Вход

Двигатель

Ценностное программирование в фильме "Оз: Великий и Ужасный"

19 ноября 2014 в 23:28 | Емеля |Евгения Кумрякова | 987 | 0

Вышедшая на экраны в прошлом году кинокартина «Оз: Великий и Ужасный», проект компании «Дисней», имеет концепцию предыстории известной сказки Лаймена Фрэнка Баума «Волшебник страны Оз», которая признана классикой американской детской литературы.  В этом фильме в центре событий находится персонаж из сказки непосредственно перед тем, как он стал Великим и Ужасным правителем фантастической страны (если вы не читали сказку – Великим Обманщиком, наводящим ужас на своих подданных из-за кулис с помощью трюков и фокусов).

«Дисней» создал только лишь предысторию, а не экранизировал сказку полноценно, из-за отсутствия прав на показ образа главной героини книги – девочки Дороти. Самая известная экранизация, где роль Дороти сыграла актриса Джуди Гарлэнд, была выпущена в 1939 году компанией MGM. В середине 90-х все права на этот фильм и на использование данного образа перешли к компании Warner Bros. Чтобы все же не упускать эту значимую для США литературную первооснову, диснеевские сценаристы подготовили сюжет, который разворачивается за 20 лет до прибытия Дороти в волшебную страну.

Постановкой картины «Диснея» занимался режиссер Сэм Рейми, ранее специализировавшийся на фильмах ужасов (трилогия «Зловещие мертвецы» и др.) и комикс-экшене (трилогия «Человек-Паук»). Главные роли в картине исполнили актеры Джеймс Франко, Мишель Уильямс, Мила Кунис и Рейчел Вайс. Фильм вышел в мировой прокат 14 февраля 2013 г., а премьера в России состоялась 7 марта 2013 г.

«Оз: великий и ужасный» рассчитан на подростковую аудиторию – официально присвоенная  возрастная категория «12+». Стоит также отметить, что, несмотря на возрастное ограничение, картину посмотрело много детей и более младшего возраста, чьи родители посчитали просмотр для них допустимым.

Проект представляет большой интерес: это продукция авторитетной компании, чьи фильмы и мультфильмы горячо любимы по всему миру, картина масштабна по затратам на производство (215 млн $) и на рекламную кампанию (100 млн $), снята признанным режиссером, в ней задействованы успешные узнаваемые актеры, и она получила долгосрочное лидерство в мировом прокате.

Давайте разберемся, какие человеческие ценности продвигаются для детей и подростков этой кинокартиной, и какова мораль представленной в фильме истории.

Итак, не вдаваясь сильно в детали, краткий пересказ по сюжету:

Мы знакомимся с главным героем фильма, которого зовут Оскар Диггс, или сокращенно Оз (герой Джеймса Франко).

cennostnoe-programmirovanie-v-filme-oz-velikij-i-uzhasnyj-1

На дворе 1905 год. Оскар живет в США, в штате Канзас, и работает фокусником в бродячем цирке. По нескольким небольшим сценкам нам дают понять, что он не очень хороший человек, корыстолюбец, ловелас, как фокусник не пользуется успехом у публики. Занимаясь своими делами и терпя неудачи, герой мечтает о величии. Его примерами для подражания являются легендарные Гарри Гудинни и Томас Эдисон «вместе взятые».

Нам показывают неудачное выступление героя перед публикой, где после всей критики из зала к нему еще и обращается девочка-инвалид в коляске с мольбами сделать так, чтобы она вновь могла ходить. Растерянный герой оправдывается тем, что как раз сегодня у него не получится сделать это, параллельно сигналя помощнику, чтобы он скорее опускал занавес. Сумбурное злополучное выступление портит герою настроение. Он срывается на своем коллеге. Коллега говорит, что они с Оскаром друзья, и фокуснику следовало бы лучше к нему относиться, но герой отвечает, что друзья ему не нужны.

Намекается и частично демонстрируется, что Оскар нещадно покорят одну даму за другой, не с самыми невинными помыслами, но вместе с тем среди его любовных объектов есть девушка Энни, к которой он относится с долей нежности и с подчеркнутым уважением, на какое только способен. Девушка приходит к герою после его выступления, рассказывает о том, что ей сделали предложение и намекает, что на самом деле ей хотелось бы получить предложение от него, поскольку между ними есть взаимное чувство и ничто не мешает скрепить отношения узами брака. В качестве ответа герой произносит пространный монолог о том, что хочет стать великим, между строк подразумевая, что женитьба в его планы не входит.

Внезапно герою приходится бежать из цирка от ослепленного ревностью местного силача, чья девушка не осталась без внимания казановы. Оскар забирается в корзинку воздушного шара и уносится страшным ураганом, в вихрях которого обещает Всевышнему исправиться и стать лучше взамен за пощаду и помилование.

На момент полета на воздушном шаре можно составить такое резюме герою (то, что нам изобразили создатели фильма): присутствуют мания величия, потакание страстям (разгульный образ жизни, вылавливание славы, секса), отрицание праведной любви, праведной жизни и работы, неспособность любить, дружить, неспособность к серьезным поступкам, эпизод с девочкой-инвалидом сигнифицирует нежелание сталкиваться с серьезными сторонами жизни, нежелание сталкиваться с серьезными ответственными решениями.

Таким образом Оскар, антигерой к исправлению, попадает в волшебную страну Оз, где должен пройти ряд испытаний-«исправительных работ», добиться нравственного прогресса, достичь своих идеалов, а также столкнуться с разрешением местных проблем. Собственно, местные проблемы и есть материал, на базе которого главный герой будет меняться.

cennostnoe-programmirovanie-v-filme-oz-velikij-i-uzhasnyj-3

В Озе главный герой обнаруживает, что согласно преданию, оставленному последним Королем перед смертью, люди здесь ожидают волшебника-тёзку страны, который справится со всеми бедами и напастями, спасет мир от злой ведьмы, после чего станет новым волшебным Королем.

Оскар, внезапно оказавшийся в незнакомых условиях, не смеет отказаться от вызова (правда первоначальная мотивация в обещанном золоте и троне – это не скрывается, но и герой все еще тот, кто он есть – корыстолюбивый фокусник). Он, конечно, представляет себя как того самого всеми ожидаемого великого волшебника и начинает в процессе выяснять, что к чему. Этот момент лжи во имя своего спасения абсолютно идентичен книжному первоисточнику, где великий и ужасный Оз рассказывает о своем появлении в стране так:

«Как-то раз я поднялся на воздушном шаре, но веревки порвались, и я не смог  спуститься.  Шар  поднялся выше облаков, а потом  его подхватил мощный воздушный  поток и  увлек далеко-далеко. Путешествие длилось день и ночь,  а когда я проснулся утром второго дня, то увидел, что шар летит над прекрасной незнакомой  страной.   Вскоре  шар  стал  медленно   снижаться   и   наконец приземлился. Я  ничуточки не ушибся. Но вокруг меня собралась толпа странных людей, которые решили, что раз я спустился с небес, то должен  быть  великим чародеем  и  мудрецом. Разумеется, я не стал их разуверять, потому  что  они очень боялись меня и были готовы беспрекословно слушаться». (Л.Ф.Баум, «Волшебник страны Оз»)

В фильме первый человек, которого Оскар встречает в прекрасной незнакомой стране, – добрая волшебница Теодора (героиня Милы Кунис). От нее он и узнает о пророчестве и о необходимости спасти страну от злой ведьмы. Они вместе скорее направляются в Изумрудный город, столицу волшебной страны, к сестре Теодоры, но внезапно подвергаются нападению крылатых обезьян-бабуинов, которых наслала та самая злая ведьма, уже прознав о прибытии Оскара.

Теодора и Оскар спасаются от бабуинов, и путникам наступает пора разбить лагерь. Неожиданно между героями вспыхивает чувство, Оскар очаровывает новую девушку привычным трюком, уже демонстрировавшимся ранее – даря музыкальную шкатулку, овеянную выдуманной романтичной историей. Герои танцуют у костра, Оскар целует Теодору.

На следующее утро они продолжают путешествие к Изумрудному городу, Теодора счастлива и влюблена, обсуждаются их дальнейшие перспективы. Оскар выражается аккуратно, так, чтобы не обещать девушке ничего определенного. Теодора вводится в заблуждение, думая, что они будут «всегда вместе».

cennostnoe-programmirovanie-v-filme-oz-velikij-i-uzhasnyj-5

Герои прибывают в Изумрудный город, Оскар знакомится со второй сестрой Эванорой (героиня Рейчел Вайс), та «нанимает» новоявленного волшебника избавbться от главной злой ведьмы страны Оз, пообещав в награду всё золото казны и трон короля.

cennostnoe-programmirovanie-v-filme-oz-velikij-i-uzhasnyj-6

Не попрощавшись с Теодорой, Оскар отправляется в путь. У него уже есть персональный спутник, появившийся по дороге в город – летающая обезьянка Финли. Далее он встречает своего второго спутника – Фарфоровую девочку.

Оскар, Финли и фарфоровая девочка добираются до темного леса, где должны найти по заказу Эваноры злую ведьму, забрать у нее волшебную палочку и сломать ее. Происходит знакомство с последней из сестер – с Глиндой (героиня Мишель Уильямс).

cennostnoe-programmirovanie-v-filme-oz-velikij-i-uzhasnyj-7

Глинда сообщает, что на самом деле она – добрая волшебница, а Эванора – злая. Глинда имеет внешность той близкой герою девушки Энни, с которой он не решился связать себя серьезными отношениями. Третья волшебница, несмотря на то, что очень скоро понимает обман Оскара, все равно берет лжеволшебника в ресурсооборот своей борьбы с Эванорой. Вместе Глинда и Оскар начинают планировать военные кампании против злой сестры.

Во время сотрудничества Оскара и Глинды в Изумрудном городе разворачивается душевная драма опомнившейся Теодоры, возлюбленный которой исчез.

Теодора просит Эванору снять боль разбитого сердца, и та проворачивает магический трюк с заколдованным яблоком, в результате чего хорошая Теодора оборачивается во зло в виде зеленокожей классической ведьмы. Подготовка к преобразованию сестры в злую помощницу велась Эванорой в несколько этапов. Еще в первой сцене, где мы впервые увидели их вместе, Эванора убеждала младшую сестру, что она на самом деле злая, а не добрая, играя на ее чувствах и эмоциях. Всё манипулирование и подавление привело к реальному перевоплощению девушки во зло.

Очень кратко о происходящем далее. Сначала Оскар опускает руки и хочет ретироваться, особенно впечатлившись от встречи с преображенной Теодорой, и не знает, как помочь Глинде получить престол, но вспомнив о своем кумире Томасе Эдисоне, ему в голову приходит идея использовать некоторые технические изобретения Эдисона, чтобы устроить масштабное кинематографическое представление, которое спугнет двух злых ведьм. В итоге с помощью кинопроектора он предстает перед жителями Изумрудного города как волшебник (его лицо сдобренное гримом проецируется на огромный изумруд на площади), произносит восторженные речи и изгоняет злых сестер Эванору и Теодору из города, напугав фейерверками. Позже еще происходит фактическая битва между Глиндой и Эванорой, где Глинда побеждает.

В конце Оскар вручает подарки своим сторонникам в военной кампании, благодарит Глинду за то, что поверила в него и целует ее. На трон водворяется бутафорская гигантская голова, за которой в дальнейшем великий и ужасный волшебник Оз будет прятаться со своим остроумным обманом, как рассказывается в книжном источнике. Занавес.

В целом после просмотра фильма остается довольно сумбурное впечатление – большая длительность фильма, обилие спец-эффектов, кислотность и высокая контрастность тонов, запутанные отношения, запутанные ходы –  поэтому мгновенно разобраться во всем очень непросто.

Тем не менее, детальный анализ позволяет прийти к очень интересным выводам.

Манера взаимодействия: Оскар и волшебницы. Подмена поощряемого правильного поведения на поощряемое неправильное.

Исходя из завязки истории, мы ожидаем от Оскара Диггса, что он сделает что-то великое и станет лучше, как он пообещал Богу из корзинки воздушного шара. Первый человек, который встречается ему в волшебной стране – Теодора. Она хоть и волшебница, но для Оза объект до боли знакомый по практике в Канзасе – наивная женщина, которую «никто никогда не приглашал потанцевать». Эта любовная линия с сексуальным подтекстом, адаптированная для рейтинга 12+, включается очень резко и неожиданно, с нахрапа. Почти рефлексивно герой извлекает перед Теодорой подарок – музыкальную шкатулку – безотказный трюк для соблазнения женщин, использованный много раз.

По логике фильма мы видим, с одной стороны то, что главный герой бабник (на черно-белую часть фильма у Диггса насчитываются связи с 4 женщинами) это непоощрительно – в результате своих похождений он оказывается в воронке урагана (в воздушный шар его загоняет циркач, чью девушку/жену Оз уже соблазнил фирменным способом). К тому же нам демонстрируют, что есть девушка, Энни, к которой он испытывает какие-то чувства, приближенные к любви. И у него есть шанс изменить свое поведение, ему нужно это сделать, ведь героиня ждала от него предложения и не получила по не совсем благовидным и не совсем ясным причинам.

Но с другой стороны встретив первую девушку в волшебной стране, Оскар получает недвусмысленный «зеленый свет» к своим поведенческим пик-ап установкам. Теодора податливо и стремительно попадает в жертвы соблазнения. В том, как это происходит, нет и ни намека на то, что Оз должен повести себя по-другому. В сцене у костра с томным взором героиня начинает инициативно раздеваться, распускать заколотые волосы – подавать любовные сигналы. Главный герой – казанова, но здесь мы не можем сказать, что он соблазнил невинную барышню, обманул её. Ведь в сцене у костра Оскар получает одобрительный сигнал к своему поведению от самой девушки.

Т.е. вначале зрителю говорят, что образ жизни соблазнителя неправильный, безнравственный и т.д. Далее герою дается шанс на исправление. Но вот в мгновение ока герой соблазняет свой очередной объект абсолютно аналогично тому, как это делалось им дома в Канзасе, с той же самой музыкальной шкатулкой «погибшей бабушки из Иркутска». И с согласием и инициативой самой «соблазняемой». Зрителю говорят, что быть любовным аферистом это плохо, но главный герой помещается в то пространство, в ту ситуацию, где его установки продолжают функционировать тем же образом и подтверждены средой действия. Это идейная подмена поощряемого правильного поведения на поощряемое неправильное.

Вскоре встретившись со второй героиней – волшебницей Эванорой – Оскар идет тем же маршрутом очарования и соблазнения, продолжая насаждать и утверждать свое влияние, но уже в форме легкого флирта. Становится ясно, что и эта героиня готова воспринимать такую форму взаимодействия. Кокетливо: «Сестра, он мне нравится!..» (с) Оскар мило флиртует со второй сестрой в присутствии уже соблазненной первой, показывая, что ему нужно его величие и признание любой ценой, и он будет обхаживать кого угодно, если ему дадут трон и золото.

С последней из сестер Глиндой взаимоотношения также идут по заданному маршруту. И героиня также готова принимать данную форму взаимодействия: соблазнение, флирт и т.д.

Три волшебницы, так или иначе, все романтически «обработаны», каждая в своей позволительной обстоятельствам форме. В итоге отношения между персонажами выглядят очень запутанными и неоднозначными. Оскар покоряет даму и отбрасывает, переходя к следующей. На протяжении картины нет какого-либо качественного изменения в методах, которыми герой взаимодействует. Эта манера героя сохраняется до самого финала фильма, не вызывая какого-либо сюжетного наказания (к примеру, за брошенную Теодору).

Антигерой = Герой. Зачем исправлять себя, если можно сменить условия на подходящие…

Из тех шагов, которыми главный герой поэтапно добивается позитивного финала, «величия и ужасности», можно сделать вывод, что диснеевская идейная подмена, включающая и уже упомянутое нами одобрение неправильного НЕнравственного поведения, в том, что главному герою вообще не нужно ничего исправлять в себе.

Становиться хорошим – это плохо, говорят создатели. Да, отрицательность главного героя продемонстрирована зрителю, да, как бы делается признание о том, что «Я стану лучше! Пощадите! Я стану великим!», делается фиктивный реверанс в сторону превращения антигероя в героя – что должно произойти по ожиданию от заявленного положения дел. Ведь это сказка, в сказках мораль – главная составляющая, и бабнику и корыстолюбивцу здесь не место, зло не должно побеждать. Но герой попадает в такое пространство, где все элементы намеренно очень запутаны, и пока зритель разбирается (или нет), пока оценивает продвинутую анимацию и 3D эффекты, за событийной канвой и всем этим расслоением необходимость личностного прогресса героя отходит на десятый план, замыливается. К финалу никакого нравственного преображения героя нет, оно не прослеживается по событиям. Настоящего величия также не демонстрируется. Однако герой получает и трон, и признание, и хэппи енд.

Вся эта концепция поддерживается тем, что главный герой помещен именно в те условия, в которых ему комфортно разворачивать свою деятельность привычными способами – взамен Канзаса, где его установки приносили неудовлетворенность и разочарование. Эти условия – странная волшебная страна со странными волшебницами и странными ситуациями. Пути исправления у главного героя банально нет, потому что в данных условиях в них нет нужды.

В конце создателями вводится эпизод дарения Озом подарков, как закрепление превращения анти-героя в героя, но это больше дань фабуле, когда зритель должен увидеть развязку и прогресс. Качественных предпосылок этим подаркам нет, поскольку не наблюдается сам «рост» героя, который мог бы повлиять на его действия. Это делает сцену несущественной.

Здесь мы получаем ложную мораль и ценностную установку: зачем исправлять себя, если можно просто сменить условия на подходящие, на готовые принять тебя таким, какой ты есть, где можно малыми усилиями добиться самого заветного. Это вытягивает, наверное, самый базовый слой ценностной системы – продвижение тем самым эскапизма (индивидуалистическо-примиренческое стремление личности уйти от действительности в мир иллюзий, фантазий).

Эскапизм: Есть проблемы? Чтобы решить их, нужно просто уйти от них

Пропаганда эскапизма прослеживается во многом, начиная от слогана «Find yourself inOz» – «Найди себя в Оз» (в показанном герое и в показанном пространстве); использованием изображения первоначальной реальности в черно-белом цвете и формате 3:4, а волшебный (эскапистский) мир в гипер-ярких цветах и широкоэкранном формате; в черно-белой реальности Оскар сталкивается с собственными недостатками, с неспособностью помочь, неспособностью понести ответственность, неспособностью к заботе о ком-то и быть просто достойным Человеком. Иллюзорный мир предлагает достижения без каких-либо особых усилий к тому, чтобы становиться лучше: предлагает доступных женщин, отсутствие конкурентов (в фильме нет ни одного мужчины, равного Оскару по уровню), готовность окружающих к обману, детей из фарфора, которых можно «чинить»¸помощника, которого можно безнаказанно обзывать обезьяной, потому что он ею и является. А использованные женщины (Теодора, Эванора) просто дурнеют и ретируются навсегда. И никаких ревнивцев-циркачей, готовых сломать герою шею за его дела. Иллюзорный мир – полностью то, что нужно герою.

Более того, Оскар попадает не просто в подходящий мир – он попадает в мир, где он фактически мессия. Глинда говорит, жителям страны необязательно знать, что он ненастоящий волшебник. Если он может заставить их поверить в это, то он уже тот, кто нужен. Или иначе говоря, «пожалуйста, нам нужен твой обман, мы хотим быть обманутыми тобой». Его ждали с любыми его недостатками. Он принимается этой своеобразной иллюзорной средой.

Мы видим, что в стране Оз вводятся дубли ключевых героев из Канзаса (каждую пару играет один и тот же актер) : девушка Энни/волшебница Глинда, помощник по сцене/обезьянка Финли, зрительница в инвалидной коляске/Фарфоровая девочка. Этот ход парных героев поддерживает тематику эскапизма.

cennostnoe-programmirovanie-v-filme-oz-velikij-i-uzhasnyj-8

cennostnoe-programmirovanie-v-filme-oz-velikij-i-uzhasnyj-9

cennostnoe-programmirovanie-v-filme-oz-velikij-i-uzhasnyj-10

В мире иллюзий и проблемы иллюзорны, и у Оза есть возможность исправить такую «мелочь» как невозможность ходить у девочки. Потому что девочка неживая. Он просто приклеивает на место ее фарфоровые ноги, которые были отломлены от фарфорового кукольного тела. Своего канзасского помощника Оскар обзывал глупой обезьяной, а в волшебной стране помощник действительно становится обезьяной, поэтому чего с ним церемониться. Пусть весь фильм таскает чемодан, в два раза больший, чем он сам. Это ненавязчивое подкрепление эскапизма для зрителя. Есть проблемы? Чтобы решить их, нужно просто уйти от них в некое «волшебное пространство», которое поддержит неспособность реально помочь инвалиду или неспособность уважать друга. Уточню, что в современной жизни вариантов «ухода» от действительности море, поэтому не стоит отмахиваться от идей, которые навязывает детям Дисней, не стоит недооценивать эти манипуляции. Помещенное на подходящую почву это дает плоды.

Что касается Глинды, в реальности Оскар не нашел в себе силы вступить в серьезные отношения, где ему пришлось бы столкнуться с так нелюбимой им ответственностью, здесь же аналогичная девушка берет ответственность за него. Она истинный предводитель затеянной аферы. Благодаря ей он получает трон, богатство и т.д.

Дисней показывает радостную Империю обмана, внутри которой пустота. Вспомним, что ценностная логика фильма пропускает Оза через «фильтр доброты» Глинды – волшебную стену, которую могут преодолевать только добрые души. Т.е. Оз со всеми его мотивациями, поступками соответствует стандартам доброты в этом фильме.

Аферизм как поощряемый образ жизни, или «все средства хороши»

Главный герой получает в волшебном мире зеленый свет любой махинации, которая сможет получить результатом водворение Глинды во главе страны. Иначе говоря: все средства хороши.

Здесь стоит рассказать о Томасе Эдисоне, культовой фигуре в США, который обозначается как идеал Оскара Диггса. По сведению некоторых исследователей прототипом Волшебника Изумрудного города писателю Лаймену Фрэнку Баумупослужил как раз Эдисон.  Жизненный опыт изобретателя хорошо прослеживается в «Озе: великом и ужасном».

На родине фигура Томаса Эдисона подается с ореолом национальной гордости и во флере блестящей, титанической гениальности. Эдисон стал рекордсменом по зарегистрированным патентам на технические устройства в США, не обладая при этом классическим научным образованием, но имея тягу к прикладной науке, достаточно энергии и фантазии. В его заслугах: электроэнергетические системы, звукозапись, кинематограф и многое другое. Считается, что без него цивилизация, как она есть сейчас, была бы совсем иной.

Если обратиться к методам, которыми он действовал, и целям, которыми руководствовался, можно лучше понять, что это был за человек.

Эдисон никогда не был ученым в классическом понимании и сам это подтверждал. Он называл себя изобретателем, новатором, промышленником, но никогда – ученым. В начале своего пути он получил образование и работу телеграфиста, извлекал научные знания из разных книг и источников. Эдисон был трудолюбивым энтузиастом в век техническо-промышленной революции и был остро нацелен на коммерческий успех. То, что помогло ему серьезно продвинуться – тактика улучшений.

Он был ближе к общественности, чем ученые мужи, совершающие открытия в высоком мире науки, и инициативно занял очень многообещающее место посредника между наукой и миром потребления. Эдисон, используя свои немногочисленные практические знания, усовершенствовал сотни устройств, которые были созданы не им. Было ли это этично? Взять в работу чужое изобретение, поменять в нем деталь на более подходящую, зарегистрировать патент и получать аплодисменты от довольной новым удобством общественности. Такой принцип был базисом его изобретательского пути, и, регистрируя новое изобретение (одна новая деталь делала старое изобретение новым), Эдисон не преследовался законом. Изобретатель хотел коммерческого успеха и призвания любой подходящей ценой, и он его получал.

Вполне улавливается аналогия Оскара Диггса с Томасом Эдисоном – главное это цель, средства второстепенны. И, как говорит главный персонаж «Оза: великого и ужасного», ложь – «это камни, из которых выложена дорога к величию».

Поднявшись финансово на усовершенствованиях, Томас Эдисон открыл свою лабораторию, нанял подходящих людей, на интеллектуальные ресурсы которых мог бесконечно опираться в своей работе, активно сотрудничал с прессой и общественностью и поддерживал свой позитивный имидж Волшебника из Менло-Парк(так называлось место, где находилась его лаборатория), демонстрирующего необычайные чудеса. К тому моменту в США уже заняли свои важные позиции феномены шоу, имиджа и PR, и изобретатель это широко использовал. Эдисон был процветающим предприимчивым бизнесменом, фактически он создал коммерческий рынок изобретений, приносящий огромные прибыли.

Это и была его «волшебная страна». Страна иллюзий. В те времена каждое нововведение, особенно поданное с соответствующим шоу, было чудом. Люди часто любили новое именно за его новизну. Любое, даже самое маленькое изобретение представлялось Эдисоном прессе прогрессивнейшим и возносящим цивилизацию на совершенно иной уровень. То, как представлялось это Бауму, мы видим в иронии «Волшебника Изумрудного города», где жители носят зеленые очки, чтобы восхищаться величием города, построенного якобы из изумрудов, а на троне восседает Великий Обманщик с богатствами и властью, прячущийся за шоу и боящийся попасться на глаза настоящим волшебницам.

Эдисон был великим обманщиком, выстроившим свою волшебную страну на научных достижениях, которые как мог выхватывал у настоящих ученых. Он сформировал свое величие и могущество из рекордного количества патентов и из яркого шоу.

В отличие от фильмов, где причинно-следственные связи определяются создателями сюжета, в жизни приходится отвечать за свои действия. Деятельность Эдисона была очень противоречивой, далекой от этики. Да, он был полезен обществу, но находясь и действуя все же в научной сфере, как ученый он мало что из себя представлял. Он был бизнесменом.

Интересно, как жизнь заставила Эдисона обратиться наконец к своей слабости, заключающейся в необразованности и отрицании этики. Получив сильного конкурента от мира науки в лице Николы Тесла, который в отличие от него был необыкновенно умен, образован и воспитан, Эдисон пустился во все тяжкие. Почувствовав опасность конкуренции, он активно устраивал PR-кампании по очернению разработок Теслы, публично убивал животных переменным током, использование которого вместо постоянного тока отстаивал Тесла (хотя опасность тока заключалась не в его типе,  в силе воздействия на объект), потом сделал электрический стул на основе того же переменного тока. Пропаганда проводилась под идеей, что переменный ток Теслы чудовищно опасен. Пока Никола Тесла жил в мире науки, делал феноменальные открытия, Эдисон находился в мире бизнеса и хотел сохранить свое коммерческое первенство. Только представте, ведь по сути Эдисон использовал убийства как PR-инструмент! Для него коммерческие цели оправдывали любые используемые средства. Таков прототип Великого и Ужасного Оза.

Все это нашло отражение в фильме Диснея, где культивируются методы Эдисона, поощряется оправдание средств целями в обход этики, использование в жизни шоу-постулатов и имиджа, когда можно казаться, а не быть, заимствование идей и т.д.

Томас Эдисон и Оскар Диггс оба псевдоволшебники. Это интересный феномен, но как продвигаемая модель для подражания – тупиковый путь. Ведь подмена и в том, каким показан мир в этой сказке, не только одобряющий такую роль, но и находящий ей место во главе угла.

Ценности и антиценности: взаимопроникновение добра и зла, вера равняется обману

cennostnoe-programmirovanie-v-filme-oz-velikij-i-uzhasnyj-11

В фильме широко и повсеместно подменяются и смешиваются понятия добра и зла.

Это хорошо видно на примере сестер. Сначала Эванора (Рейчел Вайс) говорит, что она хорошая, а Глинда (Мишель Уильямс) плохая. Потом Глинда говорит, что она хорошая, а Эванора плохая. Теодора (Мила Кунис) сначала хорошая, а потом становится плохой. С тем, что они все красивы и привлекательны (не считая, конечно, окончательных версий Эваноры и Теодоры, лишившихся в итоге красоты), у зрителя фиксируется установка взаимопроникновения и смешения понятия добра и зла. В этом фильме все главные герои – и сестры, и Оз – успевают побыть и хорошими, и плохими. Зрителя-ребенка или подростка это путает в установке оценочного критерия того или иного персонажа. Внешняя привлекательность героев так или иначе дает перекос в сторону положительности всех героев, даже при их реальной отрицательности.

Также вспомним, как Оскар говорит в начале, что не хочет быть хорошим, а хочет быть великим. Слова произносятся так, якобы понятия добра и величия разнятся. На одной стороне – величие, Эдисон, Гудинни, а на другой стороне – доброта, отец Оскара, работавший всю жизнь фермером, жители Канзаса, ведущие добродетельную семейную жизнь. В реальности величие и положительность (или доброта) не противоречат друг другу. Добрый и хороший человек может быть и великим, величие в его истинном понимании не отрицает положительность человека. Здесь положительность и доброта это как бы «скучно». Герой не хочет жениться на доброй девушке, честно зарабатывать на жизнь и т.д. Это скучно, плохо. Он хочет величия (которое для него по факту равняется власти и деньгам).

Посмотрим, что продвигается любовной линией Оскара и Теодоры и ее последующим перевоплощением. Мы видим, что вера и любовь Теодоры не приводят ни к чему хорошему. Двое, Оскар и Эванора, использовали Теодору в своих играх, Глинда не предприняла никаких действий, чтобы вытащить сестру из-под пагубного влияния и давления Эваноры (*она говорит просто «я не могла противостоять Эваноре», что это точно значит неизвестно, ведь в конце она своими собственными силами одержала победу в бою 1-на-1). В итоге Теодора пропадает в мире «серьезных» дел, связанных с властью и деньгами.

Ввиду наивности героиня становится изгоем, а добродетели, которыми она обладает (способность любить, вера, воодушевленность), не дают ей никакого преимущества в ценностной логике фильма. Создателями не вводится сцен отмщения за то, что произошло с Теодорой. Вкупе это показывает зрителю модель поведения, которую нужно избегать – чтобы не стать злой, уродливой, отброшенной из общества нельзя быть доброй, любящей, верящей, надеющейся и т.д.

Важные добродетели категорично подведены под отрицание.

Вспомним тогда то, что Оскар как человек подтверждается в своей положительности тем, что он достигает успеха в этой истории. Злое становится добрым, а доброе злым.

На протяжении фильма нас также постоянно возвращают к понятию веры, оно упоминается очень часто. Вера – одна из основных тем, вокруг которых вращается сюжет. Главный герой сталкивается с тем фактом, что люди волшебной страны нуждаются в определенном объекте для веры. «У них сейчас тяжелые времена», – говорит Глинда. – «Ты можешь заставить их поверить?» Посредством шоу, сплавленным из  технологий и фокусов, Оскар становится тем, в кого «верят». То, что он «ненастоящий» отходит в разряд несущественного. Главным становится то, что он МОЖЕТ казаться настоящим, МОЖЕТ вызывать веру.

В реальности вера очень сложное, тонкое понятие. Дисней же снижает веру до чего-то прагматичного, что с одной стороны режиссируется, собирается по частям и разыгрывается на сцене, а со стороны воспринимающей стороны потребительски поглощается (установка людей в волшебной стране: Мы готовы в тебя поверить!). Т.е. создатели говорят своим сюжетом, что оборотная сторона веры – обман.

Говоря, что вера это лишь атрибут шоу-бизнеса, фильм настойчиво подводит к тому, что мир с готовностью принимает хорошо поставленную фальшь и имитацию. Иначе говоря, нужно быть эффектно ненастоящим и тогда тебя примут, тогда возникнет ВЕРА. Везде здесь вера изображается в связке с обманом.

Глинда говорит о Эваноре: «Она заставила всех поверить, что это я убила отца». Т.е. тот, кто успешно заставляет «поверить»/тот, кто хорошо обманывает, тот и получает власть и награды.

В фильме обман приводит к власти, богатству, любви, исполнению всех желаний.

Модели поведения: мужчины, женщины, социум

В статье уже упоминалось о том, как главный герой взаимодействует с главными героинями, в целом это продвигает характерные модели/стандарты поведения для женщины и мужчины и общую философию норм социального взаимодействия, адресованные подрастающему поколению.

Мужчина представлен в одном экземпляре. Социально он утверждается и за счет использования женщин, и за счет того, что сам готов быть «марионеткой», орудием  наиболее подкованной в ситуации женщины. Вначале в черно-белой «реальной» части фильма линией Энни-Оскар задается тема серьезных отношений, тема брака по любви, который Оскару не подходит из-за то, что ему нужно некое величие. Итогом этой темы становится то, что в волшебном мире главный герой выбирает ту из дам, с помощью которой вероятнее всего достижение власти и могущества.

Т.е. фильм подводит к выводу, что серьезные отношения на основе чувств – это неправильно, а серьезные отношения на основе возможности получения денег это хорошо. Продвигается расчет в браке вместо любви.

Женские типажи представлены в виде трех сестер Теодоры, Эваноры и Глинды. Отношения между сестрами сложные. На том уровне, как они представлены зрителю, в них трудно разобраться. Отца сестер убила Эванора, чтобы захватить трон. Она же «вербовала» наивную сестру Теодору в интриге, где главной злодейкой была выставлена Глинда. Изображается, что женщины, даже родные друг другу по крови, как здесь – это конкуренты. Нужно воевать друг с другом, побеждать, подавлять и т.д. Также проводится мысль, что женщина должна действовать не своими руками, обязательны пешки, интриги, манипулирование, управление мужчиной – независимо от характера стороны добро/зло.

Глинда и Эванора, две противоборствующие сестры, совершенно идентичны. Обе претендуют на трон. Обе выхватывают появившегося в их поле влияния мужчину и направляют его действия, обещая «золото, кубок и рубины». И добрая сестра, и злая используют одни и те же инструменты. Тем самым  зрителю дается понять, как правильно должна действовать женщина, нацеленная на успешность в жизни. Единственный женский персонаж, который чистосердечен в своих проявлениях, не манипулирует, не играет в шахматы людьми, – это Теодора – и она в итоге остается не у дел. Зрительница, принимающая происходящее на экране, конечно же, не хочет судьбы брошенной, злой, уродливой женщины с разбитым сердцем, в которую превращает Теодору ее искренность.

В качестве закрепления позитивности утверждаемых моделей поведения зрителю в финале показан успех Оскара и Глинды.

Для детей и подростков персонажи сказок также способны вызвать симпатии благодаря тому, что они представляют собой визуально. Оскар красив и обаятелен. Глинда подается акцентировано мудрой и хорошей, это передается через ее статность, размеренность речи, через преобладание светлых тонов во внешнем образе.

Манипуляции в кино очень часто проносятся под покровом красоты. Чувственное восприятие оставляет за бортом рационализм. Красивые лица, красивые одежды, красивые спец-эффекты становятся первостепенными – если это красиво, то это якобы хорошо. Зритель-подросток не будет разбираться, глубоко анализировать информацию, когда визуально все так гладко и приятно, но вся эта информация, сохранившись в подсознании, повлияет на его дальнейшее поведение.

Дискредитация роли семьи: отрицание родителей, вражда между родными

Враждой родных сестер, убийством Эваноры отца, неуважением Оскара своего отца-фермера, а также его нежеланием создавать семью с хорошей, доброй девушкой, растить детей и т.д. проводится ненавязчивый подрыв роли семьи.

Главному герою претит жить, как жил его отец. Более того, в его словах об отце заключено неуважение на грани с презрением. Отец главного героя, всю жизнь работавший на земле, получает ничтожную оценку от своего сына.

Это второй диснеевский продукт, который я разбираю (первым был м/ф «Покахонтас» 1995 г.), и в обеих сказках утверждается настойчивая мысль отрицания отца. Для Диснея это важно, поскольку если отрицается САМЫЙ ВАЖНЫЙ в жизни авторитет – собственный отец, который дал жизнь – это значит, что человек отрывается от корней, от собственной истории и готов отдать место авторитета кому-то/чему-то другому.

Со стороны дающих информационный продукт проще проводить любое идейное инфицирование, если для человека расшатаны такие важные показатели, как родные отец и мать, государство, история (своего рода базисные показатели, фундамент и защита, та точка, откуда мы идем и на что опираемся).

Помимо отрицания роли отца, также и в «Озе», и в «Покахонтас» нигде не видно матерей в каких-либо формах. В «Покахонтас» мать умерла и замещается вводящим в заблуждение персонажем, в «Озе» судьба матерей героев неизвестна, зато есть сестры, которые открыто враждуют. Идея подрыва роли семьи в жизни человека очевидна как минимум в двух диснеевских продуктах.

Это довольно опасная пропаганда, опасная идейная кампания. Но, конечно, нужны подтверждения в большем количестве.

Подведем итог:

Представить только, если посмотревшие фильм дети и подростки примут выявленные здесь “уроки” на практику – даже только отчасти, и, достигнув молодости, будут великими обманщиками, гордящимися своими недостатками, живущими аферами ради денег, низко и потребительски относящиеся к людям вокруг и т.д., то сколько всего «хорошего» они натворят и с каким разочарованием столкнутся в итоге после жизненных ошибок.

То, что обнадеживает: фильм объективно очень слабо сделан. В сети достаточное количество негативных оценок и в части смыслового содержания, и в части технического качества, и в части режиссуры и игры актеров. Идейное “заражение” глобально не удалось, и это, конечно же, радует.

Что касается веры… Лично я верю в то, что каждый человек обладает особым внутренним ценностным “компасом”, который несмотря ни на что дает сигналы о том, что правильно, а что нет. И даже живя с деструктивными ориентирами, человек все равно глубоко внутри чувствует, что он ошибается, не соответствует своему истинному “компасу”, а если и не слушает внутренний голос или обманывает сам себя, то среда жизни (какая она есть на самом деле, а не в этом фильме) покажет ему его ошибки и, возможно, не самыми мягкими способами, и уже тогда человек поменяется к лучшему…

Исходя из этого, большой ущерб в том, что такие сказки с их уроками отнимают время у ребенка, воспринявшего ошибочные идеи.  Сначала время тратится на ошибку, а потом потребуется время на исправление ложных установок. А между ошибкой и исправлением могут быть потери и больше…

И огромная проблема: многим взрослым кажется, что если в фильме есть что-то забавное вроде летающей обезьянки или есть красивые фоны, водопады, волшебные города, то это непременно рассчитано на ребенка. Взрослый говорит: “Глупость какая-то, ну, ребёнку самое то! Пусть смотрит”. Так и предполагается создателями подобных продуктов, что люди не будут углубляться… А тем временем посаженный перед экраном ребенок впитает кучу “мусора”…

Людям не всегда свойственно углубляться, особенно в нынешней динамике жизни, и это огромная проблема… Пробел, которым пользуется эта “индустрия”, сегодня насаждающая идею эскапизма, а завтра продающая вам какой-нибудь новомодный наркотик, что уже отлично согласуется с вашей философией. Утрировано, но все же очень близко к тому, что происходит.

Насилие: Отсутствие откровенных сцен насилия, однако много тревожных сцен в стиле фильмов ужасов, адресующих к насилию опосредованно: резкие появления в кадре опасных персонажей – часто повторяющийся ход (обломки в сцене торнадо, сцена появления летающих бабуинов, растения с горящими глазами в сцене на кладбище и др.) Разрушенный фарфоровый город и фарфоровая кукла со сломанными ногами – как отсылки к насилию. В финале Глинду пытают через магию, напоминающую электрические разряды. События, ведущие к обезображиванию двух героинь.

Секс: Главный герой имеет типаж казановы. По ходу сюжета у него насчитывается 6 любовных связей с разными женщинами (фактически наблюдаемые и подразумеваемые). Очевидный сексуальный подтекст в нескольких сценах (сцена Оз и Теодора у костра, сцена разговора между Теодорой и Эванорой, где Эванора описывает свою связь с волшебником). В целом фильмом продвигается модель «легких» отношений.

Наркотики: Нет откровенного изображения наркотиков, однако фильм пропагандирует эскапистское поведение (уход от действительности и жизненных проблем в вымышленный, придуманный мир), что является аналогичным действию наркотических средств.

Мораль: Поощрение безнравственного поведения, поощрение эскапизма и ухода от ответственности, поощрение установки «все средства хороши»/«цель оправдывает средства», утверждение доброты и положительности как чего-то скучного, противоречащего успеху и самореализации, утверждение веры как явления, за которым скрывается хорошо поставленный обман (степень веры других людей равняется качеству проделанной на их оценку манипуляции), подрыв роли семьи (отрицание родителей, вражда между родными), поощрение взаимоотношений, основанных на выгоде и манипулировании.

Источник

12345  4.6 / 10 гол.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь

Нет комментариев

 

СССР

Достойное

  • неделя
  • месяц
  • год
  • век

Наша команда

Двигатель

Комментарии

Олег Низамов
15 апреля в 17:41 4
Вальтер Железный
14 апреля в 00:04 3
Вальтер Железный
13 апреля в 23:45 5
СБ СССР
2 апреля в 19:42 1
СБ СССР
20 марта в 20:56 14
Агафонов
15 марта в 16:02 26
Александр Суворов
14 марта в 18:05 5
Александр Суворов
14 марта в 17:03 3
Агафонов
13 марта в 20:12 26
Александр Суворов
12 марта в 20:11 3
Емеля
10 марта в 21:38 3
Александр Суворов
10 марта в 18:12 2
Александр Суворов
10 марта в 16:28 3
Александр Суворов
9 марта в 16:35 1
Агафонов
8 марта в 19:16 7

Лента

Не от Емельяна ли потоп?
Статья| 15 апреля в 21:19
Дом, разделившийся в себе.
Видео| 15 апреля в 13:29
Рубанул боярин так рубанул!
Статья| 9 апреля в 21:40
Взаимоотношения с Жизнью
Статья| 2 апреля в 09:35
Терроризм и теория единого поля
Статья| 27 марта в 14:10
О чём поют финансы ? Часть 2.
Видео| 20 марта в 20:00
Марш, марш отсюда, русские?!
Статья| 20 марта в 12:21
О чём поют финансы?
Видео| 15 марта в 22:27
Секреты Геральдики
Статья| 9 марта в 16:26
Большие игры в мере и вне её
Аналитика| 9 марта в 10:50
Троица и тяга взаимная
Статья| 7 марта в 08:31

Двигатель

Опрос

В войне ХАМАС с Израилем вы на стороне ...

Информация

На банных процедурах
Сейчас на сайте

Популярное

 


© 2010-2024 'Емеля'    © Первая концептуальная сеть 'Планета-КОБ'. При перепечатке материалов сайта активная ссылка на planet-kob.ru обязательна
Текущий момент с позиции Концепции общественной безопасности (КОБ) и Достаточно общей теории управления (ДОТУ). Книги и аналитика Внутреннего предиктора (ВП СССР). Лекции и интервью: В.М.Зазнобин, В.А.Ефимов, М.В.Величко.