План ГОЭЛРО или одно из величайших достижений большевиков - часть 1

План ГОЭЛРО или одно из величайших достижений большевиков - часть 1

Большевик
«Только тогда, когда страна будет электрифицирована, когда под промышленность, сельское хозяйство и транспорт будет подведена техническая база современной крупной промышленности, только тогда мы победим окончательно» (В.И. Ленин 1920 г.)
Плакат ГОЭЛРО 1920 год

Но перед тем, как рассказать о самом плане, окунёмся немного в историю России, чтобы было с чем сравнить.

По экономическому развитии Российская империя отставала от промышленно развитых стран Запада и продолжала оставаться преимущественно аграрной державой, в которой концентрация рабочей силы в промышленности больше, чем сама концентрация производства. В сельском и лесном хозяйстве было занято до 75% трудящегося населения, в то время как в промышленности, связи и на транспорте - всего лишь 11%. Крайне ограниченно использовались природные ресурсы. Промышленность была сосредоточена в нескольких центрах по всей стране.

На рубеже XIX - XX веков 80% добываемого в России топлива (дрова, уголь, торф, нефть, мазут и керосин) использовались для получения "паровой силы" в индивидуальных котельных и паровых машинах в широко развитой мануфактурной, металлообрабатывающем и продовольственном производствах.

В 1886 году в Санкт - Петербурге было зарегистрировано промышленно-коммерческое "Общество электрического освещения 1886г." (или "Общество 1886г."), учреждённое группой коммерческих предприятий и банков.
Первым московским контрактом "Общества 1886г." стал договор от 31 июля 1887г. о включении в работу локомобильной блокстанции* для освещения торговых рядов и квартир доходного дома-пассажа купца Постникова. Вслед за этим в 1888 году в Георгиевском переулке* была пущена локомобильная электростанция. А в 1897 году на Раушской набережной вошла в строй первая паротурбинная электростанция мощностью 2000 л.с. (1470кВт). Изначально она работала на нефти, но с 1915 года перешла на московский торф.


*Георгиевский переулок — переулок в Центральном административном округе города Москвы. Название переулка происходит от Георгиевского женского монастыря. После разграбления монастыря французами в 1812 году, Георгиевский монастырь был упразднен. В 1934 году обе церкви были разрушены.


*Локомобильные блокстанции - тепловые электростанции с паровыми поршневыми машинами. Требуют относительно немного места, так как котёл и машина, а иногда и генератор, совмещены в одном агрегате. Могут работать на любом виде твёрдого, жидкого и газообразного топлива. КПД таких машин составляет 11 - 13%.


Опыт создания таких районных станция, работающих на местном, а не привезённом издалека топливе и обеспечивающих энергией крупный промышленный регион, был впервые реализован под Москвой в 1914 году. Близ города Богородска (теперь г. Ногинск) соорудили торфяную электростанцию "Электропередача", энергия от которой передавалась потребителям в Москве по высоковольтной линии напряжения 70кВ. Кроме того, впервые в России эту станцию включили параллельно другой. Ею стала работающая в Мосвке с 1897 года электростанция на Рашской набережной.

В 1915 году на совещании по проблемам использования подмосковного угля и торфа выступил с докладом директор станции "Электропередача" Г.М. Кржижановский*. В его докладе уже содержались все те главные принципы энергостроительства, которые через 5 лет стали основой будущего плана ГОЭЛРО.


Глеб Максимилианович Кржижановский

*Глеб Максимилианович Кржижановский (24 января 1872, Самара — 31 марта 1959, Москва) — деятель революционного движения в России, советский государственный и партийный деятель, один из создателей плана ГОЭЛРО; учёный-энергетик, академик и вице-президент АН СССР, литератор; советский экономист и экономико-географ, Герой Социалистического Труда; наиболее близкий друг В. И. Ленина. Член ЦИК СССР 1—7 созывов, депутат Верховного Совета СССР 1 созыва, член ЦК ВКП(б) (1903—1905, 1924—1939).


Главной движущей силой в развитии электроэнергетики был частный капитал (зарубежный и российский), включающийся в электрическое дело уже в 80-хх годах . В начале 1899 года был подписан договор о создании синдиката германских электротехнических фирм, давно действующих в России: "Сименс-Гальске", "Унион", АЭГ. В том же году был создан "Большой русский банковский синдикат" для финансирования работ по электротехническому развитию.

За период с 1895 по 1899 гг. капиталовложения российских предпринимателей в электротехническую и электрическую промышленность составляли 23% всех инвестиций. Остальные - иностранные капиталовложения (больше всех немецкие = 42,5% и бельгийские = 30,3%).

В годы предвоенного промышленного подъёма 1910-1914 гг. развернулось интенсивное железнодорожное строительство. Оно финансировалось казной, большим числом русских банков и французским банком Ротшильда.

В 1910 году было заключено соглашение с концернами "Сименс-Гальске" и "Вестингауз" о строительстве Волховской гирдоэлектростанции (начато строительство в том же году); электрификации петербургских пригородных участков железных дорог и строительства петербургского метрополитена. В 1911 году "Частный банк" подписал соглашение с банком "Французский кредит" на сооружение электрифицированной железной дороги Владикавказ - Тифлис (ныне Тбилиси), а также электрификации участков в Крыму, Урале и Алтае. В 1912 году было создано учредительное общество для строительства электрифицированного участка транссибирской железной магистрали Москва - Сергиев Посад.

Итак, на рубеже XIX - XX столетий в России наметилось развитие электроэнергетики. Это было связано с увеличением производства электричества и постепенным вытеснением им пара, развитием электрического освещения городов, зарождением электрического транспорта и широким внедрением электричества в промышленность. Электричество становится основой технического прогресса.

Широкое использование объяснялось такими уникальными её качествами, как простота преобразования в другие формы энергии, способность к передаче на огромные расстояния, экологическая чистота, способность к концентрации, относительная лёгкость в управлении процессами производства. Для производства электроэнергии строились 3 типа электростанций: общего назначения (для освещения улиц и зданий), промышленные и трамвайные с более низкой частотой тока. Однако все строившиеся в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Баку, Риге и других городах электростанции имели ограниченное (от 1 до нескольких десятков) число потребителей и энергетически не были связаны между собой. Мало того, значения величин их токов и частот имели колоссальный разброс, поскольку никакой единой системы при разработке этих станций не существовало.

По мере роста энергостроительства в России специалисты все больше убеждались в том, что стране нужна единая общегосударственная программа, которая бы увязала бы развитие промышленности в регионах с развитием энергетической базы, а также с электрификацией транспорта и жилищно-коммунального хозяйства. На электротехнических съездах неоднократно принимались резолюции о государственном значении электроснабжения, необходимости сооружения крупных электростанций вблизи топливных месторождений и в бассейнах рек и связывании этих станций между собой при помощи развитой сети линий электропередач.

Перед Великой Октябрьской Революцией мощность всех российских электростанций составляла 1,192 млн. кВт. Электростанции России были рассчитаны на удовлетворение минимальных нужд городов (Москвы, Петербурга, Киева, Риги, Харькова, Самары и т.д.) и отдельных промышленных предприятий. В 1916 году на них было произведено 2757 млн. кВт*ч электроэнергии (по производству электроэнергии царская Россия была на 8 месте в мире). Протяженность крупнейших электрических сетей не превышала 100км, а потребление электроэнергии составляло 12,8 кВт*ч в год на душу населения; благами электроэнергии пользовались только 20% жителей страны.

ГОЭЛРО - Государственная комиссия по электрификации России.

"... Сделаем Росси. "электрической", - мечтал Ленин в 1920 году, когда в стране не было ни экономики, ни промышленности, ни хлеба.
"Кремлёвский мечтатель", впавший в "утопию электрификации", напишет английский фантаст Герберт Уэллс по возвращении домой после встречи с Лениным 6 октября 1920 года. Своему очерку о путешествии он даст название "Россия во мгле"*.


*Отрывок из этих статей Г. Уэллса.

"... Дело в том, что Ленин, который, как подлинный марксист, отвергает всех "утопистов", в конце концов сам впал в утопию, утопию электрификации. Он делает все, от него зависящее, чтобы   создать  в  России  крупные электростанции, которые будут давать целым  губерниям  энергию  для освещения, транспорта и промышленности. Он сказал, что в порядке опыта уже электрифицированы два района. Можно ли представить себе более дерзновенный проект в этой огромной равнинной,  покрытой лесами стране, населенной неграмотными крестьянами, лишенной источников водной энергии, не имеющей технически грамотных людей, в   которой  почти  угасла  торговля  и промышленность? Такие проекты  электрификации  осуществляются сейчас в Голландии, они обсуждаются в Англии, и можно легко представить себе, что в этих  густонаселенных  странах   с   высокоразвитой   промышленностью электрификация окажется успешной, рентабельной и вообще благотворной. Но осуществление таких проектов в России можно представить себе только с помощью сверхфантазии. В какое бы волшебное зеркало я ни глядел, я не могу увидеть эту Россию будущего, но невысокий человек в Кремле обладает таким даром. Он видит, как вместо разрушенных железных дорог появляются новые, электрифицированные, он видит, как новые шоссейные дороги прорезают всю страну, как подымается обновленная и счастливая, индустриализированная коммунистическая держава. И во время разговора со мной ему почти удалось убедить меня в реальности своего предвидения.


Однако мечты сбылись. За последние 15 лет выработка электроэнергии выросла в 52 раза. А в 1947 году, после самой страшной войны в истории человечества, ВОВ, по этому показателю вышел на первое или второе место в Мире (тут ещё идут споры, но факт остаётся фактом). Успех плана ГОЭЛРО, благодаря реализации которого удалось достичь таких впечатляющих результатов, тщетно пытались повторить в США, Англии, Франции и других развитых странах Мира.

Но западные страны не учли главного: в ГОЭЛРО был изначально заложен подвиг. Воплотить мечты в жизнь можно было только ценой героических усилий народов СССР, преданных идеалам социализма. Огромным и непостижимым источником ускоренного преобразования экономики и государства в целом стала духовная энергия трудящихся и идеология великой страны.


Но вернёмся немного назад.

Итогом первых ленинских инициатив в области народного хозяйства стала известная работа Владимира Ильича (апрель 1918 года) "Набросок плана научно-технических работ". В плане, как отмечал Ленин, особое внимание должно было быть обращено на:

"... электрификацию промышленности и транспорта и применение электричества к земледелию; использование НЕ первоклассных сортов топлива (торф, бурый уголь) для получения электрической энергии с наименьшими затратами на добычу и транспортировку горючего; водные силы и ветренные двигатели вообще и в применении к земледелию..."

При этом он предложил дать поручение Академии Наук создать ряд комиссий для составления плана реорганизации промышленности и экономического подъема России на основе внедрения электрификации.
Главным советником Ленина в вопросах преобразования экономики страны на базе электрификации был его давний товарищ по партии, известный электротехник - учёный, будущий первый председатель Госплана СССР Глеб Максимилианович Кржижановский. Именно к нему в январе 1920 года обращается Ленин с историческим письмом (были ещё письма), предопределившим составление программы ГОЭЛРО.

"... Примерно: в 10 (5?) лет построим 20–30 (30–50?) станций, чтобы всю страну усеять центрами на 400 (или 200, если не осилим больше) верст радиуса; на торфе, на воде, на сланце, на угле, на нефти (примерно перебрать Россию всю, с грубым приближением). Начнем-же сейчас закупку необходимых машин и моделей. Через 10 (20?) лет сделаем Россию «электрической». Я думаю, подобный «план» – повторяю, не технический, а государственный – проект плана, Вы бы могли дать. Его надо дать сейчас, чтобы наглядно, популярно, для массы увлечь ясной и яркой (вполне научной в основе) перспективой: за работу-же, и в 10—20 лет мы Россию всю, и промышленную и земледельческую, сделаем электрической."

В ответ на письмо Кржижановский в течении недели написал брошюру "Основные задачи электрификации России", которая сразу стала же была издана и получил на неё восторженный отклик, а также просьбу написать об этой проблеме популярно, чтобы увлечь ей "массу рабочих и сознательных крестьян".

Основные задачи электрификации России - Г.М. Крижановский

В ней развивались основные положения программ электрификации страны. Ленин считал, что социализм станет эпохой электричества, в своих работах (1896-193 гг.) он сформулировал положение, что электрификация является основой современного технического прогресса благодаря ряду преимуществ электроэнергии перед другими видами энергий.

При решении возникшей после октября 1917 года проблемы восстановления и развития хозяйства страны по единому государственному плану Ленин поставил во главу угла именно электрификацию. Он стал, по выражению Кржижановского, "великим толкачом дела электрификации".

И эта настойчивость Ленина в деле электрификации советской страны может объясняться тем, что он понимал ту новую роль, которую электроэнергия будет играть в будущем.


Report Page