Зарегистрироваться
14.06.21

Двигатель

Светские секты

2021-01-01 10:40 | Люкин |Школа аналитики | 900 | 1

В любой стране разные сообщества составляют одно целое общество. Исторически так сложилось, что мы можем услышать употребление термина «секта» по отношению к сообществам, действующим параллельно различным традиционно признанным вероучениям. Однако, как ни странно, сектами могут быть и сообщества светского характера, которые берут на вооружение какую-либо проблему, нерешённую в обществе, в качестве своей идеи-фикс, и, вовлекая в себя неофитов, эксплуатируют их, подавляя их волю, совесть и творческий потенциал, как это делают и (псевдо)религиозные секты. В этой статье мы хотели бы подробнее разобрать:

  • что такое светские секты и что представляют собой их кураторы; 
  • кто является объектом манипуляции и социальной базой для пополнения их персонального состава;
  • каков процесс создания секты в принципе; а также,
  • что необходимо знать и понимать для распознавания секты и дальнейшего осознанного участия в нормальной коллективной деятельности.

Признаки светских сект

Отсутствие юридического определения секты вообще и секты «тоталитарной», в частности, позволяет употребить ярлык секты и сектантов по отношению к какому угодно коллективу или группе единомышленников. Однако, если подумать и поискать в Интернет, определение секты можно дать и без того, чтобы прибегать к практике узаконенного произвола с его последующим анализом.

Как минимум, пять характерных особенностей свойственны всем без исключения сектам вне зависимости от их возраста и численности участников:

• Наличие эзотерического и экзотерического учения, что по-русски означает: в секте всегда есть учение для толпы и учение для избранных — посвящённых иерархов.

• Наличие определённых догматов учения, которые не подлежат обсуждению и должны приниматься адептами учения как истинные без каких-либо сомнений и рассуждений.

• Наличие ритуала, который сопровождает всякое собрание представителей секты и фактически является средством зомбирования их психики.

• Существование сколь угодно разветвлённой иерархии, вступать в спор с которой по основным догматам учения секты категорически запрещено.

• Отсутствие методологии познания, так как учение секты опирается на догматы, не подлежащие обсуждению, и соответственно в нём нет и не может быть места формированию личностной культуры освоения нового знания (нет метода освоения) и осмысленного отношения к Жизни по совести.

Однако секты характеризуются не только своими признаками, длительностью функционирования и численностью участников: они также характеризуются некоей идеей, касающейся некой проблемы, имеющейся в обществе, и являющейся инструментом эксплуатации членов секты втёмную. Как правило, эксплуатируемые сектами идеи носят либо (псевдо)религиозный, либо материалистический (светский) характер. В соответствии с этим секты делятся на (псевдо)религиозные и светские. Светские секты являются сектами, эксплуатирующими догматизм материалистического характера. Далее мы разберём несколько организаций, которые, на наш взгляд, попадают в категорию «секты» в соответствии с признаками, описанными выше. Это ни в коем случае не преследует цель обличить, вывести на чистую воду и так далее. Мы практикуемся выявлять признаки сект в любых организациях и приглашаем читателей включиться в этот процесс: это им будет интересно для их кругозора. И если (случайно) в той организации, к которой имеет отношение читатель, найдутся все признаки секты, то это поможет ему выстроить дальнейшие отношения с ней, чтобы ущерб от взаимодействия свести к минимуму, а то и приобрести что-то полезное для себя.

«Академия победителей»

Международный проект Владимира Довганя «Академия победителей» представлен во многих городах России и ближнего зарубежья под разными названиями, чаще встречающимися из которых являются «Интеллектуальный клуб города…». Девиз академии — «Знаниями улучшаем мир». Такой девиз написан на главной странице их сайта. На площадке «Академии» представлен широкий спектр инфопродуктов: курсов, тренингов, которые объединены общей идеей развития личности участника «клуба».

Академия победителей

Оставим без рассмотрения коммерческую деятельность организации с её многоуровневыми партнёрскими программами и системой привлечения новых членов. В свете рассматриваемой темы светских сект нас больше интересует её организационная структура.

На встречах члены «клуба» выполняют упражнения: «развитие интеллекта», «развитие ораторских навыков», «интеллектуальный пинг-понг» и другие. Для этого берутся карточки с высказываниями различных известных людей — от Платона до Стива Джобса, и каждый по очереди вслух размышляет над этими фразами. Фоновый посыл: эти люди стали богатыми и знаменитыми, и если начать думать так же, как они, то можно также добиться успеха.

Вырабатываются ли при выполнении этих упражнений заявленные навыки? Да! Почему же мы рассматриваем эту организацию в статье про секты? Дело в том, что пресекаются все попытки выйти за рамки предложенных упражнений: это объясняется наличием утверждённых руководством правил, «проверенных на практике, отклонившись от которых нельзя прийти к заявленному результату». Вот вам и один из признаков секты, описанных выше — наличие определённых догматов учения, которые не подлежат обсуждению и должны приниматься адептами учения как истинные без каких-либо сомнений и рассуждений.

Эти же подходы к учению выстраивают некую систему влияния авторитетов, которые априори не могут ошибаться. К тому же задача участников — стать такими же успешными, поэтому: впитывай и повторяй. А это следующий признак секты — отсутствие методологии познания. Подмена собственного мнения мнением авторитета — признак «толпаря», пускай даже хорошо начитанного и владеющего ораторским искусством.

Обратимся к целям, которые оглашаются и остаются в умолчаниях. В оглашениях участникам предлагается развитие интеллектуальных дисциплин, помощь в развитии своего бизнеса, новые знакомства с интересными людьми. А в умолчаниях: продажа им курсов и тренингов (впрочем, мы не хотели затрагивать эту сторону, так как не считаем её главной), привитие множеству активных ищущих людей западных ценностей, слив творческого потенциала через подмену на догматическое суждение, воспитание «толпарей», рассуждающих «по авторитету» и не имеющих своего мнения. И здесь прослеживается следующий признак секты — наличие эзотерического и экзотерического учения, то есть учения для толпы и для избранных, посвящённых иерархов. Как же быть с ритуалами, то есть некими действиями, совершаемыми совместно с участниками встреч?

Зарядка. Каждая встреча начинается с ритуала: зарядки-разминки. Что мы имеем против зарядки? Ничего. Это замечательная процедура, которая идёт только на пользу человеку. Мы здесь намекаем на то, что в качестве ритуала можно использовать практически любое, какое угодно полезное действие. Главная цель ритуала — настроить людей на «одну волну», подключить к одному «энергоинформационному полю», помочь полнее войти в процесс, отключить «блок защиты». В «Академии» для организации зарядки используется видеозапись, на которой участники в униформе со счастливыми лицами выполняют упражнения, сопровождаемые голосом руководителя — самого Довганя.

Как так вышло, что организация при её ближайшем рассмотрении имеет все признаки секты? Это произошло случайно, или «конструкторы» организационной деятельности целенаправленно «конструировали» её такой для наибольшей результативности, устойчивости и управляемости? Думаем, организаторы знали, что делали. И структура, имеющая в себе признаки секты, исторически показала свои возможности, поэтому используется до сих пор. А что же сам Довгань? Допускаем, что его могут использовать втёмную, и он, достигая своих интересов (заработка и реализации амбиций вождя-пастыря), работает на интересы куда более значимые в управлении социумом. А именно: в обществе всегда есть часть людей, имеющих внутренний запрос на развитие себя и общества, и через такие вот организации этот потенциал сливается, утекает в «другое русло», чтобы они не мешали людям, стоящим на верхних ступенях иерархии социального управления, и дальше править в своих интересах.

«Союз утверждения и сохранения трезвости (СУСТ) «Трезвая Россия»

Рассмотрим ещё одну довольно-таки популярную организацию последних десяти лет, которая стоит на благой идее под названием «трезвость» — «Союз утверждения и сохранения трезвости (СУСТ) «Трезвая Россия». На первый взгляд (да и не только на первый), обывателю может показаться, что это обычное движение, занимающееся тем, что помогает делать наше общество трезвее, осознаннее и лучше, но при детальном рассмотрении можно увидеть организацию с признаками светской секты.

Светские секты

Начнём с того, что одним из ярких представителей трезвеннического движения в нашей стране является Владимир Георгиевич Жданов. Он начал свою деятельность ещё в 1983 году, в котором принял решение жить трезво, и в этом же году стал одним из руководителей неформального трезвеннического движения СССР.

По словам самого Жданова, он и его соратники опираются на работы советского психофизиолога Г. А. Шичко и хирурга Ф. Г. Углова. Несмотря на это, Шичко критиковал работу Владимира Георгиевича и, в частности, говорил о том, что Жданов манипулирует и искажает знания о трезвости.

Параллельно с деятельностью Жданова ведёт свою деятельность А.А. Зверев. При нахождении первое длительное время в одной лодке у них случился идеологический конфликт, после которого Жданов считает, что Зверев создал секту и внёс раскол в трезвенническое движение. Пик конфликта состоялся не на почве идеологических расхождений, а на почве бытовых финансовых проблем по ведению очередного слёта (со слов Жданова и со слов Зверева). Тем не менее раскол или ответвление состоялось, и в 2003 году Зверев создаёт свою организацию под названием «Союз утверждения и сохранения трезвости «Трезвая Россия» («СУСТ «Трезвая Россия»).

Рассмотрим детальнее деятельность СУСТ «Трезвая Россия». Идеологический центр находится в городе Тюмень, но представители союза расположились по всей стране (Ростов, Южноуральск, Ханты-Мансийск, Златоуст, Санкт-Петербург и т. д.). Сама организация основана 22 февраля 2003 года. Хотя в ней и нет явного наличия эзотерической и экзотерической информации, но в ней есть свой язык терминов и понятий, касающихся темы трезвости. На этом языке говорят адепты движения и приучают говорить так тех, кто занимается трезвостью на других идеологических уровнях. Надо сказать, что этот язык, который называется язык УСТ (язык утверждения и сохранения трезвости), хоть и не обязателен к употреблению, но, присутствуя в СУСТ и не используя этот язык на встречах его участников, человек рискует быть поправленным, так как тем самым он искажает идеологическую суть СУСТ своей речью и якобы вводит в заблуждение по мнению руководства СУСТ. То есть лучше на этом языке разговаривать, если хочешь участвовать в этом движении. 

Главным условием принятия участия в движении является прохождение курса по обретению трезвых убеждений. Эти положения прописаны в Уставе организации (пункты приложения 5.1.1 и 5.1.2). Курс основан на методе Шичко и подаётся слушателям как метод педагогический, в рамках которого желающий освободиться от вредных привычек программирует свои уровни бессознательного на трезвые привычки. Само программирование идёт за счёт прописывания дневников перед сном, используя язык УСТ, ведя анализ прожитого дня и вырисовывая модели уже другого трезвого поведения. По умолчанию же прохождение курса является неким ритуалом, после которого психика человека, прошедшего курс, замыкается на участие в деятельности СУСТ, и зазомбированный на поведение уже трезвых алгоритмов новоиспечённый адепт безвольно отдаёт свою психику на управление лидерам движения СУСТ. Важно то, что человек не принимает решение на уровне сознания жить трезво, а если и принимает, то только до прописывания дневников, после же прописывания дневников человек становится реально другим, одержимым главной идеей — идеей утверждения и сохранения трезвости в рамках страны и планеты. Какие-то другие процессы такого человека перестают интересовать, а если и интересуют, то туда обязательно протиснется тема утверждения и сохранения трезвости (яркий пример тому – утверждение движения «Лев против», что абсолютно все проблемы в обществе от алкоголя).

И вроде бы это неплохо, но вот только эта одержимость управляет адептом и заставляет его совершать определённый действия на благо СУСТ, а не на себя в комплексе. Кстати, об идеологии. Основное расхождение методов Жданова от методов Зверева состоит в том, что Жданов, по словам Зверева, занимается борьбой и говорит о постоянном наличии врага в виде зеленого змия, в то время как Зверев пропагандирует показывать светлое трезвое будущее и программировать население на это. Зверев взял на себя роль программиста-отрезвителя в масштабах страны и даже человечества. Но программировать не значит отрезвлять.

Если рассмотреть методы пропаганды трезвости по достаточно общей теории управления, то выяснится, что организационные (структурные) методы пропаганды трезвости обладают меньшей эффективностью в распространении трезвого образа жизни по сравнению с бесструктурными методами пропаганды трезвости посредством медиа-произведений. О печальном итоге употребления психотропов достаточно сделать учебный документальный фильм или творческий медиапродукт (художественный фильм, музыкальный или рекламный клип и т. д.). Организационно программировать людей на что-то без осознанности — это, по сути, вводить в заблуждение и управлять ими как стадом баранов, пускай даже и якобы во благо. 

Что касается иерархии в этом движении, то по оглашению организация управляется артельным принципом, в которой есть Устав организации. По умолчанию же, свободомыслие допустимо только в рамках языка УСТ или теории трезвости, возведённой в ранг неоспоримой и единственно верной. Если человек до прохождения курсов ещё как-то имеет своё мнение относительно трезвости, то после него послушание и ориентация по любому вопросу на праведность именно этой теории будет происходить на автоматизме.

На выходе мы получаем плотно зазомбированного адепта, в любом вопросе знающего чуть ли не абсолютную истину, касающуюся вопросов трезвости. В принципе, таких уже «обработанных» людей много, только вопрос их осознанности растягивается на долгие годы, а то и на десятки лет до тех пор, пока не произойдёт самостоятельное осмысление волевым порядком. Есть любопытная схема авторства СУСТ.

Светские секты

По ней можно отследить мировоззрение адептов движения и соответственно методику продвижения идеологии. На ней показано, что психика человека рассматривается как какой-то носитель информации с записанными на него программами. Если есть вредные программы, то просто установи хорошую полезную программу, и «дело с концом». Что-то вроде установки антивируса на компьютер. Кажется, всё логично и верно. Но психика человека — это не только жёсткий диск с алгоритмами поведения, это ещё и разум, и совесть, и чувство меры, и воля, и врождённый познавательно-творческий потенциал развития. Адепты СУСТ почему-то этого не учитывают, упираясь в материализм своих умозаключений относительно психики человека. И поскольку в такой картине мира допускается, что одни могут программировать других без учёта совести, разума, чувства меры, воли и врождённого познавательно-творческого потенциала развития, то это в принципе прямое руководство к действию. Самопрограммирование друг друга и окружающих на добро и пользу в русле трезвости создаст такое взаимодействие, что это будет похоже на фильм про зомби. Одержимые идеей СУСТ программируют и других на эту идею, увеличивая количество «правильных» трезвенников. И задача у них даже не в отрезвлении тех, кому это нужно, а в привлечении в свою организацию. Тем более, людей, прошедших курс как трезвенник, в разы меньше, чем тех, кто прошёл ритуал программирования как употребляющий. А если такие и проходят курс, то, как правило, покидают это движение. И это в целом лучший вариант, потому как после этого такой человек выглядит как минимум привлекательнее любого зазомбированного на трезвость адепта. В результате мы имеем организацию со всеми признаками светской секты, с идеей о программируемом отрезвлении общества, с наличием очень мощных ритуалов и догматов.

Несмотря на всё выше сказанное, хочется отметить довольно-таки много хороших вещей в теории трезвости СУСТ, которые можно и даже нужно использовать. Это, конечно, выборочно и грамотно просеивать нужно. Но вердикт такой: это адекватность, доведённая до абсурда. Которая, возможно, даже больше дискредитирует трезвость, чем продвигает её.

«Академия лидерства»

Тони Роббинс

Тони Роббинс

С 1997 года в США начала функционировать «Академия лидерства» бизнес-тренера Тони Роббинса, в рамках которой он проводит свои семинары. Российская делегация на этих мероприятиях, проходящих в разных точках планеты, с каждым годом становится всё более многочисленной. Все участники говорят о невероятной энергетике спикера. Разберём одно выступление Роббинса в Москве 1 сентября 2018 года, где используется его тактика «3-х да» и другие манипуляции.

На 10:31 секунде Тони выходит и сразу начинает танцевать, и включается громкая музыка. Для чего это сделано? У человека есть два способа восприятия — на уровне сознания (разума) и на уровне бессознательного. Бессознательным в психологии называют то, в отношении чего отсутствует контроль сознания. Если мы хотим получить именно информацию, то мы стараемся включать разум, мыслительный процесс. Например, сосредоточиться, когда вы слушаете преподавателя. А вот для получения впечатлений, эмоций и восприятия иных видов не формализуемого воздействия — наоборот, разум лучше отключить и расслабиться, тогда бессознательное воспринимает поток воздействия на него напрямую. Однако у человека есть особенность, позволяющая отключить контроль разума и затем в этом состоянии давать ему информацию. В этом состоянии происходит особое явление — информация попадает в ваш мозг напрямую, без вашего контроля и оценки. И мозг воспринимает её совершенно некритично, без осознания её правильности или лживости, полезности или вредности, нужности или ненужности. Это называется словами: внушение, суггестия, гипноз. Но большинство людей подвержены гипнозу лишь в том случае, если они сами идут навстречу этому — расслабляются и готовы безоговорочно верить авторитету, который собирается им что-то внушить.

При помощи тактики «3-х да» Т. Роббинс внушает и делает несколько утверждений. Первое «Да» — сложность есть враг реализации. И он задаёт вопрос: почему богатые богатеют, а бедные беднеют, и хотят ли люди в этом разобраться? Второе «Да» — он говорит о том, что образование ХХ века устарело, так как оно учит делать доклады, а для решения бизнес-проблем необходимо быстрое и оперативное вмешательство. И только его преподавание поможет. Третье «Да» — пассивное обучение не приносит результатов, так как оно не даёт энергии, достаточной для решения задач, и знания, которые преподают в университетах, не нужны, так как они не всегда пригодятся (для ведения бизнеса). Разберём эти рассуждения:

— первое: когда человек встречается с препятствием, он ищет множество путей выхода (ищет старые знания, спрашивает у знакомых и так далее). Если он не получает из старых способов результата, то он проявляет творческую инициативу. Когда он эту проблему решит, он получит новые знания и потом поделится ими с другими или же просто сохранит их в памяти на случай возникновения аналогичных проблем. Это происходит по схеме «Школяр-Система» (описана в ДОТУ — глава 10 «Полная функция управления, интеллект (соборный, индивидуальный)»). Также богатые богатеют благодаря выстроенной ими системе обогащения при помощи законодательства и ростовщичества за счёт остальной части населения;

—  второе: также обучение по схеме «Школяр-Система» даёт некоторый объём знаний в определённой отрасли (например, химия, физика) — это даёт людям возможность сформировать целостную картину мира, чтобы они могли максимально адекватно реагировать на жизнь в мире, формируя у себя целостное мировоззрение;

— третье: в университете учат добывать знания, применять самому эти знания и, основываясь на этих знаниях, вырабатывать свои собственные навыки и умения.

Далее гипнотизирующему можно отправить объект манипуляции в легкий транс. Для этого последовательно задаются вопросы, на которые он скажет «да» или выразит согласие. Последний вопрос — ключевой, по инерции трудно отказаться на него ответить. Между «да» он доказывает позицию, будто ваши выражения — пустые реплики, не имеющие целесообразного применения на практике. Он пытается унизить, этим заставляя его доказывать обратное. Также Роббинс здесь использует намеренное переспрашивание. На промежутке от 18:25 до 19:30 он говорит о том, что нужно его записывать, и тут же говорит про необходимость движения для получения энергии. Тут Тони использует контраргумент. Цель манипулятора — управлять, а потом заставить чувствовать вину перед ним. Он составляет предполагаемую логическую цепочку событий на основе ранее сказанных слов, но обустроенных с выгодой для него. Человек давит на внутренне слабых, самокритичных людей, снижая защитный барьер их психики словами манипуляции.

Затем он говорит в выступлении (25:52 — 27:13), что для ведения бизнеса необходима энергия, и он создает эту энергию, закрепляя это при помощи «3-х да» и музыки. После этого (27:23) он расслабляет психику, отключает контроль (танцы с музыкой, хлопанье в ладоши), внушает, что конкуренция — это хорошо, и повторяет слова «Ты должен мне». Эта «дискотека» продолжается до 33:28. После всех «танцев» (а также применение «3-х да» (33:28 — 34:30)) он применяет следующую тактику, а именно неожиданную тайну. Манипулятор после короткого диалога вдруг начинает говорить о серьезном и откровенном деле. Даёт понять собеседнику, что он доверяет, чтобы вызвать у него реакцию. Это происходит в результате ослабления барьера психики и снижения бдительности объекта манипуляции.

Так как психика людей расслаблена, и отключена возможность трезво оценивать ситуацию (входные каналы открыты, внутренний «карантин» и память отключены), люди принимают простую информацию как откровение. Просмотрев всего лишь часть выступления Роббинса, можно прийти к выводу, что он использует от неопротестантской экзальтации, примитивного психоанализа до разработок 1990-х годов в контуре нейролингвистического программирования, игры с внутренними энергиями, совмещения телесных упражнений с проецированием на них ментальных конструкций. Роббинс предлагает ни практику, ни школу, ни традицию, а именно совершение короткой и эффектной в представлении его адептов операции в виде приёма, и в отличие от практик традиционных культур, которые могут требовать долгих периодов, чтобы достичь ощутимых результатов, обучение приёму происходит быстро. Тони при помощи танцев заряжает публику энергией и после этих мероприятий дает «сокровенные знания», отвлекая сознание.

Получив заряд энергии, люди «рвутся в бой», но через некоторое время осознают, что им не понятно, что же конкретно нужно делать, хотя на лекции казалось, что все ответы очевидны. Переспросить «учителя» не каждый решится, боясь, что его выставят «дураком» на всеобщее обозрение, тем более что все вокруг хлопают и восторгаются. Так в умолчаниях устанавливается негласный запрет на критику положений учения, а уверенное поведение «учителя» устанавливает негласную иерархию между ним и остальными. 

У Тони есть отдельные лекции для людей, где он заряжает их энергией и будто подсаживает на наркотик, чтобы они больше ходили на его лекции (длительность их примерно 3 часа), но есть и индивидуальные консультации, где могут принять участие не только бизнес-«элиты», но и политики (вплоть до президентов). Здесь консультации в его академии длятся 50 часов. Однако строгих догматов здесь нет, ибо обычной толпе Тони «личностно развивает» простые истины (в обход сознания). Также у Роббинса есть множество партнёров, спонсоров и подражателей (в РФ эта организация называется университет «Синергия»). Именно поэтому «Академия лидерства» Тони Роббинса обладает признаками полноценной секты, хотя, возможно, Тони финансируют специально как рекламную вывеску для пропаганды специфического эгоизма, чтобы люди занимались бизнесом, а не трудом сообща, и отвлечения населения от решения проблем.

Сетевой маркетинг (MLM)

Особо отметим так называемые светские организации с коммерческими культами своих брендов, которые используют сетевой маркетинг. Впервые концепцию сетевого маркетинга разработали в США в 1945 году, когда несколько американских предпринимателей стали национальными дистрибьюторами компании «Nutrilite Products», положив в основу своей деятельности принципы сетевого маркетинга, получившие в дальнейшем широкое распространение. Сетевой маркетинг (или многоуровневый маркетинг; англ. multilevel marketing, MLM) — концепция реализации товаров и услуг, основанная на создании сети независимых дистрибьюторов (сбытовых агентов), каждый из которых, помимо сбыта продукции, должен привлекать партнёров, имеющих аналогичные права. При этом доход каждого участника сети состоит из комиссионных за реализацию продукции и дополнительных вознаграждений (бонусов), зависящих от объёма продаж, совершённых привлечёнными ими сбытовыми агентами. При этом сетевому маркетингу сопутствуют:

  • сходство сетевого маркетинга с мошенническими схемами финансовых пирамид;
  • обвинения в ценовых сговорах (фиксировании цен на предлагаемую продукцию);
  • фактическое принуждение начинающих дистрибьюторов к непроизводительным расходам на начальном этапе (участие в платных обучающих семинарах, тренингах и других мероприятиях, приобретение учебных материалов и пр.);
  • подчёркнутый упор на расширение сети за счёт привлечения новых участников нижнего уровня, в ущерб увеличению фактических продаж;
  • поощрение (а иногда даже принудительное введение) практики закупки дистрибьюторами продукции MLM-компании для собственного пользования;
  • потенциальная возможность эксплуатации личных отношений в качестве канала рекрутирования новых участников сети и способа обеспечения расширения продаж;
  • приглашения на встречи без пояснения конкретной цели;
  • заведомый отказ от информирования потенциальных участников о возможных финансовых рисках, о потенциальном разрушении сети из-за выхода людей, терпящих неудачу;
  • применение чрезмерно усложнённых компенсационных схем;
  • использование специфических ритуалов и приёмов, имеющих целью поддержание энтузиазма обычных участников и ревностного служения своей компании.

Как это ни покажется странным, но у многих MLM-компаний есть все признаки секты. Эзотерическая и экзотерическая информация — рядовому «партнёру» вряд ли скажут реальную себестоимость продукции в MLM-компании, а также причины выстраивания правил в ней. Несогласие с правилами и тарифами, а также отсутствие обещанного карьерного роста там объяснят неумением работать. Ритуалы же — корпоративные вечеринки, съезды, публичное поощрение «передовиков производства», на которых рассеиваются сомнения в правильности выбора компании.

Деятельность компаний сетевого маркетинга зачастую проходит вне правового поля. Товар не принимается обратно и не обменивается, как это положено по закону о правах потребителей. Не возвращаются деньги за нереализованный товар, бывают случаи мошенничества. Многие компании сетевого маркетинга таким образом обладают признаками секты так же, как финансовые пирамиды типа «МММ» Мавроди. 

MLM

Последователи Левашова 

На движение экстрасенса Н.В. Левашова (организация «Возрождение. Золотой век») наложила отпечаток личность её основателя, радиофизика по образованию, обладавшего экстрасенсорными способностями. Начало деятельности Левашова совпало с концом перестроечного периода СССР, когда на телевидении стали выступать с экстрасенсорными сеансами психотерапевты Анатолий Кашпировский и Алан Чумак. Выступал некоторое время по телевидению и Левашов, но не очень долго. Пока телеэкстрасенсы выходили на публику со своими передачами на перестроечном телевидении, по знакомству с МИД СССР Левашов оказался с 1991 года в США, где до 2006 года занимался экстрасенсорным лечением в различных частных медицинских центрах. 

Н.В. Левашов
Н.В. Левашов и Рокфеллер

Вернувшись в Россию, он не только стал ездить по стране со своими экстрасенсорными сеансами, но и стал выступать по ТВ в роли эксперта и печатать свои книги, в которых выдвигал альтернативные взгляды на социологию и историю человечества, а также науку. При жизни Левашова его движение сформировалось в организацию «Возрождение. Золотой век», пропагандирующую в интернете книги и выступления Левашова, не успевшую сформироваться полноценно в организацию со всеми признаками секты из-за отсутствия очного ритуала в виде собраний во главе с её организатором-основателем (Левашов умер от остановки сердца 11 июня 2012 года). 

Истоки происхождения порабощения населения планеты Земля в скрытом и явном виде, согласно взглядам Левашова, представляются так: на Землю прилетели некие «тёмные силы», которые захватили её, и управляют ею через своих представителей на Земле. В будущем, согласно им же, настанет некий исторический момент («день Сварога»), когда прилетят «белые силы», и они победят «темных». На примере этих утверждений можно предположить, что Левашов делал своё дело в интересах мировой закулисы, сам не понимая, что его используют втёмную. В умолчании этих утверждений Левашова оставлено следующее: раз нас захватили пришельцы из космоса, которые обладают априори большим могуществом, чем мы, и могут порабощать целые планеты в космосе, значит, борьба с ними бессмысленна, можно только кричать на каждом углу, что мы порабощены, а вот вести борьбу нет смысла, потому что противник гораздо сильнее, чем мы. Это весьма сходно, как ни странно, с утверждениями, которые слышатся из уст ныне живущего английского уфолога, бывшего футболиста и спортивного комментатора Дэвида Айка о рептилоидах, управляющих Землёй с древности до наших дней. Более того, борьбы вести и не нужно, потому что настанет эсхатологический исторический момент («день Сварога»), когда «тёмные силы» будут побеждены.

Теперь же посмотрим на эту идею с позиции заправил глобальной политики. Их рассуждения могут быть такими: теоретические выкладки Левашова правдоподобны, но не содержат истинных сведений об устройстве «эксплуатации» населения планеты, поэтому их нужно продвигать. Пусть народ поймёт бессмысленность борьбы, пусть сидит, выпускает пар негодования в обвинении «социальных паразитов» и ничего не предпринимает, пока будет проводиться наша политическая линия.

Есть мудрое высказывание: если не можешь остановить какой-то процесс, возглавь его. Заправилы глобальной политики понимают, что пытливые умы будут искать ответы на вопросы, которых нет в официальной науке. И чтобы они их не нашли, нужно поддержать альтернативные учения самим, но только те, которые к истине не ведут, а уводят в сторону. Аналогично действуют торпеды-имитаторы в подводной войне, ведущейся по акустическим следам: подлодка-цель может выпустить специальный аппарат, торпеду-имитатор, которая создаёт акустический след по параметрам такой же, как у самой подлодки, только ещё мощнее. Соответственно, имитатор «приманивает» управляемые торпеды противника, чтобы они преследовали его, а не подлодку, а подлодка тем временем меняет курс и уходит. 

Таким образом, многие люди, изучая альтернативные учения, либо запутаются и бросят искать ответы на свои вопросы, либо остановятся на каком-то одном аспекте и будут сами развивать и продвигать его, но так и не выйдут на понимание истины. Ведь чтобы самим понять ошибочность теорий Левашова, нужно либо подняться в своём наукообразном понимании мира до уровня автора (чего только стоит дробная мерность пространства, обозначаемая в его книгах), либо посмотреть на это со стороны с позиции — «кому выгодно». Именно таким наукообразным альтернативным учением видятся книги Левашова, которого вовремя заметили за рубежом, поддержали, подсунув ему нужную информацию, и смерть которого (уж не специально ли?) в чём-то поспособствовала популяризации его книг. Вдобавок вес его книгам придают точечные лёгкие блокировки в интернете, а также объявление его книг экстремистскими. Именно левашовская идея со смесью научной фантастики и эсхатологии об иноземных поработителях, превосходящих человеческие возможности, блокирует творческий потенциал приверженцев Левашова, которые зациклены на его личности благодаря его экстрасенсорным способностям и утверждениям, что якобы он влиял на природные процессы по всей планете.

Сектанты — кто они?

Если рассмотреть секты как таковые с точки зрения организационной структуры, то мы увидим чёткое иерархическое деление на руководство, исполнителей и простых адептов. Однако, чтобы понять, чем организационная структура сект так обусловлена, необходимо выяснить психологическую подоплеку создания сект. Начнём с того, что у светских сект нет (псевдо)религиозной составляющей, поэтому многие не будут ждать подвоха, вступая в светскую организацию.

Какие люди попадают в светские секты? Во-первых, это люди ищущие, недовольные существующим положением. Готовые что-то делать для изменения себя или окружающей действительности к лучшему.

Скорее всего, отсутствие стереотипа распознавания секты и сведений у широкой аудитории о наличии светских сект не даёт людям насторожиться и понять, куда они попали. Сами светские секты не дают адекватную методологию познания, с помощью которой можно проверить культивирующиеся в них знания и идеи. Чаще ставка делается на авторитет лидера или «писания», опровергнуть которых многим не по силам. Но не будем оправдывать людей, честно отдающих свои силы благим (как они считают) делам. Многим из них свойственны признаки «толпаря». 

Светские секты

Во всём полагаться на «авторитет» и нежелание разобраться самому приводят к тому, что многие участники сект терпят некоторый ущерб, работая на чужие интересы. И это им — обратная связь от Жизни, чтобы они впредь так не поступали, а жили своим умом.

Те же, кто руководит светскими организациями, обладающими всеми признаками секты, обладают другими личностными качествами. Они способны самостоятельно и творчески выработать новые программы поведения для себя и для окружающих, опираясь на собственный интеллект, но при этом не слушают совесть (не пытаются разграничивать, что есть объективное добро и зло в конкретике жизни, с тем, чтобы поддержать доброе). Именно такие индивиды с неправедно развитым творческим потенциалом и с уклоном в идеологические крайности (материализм или идеализм) становятся точкой сборки организаций с наличием всех признаков сект — их руководством и исполнительным аппаратом. Они, как правило, одержимо замыкаются на себе и руководстве организацией, эксплуатируя её. Их одержимость материализмом или идеализмом способствует им в том, чтобы после ознакомления с существующей проблемой общества на одном или нескольких приоритетах управления выработать свою идеологию на основе известной им проблемы и создать свои организации. 

Строим свою светскую секту

Чтобы понять то, каким образом появляются светские секты, сделаем умозрительный экспериментальный пример — смоделируем построение светской секты по полной функции управления на основании признаков, свойственным сектам, и её конкретной специализации на одном из приоритетов управления обществом.

Полная функция управления

Полная функция управления

Светские секты

Моделируемый пример светской организации с признаками секты — светская организация «Селенодромика» (дословно по-гречески «Лунный путь»), которую можно считать развитием идей в ключе создания эксплуатируемой организации главного героя гоголевской повести «Записки сумасшедшего» о Луне. Её идеологическая подоплёка делается на основании персонифицированной мистификации: якобы существует книга «Вибрации планет», рукопись которой была найдена в Ватиканской библиотеке, написана шифром (как рукопись Войнича), отсканирована и расшифрована несколькими знающими людьми. Она написана иностранным учёным-физиком, жившим в двадцатом веке, про энергетические частоты вибрации планет, среди которых упоминаются частоты вибрации Луны. Акцент книги делается на том, что Луна как спутник Земли имеет наибольшее влияние через свои частоты, чем другие планеты. Согласно содержанию некоторой части книги, если постоянно будешь смотреть на Луну, изучать Луну, говорить о ней, иметь лунную атрибутику в своём творчестве, носить связанные с Луной амулеты, то настроишься на частоту, близкую к лунной, и эта энергетика позволит сформировать особое мышление, которое приведёт к поступкам для получения власти, удачи и денег.

Также в книге приводятся примеры людей, ориентировавшихся на Луну и её культ, из истории, каких успехов они добились, и наукообразное обоснование лунных культов в древности и феномена лунатиков, что при полном лунном свечении их тянет смотреть на луну. Также выдвигаются в книге обоснованные наукообразными расчётами гипотезы, что еда, приготовленная домашним способом в лунные ночи, и всё, что изготавливается, собирается, делается вручную в лунную ночь, обладают могучей лунной энергетикой. 

Для начального набора неофитов в «Селенодромику» в книге делается специальная оговорка, что луна страдает от недостатка ментальной поддержки человечества. Ей мало воздают внимания, поэтому луна теряет свою могучую частотность, может слететь с орбиты и столкнуться с Землей. Таким образом, кроме людей, желающих обрести могущество, власть, деньги, можно привлечь в организацию ответственных людей для «коллективного удерживания Луны от планетарной катастрофы» совместными усилиями на собраниях. Соответственно, по книге назначается путём наукообразного расчета день падения Луны (как и пресловутое раздувание в мировых СМИ «конца света» 2012 года). 

В организации «Селенодромика» мистифицирование книги осуществляется путём её искусной подделки и написания таким языком, чтобы мало кто понял её суть. Расшифровку этой книги в организации предполагается не давать в руки никому, кроме руководителей «Селенодромики», а для всех остальных показывать сканы зашифрованного оригинала. Поскольку далеко не все являются преуспевающими в финансовом отношении во всём мире, все четыре первых этапа полной функции управления по созданию светской организации с признаками секты «Селенодромика» охватываются сразу здесь. Таким образом строится экзотерический и эзотерический сектантский догматический костяк организации.

На этапе организации и реорганизации управляющих структур и контроля (наблюдения) за деятельностью структур в процессе управления и координации их взаимодействия происходит распространение информации о «Селенодромике» через специальные сайты организации и видеоканалы в Интернете, организация собраний и набора неофитов в дни появления Луны очно или заочно, на которых собираются, смотрят на Луну, произносят речи в честь Луны, слушают лекции о книге «Вибрации планет», продаются амулеты-талисманы с лунными камнями и пылью. Лучшим последователям «Селенодромики» дарятся изящные ювелирные украшения с лунной символикой и атрибутикой. Для начального набора неофитов выпускается и продвигается на сайтах и соцсетях видеоролик, что «Селенодромика» занимается спасением человечества ради сохранения Луны от планетарной катастрофы на назначенную книгой дату, в связи с чем проводит собрания раздачи предметов лунной атрибутики. Набор неофитов происходит, учащаются собрания «Селенодромики», на которых раздаются предметы лунной атрибутики участникам «Селенодромики», читаются лекции, день предполагаемого падения Луны проходит. После этого объявляется, что «Селенодромика», набрав себе необходимое количество людей, коллективным способом спасла человечество от вымирания и от падения Луны на Землю, и потому «Селенодромика» объявляет: раз мы оказали величайшую услугу человечеству, восстановив коллективно лунную частотность и предотвратив планетарную катастрофу своими собраниями, то приходите к нам, достигайте с нами успехов, воспринимая лунную частотность через нас. 

После этого иерархия «Селенодромики» готова к эксплуатации её руководством. Для отсева самых сомневающихся можно оглашать утверждение согласно книге, что иногда Луна светит в некоторые чётные дни зелёным цветом. Кому-то это покажется диким предположением, и он покинет «Селенодромику», и останутся самые упорные последователи. В качестве награды участия в «Селенодромике» оглашаются повышение в иерархии и обретение денежной власти. Также, если «Селенодромика» имеет какие-то сельскохозяйственные плантации, то она организует работу на них в лунные ночи. Организация приобретает соответственно ритуалы и иерархию и внедряет отсутствие методологии познания. Специализация моделируемой организации оказывается нацеленной на экономический приоритет управления обществом, поскольку в ней обещается под предлогом аккумуляции «лунной энергетики» денежный достаток и возможность обрести себе власть.

Пусть этот «шуточный» раздел статьи с моделированием светской секты будет восприниматься не как ироничная издёвка, а как умозрительный эксперимент, итоги которого можно сопоставить с реально существующими организациями. При нахождении сходства — это очень хороший способ задуматься.

Заключение

Организации с наличием всех признаков сект вне зависимости от идеологической ориентации на какое-либо вероучение или светскую идеологию могут оказывать негативное влияние как на отдельно взятого человека, который туда попал, так и на часть общества, в котором они создаются. 

С ходу трудно выявить направленность целеполагания организаций и сообществ. На ранее смоделированном примере светской секты по полной функции управления мы видим, что отсутствие методологии познания соотносится с отсутствием механизма опознавания фактора среды, наличие эзотерического и экзотерического учения и определённых догматов учения — с формированием целевой функции (концепции) управления, наконец, наличие ритуалов и иерархии — с организацией и реорганизацией управляющих структур и контролем (наблюдением) за деятельностью структур в процессе управления и координации их взаимодействия. Так же, как мы обозначили выше, для своего полноценного функционирования светская организация с признаками секты, как правило, должна эксплуатировать существование некоей проблемы в обществе, для которой блокируется, не вырабатывается или вырабатывается ложное решение. И поскольку это так, то для осознанного участия в нормальной коллективной деятельности необходимо ответить на вопрос, используется ли сознательный обман или заблуждение, подавление воли участников при реализации целеполагания конкретной организации и какую проблему данная организация эксплуатирует. 

Наряду с этим нужно помнить, что вера, безусловно, важна для каждого человека. Но самый полезный вариант веры с точки зрения психологии — это вера в себя, в собственные силы. Рациональное объяснение окружающих явлений, умение устанавливать причинно-следственные связи, познание себя, работа над собой полезнее для психологического здоровья и самореализации, чем вера в нечто. А это значит, что требуется самостоятельное личностное развитие. Человек — это прежде всего самостоятельная реализация собственного врождённого познавательно-творческого потенциала осмысленно-волевым порядком под властью диктатуры совести, автор и управленец всего, что с ним происходит. Именно понимание этого может стать надёжной основой для того, чтобы обрести навыки распознавания организаций с признаками секты и осознанного участия в нормальной коллективной деятельности.

Источник

12345  3 / 2 гол.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь

1 комментарий

  • Евгений Попов
    2021-01-03 01:05
    "Планета КОБ - в единстве сила", написано на сайте и публикуется статья, сеящая рознь между соратниками. Ещё недавно КОБ и КПЕ сектами объявляли. У нас родился новый Дворкин, всех объявим сектами, если фактов нет, притянем за уши. Школа аналитики учтся в РПЦ? :confused:
    Ответить

Достойное

  • неделя
  • месяц
  • год
  • век

Наша команда

Двигатель

Лента

Иерархия смыслов
Статья| 2021-05-30 20:13
О положении дел в науке.
Статья| 2021-05-27 21:09
Подвиг прокурора
Статья| 2021-05-25 15:42

Двигатель

Опрос

Дворец под Геленджиком и прилегающие к нему территории с виноградниками, заводами, постройками и пр., о которых в своём видео рассказал Навальный - это собственность ...

Информация

На банных процедурах
Сейчас на сайте

Популярное

 


© 2010-2021 'Емеля'    © Первая концептуальная сеть 'Планета-КОБ'. При перепечатке материалов сайта активная ссылка на planet-kob.ru обязательна
Текущий момент с позиции Концепции общественной безопасности (КОБ) и Достаточно общей теории управления (ДОТУ). Книги и аналитика Внутреннего предиктора (ВП СССР). Лекции и интервью: В.М.Зазнобин, В.А.Ефимов, М.В.Величко, В.В.Пякин.