего, это касается 3D-анимации»,

— прокомментировал ситуацию продюсер Сергей Сельянов, один из создателей мультфильма «Три богатыря и морской царь».

Представители отрасли констатируют — общие сборы российских фильмов превысили 8 млрд. рублей, став рекордными в новейшей истории. Вышло 136 российских премьер.

Каковы же некоторые промежуточные итоги Года Кино?

Профессий много,
но Прекрасней всех — кино.
Кто в этот мир попал —
Навеки счастлив стал.
Фильм, фильм, фильм…

Музыка А. Зацепина, слова Ф. Хитрука

Прежде чем говорить о некоторых итогах Года кино в 2016 году, стоит напомнить, что в российском календаре есть дата — 27 августа, и эта дата — официальный праздник отечественного кинематографа.

Свою историю этот праздник ведёт с установления в нашей стране советской власти после Октябрьской революции 1917 года, когда руководство молодой республики, понимая всю важность развития кинематографа, как мощного инструмента пропаганды революционных идей, решило «взять кинематограф в свои руки».

В связи с этим, 27 августа 1919 года был издан Декрет Совета Народных комиссаров (Совнаркома) о национализации кинодела в стране. С этого времени вся фото- и кинематографическая промышленность и торговля перешла в ведение Народного комиссариата просвещения, который возглавлял Анатолий Луначарский. В память об этом событии эта дата и стала считаться Днём Советского кино, а позднее — Днём кино России.

В России премьера первого фильма состоялась 15 октября 1908 года. Это была лента «Понизовая вольница» режиссёра Владимира Ромашкова по мотивам народной песни о Стеньке Разине «Из-за острова на стрежень». Длился первый российский фильм всего 7 минут.

А одним из первых полнометражных художественных фильмов, вошедших в золотой фонд советского и мирового кинематографа, стала отечественная лента «Броненосец Потёмкин». Этот знаменитый фильм Сергея Эйзенштейна вышел на экраны страны в 1926 году.

Что было намечено сделать в Год кино?

Прежде чем подводить некоторые промежуточные итоги Года российского кино, напомним читателям ряд мероприятий, которые планировались реализовать в рамках Года кино. Среди мероприятий Года кино-2016:

  • модернизация «Ленфильма»;
  • реорганизация Киностудии имени Горького;
  • «Союзмультфильм» должен обрести собственное здание на улице Академика Королёва;
  • создание Музея кино, который планируется разместить в одном из павильонов ВДНХ, должен стать «центром пропаганды российского киноискусства»;
  • запустить проект кинофикации малых и средних городов — открытие более 150 кинозалов и др.

Итоги Года кино были подведены на V Санкт-Петербургском международном культурном форуме с участием Президента России Владимира Путина.

V Санкт-Петербургский международный культурный форум

культурный форум, год кино, петербург, минкультуры, мединский, сокуров, синематека

V Санкт-Петербургский международный культурный форум, который состоялся в декабре 2016 года, — это десятки межрегиональных и международных соглашений, сотни ярких выступлений и острых дискуссий, это громкие премьеры спектаклей, кинофильмов и музыкальных сочинений, которые смогли посетить в эти три дня жители и гости города на Неве. Но главное, это возможность для всего культурного сообщества быть услышанным, поделиться результатами своей работы и инициировать новые, смелые и вдохновляющие проекты.

«Культура обладает огромной силой. Она знакомит нас с другим миром, даёт нам возможность понять друг друга. Миру нужна культура, которая будет нас объединять, и делать каждого человека цельной личностью. И дальше перефразируя слова гениального актера Рэйфа Файнса: задача культуры — помочь найти себя.
Вы говорите на этом языке, языке искусства, который не требует перевода. И ваш талант, душевная щедрость, мастерство несут мощный заряд созидания и добра, наполняя наш мир вдохновением, благородством, великой духовностью. И не случайно служители муз — художники, поэты, актёры, музыканты — имеют в обществе огромный авторитет»,

— этими словами президент РФ Владимир Путин на Церемонии торжественного открытия обратился к участникам V Санкт-Петербургского международного культурного форума.

Город стал одной большой площадкой для проведения Форума — от Главного штаба Эрмитажа до «Ленфильма», от Мариинского театра до Гатчинского дворца. Форум расширил свою географию не только увеличением городского пространства: в Петербург съехались участники из 90 стран мира и всех регионов России — от Исландии до ЮАР, от Владивостока до Калининграда.

На Форуме прошло 338 мероприятий, а число участников достигло 20000 человек. Одной из главных тем стало подведение итогов Года российского кино. Год кино стартовал на прошлом Форуме, и пришло время поговорить о некоторых результатах.

Что говорили участники Форума?

Председатель Комитета по культуре Санкт-Петербурга Константин Сухенко перечислил самые значимые события киногода в городе, в число которых вошли крупные фестивали: «Послание к человеку», форум «Кино Экспо», «Ночь кино», 120-летие первых российских киносеансов, отмечавшееся на «Ленфильме», открытие модернизированных цехов «Ленфильма» и посещение киностудии Владимиром Путиным.

17f4b832_600

«Мы поддержали 26 фильмов на сумму 102 млн. рублей — сказал глава комитета. — В прошлом году это были 53 млн. рублей и 9 фильмов. Двадцать кинофестивалей в Петербурге позволяют представить всю палитру отечественного кинематографа: от независимых до детских и анимационных фильмов».

Также Сухенко отметил, что город гордится стартом проекта «Петербургская синематека». Далее он рассказал о переоснащении цифрового оборудования государственных кинотеатров.

Режиссер Алексей Учитель отдельно сказал о возглавляемым им фестивале «Послание к человеку», которое в этом году собрало 44 тысячи зрителей. Особенно зрелищной была вторая мировая премьера фильма Вернера Херцога «О, интернет! Грезы цифрового мира», собравшая тысячи зрителей под дождём на Дворцовой площади.

«Фестиваль становится событием действительно международного значения: то есть до недавнего времени нас в мире знали больше, чем в родной стране — заявил Алексей Учитель — Теперь мы сократили этот разрыв»,

В рамках заседания состоялась презентация проекта «Чапаев», который призван стать главным информационным ресурсом для людей, желающих познакомиться с историей отечественного кинематографа, а также основой для будущего учебника российской киноистории. Проект представила главный редактор журнала «Сеанс» Любовь Аркус.

Руководитель секции «Кино» Культурного форума Фёдор Бондарчук отдельно рассказал о «Синематеке», до сих пор не получившей собственного здания в городе. Несмотря на это, развитие проекта внушает оптимизм.

«Наполняемость залов на синематечных показах — около 34% против 13% по России — рассказал режиссёр. — Большая часть аудитории при этом становится постоянной. Зрители — 26—30 лет, более 40 лет и студенты. Самые посещаемые фильмы в этом году — «Солярис» и «Зеркало» Андрея Тарковского, «Июльский дождь» Марлена Хуциева, «Курьер» Карена Шахназарова»,

Среди премьер этого года Бондарчук также выделил фильмы «Дуэлянт», «28 Панфиловцев» и «Матильду» Алексея Учителя.

По словам продюсера Сельянова, именно в Год кино обозначились новые проблемы в отечественном кинематографе, связанные прежде всего с экономическим кризисом. Зрители стали ходить в кино более «прицельно», из-за чего широко рекламируемые американские блокбастеры и мультфильмы стали собирать больше денег, а фильмы меньшего бюджета, включая иностранные, — на треть меньше. В 2016 году только фильм «Экипаж» и мультфильм «Иван Царевич и серый волк» имели сборы, сравнимые с американскими.

«Каждый шажочек американского кино сопровождается продвижением в СМИ, в то время как нам говорят в прессе: если уж мы напишем, что начали съёмки, то не ждите репортажа с премьеры — отметил продюсер. — Сегодня весь годовой бюджет нашего кино равен бюджету примерно одного американского фильма. Если в СССР государство на наши деньги выделяло на кинематограф 66 млрд. рублей, сейчас выделяется 5 миллиардов. Нужны ли какие-то комментарии?»,

При этом продюсер умолчал, что в США кинокомпании — частные. Как работает финансирование картин в Америке и европейских странах? Большие студии, типа Universal или Paramount, полностью отвечают за производство фильма (съёмочный период и постпродакшн), затем они передают его компании — мировому дистрибьютору. Они берут на себя весь риск по производству, полностью полагаясь на будущий успех фильма. Чтобы избежать или понизить этот риск, они, во-первых, снимают много фильмов, чтобы хорошими иной раз компенсировать неудачные (в финансовом плане). Во-вторых, они наращивают производство сиквелов к уже известным проектам. В независимом мире кино таких больших корпораций, которые оплачивали бы полностью бюджет фильма, попросту нет. Приходится изобретать специальные схемы финансирования (https://www.film.ru/articles/beg-po-krugu).

Но у нас есть повод для оптимизма: в 2016 году общие сборы российских фильмов превысили 8 млрд. рублей, став рекордными в новейшей истории.

Директор Фонда кино Антон Малышев добавил, что благодаря оборудованию кинотеатрами малых населённых пунктов отечественный кинематограф получил 700 тысяч новых зрителей. В новых кинотеатрах зарезервировано для российских фильмов как минимум 50% от общего потока. Участники заседания разошлись во взглядах, стоит ли вводить квоты на показ зарубежного кино, — против выступил Фёдор Бондарчук. По мнению актера и руководителя фестиваля «Золотой витязь» Николая Бурляева, к которому присоединился и Константин Сухенко, государство должно спонсировать не столько «американизированные» боевики, сколько картины, отражающие философию и рефлексию жителей России.

Чего удалось достичь? Что показал Год кино?

Сборы российского кино по итогам 2016 года могут стать рекордными

Чтобы понять, что дал Год кино жителям страны, необходимо обратиться к статистике, которая, как всегда, наглядно характеризует: что удалось, что предстоит решать и каковы некоторые итоги киногода. Перечислим основные из них.

  • С точки зрения экономических результатов отрасли получается следующее. Фонд Кино профинансировал 300 залов в малых городах России, в которых вообще не было кинозалов, до которых в этом смысле руки не доходили десятилетиями. Часть залов — чуть больше ста — уже открылись. Благодаря этому количество зрителей в стране увеличилось на 700 тысяч. Причём по большей части — это зрители именно российского кино, поскольку за отечественной продукцией зафиксирована минимум половина сеансов в этих залах.
  • 28 ноября 2015 года при участии Россотрудничества на видеохостинге YouTube стартовала Неделя российского кино. Более 200 отечественных кинокартин стали доступны для бесплатного просмотра в высоком качестве. Проект проходит в рамках Года российского кино и завершился 4 декабря 2016 года (http://www.ruvek.info/?module=news&action=view&id=19027).
  • Кассовые сборы российского кино по результатам этого года могут оказаться рекордными. Специалисты прогнозируют общий результат порядка 8,3—8,4 млрд руб., что на 1 млрд лучше прошлогодних показателе. В прошлом году отечественные фильмы собрали в прокате 7,2 млрд руб. Наиболее успешным пока признан 2013-й год, когда был достигнут результат 7,97 млрд руб. с учётом билетов, реализованных во всех государствах СНГ, за исключением Украины.
  • Что касается зрителей, то в прошлом году был продан 31 млн билетов, в этом году эту цифру уже превысили, и специалисты надеются на результат в 34—35 млн. Для нашего кино это хороший рост.
  • Кроме того, выросло количество российских релизов — в 2016-м было насчитано 136, включая региональное кино, ограниченный прокат и т.д. В прошлом году было 123. Из них более 20% преодолели отметку в 100 млн руб. кассовых сборов, а «Экипаж» Николая Лебедева и вовсе занял шестую строчку в общей десятке лидеров российского проката с доходом в 1,4 млрд руб. и, ко всему прочему, успешно стартовал и за рубежом.
  • Запущено бесплатное приложение ЕАИС, позволяющее в реальном времени наблюдать за кинотеатральными сборами. У Фонда Кино есть объективная картина, которая доступна и на каждом смартфоне.
  • Кроме того, в этом году заработала система ребейтов.Это такая система, согласно которой кинематографисту, оставляющему деньги в провинциальных городах во время съёмок, возвращается часть этой суммы. Эта система работает во всем мире, теперь она есть и у нас.
  • Фонд кино поддержал 46 игровых и 10 анимационных картин.
  • Финансирование со стороны государства достигло 7 миллиардов рублей ( 2015 год — 6,0 млрд руб.), при этом впервые 5 млрд. руб. были выделены государством безвозвратно. Поддержку за год оказали многим. Помимо проектов известных режиссеров, таких как Николай Хомерики, Павел Лунгин и Николай Лебедев, крупные субсидии получили 26 дебютов, 30 авторских картин, шесть фильмов для детей и два телесериала. А под конец года в Минкультуры решили выделить средства на создание более двухсот документальных фильмов. Это истории о войне, революции и религии, о деятелях искусства — Прокофьеве, Чехове, Левитане, Бродском, а также о Тунгусском метеорите, о Менделееве, российском спорте, НАТО и не только.
  • В списке достижений Года кино также обновление «Ленфильма», «Союзмультфильма» и создание новых кинотеатров в селах. Среди них алтайские Поспелиха и Кулунда, которые получили по пять миллионов рублей на новые 3D-залы. 18 октября Фонд кино объявил ещё одну программу по поддержке кинотеатров. На неё уже претендуют Новоалтайск и Змеиногорск.
  • Возрос интерес к историческим фильмам и сериалам у зрителей. Тому пример — «28 панфиловцев», созданный на средства жителей страны. Зрительский интерес — это сумма интересов каждого отдельного индивидуума, которая складывается в единую тенденцию. Что конкретно интересует зрителя в историческом кино? Для кого-то это ожившие картинки, для кого-то — попытка заглянуть за толщу времен и воссоздать её в себе. Для кого-то это действительно попытка изучить историю, для кого-то — бессознательная попытка сформировать своё отношение к происходящему сегодня. Когда событие уже произошло, зритель может его препарировать, анатомировать, изучить, обобщить сверху и снизу и так проанализировать то, что с ним происходит сейчас.
  • 15 российских кинокартин получат особый статус «Наследие, защищённое ЮНЕСКО» и будут включены в международный список фильмов «Память мира». В 1995 году киноленты из 49 стран мира были включены в программу «Память мира» ЮНЕСКО и стали объектами всемирного культурного наследия. Тогда в этот список не попал ни один отечественный фильм.

В 2016 году заявку оформляет журнал «Сеанс». Объектами культурного наследия станут:

  • «Броненосец «Потемкин» и «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна;
  • «Андрей Рублев» и «Зеркало» Андрея Тарковского;
  • «Мой друг Иван Лапшин» и «20 дней без войны» Алексея Германа;
  • «Застава Ильича» Марлена Хуциева;
  • «Начало» Глеба Памфилова;
  • «Летят журавли» Михаила Калатозова;
  • «Неоконченная пьеса для механического пианино» Никиты Михалкова;
  • «Баллада о солдате» Григория Чухрая;
  • «Окраина» Бориса Барнета;
  • «Судьба человека» Сергея Бондарчука;
  • «Жил певчий дрозд» Отара Иоселиани;
  • «Астенический синдром» Киры Муратовой.

В целом надо отметить, что проведение Года Кино привлекло внимание властных структур и общественности к тому, что российское кино — это отрасль, пусть не самая большая в денежном выражении (и, наверное, едва заметная в строчке бюджета), но заслуживающая огромного внимания.

Ведь для того, чтобы киноиндустрия работала слаженно и организованно, нужно отладить то, что называется, «строки смежных индустрий».

Кино — это симбиоз огромного количества отраслей производства. И хорошее кино возникает только тогда, когда всё в стране работает на высоком производственном и технологическом уровне. За год специалисты киноиндустрии многие вещи успели объяснить людям, принимающим решения, смогли повлиять на них. Активно работающая организация под названием «Ассоциация продюсеров кино и телевидения» занимается созданием законодательных документов для того, чтобы узаконить то, что происходит в кино, и даже изменить многие процессы — ведь сейчас правительство пользуется довольно старыми нормативами в отношении киноиндустрии.

В этом смысле Год кино был для тех, кто создаёт кино, очень большой удачей.

Тем не менее проблемы есть, и их надо решать.

Какие проблемы волнуют специалистов киноиндустрии? Над какими проблемами придётся работать в будущем?

Ключевая проблема на сегодняшний день — перегруженность рынка. Если раньше специалисты работали над тем, чтобы российских картин было больше, чтобы росло их качество, то сейчас эти цели так или иначе достигнуты. Количество фильмов возросло, как и средний уровень качества.

Дальше рынок кино сталкивается с тем, что у нас в год в российском прокате присутствует более 300 иностранных картин. Причём они не просто присутствуют, а ставят в ситуацию, когда на нашем рынке приходится выкраивать отечественному кино место, чтобы не помешать «большим». В общем, ситуация сейчас такова, что необходимо своих защищать — благо есть кого. Кроме того, государство вложилось в поддержку производства и систему кинопоказа, так что имеет право её регулировать.

То есть встаёт вопрос о давно обсуждаемом — о введении квоты на российское кино.

Вариантов протекционизма в этой области в мировой практике немного. Квотирование — один из них, который применялся во многих странах, чтобы переломить ситуацию с национальным прокатом. Более того, подписывая обязательство по ВТО, Россия оставила себе право на введение квот.

Дальше встают вопросы: действительно ли это надо? Каким должен быть процент российского кино в прокате? На взгляд специалистов, сильно рынок всё-таки корежить не стоит, но сейчас количество сеансов отечественных фильмов чуть-чуть превышает 20%, поэтому определённое регулирование рынка кино необходимо, причём, в интересах зрителя.

Порядка 150 иностранных картин собирают в прокате меньше 2% сборов — то есть просто занимают сеансы! Это происходит потому, что американские студии отгружают прокатчикам фильмы пакетом — чтобы взять блокбастер, надо согласиться ещё на целый ряд картин «довеском». Если эти сеансы занять российским кино, никто точно не проиграет. Более того, допустим, «Ледокол» или «28 панфиловцев» учитывая их прокатные результаты, могли бы идти в прокате куда дольше. Количество сеансов им начали резать, когда они ещё вполне себе зарабатывали. Имеет место и проблема интеграции российского кино в мировой кинопроцесс.

Есть ли фильмы, которые по-настоящему понравились зрителю?

Согласно различных опросов, зрителю понравился «Ледокол», «Хороший мальчик», по-своему — «Дуэлянт»…

Про «Экипаж» можно даже не говорить — он всем понравился, достаточно посмотреть на сборы. Вообще, сейчас практически все фильмы по-своему интересные.

И «Жених», и «28 панфиловцев» (на производство которого народ собрал более 30 миллионов рублей с помощью «краудфандинга»), и «Дама пик». Они все очень разные. У кого-то лучше получилось, у кого-то хуже, и тем не менее.

Кое-что осталось на 2017-й. Так, в январе нас ждёт «Рай» Андрея Кончаловского — русско-немецкий фильм о французском Сопротивлении; в феврале в РФ, КНР и Юго-Восточной Азии выйдет экшн про советских супергероев — «Защитники» Сарика Андреасяна. А весной ожидается премьера фильма «Большой». Это экскурс Валерия Тодоровского за кулисы Большого театра с Алисой Фрейндлих и примой театра оперы и балета Маргаритой Симоновой в главных ролях.

Помимо этого, зрителей ждут фэнтези о детских снах «Закрой глаза» Ольги Субботиной, «Викинг» Андрея Кравчука с Данилой Козловским и Светланой Ходченковой, фантастическая драма Ивана Твердовского «Зоология» и ещё с десяток заметных отечественных кинолент.

Итоги года кино станут заметны в 2018-м

Субсидии «Фонда кино» на оборудование кинозалов в малых городах, выдача которых началась в конце 2015-го и продолжалась в течение 2016-го — Года кино, окажет влияние на кинорынок не сразу; их эффект так же, как и эффект от безвозмездных субсидий на кинопроизводство, станет заметен лишь к концу 2017 года, когда все профинансированные кинозалы откроются, а фильмы, снятые на льготных условиях, выйдут на экраны.

Обновленный прогноз НЕВАФИЛЬМ RESEARCH (http://research.nevafilm.ru/index.html)

свидетельствует, что изменение планов Министерства культуры и Фонда кино по оказанию поддержки малым городам сократит изначально ожидавшееся число залов по итогам 2016 — 2017 годов, но увеличит их в последующие годы. Напомним, что второй конкурс на оборудование залов в городах с населением менее 100 тыс. жителей прошёл в мае-июне: по его итогам средний размер населенных пунктов-заявителей сократился по сравнению с декабрем 2015 года — 17 и 28 тыс. жителей соответственно. После этого Фонд кино пересмотрел условия поддержки, и на конкурсе, объявленном в ноябре 2016-го, допустимая численность населения выросла до 500 тыс. жителей; кроме того, Министерство культуры объявило о планах на проведение таких конкурсов и в 2017 году.

В результате, если к концу текущего года ожидается в стране 4 355 залов, то к концу 2018-го их станет уже 5 350. Такой рост не преминет сказаться и на числе посещений: если в 2016-м оно не превысит 180 млн зрителей, то по итогам 2018-го достигнет 200 млн.

Чем нам запомнился Год Кино?

На 2-х моментах при подведении итогов Года кино хочется остановиться особо:

  • фильм «28 панфиловцев», созданный на средства жителей страны и получивший всеобщее признание,
  • фильм «Фауст» режиссёра А.Сокурова (финансирование Фонда кино), при этом с 2011-го года идёт на немецком языке, в России широкому зрителю не представлен.

Два фильма, два разных подхода к зрителю и стране со стороны режиссёров. Остановимся на этих фильмах и его создателях более подробно.

Фильм «28 панфиловцев»

Этой осенью исполнилось 75 лет началу контрнаступления под Москвой, итогом которого стало первое крупное поражение гитлеровцев в Великой Отечественной войне. Подвигу бойцов 316-й стрелковой дивизии под командованием Ивана Васильевича Панфилова, отразивших танковую атаку немцев у разъезда Дубосеково, посвящён фильм «28 панфиловцев».

Творческий коллектив киноленты Творческий коллектив киноленты «28 панфиловцев» Фото: Александр БОЙКО

Режиссёр и автор сценария фильма «28 панфиловцев» — Андрей Шальопа — делится своими эмоциями от процесса работы над картиной:

«Когда во время первого этапа сбора средств мы собрали первый миллион, я почувствовал очень необычные ощущения. То есть, с одной стороны, это было очень трогательно, а, с другой стороны, я понял, что это нам уже не принадлежит, что это мы несём огромную ответственность перед теми, кто в нас поверил».

Картина, снятая на народные деньги, за первые дни показа собрала полные залы и восторженные отклики зрителей. Те, кто ещё несколько месяцев назад развязал дискуссию о том, что подвиг 28 панфиловцев не соответствует исторической правде, сыграли только на руку создателям фильма и его зрителям (об этом наша статья — http://inance.ru/2016/11/panfilovci/).

Благодаря этому обсуждению, героическая жертва красноармейцев, защищавших Москву в 1941-м, получила небывалую зрительскую поддержку.

Уже в первый день показа картина «28 панфиловцев» собрала полные залы и отличную кассу. Более 38 миллионов рублей в перый день -— практически рекорд последнего времени для отечественного фильма. Кассовые сборы фильма в России на 18 декабря 2016 составили 361 007 328 рублей при бюджете около 100 000 000 (в три раза!!!). Это сухие цифры, на которые, в первую очередь, ориентируются профессионалы от кинематографа, понявшие, что приходит эра другого типа кино.

Но гораздо важнее реакция самих зрителей. Вы давно слышали, чтобы в конце российского фильма зал аплодировал всё время, пока идут титры? А на «28 панфиловцах» это происходило очень часто.

Но и титры в фильме необычные: несколько минут на экране -— фамилии тех, кто пожертвовал свои деньги, чтобы подвиг павших бойцов Красной армии ещё раз вспомнили. 30 миллионов собрали жители России на создание фильма — это почти треть бюджета (ещё 30 миллионов выделило Министерство культуры России, 10 — Министерство культуры Казахстана).

Подвиг панфиловцев не забыт!

Теперь, наверно, надо, чтобы вслед за «28 панфиловцами» последовали и другие проекты такого рода, когда люди сами выступают заказчиками того, что они хотят видеть в кино про своих предков и свою историю, да и не только. Ведь с нашей богатой историей там столько потенциальных сюжетов для экранизации. «28 панфиловцев» делом доказывают, что изначально любительский проект, при должной поддержке и реализации, может успешно конкурировать с фильмами, снятыми по гос.заказу, а по качеству и превосходить их. И мы прогнозируем, что в 2018 году ещё увидим подобные проекты народных фильмов.

А вот противоположный пример.

А.Сокуров и фильм «Фауст», известный более на Западе.

На недавней встрече Президента (в декабре) с представителями «творческой интеллигенции» раздался очередной вопль очередного самоназначенного неполживого «совести нации», которого обуял приступ стыда за нашу страну, что стало одним из главных событий Года кино — это дискуссия между режиссёром Александром Сокуровым и президентом России Владимиром Путиным о судьбе политзаключённого, украинского кинорежиссера Олега Сенцова, которому дали 20 лет колонии строгого режима за террористическую деятельность.

Александр Сокуров, режиссёр, более известный на Западе, чем в России. Вряд ли кто вспомнит навскидку хоть один его фильм: помнится только один — «Русский ковчег», снимавшийся в Эрмитаже, и то только потому, что широко освещался процесс его съёмки. Сказать, что в этом фильме увидели что-то художественное, кроме эрмитажных картин и интерьеров, никак нельзя. Но — «мэтр»! Настолько «мэтр», что тоном более подходящим для базарной торговки требует от Президента подать ему срочное исполнение его хотелок! Не то сгорит от стыда за страну!

На совместном заседании Совета по культуре и искусству и Совета по русскому языку в Петербурге Сокуров буквально настаивал и просил Путина помиловать Сенцова и проявить по отношению к нему христианское милосердие, отметив, что на нём нет крови, но глава государства чётко указал на обстоятельства задержания.

Российский режиссёр Александр Сокуров (сторонник партии «Яблоко», возглавлял его петербургское отделение на выборах в Госдуму-2016 — наше прим.) заявил, что готов встать на колени перед президентом Владимиром Путиным ради освобождения украинского кинорежиссера Олега Сенцова.

Сокуров в 2008 году предсказал, что на Украине начнётся конфликт, однако он заявлял, что будет полноценная война между Киевом и Москвой, которая обернётся катастрофой для России. В последнее время он выражает активную проукраинскую позицию и рьяно выступает за освобождение Олега Сенцова, который был приговорён к 20-летнему тюремному заключению.

Напомним, украинский кинорежиссёр был обвинён в создании ячейки организации «Правый сектор» в Крыму. Объединение является запрещённым на территории России из-за своей радикальной позиции по отношению к русским. Активисты «Правого сектора» не раз устраивали антироссийские акции на Украине. Олег Сенцов был осуждён за подготовку теракта в Крыму, который должен был состояться 9 мая 2014 года. Злоумышленники планировали взорвать самодельное устройство у мемориала «Вечный огонь» в Симферополе. Суд приговорил Сенцова к 20 годам колонии строгого режима….

В ходе заседания 2 декабря Совета по культуре в Санкт-Петербурге, Владимир Путин напомнил, что Сенцов был осуждён не за своё творчество или политическую позицию, а за подготовку терактов в Крыму. Президент подчеркнул, что по вине украинца могли пострадать и погибнуть люди. Однако Александр Сокуров не согласен с Путиным и вступил с ним в спор, в ходе которого перебивал главу государства и вёл себя неуважительно.

В конце беседы глава государства объявил, что у него есть «один частный вопрос, не имеющий отношения к выступлениям»:

«Вашим «Фаустом» уже насладились немецкоговорящие зрители, — напомнил он. — Смените гнев на милость и переведите фильм на русский язык».

Сокуров смолчал.

«Делает вид, что не понимает, о чём я говорю, — заметил Путин под смешки из зала. — «Фауста» переведите!»

После третьей просьбы президента Сокуров наконец начал отвечать, но весьма неопределённо. Сокуров посмеялся и отметил, что хотя президент «говорил уже несколько раз» (Об этом Путин говорил ещё в 2011 году — http://www.newsru.com/cinema/18oct2011/pusok.html) об этом, но у него есть своё убеждение по этому поводу.

Он говорил долго, в том числе о том, что российская культура «в состоянии проникать в культуру любого этноса, любой культурной среды».

«С другой стороны, мы должны приближать наше культурное сознание к всемирному опыту, поскольку сам по себе язык — это особое пространство»,

— продолжал он. Наконец-то стало понятно, о чём говорит режиссёр, только ближе к концу его длинной реплики. Оказалось, дело в том, что «они» не делают фильмов на русском языке, а «мы можем и делаем» на иностранных. Сокуров рассказал, что снимал фильмы на разных языках.

«Так что абсолютно оправданно то, что «Фауст» снят на немецком и только на нём,

— закончил режиссер. Владимир Путин ввиду ограниченности времени не стал продолжать обсуждение, сообщив, что ещё «подискутирует» с Сокуровым.

«Тем более, что в оригинале «Фауста» уже все посмотрели», — добавил он.

Ранее на заседании Совета Путин говорил о цементирующей роли для общества русского языка, назвав его вкупе с русской классической литературой «культурным кодом» (http://www.yaplakal.com/forum3/st/0/topic1501257.html).

В российском прокате фильм «Фауст» шёл в двух вариантах: с субтитрами и в одноголосом закадровом переводе самого Сокурова. Российская премьера фильма состоялась в Ульяновске 27 сентября 2011 года.

При этом следует отметить, что именно Владимир Путин способствовал тому, чтобы состоялось финансирование данного фильма. Петербургский фонд поддержки и развития средств массовой информации — выделил $8 млн. Ещё 1,5 млн выделил Фонд кино. Более того, Путин вывозил съёмочную группу в Германию на встречу с немецкими журналистами в самом начале работы, представлял их и анонсировал старт проекта.

Затем Александр Сокуров в 2011 году получил за свой фильм «Фауст», представленный на Венецианском фестивале, «Золотого льва».

Но вот только не даёт покоя концептуальный вопрос. А зачем, для кого вообще такое кино, которое снимает Сокуров, при этом на бюджетные средства?

«Фауст — завершающий фильм в тетралогии киноисторий о Ленине, Гитлере и императоре Хирохито. Кинодрама про Хирохито не вышла на российские экраны вообще, её посмотрели только специалисты на закрытых некоммерческих показах. Полотна о Ленине и Гитлере появились двумя-тремя копиями на всю страну, прошли в маленьких зальчиках для интеллектуалов, а потом ночью по телевидению и оставили очень сложное впечатление.

Аналогична по киноязыку и драма-притча о Гитлере. Месседжи автора, если и имеют место, то записаны, видимо, для потомков из третьего тысячелетия, а не для нынешних зрителей, среди кого есть те, кто на себе ощутили последствия гитлеризма.

С «Фаустом» пока не очень понятно, не видели, но известно, что снят он на немецком (!) языке и с немецкими же актёрами в главных ролях.

То есть Сокуров — «фестивальный» режиссер, снимающий для двух десятков членов жюри, под их вкусы и их понимание роли киноискусства в «воспитании человечества», при этом на средства налогоплательщиков России. Само человечество это грандиозное творение смотреть не будет, поскольку «интеллектуальная муть» — это самая оптимистическая характеристика, которая может быть такому киноискусству дана.

Нам предлагается чествовать режиссёра, который принёс Отечеству славу, которую Отечество никогда не увидит. Ну, если не считать несколько сотен московских высоколобых снобов, которые будут потом нам рассказывать, насколько Сокуров грандиозен и как тонки и проницательны они — те, кто понимает толк в настоящем кино.

А кино, между тем, это, прежде всего, создаётся для людей, для зрителя. Так есть ли смысл финансировать российское кино, которое получает статуэтки, но не получает зрителя? Зритель вынужден смотреть нечто невразумительное, выплескивающееся с экранов, а очень хотел бы увидеть свое, талантливое и русское, такое, как «28 панфиловцев» (кстати фильмы эти несопоставимы по бюджету, а «Панфиловцы», однако — успешнее). А вместо этого зритель видит российского режиссёра, который снимает немецкую вещь, на немецком языке, в европейских студиях, для жюри, в котором нет русских, но при этом на русские деньги…

Послесловие

«Кино есть величайшее средство массовой агитации.
Задача — взять это дело в свои руки»

Из речи И.В.Сталина на XIII съезде РКП(б).

Из всех видов искусства кино занимает уникальное место в современном мире, а соответственно, и в жизни человека.

По уровню развития кинематографа в стране можно в какой-то степени судить о состоянии общества вообще. Любую социальную проблему можно рассмотреть в кино. Пропаганда в киноиндустрии существует во всех странах, во всех обществах. Она проходит в форме борьбы с врагом, воспитания чувств любви к Родине, культа любви и наслаждения и т.д. В какой-то степени правильным будет утверждение, что через кино можно управлять населением. Через кинопродукцию, рассчитанную на массового потребителя, очень удобно, например, переписывать историю. Этого можно достичь, искажая в кинохронике факты прошлого, вырезая из неё «ненужные» места и т.д. Или просто снимать историческую чушь, выдавая её за «исторически достоверное кино», как это регулярно делает Никита Михалков.

В настоящее время современное общество стало очень привязано к просмотру кинофильмов, особенно молодёжь. Сейчас для многих даже не составит дилеммы такой вопрос: почитать книгу или просмотреть фильм? Ответ очевиден — фильм!

Кому-то кажется ещё, что кино люди смотрят ради удовольствия, однако, думающие люди понимают, что через киноискусство формируется мировоззрение подрастающих поколений. А какое мировоззрение формируют западные фильмы или «наши» подражающие западным?

Что должно нести киноискусство?

На наш взгляд кино должно нести светлый положительный образ будущего, которого достойны наши дети и всё человечество на Земле. Необходимо показывать возможности и способы построения этого идеала — идеала Справедливости, где будет культура Человечности, и показывать их предлагая, уходя от пропагандистских методов. Тут, конечно, нужно вспомнить сталинское время, отечественный кинематограф, и взять оттуда самое главное — настрой, внутренний дух, который сегодня будет преподноситься конечно иначе, как, например, в фильме «Территория», «28 панфиловцев», «Москва 2017», ведь нынче — иное новое время

В сталинский период во многом фильмы подготовили людей, дали веру в свои силы. Так фильм «Космический рейс» очень поспособствовал выходу СССР в космос. И это не касается лишь научно-технического прогресса, но и в большей степени — прогресса нравственного. Сильные фильмы подтолкнули людей к иным способам поведения, ведения дел, коллективной деятельности: «Путёвка в жизнь» (1931), «Весёлые ребята» (1934), «Волга-Волга» (1938), «Кубанские казаки» (1949), «Большая семья» (1954) и другие прекрасные фильмы того времени (http://inance.ru/2016/01/2016-god-kino/)
В кино перво-наперво нужно показывать идеал жизни общества, чтобы помочь его воплотить. Вы согласны на него работать, люди кино? Если нет — предложите свой идеал, свои цели — на что должно работать кино? Ведь, если вы не агитируете за счастье, за высокое и прекрасное, значит вы — агитатор за несчастье, за горе, за беду и их вы транслируете в общество.

Для либерально отягощённых, изложенное выше требование — лишение свободы творчества и подавление их «особой индивидуальности». Ведь по их мнению каждый режиссёр сам волен выбирать, что ему творить.

Сегодня, время уникально тем, что ныне:

«Нам дано узнать, как наше слово отзовётся»

Поскольку обновление информации в обществе происходит очень быстро. Потому ощутить эффект посеянного вынужден сам «сеятель». И чем дальше, тем больше они будут упираться в справедливые требования народа, а народ будет находить свои свободы сделать народное кино. Вопрос только в том: сумеют ли «отягощённые» перестроиться в начале XXI века на новый лад, как то сделали многие кинорежиссёры в начале XX века, войдя в историю, поскольку альтернатива — прозябание на задворках и истории, и жизни.

Решать вам.

Таковы некоторые размышления по некоторым итогам Года кино…

Источник

12345  4.92 / 12 гол.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь

Нет комментариев

Новости Разумей.ру

Назад

Достойное

  • неделя
  • месяц
  • год
  • век

Наша команда

Двигатель

Лучшее видео

Лента

"Стоимость" Маркса.
Статья| сегодня 00:26
Здесь инки не приставали
Статья| вчера 20:25
Революция и мозг
Видео| позавчера 11:00

Двигатель

Опрос

Российская Федерация - это?

Блоги на Разумей.ру

Популярное

 


© 2010-2017 'Емеля'    © Первая концептуальная сеть 'Планета-КОБ'. При перепечатке материалов сайта активная ссылка на planet-kob.ru обязательна
Текущий момент с позиции Концепции общественной безопасности (КОБ) и Достаточно общей теории управления (ДОТУ). Книги и аналитика Внутреннего предиктора (ВП СССР). Лекции и интервью: В.М.Зазнобин, В.А.Ефимов, М.В.Величко, В.В.Пякин.