... в единстве сила ...
Зарегистрироваться
21.07.17  

Поддержите нас

Двигатель

Какая субкультура молодёжи станет культурой будущего?

2016-09-13 18:37 | Емельян |Молодёжная аналитическая группа | 1351 | 0
Ключи: культура

6 сентября свою очередную годовщину отметила самая массовая молодёжная организация Беларуси — БРСМ.

Декларированные цели БРСМ — создание условий для всестороннего развития молодёжи, раскрытия её творческого потенциала, содействие развитию в Республике Беларусь гражданского общества, основанного на патриотических и духовно-нравственных ценностях белорусского народа. В соответствии с указанно целью определяются и основные направления деятельности.

Насколько молодёжные движения в России и Беларуси успевают за современной молодёжью? Каковы особенности молодёжи, которые позволяют выделять эту категорию из всего прочего населения, а государствам, соответственно, выделять молодёжную политику? И главное, как следует разговаривать с молодёжью?

Для того, чтобы представить масштабы проблем в молодёжной среде, советуем прочитать следующие заметки:

  • Вот я и посмотрел на современных школьников (http://zergulio.livejournal.com/4094754.html);
  • Миммельштой и цыцкариджа. Результаты опроса старших школьников. (http://annatubten.livejournal.com/493825.html);
  • 5 главных фактов о современной молодёжи (http://sobesednik.ru/incident/20130812-5-glavnykh-faktov-o-sovremennoi-molodezhi).

Если кратко, то нынешнее поколение школьников — это продукт культурного кризиса общества:

  • их мировоззрение эгоцентрично, они зациклены на себе;
  • знание истории настолько фрагментарно и разрозненно, что можно говорить об отсутствии каких бы то ни было представлений об историческом процессе;
  • они идеологически всеядны, вернее — безразличны к идеологиям, также можно сказать, что среди молодёжи распространены идеи нигилизма (отрицания всего) и меркантилизма («что с этого будет мне»), соответственно, они безразличны к фактологии, которой пичкают их школы и ВУЗы, к 11 классу вырабатывается привычка забывать только что услышанное;
  • молодёжь меркантильна, стремится в доходные профессии;
  • в отношении к своему здоровью наблюдается сильная дифференциация молодёжи: есть те, кто следит за рационом питания, ведёт трезвый образ жизни, а есть те, кто невоздержанны в пище, употребляют алкоголь, табак и другие наркотики (их доля пока выше);
  • большая часть юношей призывного возраста не годна к военной службе, из-за подорванного здоровья (в первую очередь, из-за родителей).

При этом наблюдается в целом сильная дифференциация молодёжи по различным субкультурам, которые плодятся как грибы после дождя и чаще всего — целенаправленно. Одни субкультуры — поддерживаются всею мощью СМИ (деградационные субкульуты), другие — развиваются самобытно, вне официального информационного поля.

Какие субкультуры победят в этой войне за умы молодёжи? Как это понять?

Прежде чем рассматривать эти вопросы, необходимо сделать небольшой теоретический экскурс в процесс развития психики вида «Человек разумный».

Как человек растёт?

Ребёнок, пока растёт, проходит несколько стадий развития своей психики. Так, после рождения его психика во многом аналогична психике представителей животного мира — ребёнок управляется в основном инстинктивными программами разного уровня.

Далее, ребёнок начинает как обезьянка копировать поведение окружающих. Причём, конечно, в первую очередь, он копирует поведение и повадки своих родителей, однако он с лёгкостью перенимает модели поведения вообще всех окружающих. Если какой-то дядя Вася пришёл пьяным к отцу, и тот принял его радушно, то у ребёнка может сформироваться первый положительный стереотип к выпивке: «Если я буду пьяным как дядя Вася, то отец будет рад». Поэтому в этот период очень важно следить за тем, какой пример родители подают своим детям и как они относятся к поведению окружающих. Дети, по сути, в этот период перенимают стереотипы и программы поведения, принятые в данной социокультурной среде.

Особенностью этого этапа является прямое копирование без нравственных оценок наблюдаемого поведения. Это подобно тому, как мы записываем программы в память нашего компьютера, чтобы потом ими пользоваться.

Дети видят, дети повторяют https://www.youtube.com/watch?v=bGypCDQfIZA

В какой-то момент у ребёнка просыпается и начинает активно развиваться интеллект (начало этого этапа характеризуется тем, что ребёнок начинает говорить о себе в первом лице — «я хочу», а не «Вася хочет»). Этот период характеризуется тем, что ребёнок начинает творчески подходить к собственной психике — самостоятельно вырабатывать модели своего поведения, экспериментировать с пределами дозволенного родителями и пределами поведения в окружающем мире (это можно охарактеризовать словами: «как будто специально шкодит»).

В этот период ребёнок активно занимается оценкой окружающего на основе сформировавшихся на предыдущем этапе нравственных установок и стереотипов.

Далее ребёнок начинает осознавать, что в окружающем мире есть определённые пределы дозволенного, причём не только родителями, другими взрослыми и обществом в целом, но сама жизнь когда мягко, а когда жёстко корректирует поведение человека теми или иными жизненными обстоятельствами. И в какой-то момент он понимает, что просчитать с помощью интеллекта всё это многообразие ситуаций не представляется возможным, и возникает вопрос: Как пребывать в ладу с этой неограниченностью жизни? И тут внимание ребёнка должно быть обращено на такие компоненты психики, как интуиция и совесть, которые могут давать нерационализированные оценки тех или иных поступков, тех или иных намерений.

Настоящим состоявшимся Человеком с большой буквы является тот, кто в своём поведении, в первую очередь, следует рекомендациям совести, как канала поступления безошибочной информации о наилучшей линии поведения в конкретной ситуации, опирается при этом на интуитивные прозрения, вырабатывает необходимые новые программы или выбирает уже имеющиеся в психике модели поведения с помощью интеллекта, не забывая и о инстинктивных потребностях организма.

 public-sovest

Если индивид в большинстве жизненных ситуаций опирается в своём поведении на инстинкты, то его поведение и тип устройства психики в целом мало отличается от животных. Есть и довольно агрессивные антисоциальные типы совершенного скотского склада психики:

Ему все и всё должны, а он сам никому ничего не должен и ничего не обязан.

Именно они — основная движущая сила «общества потребления», на них ориентирована реклама обильной пищи, изображения сексуального содержания.

Если же индивид «зависает» на этапе копирования моделей поведения и отказывается от необходимости творческой работы со своей психикой, довольствуясь тем, что уже наработано культурой, то он мало отличается от запрограммированного робота-автомата, только на биологической основе. О таких ещё в XIX веке сказал Козьма Прутков:

Некоторые люди подобны колбасам — чем их начинят, с тем они и ходят

Такие люди составляют основную массу адептов разнообразных сект, вероучений, идеологий, также именно люди такого склада составляют армию «синих и белых воротничков». Они чаще подвержены гипнозу и внушениям разного рода.

Если же индивид упивается своим собственным интеллектом, считая, что может всё просчитать и всё предусмотреть, то он мало отличим от героев стихотворений Пушкина и Лермонтова (полный текст:http://lib.ru/LITRA/LERMONTOW/demon.txt), носящих одно название — «Демон»:

…Неистощимой клеветою
Он провиденье искушал;
Он звал прекрасное мечтою;
Он вдохновенье презирал;
Не верил он любви, свободе;
На жизнь насмешливо глядел —
И ничего во всей природе
Благословить он не хотел.

А.С. Пушкин «Демон» (полный текст: http://rvb.ru/pushkin/01text/01versus/0423_36/1823/0333.htm).

Эти составляют основную массу нигилистов и циников в обществе, хотя в процентном соотношении их доля меньше, чем прочих.

Если говорить о возрасте недееспособности или о подростковом возрасте 14 — 18-ти лет, то очень немногие в нашем обществе достигают действительно человеческого устройства своей психики в процессе взросления. Многие «зависают» на каких-то этапах и лишь время от времени ведут себя по-человечески, в остальные моменты уподобляясь кто животным, кто запрограммированным роботам, кто пушкинскому «демону». Однако, независимо от степени «зависания» в личностном развитии, после 18 лет любой человек признаётся взрослым дееспособным гражданином, наделённым как правами, так и обязанностями.

Поэтому, если общество приучает молодёжь к безответственному отношению к своей жизни, основывает свою культуру на разнообразных оболочках инстинктов продолжения рода, самосохранения, защиты территории и т.п, или зомбирует людей, то мы в конечном итоге растим «детей» (kidult) по типу поведения и мышления, мы не создаём условий для их взросления и становления в качестве «Человеков с большой буквы».

Фотопроект Kidults. Детско-взрослые персонажи Марчина Цецко (Marcin Cecko).

Взрослые дети или детские взрослые? Фотопроект «Kidults» Марчина Цецко (Marcin Cecko) http://www.kulturologia.ru/blogs/160409/10949/

Такую же тенденцию сейчас можно наблюдать на примере Западной Европы — инфантилизация, повышение возраста молодёжи до 30 — 35 лет, что говорит о деградации людей и в целом — западной культуры. При этом, основные программы социализации направлены на целевую группу до 25 — 26 лет, так как это финальная точка, когда человек подвержен трансформации сознания и смене ценностных ориентиров. Дальше — этот процесс будет проходит сложнее и возможен при других условиях.

Получается, что в начале жизни мы будучи несмышлёными малышами впитываем жадно и бездумно культуру, в которую погружает нас появление на свет. Со временем, с развитием памяти, интеллекта, нравственности мы учимся оценивать культуру и начинаем видеть её изъяны, указывать на них взрослым, что своим следствием имеет появление молодёжных протестных субкультур, которые сегодня зачастую вместо нацеливания на созидательную критику ведут либо к саморазрушению, либо к разрушению общества, то есть критику деструктивную — критику без каких-либо творческих предложений по исправлению ситуации.

Образованность наша таким образом складывается из впитанных в самом детстве базовых программ психики, накопленных поверх этого стереотипов (сюда же относятся и разнообразные факты об окружающей жизни), какой-никакой развитости машины интеллекта, если повезёт с окружением то какой-никакой развитости чувств, а если очень повезёт — то и определённой культуры мышления, навыков изменения своей психики, работы с информацией, пониманием методов действия и создания знаний в темпе течения жизни. Также всё это связывает в психике и направляет по жизни система нравственных стандартов, которая по большей части также почерпнута из культуры и отчасти сконструирована самостоятельно в более сознательном возрасте, да ещё рекомендаций совести, которым мы в силу нашей нравственности либо следуем, и тогда проблем по жизни имеем меньше, поскольку совесть оберегает от знатных ошибок, либо — глухи к ней и тогда жизнь всячески нам указует на необходимость обратить своё внимание на это нашу советь.

Как управляют молодёжью?

Войны выигрывают не генералы, войны выигрывают школьные учителя и приходские священники

В нынешней культуре в возрасте 14 — 18 лет на пик своей активности выходит интеллект, который в этот период активно оценивает окружающую культуру, а результатом оценки становятся разного рода последствия:

  • отрицание окружающей культуры и максимальная изоляция от неё;
  • соглашательство с окружающей культурой и последующая интеграция в неё в меру своих возможностей и разумения;
  • поиск ошибок и недостатков существующей культуры;
  • создание собственной культуры, то есть выработка новых стереотипов и привычек.

Именно поэтому молодёжь является главным объектом воздействия агрессивной западной массовой культуры, поскольку именно она — создаёт новую культуру или поддерживает старую. А молодёжные субкультуры — это полигоны испытания нового в культуре: новых алгоритмов поведения и мышления.

Если перейти с личностного уровня на общественный можно построить определённую модель процесса развития всей культуры в целом и увидеть такую последовательность: культура, доминирующая в обществе порождает определённую науку, призванную дать обществу ответы для решения проблем и кризисов, а также обеспечить необходимым информационным обеспечением для управления; на основе системы научных знаний формируются образовательные стандарты для различных уровней образования (среднего, высшего и т.д.); продуктом системы образования являются в том числе и различного уровня и профиля кадры. Они, в свою очередь, через своё мировоззрение и Идеи должны сформировать Новую культуру, которая будет лучше и качественнее предыдущей, а значит будет начинать новый виток на спирали развития. Таким образом будет достигаться устойчивое развитие общества в преемственности поколений.

Если культура общества развивается по принципу «выгодно продай и продайся», тогда движителем и самоцелью развития экономики — фундаментальной базой общественного развития — является рост прибылей, а жизнь самого общества превращается в глобальный (региональный, локальный) рынок, на котором всё продаётся и покупается. В том числе и собственные родители и собственная Родина, вопрос только в цене. «Ничего личного — только бизнес!» Не правда ли?! Так общество сползает вниз в деградацию. Как будет протекать этот процесс — быстро или медленно — это зависит, конечно, от множества частных факторов.

В редких случаях неспособность преодолеть собственные ошибки и проблемы приводит к некому закрепощению, застою нравственных стандартов в обществе, и тогда движение идёт по замкнутому кругу — по кольцу «инферно», как назвал это явление некогда в своём романе «Час Быка» известный советский учёный и писатель-фантаст Иван Антонович Ефремов.

Всем известна фраза:

Всякий народ имеет такое правительство, какого заслуживает.

Она означает: какова в целом культура мышления народа, таково и правительство, под властью которого живёт общество. Если культура мышления людей — «никакая», то и управленцы, вышедшие из этого общества, — «никакие».

Сегодня пока ещё не многим ясно, что надеяться на большинство управленцев, воспитанное в текущей культуре, в деле улучшения жизни людей в современном мире — бессмысленно, ибо нравственно они не лучше окружения, из которого вышли, за редким исключением. Конечно, есть у нас в стране и руководители, для кого «долг перед обществом», «ответственность», «стремление служить Родине» не просто пустой звук. Именно под их руководством и усилиями добросовестных граждан, в основном ещё советской закалки, стали возможны успехи и достижения современного белорусского государства, и, как бы ни старались их не замечать и не афишировать представители «оппозиции», они есть.

Соответственно, нет принципиальной разницы между партиями и различными группировками: несмотря на разные лозунги, всех этих «управленцев», пусть даже и с опытом работы, отличает отсутствие, прежде всего, адекватных знаний в области управления. Это касается и населения, в силу господства неадекватных образовательных стандартов. И для того, чтобы изменить качество управления и ситуацию в городе или районе проживания, необходимо начать с себя.

Порочная культура и политика государства — это те факторы, от воздействия которых эффективно защитить самих себя и детей в последующих поколениях (как своих, так и чужих — все дети Божии) может далеко не каждый человек и не каждая семья. Молодёжь попадает в субкультуры деградации, которые выгодны тем, кто породил нынешнюю культуру и кого устраивает их место в ней. Такие люди будут стремиться сохранить «статус-кво», то есть, фактически, будут стремиться к тому, чтобы замкнуть спираль общественного развития в круг «инферно».

Поддержка развития — как государственная молодёжная политика

Следует понимать, что обществе всегда есть люди, которые так или иначе не только ощущают наличие проблем в жизни общества, но и несут в себе как определённое понимание существа этих проблем и путей их разрешения, так и нравственно обусловленную мотивацию к тому, чтобы эти проблемы были разрешены и безвозвратно ушли в прошлое. Такие люди действуют по своей инициативе, не дожидаясь призывов и приказов со стороны государства. Реально они присутствуют во всех социальных слоях, хотя в каждую историческую эпоху статистика распределения их по социальным группам неравномерная.

И если у государственности, её чиновников, начиная от государя, есть понимание этого обстоятельства, то в худшем случае они сами выискивают таких людей, мотивированных на решение проблем, вступают с ними в деловое взаимодействие, оказывая им поддержку как общественным деятелям и руководителям общественных организаций и частных предприятий, принявших на себя труд по практическому разрешению тех или определённых проблем, либо привлекают их для работы в государственном аппарате.

В лучшем же случае, государство должно формировать условия, чтобы максимальное число представителей молодёжи в процессе воспитания и образования выходили на понимание проблем общества и были способны вырабатывать пути их разрешения.

Но для этого необходимо реформировать систему образования, фактически, сменив тот мировоззренческий стандарт, который она транслирует в психику подрастающих поколений. Причём этот мировоззренческий стандарт должен обгонять своё время, развивая потенциал и возможности молодёжи.

Поскольку нынешняя культура в кризисе, то единственное, что она делает с мировоззрением молодёжи — это превращает его в бесформенную кашу — причудливый калейдоскоп, наличие которого в психике молодёжи позволяет легче ею управлять. Так старая культура пытается себя сохранить.

На эту плачевную ситуацию можно посмотреть иначе. Деградация мировоззрения молодёжи — это фактор, который в конечном счёте облегчит инсталляцию новой культуры, которая вызревает в некоторых субкультурах молодёжи. Ведь новая культура всегда вырастает из какой-то субкультуры молодёжи или интегрируя несколько субкультур.

Разрекламированные субкультуры 

Искусственные субкультуры молодёжи, созданные в рамках масскультуры (какие не будем перечислять), активно продвигаемые в масс-медиа — это субкультуры однодневки, которые исчезают так же быстро, как появляются и продвигаются и ориентированы чаще всего на сиюминутные интересы.

А настоящие субкультуры молодёжи, из которых вырастет будущая культура общества всегда ориентированны в будущее, где и происходит настоящая схватка за то «какая культура будет в будущем».

Источник

12345  4.8 / 15 гол.
Lazertube.ru - средства вашего производства
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь

Нет комментариев

Новости Разумей.ру

Назад

Достойное

  • неделя
  • месяц
  • год
  • век

Нас поддержали

Трезвое радио

Наша команда

Двигатель

Лучшее видео

Лента

Сталин и вандалы
Статья| позавчера 10:31

Двигатель

Опрос

Какое будущее ждёт российско-украинские отношения?

Блоги на Разумей.ру

Ключи

педагогика текущий момент история И.В.Сталин политика наука технологии государственное управление Китай глобализация рабство идеологии порочность эгрегоры любовь прогноз вторая мировая война демократия на марше культура геополитика кино семья заговор информационная безопасность оборона мировоззрение малоэтажная Русь село здоровье матричное управление банки финансы кризис язык будущее человечность кадры соборность методология революции питание экология экономика статистика концептуальное движение голодомор дипломатия День Победы ключи к разумению мифы тарифы образование законодательство мемуары терроризм этнография философия преступность социология психология вероучения от социологии к жизнеречению наркотический геноцид Катынь космонавтика космология союзы богословие энергетика партии А.С.Пушкин пятая колонна различение мигранты киберпространство школа здравого смысла третья мировая война депрессия законы выборы небополитика творчество артефакты паразитизм спорт корпорации дискуссия фантастика диалектика Россия Путин Пётр I образ жизни музыка шпионаж международные организации искусство мнение

Статьи и обзоры

 


© 2010-2017 'Емеля'    © Первая концептуальная сеть 'Планета-КОБ'. При перепечатке материалов сайта активная ссылка на planet-kob.ru обязательна
Текущий момент с позиции Концепции общественной безопасности (КОБ) и Достаточно общей теории управления (ДОТУ). Книги и аналитика Внутреннего предиктора (ВП СССР). Лекции и интервью: В.М.Зазнобин, В.А.Ефимов, М.В.Величко, В.В.Пякин.